Ступени времени. картина 10

          

                Глава семьи – глубокий старик Константинэ и его внук Саша, отец Инночки и
                Сашеньки, сидят на деревянной лавке под ветвистым деревом и ведут беседу –

Константинэ – Господь послал нам испытанияи наша, семья не выдержала – рассыпалась. Вначале Григол отпустил в
             Тбилиси Серго и Нуну (Нина) и ты его в этом поддержал, а затем ты разрешил остаться своим детям
             в Москве. Разве это дело?

Саша – Дедушка, ведь ты помнишь, как голодно было тут, в деревне. Потому-то отец и согласился на их отъезд.
       Зато теперь они дипломированные специалисты: один – экономист, а другая – врач-терапевт.

Константинэ – Врач это хорошо, я вижу, как почтительно относятся к ней наши сельчане. Но  она бывает здесь
              один раз в год - в свой отпуск. Разве она вернется сюда? Вряд ли. А экономист Серго? Тут у нас
              колхоз  разваливается, приехал бы поднимать, так нет – сидит в Тбилиси в какой-то конторе.

Саша – Дедушка, ты ведь понимаешь, что отдельному экономисту проблему вашего колхоза не решить.

Константинэ – Это так, но кто останется тут, в этом доме, на нашей земле?

Саша – Дедушка, все так быстро меняется. Ничего предугадать невозможно. Посмотри какая страшная война в
       Европе полыхает.

Константинэ – Да, времена изменились, раньше против моего слова никто бы не пошел. А теперь я вынужден 
              сидеть и смотреть  как все разваливается при внуках экономистах, врачах и инженерах. Наказание
              Господне.

Саша – Константинэ -батоно, ну зачем Вы так - вот с правнуками поиграйте, разве не хороши?
       Константинэ – Хороши то хороши, да больше для Тбилиси и Москвы. А они здесь нужны. Они ни слова по-
       грузински, я ни слова по-русски, как общаться?

Саша – По-грузински дети обязательно заговорят. Сашенька ещё будет читать лекции на грузинском, а Инночка на
       грузинском петь песни.      

Константинэ – Читать лекции в Тбилиси?

Саша – Ну, если откроют филиал института в Самтредиа, то и тут.

Константинэ – Путаешь ты Сашико, путаешь – тут не лекции читать надо, а за хозяйством смотреть.

Саша – На старости лет мы с Серго сюда вернемся, а в свое время и Сашенька свою старость коротать тут будет.

Константинэ – Сам то, хоть веришь тому, что говоришь?

Саша – Все так и будет, если Господь даст.

Константинэ – Твоими устами да мед пить. Господи помилуй, Господи помилуй наш грешный род.

                По двору гуляет несколько поросят и кур с петухом, и поэтому Анастасия
                предпочитает чтобы дети находились на балконе дома, а если и спускались во двор,
                то под надзором отца. Сейчас они, сидя на балконе с мамой, кушают черешню –

Саша – Детки, бегите к нам с дедушкой сюда!

Анастасия помогает детям спуститься по каменной лестнице без перил-

Анастасия – Сашенька держи сестру за руку и смотри под ноги.

                Саша идет детям навстречу и доводит до скамейки, где сидит   Константинэ. Тот
                гладит детишек по головкам и сажает на скамейку
               
Сашенька – А вчера этот дедушка лежал на этой скамейке и отгонял меня палкой.

Саша – Это он сквозь сон пытался палкой отогнать не тебя, а  подходящих к его скамейке кур и поросят.

Сашенька – Разве они могли его укусить?

Саша – Ну это вряд ли, но и услышать сквозь сон хрюканье или кудахтанье под ухом,  поверь мне – неприятно.

Сашенька – А я думал, он меня отгоняет. Вот второй дедушка нас любит, приносит нам белую и черную черешню и
           говорит, что это «бали».

Саша – Бали-это по-грузински означает черешню, а вишня, например,  называется «алубали».
       Константинэ – Григол очень рад внукам, наконец, дождался. Все ходит вокруг них и что-то бормочет под
       нос. А Садико тревожится – крестили ли вы их?

Саша – Да, отец придумал им какие-то нелепые прозвища – Пуцуцкия да Кукусия, дети просто шарахаются  от таких
       имен. А насчет крещения надо спросить у Насти.

Константинэ – Пусть бедный Григол порадуется, ведь скоро вы их увезете.

                А 22 июня  один из членов правления колхоза  был уполномочен оповестить
                население о вероломном нападении Германии на СССР. Сидя на лошади, он
                подъезжал к воротам каждой усадьбы и кричал –

Гонец – Германиам  омис  гамоуцхадеблад  шемоичра  чвен  териториазе да дилис  отх саатзе  дабомба  Киеви. ( Германия без объявления  войны вторглась на нашу территорию и в четыре часа утра  бомбила Киев)

                На столбах вдоль дороги  жители обнаруживали сообщение, в котором
                сообщалось, что с завтрашнего дня начинается мобилизация военнообязанных. 
                Их просят явиться в управление колхоза к 800 часам –

Анастасия – Саша! Какой ужас! Как нам теперь вернуться в Москву?

Саша – Настя, какая теперь Москва? Бомбили Киев, значить под угрозой и Москва. Самое безопасное место - это
       деревня, поэтому оставайся пока здесь, а мне нужно срочно вернуться в Тбилиси.

Анастасия – Саша! Что ты говоришь? Если тебя мобилизуют, мы застрянем здесь.

Саша – Настя, как я думаю застрять тебе с детьми все же лучше  у родственников мужа, чем неизвестно где и с
       кем. Мне 40 лет и в первую волну призыва я явно не попаду. Сегодня же повезти вас в Тбилиси нереально,
       так как на поезд с детьми не попасть – масса людей отправится сегодня в Тбилиси. Я же один хоть на
       подножке да доеду.

Анастасия – Я так боюсь тут остаться с детьми  без тебя. Тут нет никаких условий, даже электричества нет.

Саша – Понятно, но твердо обещаю, что через несколько дней вернусь за вами или, в крайнем случае, вас в
       Тбилиси привезет мой отец.

Анастасия – Бог милостив, я верю, что у тебя это получится.

                Когда Саша перед отъездом прощался с дедом, старый Константинэ сказал

Константинэ – Я не вижу причин так уж бояться немцев. В конце концов, именно немцы не дали туркам в двадцатые
              годы захватить всю Грузию и даже помогли  нам вернуть Батум.

Саша – Кажется, на этот раз они и сами не прочь захватить все до Урала и Каспия.

Константинэ – Весьма разумно с их стороны, нефть им ох как нужна.

                Через несколько дней Саше действительно удалось вернуться и забрать семейство в
                Тбилиси. В комнате, которую он занимает  в коммунальной  квартире, имеется диван,
                две кровати, стол со стульями, тумбочка  и небольшой шкаф  для одежды. Не успели
                войти, как звонок в дверь  –

Саша – Привет, сестра, хорошо, что заглянула. Идем, познакомлю тебя с детьми.

Нина – Сашико, я заскочила на минутку. Конечно, хочу повидать племянников и узнать чего у вас не хватает в
       хозяйстве, может поделюсь своим?

Саша – Тут в нашем распоряжении есть электрическая плита и керосинка. Имеется сковородка и пара кастрюль,
       есть кое-что и из посуды. Но идем к детям.

Нина – Анастасия, здравствуйте, рада, что вы все теперь здесь. Детки, идите ко мне, я ваша тетя. Я принесла
       вам немного яблок и слив. Кушайте на здоровье.

                Буквально через 15 минут Нина убежала, так как боялась опоздать на
                заседание мобилизационной комиссии -

Саша – Анастасия, в тумбочке все деньги, которые у нас есть. Наш завод переходит на выпуск военной продукции
       и в ближайшее время мне придется там дневать и ночевать. Домой заглядывать буду редко, в основном для
       передачи вам зарплаты.

Анастасия – Понятно! И устройство моё на работу, и устройство детей в детский сад, и покупка продуктов, и все
            ведение хозяйства целиком на мне. А что представляют  из себя наши соседи?

Саша – Почти патриархальная (правда  глава коммунист) армянская семья: отец работает в Управлении железной
       дороги,  мать – домохозяйка дореволюционного типа, двое сыновей, старший из которых  призывается в
       армию.

Анастасия – Как же мне быть с детьми, они у меня никогда не оставались дома одни.

Саша – Но наш сын уже настолько подрос и настолько серьезен, что на него вполне можно положиться.  Они и
       оставшись одни не пропадут.

                Нанес кратковременный визит и брат Саши – Серго. Вид у него был совершенно
                болезненный –беспокоила многолетняя язва желудка.

Серго – Здравствуйте!Извините, я на минутку, меня таскают по комиссиям для того чтобы дать отсрочку от
        призыва на какое-то время. Полную отбраковку не решаются оформить – вдруг я каким-то  чудом 
        выздоровею?  А это детям бади-буди.  Ну, я побежал.

Анастасия – Саша, я, кажется, не захватила из Москвы детские метрики, могут быть проблемы. Пожалуйста узнай,
            нет ли поблизости вашего  ведомственного детского сада, там могут пойти навстречу.

Саша – Ну на сына копия его свидетельства о рождении у меня есть, а вот на дочь…   Может быть попросить
       Константинэ, чтоб своим авторитетом уладил этот вопрос и задним числом  оформил её рождение в деревне?

Анастасия – Разве такое возможно?

Саша – А почему бы и нет – ребенок есть?  Есть! Нужна только  бумажка для детского сада.

Анастасия – И выйдет, что я рожала в вашей деревне? Как она хоть называется?

Саша – Деревня называется – «Квирикесубани», а название пошло от названия местного кладбища – «Квирике».

Анастасия – Уму непостижимо – выходит вначале образовалось кладбище?

Саша – Никогда не задавался этим вопросом, принимал как данность.

Анастасия – Саша, если ты ещё побудешь  дома минут 40, я успею сбегать в детский сад, находящийся на улице
            Крылова (бывшей Читаховской ) и в котором я когда-то вела музыкальные занятия. Вдруг да повезет и
            детей там примут, иначе просто не представляю, как я их оставлю для того чтоб сходить хотя бы на
            базар.

Саша – Ну на сегодня у вас есть припасы, привезенные из деревни, та же курица. А на улицу Крылова  давай
       сейчас же мы с детьми и отправимся.


                Они быстро собрались, прихватили метрику Сашеньки, которая хранилась у Саши
                в тумбочке, и все семейство отправилось на разведку в детский сад.
                Директором детского сада  была очень милая, интеллигентная женщина – Вера
                Ивановна Нодия. Она тут же стала оформлять прием детей, согласившись
                временно на одну Сашенькину метрику.

Вера Ивановна –Как я поняла, Вы, Анастасия Станиславовна, пока нигде не работаете, а у нас серьезно заболела
               и надолго выбыла из строя воспитательница старшей группы, в которую мы определяем Вашего сына.
               Хочу предложить Вам временную работу воспитательницей. Соглашайтесь.

Анастасия – (уже выйдя из детского сада) Нам сказочно повезло – и детей устроила и сама пристроилась.

Саша – Теперь и я могу вздохнуть спокойнее.  Да, чуть не забыл тебя предупредить – вечером,  прежде чем
       включать освещение, плотно закрывай ставни, чтоб не было щелей. Эта маскировка нужна на случай налета
       вражеской авиации.

Анастасия – Будет исполнено мой генерал!

Саша – Пока не генерал, но уже капитан.

Анастасия – Надо же, как быстро. А Бардзим, вероятно, не менее как майор.

Саша – Бери выше – чем ближе к большому начальству, тем более быстрый карьерный рост.

Анастасия – Если бы ты сказал «…чем ближе к фронту», выглядело бы красивее, а так – слышится зависть.

Саша – Это у кого какой слух. Мне не слышится.

                Когда они  дошли до дому, Саша расцеловал детей и жену -

Саша – Ну, извините, я побежал, иначе не сносить мне капитанской головы.

                На следующий день Анастасия со своими  детьми уже к 7.15 была в детском
                саду –

Вера Ивановна – Добрый день! Прекрасно! Анастасия, Вы тут с сыном в помещении старшей группы встречайте и
                знакомьтесь с воспитанниками этой группы, а по возможности и с их родителями. А Вашу дочурку
                я отведу в младшую группу и познакомлю с учительницей. С почасовым распорядком  дня для Вашей
                группы Вы можете ознакомиться на информационном стенде.

                В тот день в старшей группе собралось 12 человек. В определенное
                расписанием  время Анастасия вывела группу погулять во двор и тут группа
                разделилась на две части- девочки с увлечением стали играть в классики,
                а мальчики с громкими криками гонялись друг за другом. Саша же стоял в
                стороне, не принимая участия, так как не понимал смысла в их беготне. После
                прогулки, вернувшись в помещение, некоторые дети попросили попить воды.
                Анастасия детям не разрешила пить, при этом сама  немного выпила воды. -

Один из детей (Шурик) – Да, сами пьете, а нам не даёте!

Анастасия – Шурик, так непочтительно со взрослыми разговаривать нельзя. Ты и другие дети целый час бегали во
            дворе и поэтому вспотели, и если сейчас выпьете холодной воды, то простудите горло и можете
            заболеть, а я не бегала, и поэтому мне можно было попить воды, что я и сделала.

                Большинство детей это объяснение убедило в правоте учительницы, но Шурик
                остался недоволен. Вечером дома Анастасия стала расспрашивать детей, как
                они восприняли детский сад –

Анастасия – Саша, мне вот интересно, как ты считаешь – хорошо ли прошел день в саду? Понравились ли дети?
            Было ли интересно? Сытно ли кормили? Понравилась ли я, как педагог детям?

Сашенька – Из нашей группы мне понравились Эрик и Рима. Съесть-то я все съел, но не очень было вкусно.

Анастасия – Вот во дворе ты ни в чем не принимал участия, почему?

Сашенька – Девочки все прыгали, мальчики все бегали – неинтересно.
           Анастасия – Когда я спрашивала о том было ли тебе интересно, я имела в виду не только прогулку во
           дворе, но и игры и чтение книги  в группе.

Сашенька – Но ведь эту книжку я хорошо знаю и заметил, что ты, читая её, пропустила кусок, где с белого
           охотника индейцы сняли скальп.

Анастасия – Ну раз ты это заметил, значить я неплохо читала, и тебе было интересно.

Сашенька – Но ты же моя мама! А вот Шурик не слушал.

Анастасия – Шурик просто плохо воспитанный мальчик, а вот Эрик и Римочка, которые тебе понравились, дети из 
            интеллигентных семей. Рада, что ты это заметил.

Сашенька – Эрик просто очень ловкий, а Рима очень красивая.

Анастасия – А я-то думала, что тебе понравилось то, как они себя ведут.

Сашенька – А как они себя ведут? Просто не  злые и никого не обижают.
           Анастасия – Но и себя не дают в обиду?

Сашенька – Кто же их обидит – Эрик такой быстрый и ловкий, а Рима такая красивая, хоть и не совсем белая.

Анастасия – О таких людях говорят, что они смуглые. Большая часть  местного населения, если ты заметил,  люди смуглые.

Сашенька – На севере живут люди белые, на юге - смуглые, а в Африке - черные негры, я это знаю.

Анастасия – Ну,Бухнаин – ты просто молодец, добавь сюда краснокожих индейцев Америки и желтокожих китайцев и
            будет полный перечень существующих  человеческих рас.

                На те же вопросы Анастасии, на которые Саша давал ответы, Инночка 
                практически отвечать отказалась -

Инночка – Мне все не понравилось. И зачем ты согласилась быть в Сашиной группе, а не в моей? Поменяйся,
          пожалуйста!

Анастасия – Инночка, девочка моя, конечно, я бы хотела быть в твоей группе, но я  временно замещаю заболевшую
            воспитательницу той группы, в которой Саша, а твоя Таисия Николаевна жива и здорова, и перейти в
            твою группу, как бы мне не хотелось, не получится.
Инночка – А если Таисия Николаевна заболеет, ты перейдешь ко мне?

Анастасия – Мне очень не нравится такой разговор, выходит, ты можешь пожелать болезни своей учительнице, лишь
            бы я перешла в твою группу. Это гадко.

Инночка – Мамочка, извини. А нельзя, чтобы меня перевели в Сашину группу пока ты там?

Анастасия – Ох, поссоришь  ты меня с Верой Ивановной. Впрочем, хорошо, обещаю завтра на этот счет с ней переговорить.

                Вера Ивановна легко согласилась на этот вариант, благо заболевшая
                воспитательница как ей думалось со дня на день должна была выйти на работу -

Вера Ивановна – Анастасия Станиславовна, я не против, чтобы эти несколько дней Ваша дочь ходила в старшую
                группу, но не кажется ли Вам, что Вы идете на поводу у своей дочери  и этим её портите?

Анастасия – Вера Ивановна, вероятно, Вы правы, но извините мне мою маленькую слабость,  мне так жаль моих
            детей, которым так неожиданно пришлось менять налаженную жизнь и приспосабливаться к жестким
            условиям быта коммунальной квартиры. Благодарю Вас за разрешение.

                После того как с детским садом все устроилось, Анастасия стала навещать
                родственников и первым долгом Антона и Антонину –

Антон – Дорогая племянница, мы рады тому, что ты с детьми в это страшное время снова тут. Москву буквально
        каждый день бомбят. А то, что существует возможность на лето детей посылать в деревню, просто
        замечательно.

Анастасия – Григол и Садико – мои свекор и свекровь страшно им рады, и что важно там есть у детей возможность
            вдоволь поесть фрукты.  В Тбилиси нам это недоступно. А как Вы, Верочка, Ксения, Борис?

Антонина – Ксению ты скоро увидишь, она живет с нами. Сейчас пошла за сыном. Косте уже почти 12. Ее муж,
           Василий, был призван в армию и уже воюет. Он из семьи военных поселенцев, обосновавшихся ещё в
           царское время в горном поселении Манглиси.

Анастасия – Но ведь там, вроде бы, греческое поселение.

Антон – Да, живут там и греки.

Антонина – Верочкин муж тоже в действующей армии, а сыну Михаилу чуть больше 15-ти.

Антон – Боря сейчас находится в военном лагере для подготовки младшего командного состава, и его жена Васса
        остается с двумя сыновьями, старший из которых Алексей на год младше твоего сына, а младший,
        Владимир, на два года младше старшего.

Анастасия – Выходит у моей Инночки четверо троюродных братьев и ни одной сестры.

Антон – Мы и сами с Антоном  этим огорчены – ни одной внучки, но что поделаешь, Господь так распорядился.

Антонина – А когда-то наш Боря был окружен четырьмя сестрами.

                На лето 1942 года  Александр отвез детей в деревню к своим
                родителям и в тот же день ночным поездом отправился обратно в
                Тбилиси на завод.

Константинэ – Григол! Слышу я плохо и не могу разобрать, от чего исходит этот странный звук в небе?

Григол – Батоно Константинэ,  говорят,  что это уж который раз появляется над Самтредиа немецкий самолет-
         разведчик, все кружит и кружит над железнодорожным узлом, что-то высматривает.

                В деревенской кухне с земляным полом суматошно бегали и пищали
                двухдневные цыплята, похожие на шарики с ножками- спичками.

Сашенька – (путая грузинские слова с русскими) Бебиа, цицилеби такие чудные, гвинда  хелши взять, но их деда
            укусит да?

Садико – Не надо их брать в руки, они маленькие, слабые. Когда подрастут тогда да.

Инночка – Но я хочу сейчас.

Садико – Сейчас они слабые, поломаются. Надо подождать дней 15.

                Как-то незаметно подошел сентябрь 1942 года и почти все дети из
                старшей группы, включая Эрика Быченко, Котика Лионозова, Толю
                Томилина, Котика Мушигяна поступили в школу. Остались Шурик, Витя и
                Саша. Средняя группа стала старшей и они в нее влились. К этому
                времени,наконец, вернулась на работу и болеющая воспитательница,
                которая приняла вновь созданную младшую  группу, куда попала и
                Инночка. Анастасии пришлось искать новую работу. Александр (Саша
                старший) в очередной раз, появившись дома, спросил –

Александр – Дорогая, а почему Саша не поступил в школу, ведь имел право?

Анастасия – Дорогой, он и остаться в детском саду имел право. Большинство детей в группе, где он теперь
            находится, как и он, 1935 года рождения, и только несколько человек 1936-го.

Александр – Но ведь, чем раньше бы он окончил школу, тем было бы лучше.

Анастасия – Не знаю, чем это было бы лучше. Я считаю, что детский сад лучше чем школа, так как там, в отличие
            от школы, хоть как-то кормят!

Александр – Да, ты поступила правильно (вздохнул он). Войне конца  не видно.

                Как- то зимой в утренние часы над городом появился немецкий самолет и
                сбросил бомбу в районе железнодорожного вокзала. Бомба создала отменную
                воронку на привокзальной площади, но никто не пострадал. В городе стали
                более основательно завешивать окна.

Саша – Мама, Шурик говорит, что ещё одна бомба взорвалась в пригороде  на территории какого-то завода. А ещё
       Шурик научил меня высасывать мякоть из стручков рожкового дерева,  по вкусу напоминает мед. Шурик
       говорит, что это очень полезная мякоть, в ней много витаминов.

Анастасия – Не знаю, но думаю, сильных бомбардировок как в Москве тут не будет.
            А что ты говоришь о каких-то стручках? Откуда вы их берете?

Саша – Значит хорошо, что мы не в Москве, но за бабушку страшно. А стручки мы подбираем, когда гуляем с
       группой по двору.  После них чувствуешь себя сытым.

Анастасия – Не знаю, что тут может быть хорошего и чем все закончится. А со стручками надо разобраться, Шурик
            может ошибаться.

Саша – Война закончится нашей победой! А о стручках Шурик узнал от своей мамы, она у него работает
       фельдшерицей.

Анастасия – Да, да – все будет хорошо, только ты, ради Бога не потеряй карточки, когда я оставляю тебя стоять
            в очереди, мне не на кого больше опереться.

Саша – Я буду стараться, я буду тебе во всем помогать.

Анастасия – Да, да, я знаю, на тебя можно положиться - ты славный мальчик.

                Как–то раз, когда Александр заглянул домой для того, что бы
                передать Анастасии зарплату и Саша ещё не спал, он спросил у отца –

Саша – Папа, а что именно ты делаешь на своем заводе?

Александр – Как началась война, на нашем заводе организовали цеха, где стали делать автоматы и мины, а меня
            назначили в группу, которой  поручили проверять качество изготовления автоматов и мин.

Саша – Насчет проверки автоматов все понятно, вы просто из них стреляете, а как проверить мину, не взорвав
       её?

Александр – Действительно, мина не то что автомат, но можно проверить  её части, её компоненты от  которых
            зависит сила взрыва. Проверяем их химический состав и массу, и, конечно же, качество упаковки. А
            взрывом проверяется одна мина из изготовленной партии мин в несколько сот  штук.

Саша – Хотел бы я взглянуть на эти мины. Они противотанковые?

Александр – Да, противотанковые. У нас там валяется один забракованный ящик из-под мин, если разрешат,
            притащу тебе показать.

                Через какое-то время он действительно принес домой деревянный ящик, углы
                которого были укреплены железными насадками. Внутри ящик был разделен
                перегородками на несколько неравных частей –

Александр – Если хочешь, я могу тебе его оставить.

Саша – Хочу, я в нем буду хранить инструменты – молоток, клещи, плоскогубцы, стамеску. А из-за чего его
       забраковали?

Александр – Если присмотреться, то в досках, из которых он сколочен, можно обнаружить несколько сучков,
            которые с течением времени могут выпасть и тогда влага легко проникнет через эти отверстия и
            испортит взрывчатку. Надеюсь, понятно?

Саша – Да понятно, этому ящику придется, быть может, долго быть в земле, поджидая танк или гаубицу
       противника.


                Однажды зарплату Александра  принесла молодая женщина, его сотрудница, и
                сказала, что Александр Георгиевич на территории завода  в темноте упал   
                и так неудачно, что сломал ребро и был отправлен в больницу. Через пару
                дней Александр появился дома и пробыл с семьей двое суток –

Анастасия – Саша, как же тебя угораздило так упасть?

Александр – Дело в том, что там много лет было пустое пространство, на котором мы каждый год высеивали
            кукурузу.  И то, что  там было начато строительство склада для мин, я не знал.

                Вскоре подхватила тиф сама Анастасия и её забрали в инфекционную больницу 
                и все спальные вещи забрали на дезинфекцию. Александр с детьми провел всю
                ночь там, где производилась дезинфекция.
                Помочь пережить этот трудный двадцатидневный период  помогли Антонина и её
                внук Костя, который по утрам провожал детей до детского сада.
                Когда на пороге дома появилась исхудавшая и постриженная наголо Анастасия
                дети в первый момент просто застыли, а потом, конечно бросились к ней в
                объятья.


Рецензии