Легенда. Афанасовы

Читателям главы! Судьба Афанасовых оказалась немного другой, чем я описываю здесь и более трагичной. "Раскол" сыграл свою роль.


Легенда. Афанасовы.

    Работая над редакцией бумажной версии книги и переосмысливая опубликованное на Проза.ру, я попробовал разобраться с жизнью двух сыновей Афанасия Миронова сына («Верхнетоемского») Федки и Фомки Афанасовых, братьев Илюшки и Васки Аввакумовых. Можно было бы документально подтвердить то, что я напишу ниже, но тогда пришлось бы ждать ответ из трех архивов (Архангельского, Вологодского и РГАДА) еще минимум год, а то и больше. У меня нет желания затягивать публикацию книги, поэтому эту работу я оставляю будущим потомкам.

    Здесь же, я хочу показать читателям на своем примере, что имя рода нельзя привязывать к какой-то одной фамилии. У рода могут быть несколько равнозначных ветвей с разными семейными именами.

    Кратко напомню истоки моего древа.

    Около 1600-ых годов в районе устья речки Верхняя Тойма, впадающей в Северную Двину, обосновался некто Мирон-новгородец, мой первый известный предок. У него могли быть несколько сыновей, которые могли расселиться или основать в близлежащей местности несколько деревень. Один из них, Афанасий, остался жить в Починке и дал жизнь четырем сыновьям. Двое получили прозвище Аввакумовы, а двое старших сыновей нет.

    Отсюда следует, что у Афанасия могли быть братья и племянники, которые в 1719 году при первой ревизии населения должны были получить какие-то свои фамилии. О них я ничего не знаю, хотя возможность это установить имеется.

    Поэтому рассмотрим, гипотетически, жизнь  известных потомков Мирона, его внуков Федки и Фомки.

    В 1678 году по переписной книге они проживали вместе единым двором в Починке. Рядом, в двух дворах, их братья Васка и Илюшка Аввакумовы. До первой ревизии 1719 года  оба старших брата с семьями покидают родную деревню. Где они могли обосноваться? Не думаю, что они могли забраться куда-то далеко.

    Я решил проверить по спискам участников ВОВ два варианта их возможных фамилий: Афанасьев и Афанасов.

    В Верхнетоемском районе Афанасьевых и Афанасовых не оказалось ни одного человека. А вот в соседнем с ним, Черевковском (теперь Красноборском) районе, вторых, Афанасовых – огромное количество, особенно в деревнях Ракульского сельского совета. Это может говорить об их длительном компактном проживании на этом месте. Здесь так же множество рядом стоящих деревень, только чуть выше по реке, а расстояние до Починка всего-то около 25 верст!!!

    Отсюда следует, с большой степенью вероятности, что Ракульские, Черевковские, Красноборские Афанасовы это современные ветви  потомков Федки и Фомки Афанасовых сыновей с Верхней Тоймы. И они наши кровные родственники. Значит, наш род имеет минимум еще одну равнозначную нам фамилию.
 
    Получается, что теперь надо объединить их, да и других пока еще не известных представителей, в единый род? Потому что род Абакумовых и род Афанасовых, это не корректное определение. Мы только относимся к различным ветвям единого рода. Может быть, назвать его по имени первого документально установленного предка, давшего жизнь нашему древу: «Род Мирона-новгородца с Верхней Тоймы»?

    Да будет так!

    В заключении. Чтобы зрительно и географически представить себе описанные в «Легенде» места компактного проживания всех наших ветвей и родов на Архангельской земле в конце XVII - начале XVIII века, для читателей приведу такую информацию. Через всю область, практически с юга на север, протекает река Северная Двина, которая впадает в Белое море. Все представители наших фамилий осели на берегах этой реки. Если считать от ее устья, то «Холмогорский» род Абакумовых  находился в 150км. от моря, «Моржегорская» ветвь Аввакумовых «Верхотоемского» рода Мирона-новгородца – в 300км., сам «Верхотоемский» род – примерно в 500км. «Черевковская» ветвь Афанасовых «Верхотоемского» рода Мирона-новгородца проживала выше по реке на 25 км. от Починка, а «Сольвычегодская» ветвь «Холмогорского» рода – в 700км от Белого моря. Учитывайте при этом,  что эти расстояния приведены не по прямой линии, а по извилистому руслу реки.

    Спасибо за терпение.


Рецензии
Ценность книги Абакумова А. П. «От АбакУмова до АввАкума. От «Легенды» к «Истории» я вижу, прежде сего в том, что он подробно описывает свой опыт поиска родовых связей. Думаю, что это добросовестное и тщательное руководство к действию, пригодится всем, кто собирается составлять родословие своей семьи.

Личностный интерес к расследованию вопроса, и талант рассказчика, завораживают читателя, и хочется идти с автором «рука об руку» «шаг за шагом». Попутно мы получаем краеведческую информацию о своей малой родине, от которой протягиваются линии человеческих судеб по всей России.

Автор свободно использует приобретенные знания по русской истории. А его размышления, по ходу изложения темы, о проблемах и достоинствах современной жизни в стране будут интересны потомкам. Как и нам сейчас интересны подробности жизни не только предков нашего рода, но и всего простого народа. Мне понравилась идея Ирины Прохоровой: «Нужно перестать стесняться своего рабоче-крестьянского происхождения» («Огонек» №43/30.10.2017).

Книга Александра Абакумова может живо заинтересовать земляков, потому что автор использует много неофициальной краеведческой информации из разных источников, полученных в процессе поиска корней рода и происхождения фамилии Абакумовых. Как же должны быть благодарны все, родившиеся и живущие в Моржегорах, за описание истории своей малой родины! Познавательна история моржегорского монастыря. Очень полезна глава о летосчислении, о возникновении фамилий на Руси. Для меня в этом исследовании оказались полезны крупицы сведений о староверчестве и протопопе Аввакуме.

Но, разумеется, эта работа имеет в основном родственный интерес. Об этом, кстати, сам автор честно заявляет в предисловии. И, действительно, не у всех в наше время есть возможность читать, например, о рождении дочери у падчерицы или о деревенских захоронениях. Хотя меня сразу увлекала хорошая литературная речь, мне нигде даже не удалось споткнуться при чтении. Для толкового инженера и мужчины такой стиль письма довольно неожидан, пленяет искренность и доверительность к читателю.

Возникает ощущение, что автор лично с тобой беседует. Кстати, Александр и в жизни интересный рассказчик, обладающий грамотной плавно текущей речью. Вот только у наших современников, к сожалению, уже нет времени вести неторопливые беседы, читать большие романы. Но я видела, что Александр искренне увлечен своим исследованием, украсившим его пенсионные годы, и здраво оценивает ситуацию в стране, не рассчитывая на читательский ажиотаж вокруг его книги.

И все-таки я, в надежде, напомню слова нашего земляка писателя Федора Абрамова: «Нет будущего у того народа, который не помнит своего прошлого, который лишен своей исторической памяти».

Екатерина Истоомина 2   29.12.2017 00:19     Заявить о нарушении