Дорогами жизни Гл. 16 1989 г. Часть 1 Моя работа

 
  ДОРОГАМИ  ЖИЗНИ

  ГЛАВА   16   1989 год

  Часть 1  МОЯ  РАБОТА


   
   ПЛЫВЕМ ПО ТЕЧЕНИЮ
   
  1989 год явился продолжением 1988-го не только по календарным понятиям, но и по сути всех происходивших в стране изменений.
  Круц, со своей командой помощников пытался удержать наш Вычислительный центр на уровне, позволяющем называться - Главным ВЦ лесо-химического комплекса.
  Мы - снизу старались, как могли - "поддержать штаны за бретельки", а Круц - сверху, на своем уровне - встречался с нужными людьми, такими, как - Голованов Олег Владимирович. Их связывало давнее знакомство и общие интересы.
  Олег Голованов, окончив в 1959 году Московский институт химического машиностроения, работал в Центральном НИИ Комплексной Автоматизации, занимался исследованием в области автоматизации процесса производства полиэтилена под высоким давлением. По этой теме защитил в 1963 году кандидатскую диссертацию. После этого он занялся автоматизацией крупных химических производств с применением только появившихся вычислительных машин: сначала в Новомосковске, а позднее - в Салавате. Он руководил разработкой и внедрением первых систем автоматизированного управления аммиачными заводами. Накопившийся опыт позволил О. В. Голованому создать типовую АСУ химических производств.
   И вот - с 1969 года он занялся разработкой автоматизированных системы управления отраслями.
  Сначала он стал главным конструктором АСУ в химической промышленности. Да-да, именно наша ОАСУ-ХИМ начала своё существование под руководством её Главного конструктора - Голованова О. В.
   А в 1979 году, как раз перед моим приходом на работу в ОКБА, Голованов О. В. был назначен директором Всесоюзного научно-исследовательского и проектного института по отраслевым автоматизированным системам управления - ВНИПИ ОАСУ, и становится Главным конструктором головной в стране АСУ Прибор, которая была отмечена в 1982 г. премией СМ СССР.
   На основании работ в химической промышленности, в 1974 году защитил докторскую диссертацию и стал профессором.
  Дальнейшая его карьера: - Вице-президент Международной академии информатизации, с 1999 года президент Академии Информациологии Управленческих Технологий, генеральный директор АО Информационные технологии управления - ВНИИТ. Он преподавал в ряде технических ВУЗов и в Академии народного хозяйства при СМ СССР. Автор более 150 публикаций, 10 изобретений, 15 человек под его руководством защитили кандидатские диссертации. Действительный член Российской академии естественных наук, Российской академии технологических наук. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР. 22 мая 2003 года избран Вице-президентом Международной Академии Информатизации. Награжден двумя орденами Красного знамени, орденом Почета, медалями и Почетными знаками.
   
  Придя на работу в ОКБА, я начала заниматься Отраслевой АСУ не на пустом месте. Мне в наследство досталось то, что уже начал создавать и внедрять Олег Владимирович Голованов. И главное достоинство нашей (и его) ОАСУ-ХИМ было то, что он заложил в её основу типовые решения создания отраслевых АСУ. Типизация позволила сэкономить ресурсы и сократить сроки создания отраслевых АСУ.
  Но и Голованов О. В. не был первопроходчиком этой проблемы.
  ОАСУ создавались по типовым проектам, разработчиками которых стали: головные институты девяти оборонных министерств, в частности ЦНИИСУ (ЦНИИ систем управления), ЦНИИ "Монолит", ЦНИИ "Информэлектро", ЦНИИ "Электроника" и другие. Тогда научным руководителем был - В.М. Глушков, а главным конструктором - А.И. Китов.
  И только позже к этим разработкам подключился ряд гражданских машино - и приборостроительных отраслей. В том числе и - ВНИПИ ОАСУ Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт по отраслевым автоматизированным системам управления, директор - В. С. Синяк, главный конструктор - О. В. Голованов.
  К началу 80-х годов практически все союзные министерства имели свои ОАСУ.
  Опыт создания целого ряда автоматизированных систем организационного управления позволил В.М. Глушкову сформулировать задачу общегосударственной автоматизированной системы управления (ОГАС) и отраслевые АСУ в его идеологии явились шагом к АСУ страны.
  Глушков мечтал. Голованов в купе с другими учеными - создавал типовые АСУ, а мы теперь думали - как сохранить то, что уже удалось сделать на сегодняшний день.
  Конечно, Круцу помогали хотя бы советами - все, к кому он обращался, в том числе и Голованов. Но - повседневные заботы тоже отнимали уйму времени.
  На первой очереди стояла необходимость - перевыборов.
  У меня сохранилась характеристика, которая была составлена к перевыборам на Круца Геннадия Кирилловича.

   
                Х А Р А К Т Е Р И С Т И К А
  На заместителя генерального директора научно-производственного объединения "Химавтоматика
  Т. КРУЦА ГЕННАДИЯ КИРИЛЛОВИЧА

  Тов. Круц Г. К. родился в 1938 году в с. Комиссарово, Приморского края, русский, член КПСС с 1969 года, парт. билет Љ 04859155, образование высшее, в 1965 г. окончил МЭСИ по специальности инженер-экономист. Женат. Имеет двоих детей.
  За период работы в НПО "Химавтоматика" в 1985 г. проявил себя высококвалифицированным специалистом в области ВТ и систем обработки информации. Под его руководством проводятся работы по оснащению ВЦ техникой III поколения для решения задач АСУ. С 1979 г. является заместителем генерального директора по научной работе, осуществляющей разработки по ОАСУ. Главный конструктор ОАСУ-ХИМ. В ХI пятилетке под его руководством создана и сдана в промышленную эксплуатацию III очередь ОАСУ-ХИМ. Система - одна из нескольких отраслевых в СССР сдана с высшей категорией качества. Там разработаны и уже применяются оптимизационные методы перспективного планирования, многовариантные методы текущего (годового) планирования, прогнозные методы оперативного управления.
   Это позволило в существенной мере повысить сбалансированность трудовых и материальных ресурсов Минхимпрома. В ХII пятилетке, в целях ускорения научно-технического прогресса руководимым им успешно разрабатываются и используются в работе автоматизированные рабочие места (АРМ) аппарата управления Министерства на базе дисплеев и персональных ЭВМ. Это позволило им принимать более обоснованные решения по управлению деятельностью отрасли. Сейчас в аппарате управления Минхимпрома внедряется более 100 АРМ. Принимал активное участие по обеспечению информационного обслуживания международной выставки "Химия-87".
  Т. Круц Г. К. умело использует знания и опыт в области ЭВТ как отечественного, так и зарубежного производства. Под его руководством успешно эксплуатируется ЭВМ американской фирмы ИБМ, французской фирмы и фирм Венгрии, Румынии.
  Т. Круц Г. К. награжден Юбилейной медалью "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина". В 1976 награжден Орденом Трудового Красного Знамени. Политически грамотен, морально устойчив. Активно участвует в общественной жизни - председатель СИЦ ОКБА.
   
  Генеральный директор.........................................В. Ю. РЫЖНЕВ
  Секретарь парткома............................................С. А. БУРОВ
  Председатель профкома.......................................А. Г. АБРАМОВ



  Конечно, Круц, несмотря уже на имевшуюся к тому времени - оппозицию, был перевыбран на свою же должность. Вероятно, это было сделано по принципу - "На переправе коней не меняют". Да и были ли на перегоне те лошади, которые смогли бы впрячься в этот перегруженный проблемами воз?
 
  Тем не менее, подходила пора и моей переаттестации. Она к сожалению совпала с периодом структурной перестройкой нашего НИО. Шло сокращение - и бюджетных денег, которые выделялись на наше содержание, и, соответственно, - численности.
 
  Круц попробовал сделать ставку на меня в части переориентирования направления работ, выполняемых моей лаборатории до настоящего момента. А все новые направления должны были преследовать главную цель - зарабатывать деньги на существование.

  Может быть, он ожидал, что я, как и раньше, сумею быстро справиться с этой задачей. Возможно, нужно было пойти по пути создания при нашей организации кооперативов по продаже компьютеров? Или что-то в этом духе. Отраслевой АСУ денег не заработаешь. Результатами расчетов задач, решаемых в рамках подсистем ОАСУ - тоже. Эта информация формировалась для министерства, которому платить за неё было нечем.

  Создание кооперативов... А что я знала об этом?

  26 мая 1988 года Љ 8998 - XI был издан "Закон о кооперации в СССР".

  Но ещё до принятия этого закона в Москве уже действовало около 550 кооперативов, организованных в качестве эксперимента в соответствии с Постановлениями Совета министров СССР ЉЉ 160, 161 и 162 - "О создании кооперативов по бытовому обслуживанию населения, производству товаров народного потребления и в сфере общественного питания".

  После выхода в свет "Закона о кооперации в СССР", при государственных предприятиях и местных Советах быстро возникла сеть кооперативов и совместных предприятий.

  В 1989 году в Москве действовало уже 400 тыс. кооператоров, которые выполняли работы и услуги на 5 млрд рублей. В кооперативном секторе было занято почти 2 млн работников и членов их семей.

  Объемы кооперативного производства в стране могли бы быть во много раз больше, если бы не бессмысленные и разрушительные ограничения кооперативного сектора со стороны министерств, ведомств и значительного числа исполнительных органов местных Советов. Уже в декабре 1988 года специальным постановлением Совета Министров СССР сфера деятельности кооперативов была резко ограничена. Перспективы имели только те кооперативы, которые образовывались при государственных предприятиях. Как правило, их возглавляли родственники директоров предприятий.

   Круц, надеясь на мою упертость в решении любых проблем, и в этот раз сделал на меня ставку. Но я уже знала, что прежние разработки никого не интересовали. Новизна их будет только - в увеличении объемов за счет того, что придется расчеты проводить сразу для нескольких министерств. Адаптацией этих расчетов займутся сами главные конструктора подсистем. А новое направление - не то, чтобы оно было не интересным. Я просто не видела себя в нем никаким образом.
 
  Мой муж - Виктор Анатольевич называет это так - не захотела...

  Может быть, и - не захотела.

  Тем временем Круц, для выполнения поставленных передо мной задач, для их выполнения в мою лабораторию влил новые кадры. И кого же он мне добавил?

  Вместо лаборатории, он организовал отдел ПЛАНИРОВАНИЯ И ОБЩЕСИСТЕМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ. Учитывая, что сотрудники моей лаборатории не были готовы заняться вопросами кооперации, он лабораторию соединил с ОБЩИМ отделом, МАШБЮРО и СЕКРЕТАРИАТОМ...

  Во-первых, функции этих подразделений пока ещё не сокращались, а специалистами в других вопросах, никто из них тоже не был.

  Те, кто был поумнее, спешили найти себе место поустойчивее.

  Ушел на пенсию помощник Куца - Гелий Ефимович, фамилию не помню.
  Это - золотой и незаменимый человек. Он проработал рядом с Круцем много лет. Был знаком со всеми его друзьями и всеми другими, "повязанными" с Генадием Кирилловичем одним делом.

  Ему не нужны были никакие справочники и журналы. Любое поручение он выполнял быстро, и был в курсе любых событий. Приглашая зайти к Круцу кого-то из нас, вызванного на ковер, он наставлял: настроение у Круца - такое-то, поручение исходит - потому-то, и т. д. и т. п. ... И, когда у Геннадия Кирилловича бывало плохое настроение, или он, уставший после трудных переговоров, оставался в кабинете один, Гелий Ефимович угощал его кофе с бутербродами и пирожным.

  В такие минуты он никого не пускал к Круцу в кабинет, и всячески старался его успокоить.

  И вот, вместо этого специалиста, из общего отдела перевели теперь уже не на должность помощника, а - секретарем женщину неумелую, завистливую и к тому же - сплетницу. Поскольку Круц сразу же понял её никчемность, ему пришлось завести журнал контроля исполнения поручений.

  В него под диктовку записывались поручения и дата исполнения. А секретарь была обязана своевременно напоминать исполнителям о приближающихся сроках доклада о выполнения задания. Просроченные задания помечались в журнале особо, и могли привести к снижению суммы ожидаемой премии. Получив в руки "власть" - указывать каждому о его возможных нарушениях, секретарь возомнила себя невесть кем. А напутствия и советы, которые дарил Гелий Ефимович всем нам, превратились в нашептывание сплетен.

  Ясно было что с такими новыми специалистами, которые были переведены в новый отдел - хорошей каши не сваришь.

  Конечно, никакой журнал не мог заменить нашего любимого Гелия Ефимовича, и о нем напоминал только большой раскидистый цветок-декабрист, за которым он сам всегда ухаживал. Большой горшок с цветком стоял на холодильнике, и ветки спускались по бокам его, усыпанными алыми цветками.

  Приближались мои перевыборы. И вот, неожиданно, я стала замечать вокруг себя какое-то шушуканье. Многие стали при моем появлении переходить на шепот. И, наконец, мои девочки, из бывшей лаборатории, решили посвятить меня в курс происходящих событий.

  Анатолий Георгиевич Ратов возымел желание занять мое место.

  Он всё рассчитал правильно. Первое - это нужно на перевыборах добиться, чтобы я получила недостаточное число голосов. Ну, а в следующем туре он надеялся - победить. Для этого нужно было обработать каждого голосующего, и настроить против моей кандидатуры.

  После этой информации, мне стало понятно и постоянное отсутствие Ратова на рабочем месте, и шушуканье новых сотрудников нового отдела за моей спиной.

  Я должна была что-то решать. "Раскинув карты", я постаралась спрогнозировать ситуацию. Новеньких сотрудников было больше, чем моих - бывших девочек.
Поэтому, вероятность того, что Ратову удастся меня "прокатить" - реальна.

  Что дальше? А дальше - приближается мой уход на пенсию. Стоит ли ввязываться в борьбу за должность? И непонятно, как поступит Круц в случае моего проигрыша?

  К моим перевыборам Круц удивил меня тем, что самолично написал характеристику, которую предоставил выборной комиссии.

   
                ОТЗЫВ - ХАРАКТЕРИСТИКА
                НА ДУДКО ИРАИДУ ВЛАДИМИРОВНУ
   
  Дудко Ираида Владимировна, русская, 1935 г. рождения, беспартийная.
  Специальность - инженер - химик-технолог.
  В ОКБА работает с начала 1980 года. В должности начальника лаборатории работает девятый год.
  Является Главным конструктором организационно-методического обеспечения ОАСУ-ХИМ. Регулярно участвуя в конференциях, НТС и проблемных группах ГКНТ, ГКВТИ и ВНИПИ-ОАСУ, Дудко И. В. постоянно находится в курсе самых актуальных проблем развития и создания автоматизированных систем управления.
  За последние три года (1986 -88 г. г. ) т. Дудко И. В. участвовала в ряде работ по развитию действующей и созданию интегрированной ОАСУ-ХИМ.
  Она была руководителем таких тем, как: Разработка РД - "Методические указания по созданию интегрированной ОАСУ", "Разработка технико-экономического обоснования и концептуального ТЗ на интегрированную ОАСУ" и т. п.
  В связи с переходом отрасли на двухуравневую структуру - изменилась структура ОАСУ-ХИМ. Дудко И. В. непосредственно участвовала в разработке новой структуры ОАСУ и её адаптации в новых условиях хозяйствования. Участвовала в межотраслевых разработках - таких, как - "Создание методики определения научно-технического уровня ОАСУ", и т. п.
  Дудко И. В. выполняет большой объем работ, чем это предусмотрено должностной инструкцией. Она неоднократно представляла НПО "Химавтоматику" по вопросам создания ОАСУ в вышестоящих организациях, участвовала в различных межведомственных комиссиях (например, по проверке АСУ-Москва) и т. п.
  Работы, выполняемые лабораторией под руководством и при личном участии Дудко И. В. всегда исполняются качественно и в установленные сроки.
  Эффективность работ заключается в следующем: лаборатория не обобщает разработки подсистем, а опережает их, разрабатывая общесистемную документацию, заложив в неё основные цели, критерии, организационную и функциональную структуру, а остальные разработчики функциональных и обеспечивающих подсистем конкретизируют задачи и доводят разработки до практимческого внедрения. Это позволяет создавать не разрозненные задачи, а единую целостную систему.
  Дудко И. В. отличный организатор. Она успешно руководит не только своей лабораторией, но и по многим вопросам планирования осуществляет руководство филиалами НПО "ХИМАВТОМАТИКА", которые участвуют в разработке отраслевой АСУ. В том, что разработки ОАСУ-ХИМ отнесены к высшему научно-техническому уровню, есть немалая заслуга Дудко И. В.
  В настоящее время Дудко И. В. участвует в реализации проблемы создания интегрированной ОАСУ, вкладывая в решение её много инициативы и новаторских решений.
  В коллективе пользуется заслуженным уважением. К людям терпима. Много времени тратит на обучение других специалистов навыкам к работе. С удовольствием делится накопленным опытом. Энергична. Эмоциональна. Должности соответствует.
  Рекомендуется на должность начальника отдела планирования и общесистемного проектирования ОАСУ-ХИМ.
   
  Заместитель Генерального директора
  НПО Г. К.

 
 
  Характеристика, которую Геннадий Кириллович написал на меня, удивила не только своими положительными отзывами. Если бы мне поручили самой себе написать свою характеристику, я бы такое и не смогла сотворить.

  В ней был просто приведен перечень работ и всякой другой деятельности, в которой мне приходилось участвовать. Но всё вместе написанное - подводило итог моей десятилетней деятельности - коротко и ясно. А главное - всё это соответствовало действительности. Ничего не было притянуто за уши. Не было - преувеличено или приукрашено. Просто - перечисление фактов.

  Наверное, такая характеристика могла бы прозвучать на моих проводах на пенсию. Но на перевыборах характеристики не зачитываются. Там - голосуют...

  Моя интуиция в который раз оправдалось. Мои сотрудники бывшей лаборатории проголосовали - ЗА. И после этого стали называть себя - "ОСКОЛКАМИ". Новые сотрудники отдела - ПРОТИВ.

  Небольшим перевесом голосов - "ПРОТИВ", меня не переизбрали на должность начальника отдела.

  Я не знаю, было ли для Круца это неожиданностью. Дело в том, что равноценной замены он не видел, а что делать в этой ситуации, тоже для него пока было не ясно.

  Мне тоже было интересно посмотреть - как он поступит. Он поступил просто - назначил своим Приказом меня начальником этого, непонятного мне нового отдела - ОТЭП и ОП. И все мельтешащие и жаждущие вынуждены были "заткнуться". Конечно, не обошлось без тихого шепотка и закулисных сплетен...

  Но мне уже было всё - всё равно. Еще до перевыборов, я приняла решение - ни во что не ввязываться, ни на что не реагировать. Может быть, такое мое поведение задевало амбиции некоторых. Но я так решила...

  А после голосования, мне и вовсе как-то стало всё происходящее вокруг - безразлично. Я приняла решение - уходить на пенсию. Оставалось подождать, несколько месяцев до моего дня рождения, когда 29 января 1990 года мне исполниться 55 лет.

  Нет, я не устранилась от работы. Уважая себя, я продолжала выполнять все поручения Круца, и прилежно занималась текущей работой. Но на первый план своей деятельности, я уже поставила - другие жизненные темы и проблемы.

   Я уже целиком окунулась в дачные интересы и интересы каждого члена моей семьи. А им тоже перестройка навязывала свои трудности. Да и не только им. Судьбы ломались у многих советских граждан.

  Нужно было готовиться не просто - к существованию в период перестройки, а к выживанию. А сколько всё это будет продолжаться, и чем всё это кончиться - никто предсказать не мог.

  Поживем - увидим...
   
  А пока, в моей трудовой книжке появилась новая запись.

 
  40. 1989 г. 06.01. ...................Назначена НАЧАЛЬНИКОМ ОТЭП
  .............................. в связи с совершенствованием организации
  ........................................работ, согласно ПОСТАНОВЛЕНИЯ
  ..................................ЦК КПСС Љ 793/33 -75 от 31.12.87 г.








   


Рецензии