Жан Огюст Доминик Энгр. Источник

Жан Огюст Доминик Энгр.Источник. 1820—1856г.Холст, масло. 163 ; 81 см
Музей Орсе, Париж

          К своей славе Энгр шёл очень долго. Он добился её только в 1824 году, получив медаль. титул «великий» и стал директором Римской художественной академии. И он очень долго искал идеал женской красоты.

  Картина писалась долго: начатая во Флоренции в 1820 году, она была завершена лишь 36 лет спустя. Картина была посвящена поиску недостижимого идеала, причём образ девушки с сосудом, из которого льётся вода, является традиционным для европейского искусства и имеет символическое значение.

             Женское начало ассоциируется с льющейся водой — и то, и другое означает начало жизни. По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица.

         По мнению А. Бонфанте-Уоррен, «в этом полотне наиболее полно воплотились особенности его стиля, умение претворить реальность в образы идеальной красоты. В данном случае виртуозный идеализм Энгра как нельзя лучше соответствует избранному им сюжету». Поскольку на это полотно претендовали сразу пять коллекционеров, Энгр устроил аукцион. Картина досталась графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков.Положительно отзывались об этой работе Теофиль Готье, Шарль Блан, Ренуар, Сёра и многие другие, отмечая точность рисунка, стройность композиции и колористические решения.

 В 1843 году Энгр писал:

    "Я хочу изобразить Золотой век таким, как его представляли себе античные поэты. Люди того поколения не знали старости. Они были добрыми, справедливыми и любили друг друга. Их единственной пищей были плоды земли и вода источников, молоко и нектар. Они жили так и умирали, засыпая; затем они превращались в добрых гениев, которые заботились о людях"

  Французская живопись очень любила этот устойчивый лейтмотив — льющаяся вода, как источник жизненных сил встречается в картинографии многих французских художников. Но у Энгра этот знакомый сюжет обрёл неожиданно новое звучание. Главным для художника было изображение самой героини, а кувшин с водой, так же как и фон, он доверил изобразить своим ученикам, Александру Дегоффу, впоследствии прославившемуся своими пейзажами и картинами на библейские сюжеты и Полю Бальзу.

   Внимательные исследователи творчества Энгра найдут в «Источнике» некоторые цитаты его же собственных работ, а также отсылки к другим произведениям других авторов. Так поза девушки уже встречается в другой известно картине Энгра – «Венера Анадиомена», а поднятая рука была скопирована с нимф французского скульптура Жана Гужона.

   Следуя собственному стилю, Энгр сумел привнести в работу новые штрихи, что было сразу отмечено зрителями – никогда не писал ещё живописец таких слащаво-милых лиц. Исследователи тут же принялись сравнивать лицо героини с девушками с полотен Жана-Батиста Грёза.

           Картина была принята современниками с энтузиазмом. Теофиль Готье в статье об «Источнике» писал:

    Никогда ещё целомудренная нагота не являлась зрителю такой мягкой, такой юной, такой проникнутой светом, такой полной жизни. Здесь идеал пришёл через иллюзию"
               Художественный критик Шарль Блан назвал девушку из «Источника» «прекраснейшей из женских фигур.«Источником» вдохновлялись такие художники, как Сёра, Ренуар, Майоль, Пикассо и Магритт. В 1885 году Винсент Ван Гог в письме к брату отозвался об «Источнике» следующим образом: «…эта вещь была, есть и всегда будет чем-то поистине новым»

             Единственным частным владельцем «Источника» стал граф Дюшутель, а после его смерти картина по завещанию владельца была отдана в Лувр. С 1986 году замечательная работа переехала в другой именитый музей – Орсе, не поменяв при этом город «прописки».


Рецензии