Облик человека. Часть 2

Вдумываясь в разные грани «Облика», я вначале наметил делать это по порядку, вглядываясь в человека сверху донизу. Потом понял, что порядок – хорошо, но значимость каждой грани, всё-таки, важнее.
Поэтому, после (пункта 4-а) о взаимодействии глаз и мозга, пришлось  заняться очень важной темой живота. Ведь эта грань облика человека – самая земная, и от неё зависит очень многое! О ней придётся ещё говорить…

А сейчас вернёмся к пунктам с 5 по 9, отдавая должное и деталям. Не забывая, что иногда именно в деталях «дремлет» много важного!


5. РЕСНИЦЫ И ВЕКИ.
Основная их роль – защитить глаза от пыли и мелкого сора. Но разве это – всё?
Вспомним, какую ношу взвалили на себя современные девушки, украшая свои ресницы и веки. Не по этой ли причине мусульманки отказались от рекламы своей красоты для всех встречных «хищных» взглядов мужчин! А вот нашим бедняжкам приходится наводить… «тень на плетень»! Раньше была возможность хотя бы… «прикрыть платочком свои глазки». А теперь это не модно! Вот и приходится девушке защищать себя «неприступным» таинством обольщения! (А… так хочется улыбнуться!) Но, нет, нет! Надо беречь себя. Вдруг от этого морщинки проявятся раньше времени!

Хватит, наверно мне, старому, вспоминать… что-то. Да и, собственно, о чём это я?!

Для зрителя «спокойного возраста» веки интересны как способ оценки времени. А именно: миг-нули веки – и миг позади! Этот миг не прерывал слежения за объектом наблюдения. Мозг не заметил такого краткого перерыва! Почему же тогда этими миг-аниями, то есть, мгновениями – управляют «веки»? Ведь слова «веко» и «век» - так похожи»?! Не потому ли, что иногда мгновения решают вековые проблемы? Это ещё один повод утвердиться, что язык народа дан нам свыше! И, вникая в него, можно обнаруживать мудрые  подсказки.

А воспоминания о молодости у «спокойного возраста» есть? На тему глаз и век?
Да, есть!  Вот давно записанный мною 43 сонет Шекспира, в переводе С. Маршака:

«Смежая веки, вижу я острей. / Закрыв глаза, гляжу, не замечая,
Но светел тёмный взгляд моих очей, / Когда во сне к тебе их обращаю.

И если так светла ночная тень - / Твоей неясной тени отраженье, -
То как велик твой свет в лучистый день, / Насколько явь светлее сновиденья!

Каким бы счастьем было б для меня, / Проснувшись утром, увидать воочию
Тот ясный лик в лучах живого дня, / Что мне светил туманно мёртвой ночью.

День без тебя казался ночью мне, / А день я видел по ночам во сне.»
 
Объединим этот прекрасный сонет – с коротким отдыхом от серьёзных тем.

Да! Но одну грань облика я забыл. Это – БРОВИ! Безбровые глаза – это недопустимо!
И возникает картинка в двух предложениях:
«Взметнулись брови, будто два крыла встревоженной птицы. Глаза округлились, и человек наполнился удивлением…»
Вот теперь недостающее звено гармонии восстановлено. И – можно продолжить.


6. УШИ и ушная раковина.
Уши даны нам, чтобы воспринимать звук, слышать. Здесь вряд ли есть скрытый смысл. Но почему форма ушной раковины какая-то очень непонятная? Не потому ли, чтобы достаточно хорошо воспринимать звук и сбоку, и спереди?
Не исключено, что у музыканта форма ушной раковины чуть иная, чем у художника? Нет, я ничего не утверждаю, а только недоумеваю. И сомневаюсь, что тема эта изучена достаточно. Предполагаю ещё, что форма ушной раковины столь же неповторима, как и узор на  «подушечках» пальцев.
Или такой вопрос: почему частенько у мальчиков в детстве уши– оттопыренные? Вдруг это характеризует особо любопытную натуру будущего исследователя?

И ещё. Если вникать в название, то какая связь у раковины морской и ушной?
Почти сразу приходит в голову слабая подсказка.  Вы прикладывали к уху морскую высохшую раковину? И, наверняка, удивлялись, обнаруживая в ней не угасший «шум моря». Но ведь она – уже «не живая»!?
Вот и по медицинским исследованиям, последнее, что угасает в умирающем человеке – это слух! Не по этой ли причине громкий женский плач – остаётся последним воспринимаемым для умирающего человека звуком.
- Обо мне скорбят! Значит, я был нужен в уходящем от меня мире?! Мне это очень приятно. Я прощаю им все обиды. И (если смогу) – обязательно помогу им из мира иного…

По этой же причине, возможно, об усопшем принято говорить только хорошее. Либо – ничего не говорить. Всё это – согласно мудрости предков нашего народа!


7. НОС.
Нос мы держим строго «по курсу»! И если просим его проявить особую чуткость, то поворачиваем нос в сторону еле уловимого запаха и переходим на вдыхание мелкими порциями. И, почему-то шевелим ноздрями? Да, конечно же, рецепторы обоняния контролируются мозгом. Но как?!...
Вдыхаемый воздух, вроде бы, нужен не только лёгким, но и мозгу. Отвергать пыльный воздух мы доверяем глазам. А нос – на страже необычного запаха. И, добавим, особых интересов! Помните: «Не суй нос, куда не следует!»
Иногда нос меняет свой цвет, выдавая окружающим «слабинку» хозяина.

Вроде бы, всё? Если читатель заметит важный пробел в моих наблюдениях по любым граням облика, буду благодарен за подсказки и добавлю их, указав имя читателя.


8. РОТ – «пещера» внутрь живота.
(Со словом «пещера» вспоминается Кольский полуостров со своими пещерами-входами в подземный мир. Впрочем, это так… для «образной параллели»!)

Облик рта если и интересен, то – как один из значимых участников в общей МИМИКЕ лица. Причём, заметим, эта мимика – часть Всего во Всём облике человека. А вносить искусственные изменения в естественный рисунок и живую мимику лица – значит, вмешиваться в гармонию общего облика человека. Спрашивается, ЗАЧЕМ? С целью ПРИУКРАСИТЬ лицо? Для женщины, пожалуй, допустимо. (Вон и кошки с собачками себя вылизывает, и облизываются.) Но одно дело гигиена. Она и мужчинам нужна. А другое – изменение естественного облика! Если это «от жира», то Бог вам судья. Но тогда и не стенайте при неожиданных результатах, если природа карает за своеволие.
Пожилые люди категорично относятся к искусственному изменению формы губ. Это – чистой воды извращение естественного вида.

Девицы-красавицы! Женщины-голубушки! Улучшайте себя естественным способом «работы над собой»! Чаще улыбайтесь, становитесь добрее, человечнее, научитесь прощать обиды… Попробуйте! И вы удивитесь, как праведное отношение к окружающему миру… сделает вас, красота наша человеческая, ещё обворожительнее!


8-а. Зубы.
Эмаль зубов – самое прочное в нашем теле вещество. В животном мире – это грозное оружие. Даже ребёнок, защищая себя, можем укусить обидчика.
Для молодых людей зубы – прекрасное естественное украшение. Значит, что? Да просто беречь надо это украшение и… инструмент измельчения пищи.


9. КОЖА. По сути – это оболочка-граница между человеком и окружающим миром. Вообще, тема разделяющей поверхности между любыми телами, а, тем более, между ЖИВЫМИ телами – это некая загадка!
Процитирую кое-что книжное: «Тактильное общение — это способ общения и взаимодействия людей и животных посредством чувства осязания. Оно поступает от сенсорных рецепторов, которые находятся в коже, суставах, мышцах...»
Значит, кожа – не только защищает наше тело, пронизанное капиллярами с «живой водой-кровью». Мы обладаем способностью «дышать кожей»! Кожа позволяет нам выбрасывать через разгорячённые трудом поры – пот.
Почему пот плохо пахнет? Оказывается, кровь очищается не только в почках, но и через поры, выбрасывая яды из нашего тела. В коже есть акупунктурные точки, через которые с помощью иглотерапии можно лечить наше тело! Наконец, якобы, над нашей кожей мерцает особый свет-аура!
А видели ли вы нежный пушок на спинке голенького ребёнка, освещённого солнцем!

Итак, кожа – это данная Богом чудесная бархатистая оболочка нашего тела.

А теперь вспомним о моде на татуировки? На мой взгляд, это извращённое насилие над нашей прекрасной оболочкой! Кожа человека, её бархатистость, цвет, запах! Благодарно ухаживай за ней, но не издевайся, в угоду моды, человек!


О чём ещё можно упомянуть. Хотя бы кратко, пунктирно.

*) РУКИ. Они позволяют взять, отдать, поднять, опустить, перенести; обнять, оттолкнуть… Наконец, вместе с мозгом руки позволяют вершить ДЕЛА земные.
*) ПАЛЬЦЫ музыканта, ваятеля, художника, хирурга – органы тонкого со-творения.
Возникает вопрос, почему человеческая ладонь пятипалая?
Может быть, так: большой палец символизирует голову. А две руки - и две ноги – умение человека работать и умение передвигаться по путям и дорогам земным.
Если же руки и ноги объединяются в общем движении, то человек обретает способность плавать! Правда, возникает продолжение этих мыслей. Но… они не дозрели.
*) ШЕЯ – степень свободы для глаз, ушей, носа.
*) Пупок. И соски на теле мужчины. О них поговорим отдельно в третьей части.
*) Подбородок – основание бороды мужчины. Самодержец Пётр Первый решил подражать европейцам с их желанием вмешиваться в естество облика человека. И, «топорным» способом стал внедрять культуру Запада, «вырубая бороды» боярам. Правда, мужикам позволил жить с бородами. И смысл слова «подбородок» - остался живым.
А из побритых бояр стала прорастать прослойка интеллигенции. Итог известен.
*) ВОЛОСЯНОЙ покров.
На голове – видимый покров. О нём мы кое-что предположили. Но есть волосы на нашем теле, скрытые одеждой от постороннего взгляда. И если уж наши предки приучили нас кое-что скрывать, значит, нельзя быть слишком «распахнутым». И кое-что требуется прятать от постороннего взгляда. Такие места наш народ называл «срамными». А вот в Европе есть и культ обнажённого тела – нудизм.
Вопрос в том, надо ли нам всё подряд перенимать у «убежавших вперёд» суетливых европейцев и американцев. Не задаться ли вопросом: почему народы РАЗНЫЕ ?  Может быть, всем народам надо беречь свою самобытность, перенимая у других народов только праведные навыки?
Правда, этот вопрос связан с более широкой темой «международного облика человечества». Но эту тему тоже отложим.

А вообще-то, уважаемый читатель, вы заметили, как, уясняя естество граней облика человека, невольно начинаешь оценивать себя и всех нас – более праведным взглядом, не замыленным привычными штампами оценок, рекламой, подражанием чему-то яркому?

Следующая часть посвящена обобщённому лику «витрувианского человека».


Рецензии
Когда-то в романе Ивана Ефремова "Лезвие бритвы" было уделено место именно осмыслению человеческой красоты с точки зрения биологической пользы или функционалности. Эту книгу мы на переменках обсуждали в старших классах - многие её прочли в то время безо всякой школьной программы и могли толково рассуждать по данной теме. Вы, Юрий, делаете примерно то же самое, но на свой лад.

Мне показалась интересной мысль о безбородом классе российской знати, постепенно оторвавшемся от народных корней, что возможно послужило катастрофическуму падению империи в 20-м веке. Наверное это всё же не так - правящий класс Руси во многом обособился уже во времена Рюрика, пришлого правителя со своими приближёнными-варягами, которые были не такие как кореннные славяне Восточной Европы, а чуть иначе. Но этот крен был заложен ещё тогда. Кстати перед революцией многие из русской знати как раз носили бороды - это стало опять модным - даже царь был бородат. Но это уже не помогло. Видимо есть кое-что внутри человека, что гораздо важнее бороды и усов. И вот как раз этого важного та знать и была лишена.
А новая с босыми лицами оказалась даже куда более лютой к руссому народу, чем царская.

Владимир Радимиров   04.12.2017 14:32     Заявить о нарушении
"Лезвие бритвы" И. Ефремова и я читал. Почему-то там врезалась в память одна претензия автора к Создателю: мол, почему женщины не рождаются с ножками на каблучках? Мысль эта, конечно, второстепенная. Но, почему-то запомнилась? Молодой, наверно, был...

С уважением,

Юрий Анников 2   04.12.2017 16:00   Заявить о нарушении