Моя Россия - продолжение 22

С колчаковским наступлением начала марта 1919 года в военный госпиталь стали поступать все больше тяжело раненных бойцов измотанной Красной Армии. Коек в переполненных палатах на всех не хватало. Длинные коридоры второго этажа были забиты до отказа кроватями с идущими на поправку больными, а большой зал реабилитационного центра был отдан под процедурную. Там осуществлялись сложные перевязки и обработки антисептиками инфицированных стафилококком обширных ран, запах пота и гниения плоти преобладал над эфирным и ксероформным букетом, поэтому, с непривычки, уже после первого часа работы на новом месте, у Марфы пошла кругом голова. Опытная сестра милосердия посоветовала ей подышать солями нашатыря и чаще выходить на свежий воздух. Это помогло пройти первые три дня тяжелейшего испытания, лишь на четвертый, кое-как, свыклась. 

Вскоре титулованный профессор вспомнил о своей красивой подопечной и стал обучать Марфу Петровну (так он ее величал) премудростям работы ассистента хирурга, начав с основ, но и рекомендовав почитать дома нужную медицинскую литературу. Она понимала, что хирургом ей никогда не стать, даже если удастся закончить когда-нибудь медицинский факультет, но быть хорошим помощником доброму эскулапу - очень хотелось, от его сноровки, теоретических и практических знаний, зависел успех почти каждой второй сложной операции в госпитале.

Говорят, главная задача ассистентов - не мешать, лучшие из них "делают операции руками хирургов". Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине Эмиль Теодор Кохер, как-то, сказал: "Резекция желудка? Да её сделает мой кучер! Правда, если я буду ассистировать". Вот, примерно так же полагал и доктор Сперанский, пестуя свою любимицу. В конце-концов не боги горшки обжигали, а… богини, научилась она раны бинтовать, научится и скальпелем орудовать, как в свое время научился и он сам!


16 марта, при загадочных обстоятельствах, умер Яков Михайлович Свердлов*, председатель ВЦИК, второй человек в государстве, "пламенный революционер" и авторитетный "мозг партии". С его именем связаны: провозглашение советской России республикой, расстрел царской семьи, а также инициатива развязывания "красного террора". Официальная причина смерти - испанка**. Неофициальная – был избит бастующими рабочими железнодорожной станции Орел и скончался от полученных побоев. Подоплекой столь жесткой расправы над молодым лидером большевиков стало еврейское происхождение оного. Возмущенные граждане посчитали, что это позорит революцию и разжигает антисемитские страсти***.

Как бы там ни было, похороны видного политического и государственного деятеля новой России состоялись 18 марта 1919 года, у Кремлевской стены, с большой помпой. На его торжественном погребении Ленин скорбно произнес: "Мы опустили в могилу пролетарского вождя, который больше всего сделал для организации рабочего класса, для его победы»****

В этом огромном скопище любопытствующих горожан, а также директивно согнанных служащих, военных и партийных работников, Марфа случайно встретилась лицом к лицу со своим давним знакомым… Геннадием Хагиным!

Он аж открыл рот от удивления, не зная что сказать, она тоже опешила - кругом скорбные лица, любое публичное проявление радости может обоим выйти боком. Так и стояли, как два дурака и только эхо траурного марша, надрывно затянутого духовым оркестром РККА, позволило им, наконец, сблизиться и протянуть друг другу руки…


                ( продолжение по ссылке)

http://www.proza.ru/2017/11/21/2190


* Янкель Мовшевич Свердлов

** испанский грипп

*** Похожую идею выдвигал историк Ю. Г. Фельштинский. По мнению ученого, к убийству Свердлова приложил руку и Владимир Ильич Ульянов (Ленин).
https://24smi.org/celebrity/5105-iakov-sverdlov.html

**** В 1994 году в бывшем архиве Политбюро ЦК КПСС было обнаружено письмо Генриха Ягоды к И.В. Сталину от 27 июля 1935 года. В нем нарком внутренних дел сообщал: на складе коменданта Кремля обнаружен личный сейф Я. М. Свердлова, который не вскрывался 16 лет, прошедшие со дня его смерти, и ключ от которого был утерян. Там оказались золотые монеты царской чеканки на астрономическую сумму, свыше семисот золотых изделий с драгоценными камнями, множество чистых бланков паспортов и заполненных паспортов на имя самого Свердлова и никому не известных лиц, облигации царского времени. Зачем и для каких целей хранил все это в личном сейфе «пламенный революционер», остается загадкой до сих пор.
Владимир Малышев, "Сейф Якова Свердлова"


Рецензии