Мазепа мы ждали, ждали и, наконец, дождались!
Опера П.И.Чайковского, 15 ноября, Новая сцена Мариинского театра
Как говорит одна моя знакомая, опера «Мазепа» в Мариинке бывает хорошая или очень хорошая. И вчера, 15 ноября, она была очень хорошей. А для меня особенно: после полуторамесячного перерыва (пел в США в «Травиате») на сцену родного театра вышел Владислав Сулимский в заглавной партии. Его Мазепа всегда заставляет себя внимательно слушать. И потому что голос певца звучит красиво и выразительно, и потому что сам герой своими поступками властно завладевает вниманием зрителя. Персонаж Владислава Сулимского воспринимается вполне реальным человеком, вокальные интонации передают все противоречивые чувства гетмана, сомнения, тревоги. Каждый раз эта печальная история увлекает по-новому и вызывает неожиданные эмоции и воспоминания. Скандал в благородном семействе: дочка приличных родителей по собственной воле убежала (без венца) с влиятельным другом семьи почтенного возраста, по любви, публично сделав выбор и презрев отцовское проклятие. Слушая взволнованный голос Татьяны Павловской, такой настоящей выразительной Марии, я почему-то впервые мысленно поставила себя на место ее героини, возможно, потому, что мое имя совпадает с именем дочери Кочубея, и часто звучащее в пении, оно вызывает невольную реакцию. Особенно волнующим было второе действие, где Мазепа бесповоротно решает казнить отца Марии, хотя понимает, чем она пожертвовала для него, что принесла на алтарь их любви. Как-то по-новому слушалась и смотрелась хорошо знакомая сцена, где Мазепа (Владислав Сулимский) мастерски исполняет монолог властительного гетмана, который начинается со знаменитых негромких слов: «Тиха украинская ночь, прозрачно небо, звезды блещут», затем он в гневе передает Орлику приказ о казни Кочубея, потом поет о самом сокровенном, о любви… Почему-то здесь у меня возник невольный вопрос: каково бы мне было, если бы мой любимый человек распорядился даже не убить, а причинить существенный вред моим родителям? И ответа я не нашла, пока не появилась на сцене Мария, и не началось ее непростое, полное упреков, объяснение с Мазепой. В поисках внутреннего оправдания и в стремлении успокоить свою еще не до конца уснувшую совесть, гетман желает услышать от Марии те же признания, что только что произносил в ее адрес наедине с собой. Но главное, ей надо сделать выбор: кто ей дороже, отец или любимый гетман? Не зная о печальной участи отца, она выбирает Мазепу, до гробовой доски («А если плаха?» – спрашивает гетман, рассказывая о своих притязаниях на престол. «Зачем мне жить?» – слышит он в ответ от Марии). И тут я поняла, что много лет назад я сама совершила нечто подобное, сделала-таки этот выбор, не в столь, конечно, жестких условиях, но поступила точно так же, как и дочка Кочубея. В молодости это совсем нетрудно! И мой «гетман», который тоже не был мальчиком, совершил очень некрасивый поступок по отношению к моим родным, пользуясь своим положением, что на несколько лет сделало меня почти изгоем в семье. Мне повезло, что моя мама была не только мудрым, но и понимающим человеком. Она не стала разжигать страсти. Простила, но шрам в отношениях остался. И с моим гетманом она не общалась, хотя и особого зла не держала. Надо же! Никогда раньше я не думала об этих событиях своей жизни в таком ключе. Вот вам и сюрпризы оперных спектаклей! Никогда не знаешь, куда тебя заведут рождаемые ими впечатления! На мой взгляд, это самая высокая оценка сценического действа, когда зритель реагирует на него глубинами чувств и потревоженными пластами воспоминаний. И начинает лучше понимать себя, а не только героев спектакля!
Поэтому сцена казни, с ее прекрасными хорами, молитвой-дуэтом Кочубея и Искры (потрясающее исполнение Михаила Кита и Леонида Захожаева), впервые вызвала у меня слезы и какое-то глубинное понимание горя главной героини и ее матери! И финал: ужас одиночества для всех! У Мазепы, который не может защитить любимую женщину. Он, не задумываясь, убил Андрея, но позволил Орлику взять над собой верх. Андрей умирает, так и не достучавшись до помутившегося рассудка Марии. Только потерявшая разум дочка Кочубея пребывает в счастливом неведении происходящего. Но от этого еще страшнее…
Всегда радует красивая постановка (1950 года), исторически выдержанные декорации и костюмы не отвлекают внимание от трагических глубин рассказанной истории. Впечатляющая музыка в исполнении оркестра под управлением Павла Смелкова, кульминацией которой является симфоническая картина «Полтавский бой».
Овация после спектакля была долгая. Публика энергично кричала «Браво!», вызывая артистов на поклоны, и подтверждая , что опера «Мазепа» 15 ноября была очень хорошей!
Свидетельство о публикации №217111700074