Хованская Е. Н

ХОВАНСКАЯ ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА
1762 – 3 апреля 1813


Екатерина Николаевна родилась в 1762 году в семье полковника князя Николая Васильевича Хованского (1733 – 1785) и Марии Николаевны (в девичестве Щепотьева, 1739 – 1798), в которой кроме Екатерины было ещё 5 детей: Мария (1764 - ?), Сергей (1767 – 1817), Прасковья (1770 – 1840, с 1824 г. инокиния Горицкого монастыря), Александр (1771 – 1857), Николай (1777 – 1837).

В 1767 Екатерина Николаевна поступила в Воспитательное общество благородных девиц и в 1779 окончила его со вторым выпуском с шифром Екатерины II, которым награждались только особо успевающие воспитанницы.

В 1776 году по инициативе Екатерины II в Смольном институте силами его воспитанниц был поставлен спектакль на тему французской сельской жизни (опера-буфф «Нинетта при дворе», 1756):
«...Господа чужестранные министры, как к сему зрелищу приглашены были, признались, что оно единственное в Европе и заслуживает предпринять самое дальнее путешествие, дабы иметь удовольствие видеть столь редкое учреждение...» – писала газета «Санкт-Петербургские ведомости» о спектакле воспитанниц в Смольном институте.
Хрущёвой в этом спектакле досталась роль пастушка Колы, а Хованской пастушки Нинетты.

В 1786 Хованская вышла замуж за Юрия Александровича Нелединского-Мелецкого (1751 – 1828), впоследствии статс-секретаря императора Павла I, сенатора, почетного опекуна Воспитательного дома.

В 1798 Нелединский получил приказание удалиться от двора. В Москве Нелединские зажили открытым домом. Спокойное течение жизни нарушалось частыми болезнями Екатерины Николаевны. Нашествие наполеоновской армии на Москву побудило Нелединского в январе 1813 просить о переводе его в Санкт-Петербург в Сенат. Однако Екатерине Николаевне не суждено было дожить до возвращения в столицу; она скончалась в Ярославле 3 апреля 1813 г.

У Екатерины Николаевны и Юрия Александровича было трое детей: Аграфена (1789 – 1829), Софья (1793 – 1870), Сергей (1795 – 1871).

В 1773 году «Санкт-Петербургские ведомости» отмечали «важное событие» – «первый выход на гулянье в Летнем саду благородных воспитанниц Смольного института». По случаю этого гулянья, а также первых институтских спектаклей, Екатерина заказала Левицкому портреты смолянок; их надлежало изобразить в театральных костюмах, соответствующих игранным ими ролям.
Серия, написанная Левицким в 1773-1776 годах, состоит из семи больших портретов в размере натуры. Воспитанницы изображены во весь рост на фоне условного декоративного пейзажа или пышных занавесей, ниспадающих тяжелыми широкими складками. Этим приемом художник подчеркивает, что предметом изображения является здесь не реальная жизнь, а театр.
В композиции всех портретов намеренно выбран несколько пониженный горизонт - художник показывает своих героинь с той же точки, с какой зритель из партера смотрит на сцену. Своеобразие замысла заключается прежде всего в том, что перед нами не портреты в обычном смысле этого слова, а портреты-картины, в которых раскрывается то или иное действие.
Героини Левицкого танцуют, играют на арфе, исполняют театральные роли.
Другой особенностью замысла является то, что портреты составляют цельный и замкнутый цикл, объединенный не только внешне, при помощи декоративных приемов, но и обладающий внутренним единством, общей душевной настроенностью.
Все портреты варьируют, в сущности, одну и ту же тему цветущей, жизнерадостной юности, во всех портретах с одинаковой силой утверждается светлое, оптимистическое жизнеощущение художника, отмеченное подлинным гуманизмом.

Картина поступила в Русский музей из Петергофского дворца в 1917 году.

Опера-буфф «Любовный каприз, или Нинетта при дворе».
Либретто - Шарль Фавар (1710 – 1792), 1755 г.
Музыка - Эджидио Ромульдо Дуни (1708 – 1775), 1756 г.

15 декабря 1765 г. французская оперная труппа познакомила петербургских зрителей с комической оперой Ш.C. Фавара на музыку Э.Р. Дуни — «Любовный каприз, или Нинетта при дворе» («Le caprice amoureux, ou Ninette `a la cour»).
На представлении присутствовал будущий император Павел I (1754 – 1801), который, как пишет его наставник С.А. Порошин (1741 -1769), «очень много аплодировать изволил»; зал же при этом был переполнен («партер наполнен был смотрителями»).
Опера «Любовный каприз» была не чем иным, как пародией на интермедию Г.Ш. де Латеньяна (1697 – 1779) «Бертольдо в городе» («Bertholde `a la ville»), которая, в свою очередь, являлась пародией на интермедию Гольдони «Бертольдо при дворе» («Bertholde `a la cour»).
Многократное использование одного и того же сюжета свидетельствует о том, что интерес публики к нему не угасал.
В апреле 1761 г. «Санкт-Петербургские ведомости» по меньшей мере трижды сообщали о том, что «на итальянском оперном театре представлена будет новая опера „Бертольд при королевском дворе“» («Bertoldo in corte», либретто К. Гольдони (1707 – 1793), музыка В. Чиампи (1719 – 1762)).
Опера шла с успехом, о чем свидетельствуют очевидцы. Постановку «Бертольдо» как событие, достойное внимания, отмечают граф М.И. Воронцов (1714 – 1767) и его жена княгиня А.К. Скавронская (1722 – 1775) в письме к дочери графине А.М. Строгановой (1743 – 1769), находившейся в то время за границей.


Рецензии