IX научные Абрамовские чтения

В Ставропольской краевой научной библиотеке им. М. Лермонтова состоялись ставшие уже традицион-ными IX научные Абрамовские чтения, посвященные общественному деятелю 1880-1900-х годов, талант-ливому прозаику, просветителю, литературному критику, журналисту и социологу. По телемосту была возможность услышать мнение о нем руководителей двух крупнейших современных научных школ по истории русского народничества – профессора В. Зверева (Российская гос. академия народного хозяй-ства и госслужбы при президенте РФ, г. Москва) и профессора Г. Мокшина (Воронежский госуниверси-тет). В контексте современности были рассмотрены различные аспекты функционирования художе-ственного и публицистического наследия писателя. Результаты своих научных поисков представили не только известные исследователи жизни и творчества Я. В. Абрамова, но и молодые ученые, студенты старших курсов СКФУ, аспиранты, а также библиотекари и архивисты.
Яков Абрамов – один из трех выдающихся ставропольцев, которые вошли в большую лите-ратуру наряду с Германом Лопатиным и Ильей Сургучёвым. И тем не менее, о нем не так уж хорошо знают даже на Ставрополье, на его «малой родине», за исключением узкого круга литературоведов, журналистов и других заинтересованных лиц. А ведь его идеи сближения интеллигенции с народом актуальны сегодня как никогда. Идеи мирного, постепенного прогресса России и «работы в народе» в конце 19 века оказали огромное влияние на обще-ство, вызвав широкий резонанс в среде демократической интеллигенции.
Бессменный ведущий чтений – профессор Вячеслав Головко, действительный член Schopenhauer-Gesellschaft (Deutschland), профессор кафедры отечественной и мировой лите-ратуры СКФУ, член Союза российских писателей считает, что «изучение культурно-исторического наследия Якова Абрамова сейчас приобретает рамки научно-культурного ме-гапроекта, который реализуется под эгидой правительства и министерства культуры Став-ропольского края, СКФУ». Отметил он и неоценимую помощь, которую оказывают работ-ники краевой научной библиотеки им. М. Лермонтова и Краеведческого музея-заповедника, сотрудники Литературного центра, писатели. В. Головко убеждён, что наследие Якова Аб-рамова – это феномен краевой интеллектуальной истории. Под его руководством в научном объединении инновационных литературоведческих исследований «Poetica» студенты и ас-пиранты СКФУ успешно занимаются исследованиями наследия Абрамова. «Сегодня в по-исках ответов на вопросы, как нам жить и что делать, как нам дальше развиваться и совер-шенствоваться, мы можем обращаться к Якову Абрамову и учитывать его интеллектуальный и духовный опыт, – отметил Вячеслав Головко. – Он был человеком энциклопедически об-разованным, талантливым, занимался проблемами развития образования, культуры, обращал внимание на необходимость совершенствования всех сторон общественной, экономической, социальной жизни в России. Он воспринял великие традиции демократического просвети-тельства и был убежденным сторонником мирного постепенного прогресса».
Я. Абрамов представлял одно из направлений народничества, которое возникло в России в 1860-х гг. Это была идеология, основанная на  «сближении» интеллигенции с народом в поисках своих корней, своего места жизни страны и представляла второй, «разночинский» этап революционного движения в России, сменивший «дворянский» (декабристов) и предопределивший во многом «пролетарский» (марксистский) этап. В ос-нове народничества лежала идея самобытного пути развития России: к социализму ми-нуя капитализм, это тот самый так называемый «русский или общинный социализм», сфор-мулированный еще Герценом. Затем эта идея была подхвачена Н.  Чернышевским, а в 1870-х гг. этот термин применялся уже к разным течениям общественного движения. Так, в начале 1880-х гг., когда шла ожесточённая полемика между «либеральной» журналистикой и улич-ным патриотизмом, «народниками» называли и представителей шовинизма,  разнуздывания инстинктов толпы. В то же время понятие «народничество» более употреблялось как сино-ним демократизма, интереса к народу.  Г. Успенский, Н.  Златовратский хотя и представляли разные взгляды на народную жизнь тоже считались народниками, как и другие писатели, но почти никто из публицистов этого не признавал.
Консервативное, правое крыло было связано с почвенниками Аполлоном Григорьевым, Н.  Страховым, многие публицисты объединились вокруг журнала «Неделя» П.  Червинско-го и И.  Каблица. В нем, кстати, печатался и Абрамов. Сторонники этого направления счи-тали общинное, артельное начало и «брожение религиозной мысли» выше духовных устоев интеллигенции. Реформистское либеральное - легальное - направление народничества пред-ставляли Н.Михайловский, С.Кривенко, И.Каблиц, В.Воронцов. Из этого направления поз-же в 1905 году сформировалась партия кадетов, которых в Думе возглавил П.Милюков. Бы-ло и другое либеральное крыло народничества, центристское или «умеренное», те, кто отка-зались от методов террора (Плеханов, Л. Г. Дейч, П. Б. Аксельрод, и др.). Они объединились в политическое образование, назвав его «Черный передел» (имелось в виду перераспределе-ние земли на основании крестьянского обычного права, «по-черному»). Позже они перешли на марксистские позиции и создали  соц-демократическую рабочую партию. Было еще одно соц-революционное направление, которое породило партию эсеров. В советской историо-графии это направление именовалось «заговорщицким» или «бланкистским». Основные теоретики этого течения народничества — П. Ткачев и в определенной мере Н.  Морозов. Ткачев утверждал, что самодержавие в России не имеет социальной опоры ни в одном со-словии русского общества и его можно будет быстро ликвидировать. Для этого «носители революционной идеи», радикальная часть интеллигенции, должны были создать строго за-конспирированную организацию, способную захватить власть и превратить страну в боль-шую общину-коммуну.
Так считали относительно мирные народники, а ведь были и те, кто мечтали о революции методами террора. К примеру, из кружка, примыкавшего к «Земле и воле», в 1860-х в Москве выросло тайное общество Н.  Ишутина («ишутинцы»), целью которого была подго-товка крестьянской революции путём заговора интеллигентских групп. «Ишутинцы» под-готавливали побег Чернышевского с каторги (1865-1866), но их деятельность прервало по-кушение одного из членов кружка Д.  Каракозова на Александра II. По «делу о цареубий-стве» под следствие попало тогда более 2 тыс. народников, из них 36 были приговорены к разным мерам наказания. Потом начала действовать организация «Народная расправа» (77 человек во главе С. Нечаевым). Целью её была также подготовка «народной мужицкой ре-волюции». В 1870-е годы появляется течение - беспредельное народолюбие, так называемые «кающиеся дворяне» по выражению Н.  Михайловского, которые посвящают свою жизнь тому, чтобы загладить перед мужиком вековую вину барства. Еще одна группа под названи-ем «Всероссийская соц-революционная организация» после процессов начала 1876 г. цели-ком вошла в созданную вторую «Землю и волю». Ее членами были М. Натансон, Г. Плеханов, Л.  Тихомиров,  А. Квятковский,  А. Михайлов, позже С. Перов-ская, А.  Желябов, В. Фигнер и др. Часть настаивала на переходе от «летучей пропаганды» к поселению революционеров в деревне для ведения пропаганды. На этот раз пропагандисты вначале осваивали ремесла, становились врачами, фельдшерами, писарями, учителями, куз-нецами, дровосеками. Оседлые поселения пропагандистов возникли вначале в Поволжье (в Саратовской губернии), затем в Донской области и некоторых других. Однако постоянное пребывание в деревне ощутимых результатов по сближению с крестьянством не дало. Да и популярность революционных идей уменьшилась.
В 1880-1890-е годы стала популярной так называемая «теория малых дел». Ее выдвинул вы-ходец из Ставрополя, мещанин по происхождению, поступивший по примеру тургеневского Базарова в Петербургскую медико-хирургической академию, Я. Абрамов. Он утверждал, что задача интеллигенции — помощь крестьянству в преодолении трудностей рыночной эконо-мики, при этом он указал на возможную форму такой практики — деятельность в земствах. Абрамов обращался к врачам, учителям, агрономам с призывом помочь собственным трудом положению русского мужика. По существу, Абрамов выдвинул идею деполитизированного «хождения в народ» под лозунгом осуществления малых дел ради народа. Эти идеи на ка-кое-то время завоевали популярность. Интересно, что он, как и И.Сургучев, прежде чем стать питерским студентом-медиком, окончил Кавказскую духовную семинарию в Ставро-поле, однако вскоре за «хождение в народ» и распространение нелегальной литературы был арестован и выслан домой (1878-1879). Вернувшись в Петербург в 1881-1884 годах он стал постоянным сотрудником «Отечественных записок», публиковался в журналах «Устои», «Дело», «Наблюдатель», «Русская школа», «Северный вестник» и др., в которых печатались не только его статьи, но и его рассказы, повести, внутренние обозрения и рецензии. С 1885 г. он - член редакции газеты «Неделя», публиковал статьи, в которых знакомил с теорией и практикой «малых дел», доказывал, что в целях постепенного, мирного прогресса необхо-димо сосредоточить внимание и энергию на конкретных делах, на «великой культурной ра-боте» – идти в учителя, земские врачи, способствовать «облегчению материальной нужды и духовному просветлению народа». Издавал он также и популярные брошюры по вопросам правовых отношений, развития естественных наук, народного образования и т.д. Многочис-ленные работы о частных воскресных школах содействовали тому, что эти школы стали од-ной из наиболее эффективных форм просвещения народа. Одна из книг Я. В. Абрамова на эту тему с большим успехом демонстрировалась даже на Всемирной выставке в Париже (1889). Не удивительно, что современники ценили Я. Абрамова. М. Салтыков-Щедрин пи-сал о нём как о необычайно талантливом человеке, поручил в журнале «Отечественные за-писки» отдел «Внутреннее обозрение». Уважительно отзывались о художественных и пуб-лицистических произведениях Якова Абрамова И. Тургенев, Г. Успенский, В. Гаршин, Л. Толстой. В 1890 году Я. Абрамов возвратился в Ставрополь, работал нескольких четырехле-тий гласным Ставропольской городской думы, продолжал публиковаться - в газетах «При-азовский край», «Северный Кавказ». Кстати, он был первым биографом писателя Гаршина.
При этом, многие выступавшие на заседании отмечали, что огромное публицистическое и художественное наследие Якова Абрамова плохо изучено, «все мы в большом долгу перед этим мыслителем, писателем, известным общественным деятелем, много сделавшим для развития культуры, просвещения, экономики и социальной сферы России последних деся-тилетий XIX и начала XX века, в том числе для Ставропольского края и города Ставропо-ля».
Это только поверхностные штрихи к творческому и культурно-историческому наследию Я. Абрамова, предстоит большая и углубленная работа, так как его идеи необычайно актуали-зируется в условиях современной России, отвечают на вызовы нового времени, что и явля-ется предметом исследований учёных, принявших участие в чтениях. Ставропольский архив также хранит немало документов, которые относятся к жизни ставропольского просветите-ля. Некоторые материалы были опубликованы в сборнике «Я.В. Абрамов в истории культу-ры и общественной мысли России» в 2013 году.  Обзор книжной выставки представила кан-дидат филологических наук, ведущий библиограф отдела краеведческой литературы и биб-лиографии краевой научной библиотеки Ольга Кравцова.


Рецензии