Сохранение исторического центра города Ставрополя

В рамках Недели архитектуры, приуроченной к юбилею Союза архитекторов края, состоялся круглый стол, посвящённый сохранению исторического центра Ставрополя. Ведущие круглого стола - заслуженный архитектор России, президент Альянса свободных ставропольских архитекторов Виктор Маркелов и госсоветник РФ 2 класса, координатор движения РЕКА (Русское единство Кавказа) Сергей Попов еще в анонсе пообещали, что скучно не будет. И действительно, обсуждение получилось живым и содержательным. Да и проблема не оставляет равнодушным ни одного жителя города. Многие с сожалением замечают, как постепенно историческая среда нарушается, то одно, то другое старинное здание исчезает, на его месте – как правило, на лакомом куске земли, - появляются то высотки, то безобразные бетонно-стеклянные коробки, в которых исторические строения теряются, выглядят сиротскими золушками. Далеко ходить не надо, стоит только посмотреть на Филармонию и Пассаж, зажатых новыми торговыми центрами так, что их и не видно. Теперь на очереди новая беда – благоустройство Крепостной горы, самого что ни есть сердца города. Поэтому все с нетерпением ждали от В.Маркелова и С.Попова разъяснений, как же собираются благоустраивать одно из любимых мест горожан.
Как рассказал Виктор Маркелов, эту заповедную территорию, как и Комсомольский пруд, будут менять по проектам молодых московских архитекторов Дениса Морозова и Руслана Хабипова из бюро «Яузапроект». Их проект победил на национальном архитектурном конкурсе, который проводили Министерство строительства РФ и конструкторское бюро «Стрелка», авторы получили премию в размере 400 тысяч рублей, в 2018 году он должен быть уже реализован.
Тут только одна претензия, со стороны Маркелова, да, был конкурс, и все желающие, в том числе и местные молодые архитекторы, приняли в нем участие, «выиграла ставропольский молодой талантливый архитектор, но приехали из Москвы и забрали себе… им кажется, что архитектура – это лавочки, озеленение, где «тусняк» – там вам и сделаем!» И тут, конечно, нельзя обойти вопрос образования архитекторов. Выяснилось, что в архитектурных вузах готовят бакалавров, а не специалистов, поэтому и такой кругозор, на уровне ландшафтного дизайнера. По словам В.Маркелова, бакалавриат – это грамота, азы, но еще не профессия. Поэтому и получился такой «детский сад» с собянинско-мамутовским благоустройством Зарядья. Тенденции таковы, что, во-первых, опытные спец¬иалисты-архитекторы не востребованы – «тащат молодняк», во-вторых, бросается клич: «а давайте проведем благоустройство» (неважно, дворов, парков или исторических зон). Если это касается дворов, то, по его мнению, прежде чем их украшать, нужно начинать с коммуникаций, «чтоб вода уходила, чтобы свет был, а у нас даже главные улицы темные». «Прошел какой-то конкурс среди детей, я имею в виду студентов, они развлекаются, нарисовали какие-то ветряки рядом с Буденновцем (Солдатом), какие-то горки для скейтов, - поделился он своими грустными размышлениями. - У нас уже весь центр для скейтов. Ангела-хранителя отдали под эти скейты, в 53 квартале только для скейтов, гулять там особо негде. А когда воду спускают из фонтанов, это просто ужас какой-то, хорошо, что пока никто не убился. Эти люди не интересуются историческим пластом, а ведь гора – место, где зародился Ставрополь, самое его сердце. Я не понимаю позицию нашего министерства культуры, им все равно, министерству строительства тоже все равно. Мы живем в эпоху безыдейности. КБ «Стрелка» олигарха А.Мамута уже «обустроила» Москву, теперь – наша очередь. Взгляд архитектора должен быть всегда направлен в будущее, на века, а сейчас мы строим фейковую архитектуру, которая веков не выдержит. Вообще, что сейчас строится в области культуры я не могу понять и принять, как профессионал. Нынешняя архитектура меня мягко говоря смущает. Мы работаем не в поле, а в Ставрополе, и сталкиваемся с исторической средой – старым красивым городом».
Но вернемся к Крепостной горе.
Итак, победителей проектов отбирала конкурсная комиссия во главе с вице-премьером краевого правительства Романом Петрашовым. Московский проект видит историческую территорию таким: за бассейном «Юность» предусмотрен детский сад камней с резиновым противотравматическим покрытием, кстати, там уже лежит один такой валун и, судя по всему, это только начало ставропольского новодельного кромлеха Стоунхеджа. Появятся прогулочные (резиновые) тропинки и велодорожки (прямо поверх брусчатки!), подсветка деревьев… площадку перед бассейном преобразуют для молодежных мероприятий и лекций на открытом воздухе. Около памятника Солдату появятся две «воздушные набережные» с ветряками (от них будут питаться светильники). Что это за набережные, если нет реки, воображение отказывается рисовать.  Еще тут построят арочный навес - перголу, увитую плющом, а возле светомузыкального фонтана прямо из специальных отверстий в брусчатке будут бить дополнительные струи. Перед фонтаном оборудуют павильон сувениров и напитков, на крыше оборудуют зрительную площадку, чтобы любоваться шоу-фонтанов и … и всем прочим. Московским проектом также предусмотрена установка посреди площади монумента «Ставрополь – Город Креста» и светильника, получающего питание от солнечных батарей. Возможно, в результате получится ультрасовременный проект с таким вот «благоустройством», но это уже будет совсем другое место, не историческое, с которого начинался Ставрополь. И который так дорог сердцу не только казаков, которые заложили тут когда-то крепость, но и горожанам, которые позже заселяли город, полюбили его историю, культурное прошлое. Нельзя так вольно менять облик городов, это – неправильно.  Авторы из других регионов должны учитывать местный менталитет и пристрастия горожан. К тому же и не было широкого обсуждения проекта. Поэтому некоторые ставропольцы уже называли этот проект – глумлением и обвиняют в этом администрацию, которая как бы просто сделала удачную «закупку». Но ведь не все определяют деньги, этот проект изменит сакральный смысл Крепостной горы, он его просто ликвидирует. Хотя вроде бы горожане должны радоваться тому, что попали в 17 городов России, которых выбрали для «благоустройства» и модернизации. Нельзя под лозунгом «благоустройство» уничтожать исторически значимые места для сотни тысяч людей, превращать их в очередной современный парк аттракционов, и надо было предполагать, что это вызовет неприятие и сопротивление горожан.
В.Маркелов напомнил ситуацию с благоустройством зоны в центре у Ангела, которого поставили на гранитную подушку в виде многоугольника с фонтаном, в то время как команда ставропольских архитекторов предлагала сделать основание круглым в плане фонтана и с пересекающихся мостиками в форме креста, образующих основание памятника, на котором выполнены исторические надписи. Сергей Попов в свою очередь продолжил мысль В.Маркелова о том, что реконструкция Александровской площади с Ангелом сделана словно ландшафтным дизайнером, а ведь это не дача… Он напомнил, что в Ставрополе нет памятника основателям города с историческим табло, как, к примеру, в Ростове-на-Дону - там установили памятник Екатерине Второй и высекли на нем надпись с историей создания города. В краевом центре нет ни памятника Ивану Якоби – генералу, который заложил Крепостную стену в XVIII столетии, ни полковнику Николаю Ладыженскому, который, по мнению краеведа Г.Прозрителева, являлся первым строителем и комендантом крепости Ставропольской и был похоронен во дворе интендантства у алтаря первой церкви; ни В. Шульцу, который был полковником Хоперского казачьего полка, комендантом и строителем Ставропольской крепости с момента её закладки до 1782 г. Да, установили памятник атаману Платову, на который собрали средства казаки, но многие были неприятно удивлены, когда увидели его воплощение  - атамана изобразили пожилым, а ему было всего 23 года… Сергей Попов обратил внимание на то, как изменился статус Ставрополя за несколько десятилетий: в советское время «это был затрапезный город, а после распада Союза он стал центром – военным и культурным - на Северном Кавказе, что требует особенно внимательного и бережного отношения к его историческому наследию и сохранению внешнего облика». 

В.Маркелов еще раз обратил внимание на механизм, который «придумала администрация – «благоустройство», которое не требует никаких согласований и дискуссий». Именно с этой целью была расформирована Общественная палата при горадминистрации. Он рассказал, что в начале 90х сделал проект регенерации исторического места, где зарождался город, в нем была концепция, которая включала строительство исторических дорог и зданий: когда-то существовавшее интендантство, закрыть бассейн «Юность», который не вписался в ландшафт. «В итоге, - сказал он, - публичные слушания прошли и - на этом все закончилось, а теперь из Москвы идут инициативы, и город Ставрополь попал, думаю, что именно «попал» под проект. Иными словами, Москва выделяет деньги на город, она же сама их и осваивает: «их деньги, они и строят по своим проектам».  По его словам, сейчас очень нужен авторский надзор за реализацией проектов, но к сожалению, Архнадзор отменили. Может быть поэтому так легко нарушаются нормы градостроительства в целом по городу, и яркий пример тому – бульвар К.Маркса. Ведь отцы-основатели города недаром строили купеческие особняки так, что они повторили спуск, линию бульвара, двухэтажные дома повторяют линию спуска, они идут параллельно ей по нисходящей, ни один дом не построен выше другого и это создает уникальный эстетический эффект. Нигде в мире такого не встретишь. И когда в 90-х снесли некоторые старые особняки в стиле модерн и вставили высотные бетонные коробки, они смотрятся чужеродными конструкциями, не говоря о том, что за невысокими домами возвышаются уже и высотки с красными крышами-«чепчиками», что тоже нарушает вид и восприятие целостного ансамбля бульвара. Все дело в том, как сказал В.Маркелов, что не соблюдается закон – за такими домами должны строить дома не выше 5 этажей… тогда они не будут агрессивно высовываться из-за старых зданий и навязчиво резать глаз. 
Старейший краевед Герман Беликов, который не смог прийти на обсуждение круглого стола, передал свое мнение насчет московского проекта и того, почему возможно подобное. Он считает, что «самая большая беда - в разобщенности сообщества, которое работает в этом направлении, разнобой в интересах и приводит к тому, что нет четкой позиции к власти, когда она начинает строить памятники или благоустраивать город как «автобусные остановки». Как же консолидировать общество и не допускать поверхностных проектов, искажающих исторический облик городов? Ну, прежде всего, возродение той Общественной Палаты (ОП), созванной когда-то В.Скакуном, ныне расширенная С.Поповым и поддержанная активистами на круглом столе, она вновь заработает в команде с вольным Казачеством Кавказской Казачьей Линии. И скоро будет очередное заседание Общественного Совета, куда приглашаются все неравнодушные граждане. Во-вторых, надо соблюдать законы – в этом В.Маркелов видит основную панацею от многих бед, в законах давно все прописано, только их не всегда соблюдают. К тому же трудно бороться с бюрократами и чиновниками, когда с города еще в 2010-м правительством РФ снят статус исторического. И наконец, может быть стоило бы создать реестр исторических зданий, по примеру Общественной палаты Петербурга, которая на днях поставила этот вопрос перед исполнительной и законодательной властью своего города. В своем обращении члены ОП Петербурга написали: «Снос исторических зданий запрещен, однако отсутствие официального реестра дает возможность недобросовестным застройщикам обходить закон, в том числе путем внесения изменений в кадастровые паспорта. Считаем целесообразным поставить задачу о формировании и утверждении реестра исторических зданий в ближайшие два-три года». Если Ставропольская ОП пойдет по этому пути, возможно, спорные проблемы будут решаться с учетом интересов горожан. И Крепостная гора не станет тем, за что потом будет мучительно стыдно перед потомками.

 


Рецензии