Из бесед с Павлом Андреевичем
Из бесед с Павлом Андреевичем.
Дом отдыха, где я услышал интересный рассказ Павла Андреевича, находится в Подмосковье рядом с городом Солнечногорск, в красивой лесопарковой зоне. В советское время дом отдыха принадлежал крупнейшему в стране – Московскому авиационному производственному объединению (МАПО), где отдыхали мы, работники этого предприятия.
Генеральным директором этого самолётостроительного предприятия с 1946 года стал Павел Андреевич Воронин, генерал-майор инженерно-авиационной службы, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, имеющий огромное количество наград, в их числе семь орденов Ленина – высшей награде того времени.
Все годы Великой Отечественной войны П.А. Воронин входил в состав руководства авиапромышленности СССР в качестве Заместителя Наркома. Затем вернулся на свой родной завод, которым руководил потом до ухода на пенсию.
В 1984 году Воронин ушёл из жизни и похоронен на Новодевичьем кладбище.
Посещая это кладбище, всегда подхожу к памятнику Павла Андреевича, чтобы почтить его доброй памятью.
В МАПО мне посчастливилось долгое время работать в должности инженера-авиаконструктора и хорошо знать этого легендарного человека, который завоевал своим трудом и отношением к подчиненным ему товарищам, любовь и глубокое уважение всех, кто его знал.
Прежде чем поделиться его рассказом работы в Наркомате в дни ВОВ и встречах на приёмах у Сталина, не могу умолчать о некоторых знакомых мне эпизодах о самом Павле Андреевиче Воронине.
Для оформления передачи Заказчику (ВВС) полугодовой партии первых серийных самолётов МиГ-29 в кабинете Генерального директора самолётостроительного московского завода «Знамя Труда» собралось большое число специалистов, способных рассматривать и решать технические и финансовые претензии Заказчика к производителю. Это было традицией: Заказчик (ВВС), прежде, чем произвести оплату изготовленной для него продукции, выставлял список требований по устранению недостатков и выполнению своих просьб. Таких вопросов зашкаливало за сотню.
На совещание были приглашены: Главный инженер и Заместители директора основных служб объединения и рядовые специалисты. Разработчика обсуждаемого объекта представлял Главный конструктор самолета МиГ-29 Михаил Романович Вальденбег. Из штаба ВВС приехал Начальник Управления службы заказов авиатехники (в/ч 25966А) генерал-лейтенант авиации Олег Константинович Рогозин, и вместе с ним два полковника из этого Управления. Присутствовал также военпред на заводе полковник Федор Иванович Берёзко и работники других смежных министерств, которые могли помогать в работе совещания.
Самолёт МиГ-29 только входил в серийное производство, заменяя МиГ-23, и у Заказчика хватало замечаний и предложений потому, что к этому времени ещё не были закончены лётные испытания, но завод на свой риск и ответственность запустил Миг-29 в серийное производство и изготовил первую партию.
Совещание проходило в обычном формате: Генеральный директор Воронин зачитывал из представленного Заказчиком списка очередной вопрос, специалист вставал, давал разъяснение по теме, и предлагал проект его решения.
При необходимости предложение обсуждалось и если принималось представителями Заказчика, то Павел Андреевич округлял его номер в списке и зачитывал следующий вопрос.
– Для обеспечения бесперебойной работы аэродромных мастерских воинских частей, – продолжил он,– Заказчик просит дополнительно поставить «россыпью» полный комплект контрольных приборов, поставляемых ему вместе с самолётами в мобильном комплексе МК-9.12, – огласил Воронин очередной вопрос. И, обращаясь к присутствующим, спросил,– кто объяснит, зачем нужны приборы «россыпью», которые мы даём вмонтированными в автомобильный комплекс МК-9.12?
Меня дернул за брюки заместитель Главного инженера Александр Дмитриев, с которым мы сидели рядом за длинным столом Гендиректора:
– Встань, дай разъяснение: ты в курсе этого вопроса» – шепнул он в моё ухо– Я встал и обратился к Павлу Андреевичу: «Разрешите мне дать ответ на это требование Заказчика?»
– Мы вас слушаем, – предоставляя мне слово, сказал Воронин.
– Разработчик мобильного комплекса МК-9.12 не предусмотрел применение контрольной аппаратуры, установленной внутри МК-9.12, дополнительно поставкой «россыпью» – начал я объяснение и продолжил,– поэтому оно не испытывалось в применении аэродромных мастерских и обеспечивает контроль бортового оборудования истребителя МиГ-29 только при подключении МК-9.12 непосредственно в момент предполётной подготовки. Наше предприятие не заказывало эти приборы у смежных предприятий для использования в мастерских, так, как это не предусмотрено договорными обязательствами.
Павел Андреевич махнул в мою сторону рукой, давая понять, чтобы я садился и снова задал вопрос:
– Только что мы услышали лекцию о том, что такое МК-9.12, из которой не понятно нужно ли Заказчику поставлять второй комплект аппаратуры в «россыпь», которую он просит, или нет? – Кто может это объяснить? – добавил Гендиректор.
Я снова встал и смело заявил, что по моему понятию, требование Заказчика необоснованно и попытался найти поддержку со стороны Главного конструктора самолёта МиГ-29 Михаила Вальденберга, который сидел за столом рядом с нами.
– Павел Андреевич, – обратился я лично к нему, – всё, что я сказал, может подтвердить Вальденберг. К сожалению, я не знал, что Воронин и Вальденберг накануне совещания слегка поссорились.
Воронин не на шутку рассердился, обратившись ко мне на многолюдном совещании, на «ты», что раньше за ним ничего подобного не замечалось:
– Ты сюда, наверное, пришёл, чтобы нас вконец запутать? – сказал он, обижая меня вопросом и, зная, что без приглашения на подобные совещания мы, рядовые работники, в его кабинет не приходим.
– Подтверждение Вальденберга не обязательно – у нас этими вопросами занимается Главный инженер Хитрин, – как бы поясняя, заявил Воронин, и обращаясь к Хитрину, который сидел за нашим столом, спросил: «Григорий Андреевич, сообщи своё мнение по обсуждаемой теме»
Хитрин наверно задремал, потому, что обвел удивленными глазами всех сидящих за столом и остановив взгляд на Генерал-лейтенанте Рогозине, спросил: «В чём конкретно заключается ваше требование?
Олег Константинович слегка улыбнулся и, прочитал в своём экземпляре списка вопросов тот же текст, который раньше оглашал Воронин.
– Хитрин, ваше решение, – вторично потребовал Павел Андреевич, – надо или нет поставлять Заказчику вторые комплекты аппаратуры в «россыпь»?
Главный инженер Хитрин посмотрел на заместителя Гендиректора по материальному обеспечению, Игоря Николаевича Скворцова, который покачал головой, что означало – не надо, но не принял этот жест к сведению, и ответил всем присутствующим: «Надо поставлять!».
На заседании вспыхнула дискуссия о необходимости обеспечения поставки: Заказчик вопрос не снимал, ссылаясь на согласие Главного Инженера, а представитель завода изготовителя, присутствующий на совещании, доказывал, что планом текущего года количество аппаратуры для комплектации МК-9.12 ограничено из-за незаконченных испытаний. Кроме того, её применение в аэродромных мастерских потребует конструктивной доработки.
Дискуссию остановил Павел Андреевич: «Прошу прекратить спор, – сказал он, – раз Заказчик просит, мы должны удовлетворить его просьбу, но для окончательного решения необходимо время, и обращаясь к генерал-полковнику Рогозину, добавил, – вопрос оставляю открытым, округляю на половину, и прошу три месяца для окончательного решения. Поручаю Григорию Андреевичу Хитрину заняться этим делом.
Совещание продолжилось и закончилось поздно вечером. Я вышел в приёмную и решил дождаться Воронина, чтобы проинформировать его подробнее о поставке приборов в россыпь. Секретарша директора Елена Сергеевна закончила работу и ушла: я сел на её место и стал ждать. Присутствующие на совещании постепенно вышли из кабинета и разъехались. Наконец, последним из кабинета вышел Павел Андреевич. Увидев меня, удивился и спросил: «А ты почему не идешь домой?
Решил ночью поработать за Елену Сергеевну, – пошутил он и добавил, – можешь ехать домой: я уже позвонил ночному дежурному, он сейчас придет.
– Нет, не собираюсь ночью здесь сидеть. Ждал вас и хочу сказать, что зря вы на меня рассердились и обиделись. Заказчик для своих мастерских не смог заказать её у Министерства приборостроения – ему отказали. Решил через наше предприятие. У нас тоже мало возможности в этом году...
Воронин остановил меня: «Молодец, что беспокоишься за свой завод, но мы должны помогать ВВС и обязательно сможем заказать для них всё, что нужно для обороны страны. Сердиться и обижаться на тебя не позволено должностью. Мне нужно было договориться с Рогозиным об оплате поставленной ему продукции, чтобы обеспечить нашему коллективу рабочих и служащих зарплату и премию. Для этого необходимо было исключить все претензии по списку.
– Ты где живешь? – вдруг спросил Павел Андреевич, – пойдем, я отвезу тебя домой.
Такое предложение меня не удивило, поскольку я знал заботливое отношение Воронина к людям, но не хотел обременять Генерального директора своими заботами и ответил: «Спасибо, Павел Андреевич, за предложение, но у меня на руках папка с секретными документами, которую необходимо сдать в 1-ый отдел.
– Ступай сдавай, – ответил он, – я жду тебя на улице в машине.
Начальник режимного отдела Екатерина Лыкова не упустила случая сделать мне замечание о поздней сдачи закрытой документации, хотя отлично знала, что проходило совещание, которое только недавно закончилось. Она принимала у меня папку с документами минут пятнадцать.
Наконец я выбежал на улицу, где стояла машина Гендиректора, а рядом с ней её шофёр, Андрей.
– Что так долго? – возмутился он, – разве не заешь, что Воронин домой на дачу ездит с Совёловского вокзала на простых электричках, которые в позднее вечернее время ходят реже: придется сидеть на вокзале и ждать.
В машине Павел Андреевич, перед выходом у Савёловского вокзала, ещё раз сказал, чтобы я не принимал к сердцу его слова на совещании в свой адрес, а Андрею приказал отвезти меня к двери подъезда моего дома. В тот вечер директорская машина доставила меня так, как приказал Генерал-майор в штатской одежде, в которой он ходил постоянно, точно к двери моего подъезда.
Ниже публикую своё повествование по услышанному рассказу Павла Андреевича в заводском доме отдыха.
На нашем предприятии существовал порядок давать отгул работникам, которые работали в выходные дни или нерабочее время для выполнения годового плана выпуска продукции. После встречи Нового года таким производственникам предоставлялся отдых в нашем доме отдыха по бесплатным путёвкам на срок от 3-х до 10-ти дней.
Заводской профсоюзный комитет старался создать для отдыха всё, что обеспечивало бы максимальный комфорт и уют. Четырёх разовое питание, прогулки по достопримечательным местам Подмосковья, другие культурные мероприятия. Отдыхающим, получившим путёвку на себя и жену, предоставлялась отдельная двухместная комната. На верхних этажах имелись оборудованные общие холлы: в них можно собраться компанией и пообщаться.
Наша комната с супругой на втором этаже оказалась соседней с комнатой, куда на субботу и воскресенье приехал Павел Андреевич Воронин.
Вечером после ужина я увидел его в холле, сидящего на мягком диване рядом с нашими комнатами. Попросив разрешения, я присел рядом на диван, и мы разговорились. Надо отметить, что Воронин был прост в общении с людьми и никогда не упускал случая бесед, особенно с работниками своего предприятия, где он был Генеральным директором.
Он первым стал задавать мне вопросы о семье, о зарплате, о здоровье.
Мне пришлось рассказать ему коротко свою биографию, поскольку было видно, что слушал Воронин внимательно с интересом, задавая дополнительные вопросы. У меня не вызывало сомнений, что его любознательность не просто праздный интерес, а знакомство с подчиненным ему человеком.
Ответив на все его вопросы и почувствовав, что наша беседа приняла дружеский характер, я осмелился задать свой вопрос: «Павел Андреевич, вы в дни Великой отечественной войны занимали пост заместителя наркома авиационной промышленности СССР, – начал я, – приходилось ли в служебной обстановке встречаться со Сталиным и как это было?»
– Да, – ответил Воронин,– встречался в его кабинете и неоднократно.
Верховный Главнокомандующий регулярно приглашал на отчётные совещания руководство наркоматов, участвующих в обеспечении фронта ВОВ техникой всех родов войск, в том числе и наркомат авиапромышленности.
– Мне не забыть случая, – начал свой рассказ Павел Андреевич, – в 1942 году на фронте участились случае аварий по технико - конструктивным причинам самолётов-штурмовиков Ил-2 Главного конструктора Сергея Ильюшина.
Основной причиной стала поломка установленных на Ил-2 моторов АМ-38 разработчика Александра Александровича Микулина. Это обстоятельство вынудило Сталина пригласить в начале 1943 года к себе на совещание всех руководителей нашего Наркомата и некоторых директоров заводов авиапромышленности.
Я тогда отвечал за организацию ремонтных баз непосредственно в воинских частях ВВС, в том числе на прифронтовых аэродромах.
Приглашённые на совещание уже сидели за столом и на дополнительных стульях, установленных в зале, когда Сталин вошёл и на ходу к своему месту стола останавливался, здороваясь кивком головы с некоторыми товарищами.
Подойдя к своему стулу, он положил в пепельницу на столе потухшую курительную трубку и открыл совещание:
– Я пригласил вас к себе в Москву из Куйбышева, куда эвакуирован Наркомат авиапрома с самолётостроительным и моторным заводами, для решения единственного вопроса,– объявил Сталин с легким грузинским акцентом, - необходимостью немедленного исправления положения по поставкам Красной армии самолётов-штурмовиков Ил-2 с недопустимым низким их качеством.
В Комитет Обороны приходят пачками письма из действующих фронтовых авиационных частей о выходе из строя моторов МА-38, установленных на самолётах Ил-2 и гибели по этой причине лётного состава, что помогает агрессору в войне против СССР.
– В адресованной мне шифровке, – продолжил Верховный Главнокомандующий, взяв в руки лист бумаги и читая выдержки ,– сообщаются факты: трещины в блоках моторов АМ-38, деформация вала, прогар клапанов и свечей системы зажигания и прочее. Ресурс этих моторов составляет всего 50 часов, после чего они требуют снятия с самолёта для ремонта. По этой причине значительная часть самолётного парка штурмовиков Ил-2, поставленных Красной армии, не участвует в боевых операциях.
Сталин положил лист бумаги на стол и обратился к сидящему рядом Сергею Ильюшину, Главному конструктору ОКБ № 240, проектировщику штурмовика Ил-2:
– Товарищ Ильюшин, вас устраивает, что самолет, спроектированный для фронта, простаивает из-за малого ресурса на аэродромных стоянках без двигателей?
Кстати, должен спросить у вас и об отсутствии защиты штурмовика Ил-2 от атак фашистских мессершмиттов со стороны хвоста. Имеются сведения о немалых потерях.
Сталин привел примеры ещё о нескольких недостатках, и в заключении объявил:
Сейчас я могу услышать от вас, что поставки Ил-2 производились по итогам испытаний и согласованы с представителем ВВС Красной армии, которых сегодня нет на совещании. С ними мы уже разобрались и кое- кого строго наказали.
А сейчас мы должны заслушать Наркома авиапрома товарища Шахурина.
– Товарищ Сталин, позвольте мне дать общую обстановку разработки и производства самолёта Ил-2, – попросил Нарком, и не дожидаясь ответа, обрисовал весь путь рождения советского штурмовика Ил-2, подчеркнув его фронтовую значимость. В конце своего выступления Шахурин признал имеющиеся недостатки, но адресовал их причину на своего заместителя Павла Андреевича Воронина и Главного конструктора моторов МА-38 Александра Александровича Микулина.
Работу ОКБ № 240 Сергея Владимировича Ильюшина Нарком оценил положительно, но промолчал о замечаниях Верховного Главнокомандующего об отсутствии хвостовой защиты самолета Ил-2 в бою.
На этом месте рассказчик Павел Андреевич Воронин поведал мне о своём душевном состоянии, которое испытал после выступления Шахурина, свалившего на него ответственность за качество моторов самолёта Ил-2. Он понимал, чем может обернуться такая информация и решение Сталина по наказанию виновных: минимум – снятием с должности, максимум – арестом, знакомством с военным трибуналом и расстрелом.
После Шахурина выступили другие приглашённые: директор самолётостроительного завода № 1, Третьяков, директор моторного завода № 24 Жезлов, руководители некоторых Главных Управлений НКАП. Все они, как один, скопировали выступление своего руководителя Наркома Шахурина.
Слушая выступления, Сталин прохаживался рядом вдоль стола с курительной потухшей трубкой в левой руке, не перебивая выступающих и не задавая им вопросов.
– Есть ли ещё желающие высказаться? – спросил Верховный Главнокомандующий. Оказалось, таковых желающих нет. Он, подождал полминуты и продолжил,– если нет по выступлению наркома Шахурина других мнений и все подтверждают его оценку причин низкого качества поставленных фронту штурмовиков, то «козлами отпущения» являются двое – это Заместитель наркома товарищ Воронин и Главный конструктор мотора МА-38 товарищ Микулин, которым я предлагаю высказаться по обсуждаемому вопросу.
Первым выступил Павел Андреевич Воронин: «Товарищ Сталин и присутствующие здесь товарищи, прошу не посчитать моё выступление за попытку снять с себя ответственность за допущенные ошибки в работе, – сказал он, – не стану их сваливать на других работников НКАП, как сегодня это делали мои сослуживцы, которым я благодарен за указанные недостатки. Считаю, что я должен правильно оценить их и принять срочные меры к устранению, что уже активно делается.
Дальше Заместитель наркома рассказал о сложностях, возникших при эвакуации заводов авиапрома в Куйбышев. Отметил, что руководство НКАП, справилось с задачей эвакуации в течение одного календарного месяца. Заводы уже работают с увеличенным объёмом выпуска продукции по плану военного времени в трехсменном режиме.
– Ремонт моторов, за который в НКАП я лично отвечаю, – пояснил в конце своего выступления Воронин, – сегодня организован во всех воинских частях на прифронтовых аэродромах. Он производится силами заводских специалистов в полном технологическим цикле на необходимом оборудовании, вплоть до исправления поврежденных валов моторов МА-38, на уникальном станке, изобретённом и изготовленном на заводе № 24.
Это позволило не возить моторы для ремонта в Куйбышев и сократило в два раза время ремонта.
Сталин внимательно слушал Павла Андреевича, набивая свою курительную трубку табаком папирос, доставая их из коробки «Казбек».
Главный конструктор ОКБ завода № 300 «Салют» Александр Александрович Микулин, в начале своего выступления уточнил, что мотор АМ-38 – капитально модифицирован и имеет наименование АМ-38Ф (форсированный). Первые заводские его испытания не дали ожидаемых результатов и были возвращены на доработку.
После доработки моторы прошли вторичные контрольные испытания и, показав отличные характеристики. Они уже запущены в серийное производство и устанавливаются на штурмовик Ил-2 и истребители МиГ-1 и МиГ-3.
– Мне непонятно почему об этой работе ничего не сказано в выступлениях работников НКАП на сегодняшнем совещании? – удивился Микулин, и продолжил, – я вынужден исправить этот факт и сообщить о модификации моторов и достигнутых серьезных успехов:
Ресурс мотора МА-38Ф поднят с 50 до 100 часов, что в два раза увеличило меж ремонтный срок. Одновременно увеличена мощность моторов – это позволило ОКБ Ильюшина разработать и запустить в серийное производство двухместный Ил-2 с размещением в хвостовой части фюзеляжа второй кабины и стрелка с пулемётной турелью для тыловой защиты самолёта в воздушных боях.
– Товарищ Микулин, – остановил Сталин выступающего, – конструкторские доработки, сделанные сотрудниками вашего ОКБ интересны. Однако признаюсь, я их не все могу понять, поскольку не инженер. Меня и Красную армию интересует конечный результат вашей работы: будут поступать на фронт качественные штурмовики Ил-2 с отличными моторами или нет? Сможете ли вы найти поддержку в коллективе НКАП или пора искать другого Главного конструктора моторов?
Александр Микулин слушал Верховного Главнокомандующего внимательно и без заметного изменения в лице. Когда Сталин закончил свои вопросы, спокойно ответил:
– Если бы я был не уверен в том, что могу исправить недостатки в моторах АМ-38, то не взялся за эту работу и попросил отставки. Заверяю всех, что форсажные моторы АМ-38ф будут работать в полном объёме заданных технических характеристик.
Сожалею, что сослуживцы пытались в своих выступлениях сделать из меня «козла отпущения», но обиды на них не имею: дружному в единстве коллективу под силу выполнить любые задачи, – закончил своё выступление Микулин.
Сталин, молча, окинул взглядом весь зал присутствующих, подошёл к столу, и взяв с него коробку со спичками, зажёг табак в своей курительной трубке.
– Совещание можно считать оконченным, – произнёс он, и громко, чтобы все услышали, добавил, – у меня сложилось мнение, что все, кто сегодня выступил с попыткой свалить ответственность на своих товарищей, и есть «козлы, кроме Воронина и Микулина.
Самолёты-штурмовики Ил-2 стали боевой славой и гордостью в дни ВОВ, – закончил Павел Андреевич своё повествование.
А
Свидетельство о публикации №217111700709