Моя бабушка

.........Выполняю просьбу сыночка
.........о составлении...генеалогического .........дерева.

МАРИЯ АЛЕКСЕЕВНА ОВСЯНИКОВА.
В замужестве МЕРЦАЛОВА
Родилась до революции, не знаю в каком году, может в 1907?+17=(в 24 родилась моя мама). Может в 1905?+19=24
Умерла в 1975...
Вспомнила...Ей было 74!
Значит она родилась в 1901.

Мою бабушку звали Мария. Это мой самый древний предок, про которого я что-то знаю. Только что стукнуло в голову: Мария Алексеевна. Из этого следует что более давним предком был отец моей бабушки: Алексей.

Она родилась до революции и до замужества жила в селе орловской области.
Опять стукнуло: бабушкина фамилия девичья Овчинникова. Ой. Нет. Овсяникова.

В семье прадедушки моего было толи 7, толи 9 девок и один, последний, хлопец. Бабушка была самой старшей.
Я спрашивала у бабушки, когда была ещё маленькая, как жили до революции? Но она почему-то ничего не рассказывала. Однажды сказала: Мы жили хорошо. И всё.

Как село называлось не помню, хотя и ездила туда с бабушкой в гости, к одной из её сестёр.

Замуж её выдали сосватав. Она жениха до свадьбы даже и не видела ни одного раза. Он был городской. И вроде милиционер. Мерцалов Семён.

Детей у них было 3. Старшая моя мама: Александра Семёновна, 1924 года рождения, и 2 два младших брата Костя и Николай.

Бабушка была , можно сказать, абсолютно безграмотной. Она очень медленно и сложно читала, называя буквы аз, буки, жизнь, люди. Как понять получившее слово моему уму было совершенно не постижимо.

Моя мама закончила перед войной 10 класс. По-моему это говорит о том что они жили хорошо.

О войне касательно моих родственников я мало что знаю. Ни бабушка, ни родители о войне ничего не рассказывали.
Думаю потому что вспоминать об этом очень страшно и больно. Моя мама постоянно на всех открытках, которыми поздравляла с праздниками писала: "Желаю голубого чистого неба над головой и чтобы никогда не было войны". Всегда! На всех открытках! Одно и тоже.

Жили они в городе Орле. Орёл был оккупирован немцами 3 октября 1941 года, а освобождён 5 августа 1943 и представлял собой руины.

Бабушкин дом одиноко  стоял на отшибе от улицы, как бы в углу треугольника, который составляла дороги автомобильная и железная. Во время оккупации в бабушкином доме был немецкий пост.

Почти 2 года оккупации...И почти ничего никто никогда не рассказывал. Промелькнёт фраза какая-нибудь. Вроде как случайно и все. Молчок! Думая сейчас об этом, мне кажется что даже у себя дома люди боялись высказывать свои мысли. Услышит ребёнок несмышлённый, а потом где-нибудь что,- то  "ляпнет"  по своему детскому  непониманию и...павлик морозов...Или это я уже...напитавшись...сейчас...так думаю.
Не спросить у папы, у мамы, у бабушки.

Однажды бабушка обронила такую фразу: «Не все фашисты плохие люди. Бывает свой хуже фашиста». Буркнула и замолчала.
Вроде как немец постовой имел своих 3 киндеров...и вроде они...варили очистки...
Однажды мама обронила фразу,что ненавидит гречку, мол во время войны она ей осточертела. И опять сказала и прикусила язык. Почему-то я и не пыталась расспрашивать. Ездили и в село менять вещи на еду, но тоже об этом не рассказывали. Своих сельских родственников бабушка не любила. Жалели они ей дать огурцов, приезжая на базар, ими торговать и в 74 году.

Детей бабушка сохранила. В Германию никто угнан не был, хотя маме было 17. Братьям по 13..11. А вот что произошло с мужем я толком не знаю. Вроде его за что-то расстреляли наши в начале войны. Вроде он не выполнил какое-то задание. Мост не взорвал что ли. Однажды я это сказала вслух, на что мама моя как-то непонятно что-то буркнула, типа...ну и придумала я.

В послевоенном руинном Орле жила одинокая 44-летняя женщина Мария  с 3мя детьми: невестой-дочкой и двумя сыновьями подростками. Работали они на заводе, где делают кирпичи. Помню слово штамповка и даже представляю как в какую-то форму они что-то накладывают и штампуют кирпичи. Моя мама 20-летней девушкой штамповала кирпичи и на танцы в парк культуры и отдыха не ходила аж до 28 лет.

А потом её познакомила какая-то женщина с моим папой. В 52 году. И они завербовались на север.
Потом и бабушка приехала к нам на север, но умирать уехала на родину. Сказала, что не хочет лежать в вечной мерзлоте. Я училась в 8 классе. В 69 году.

Бабушка вернулась жить в свой дом, в котором жил её сын с семьёй. Я поступив учиться в институт, приезжала каждое лето к бабушке. Спала с ней на кровати за тряпичной ширмой на кухне. Пол на кухне был цементный.

С утра она наваривала картошки, накладывала огурцов и помидоров, пекла толстенные блины и жарила яичницу с толстыми кусками сала. И они о чём-то
на этой кухне орали с дядькой. Потом дядька уходил на работу.

Помню как невестка кидалась на бабушку драться. От чего я приходила в шок. Кидаться на бабушку, она же старенькая. Но, видимо чем-то невестеу доставала. Внуки показывали ей дули, от чего я тоже приходила в шок. Очень было жаль бабушку и где-то в глубине у меня жила мысль что- то сделать для её счастья. Но я так ничего и не сделала. Бабушка умерла когда я ещё училась в институте. Я даже не назвала её именем дочку.

В Бога не знаю верила бабушка или не верила, хоть меня и покрестила. Когда в воскресенье она стирала, а я,подтрунивая говорила что это грех, она отвечала: "Трудиться никогда не грех. Бог это всегда простит". На севере икон у нас не было, а у бабушки в Орле была. Из угла на меня всегда строго смотрел толи Спас толи Угодник. Паски не пекли, яйца не красили.

Не помню и рушников у иконы, хотя, когда бабушка жила с нами на севере, она была очень заядлой вышивательницей и вязальницей крючком. Очень много было различных вышивок,висячих на стенах,  с котиками в корзиночках и с зайчиками на поляночках. И на всех простынях были по краям кружева, которыми украшались все кровати в доме.

Вот так: немного о бабушке.
Допишу, может ещё что...Стукнет в голову.

Дочь Александра. Муж Николай.
Дети: Елена, Сергей, Валентина.

Сын Константин. Жена Александра.
Дети: Галина, Татьяна, Леонид.

Сын. Николай. Жена Галина.
Дети: Виктор. Татьяна.


Рецензии
Ээээххх...совсем не художественно.
Скукотища. Обыкновенность и серость.

Елена Попова 11   17.11.2017 16:03     Заявить о нарушении