Дорогами жизни Гл. 16 1989 г. Часть 4 Мама Вера

  ДОРОГАМИ  ЖИЗНИ

  ГЛАВА   16   1989 год

  ЧАСТЬ  4  Мама Вера

   
   
  Письмо в Москву из Луги.
  25.01.89 г. ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОРОГИЕ ВИТЯ И ИРА!

  Получила от вас поздравительную открытку, но вы очень кратко пишете о себе и своей жизни.

  Стэллу сердечно поздравляем с успехом, она уже, наверное, защитила его.

  И теперь, видимо, будет поступать в аспирантуру, т.к. там всё на месте. Желаем успеха.

  Безусловно, судьба Юры волнует всех, но, может быть всё обойдётся. Как твоё здоровье, Ира? Где работаешь? Доволен ли своей новой работой Витя? А где и кем ты работаешь? Как здоровье у Олега? Как его желудок? Как Таня? Очень хотелось бы иметь фото с Людочки и Димочки .

  Теперь о себе и нашей жизни. Я уже писала вам, что с августа месяца живу у Наташи в Луге, в их новой квартире. Как она рада была, что, наконец, получила её. Целый год жили врозь. Костя начал оборудовать её: сменил батареи, покрасил двери, сам покрыл лаком паркет, обклеил кухню плёнкой, сделал тумбочку, полочки, стол и т.д. Он на все руки мастер.

  Купили стенку, кухонный гарнитур, цветной телевизор. Мягкую мебель привезли из ГДР. Только бы жить. Но снова на колёсах. В конце октября ему дали блестящую характеристику, грамоту и новое назначение с повышением на должность майора, начальником инженерной службы в Заполярье, в Печенгу.
Это в 6 км. от границы с Норвегией, в тундре. Местного населения там нет, только военные с семьями. Квартиры нет. Опять долгое ожидание. Живёт в гостинице. Снова Наташа одна с ребёнком. Вот такие у нас новости.

  Квартиру в Луге забронировали до декабря 1994 года. Наташа будет пока здесь до получения квартиры в Печенге. Снова неопределённость, переезд, а переезд - это своеобразный пожар.

  Итак. Мы живём пока втроём: Наташа, Ванечка и я. Без Кости нам очень трудно. Он из части приносил продукты, вызывал мне скорую через телефонистку части и т.д. Костя ко мне был внимателен. Вообще, он человек положительный, чуткий. Умерла у него бабушка в Николаеве, а он только что принял дела, и всё же добился отпуск на 6 дней. Занял 200 рублей ( у них тоже туго с деньгами) и полетел на похороны. Сестра его, Ольга, в прошлом году вышла замуж, бросила институт и уехала с мужем по комсомольской путёвке на Дальний Восток. Мать - Валентина Валентиновна вышла замуж официально. У него машина и дача в лимане, а сын живёт отдельно. Он капитан речного теплохода, навещает их. После 12 лет, друг семейства получил отставку.

  Я часто болею. Живу на таблетках и уколах. Два раза на дому мне брали анализы и снимали кардиограмму. Сказали, что пока инфаркта нет. Вот уже почти 6 месяцев не выхожу из квартиры, не дышу свежим воздухом. Некому меня сопровождать. Наташа задёргана. Живёт на полигоне, а работает в центре города. Встаёт в 6 утра, а к 7-и отводит Ванечку в детский сад и мчится к автобусу, чтобы попасть к 8-и утра в школу. Из школы приходит в 5 вечера, садится за подготовку уроков, потом в 6 вечера идёт за Ваней, по вечерам занимается с ним, готовит к школе (в июне ему исполняется 6 лет).

 Её стало беспокоить сердце, а у Ванечки находят шум в сердце - результат перенесённых заболеваний в ГДР: я со своими заболеваниями не прибавляю её здоровья, а наоборот. Ни одного дня у меня без боли: давление, сердце, ноги, глаза и т.д. Рита спасла мне руку, ещё немного и у меня была бы гангрена, осталась бы без руки, а вот окулиста в Полоном не оказалась, а в Луге тоже некому меня довезти до врача, да и здесь лишь один окулист. К нему записываются за 6 и более месяцев. Левый глаз у меня совсем не видит, кроме того, там захолодевший ячмень, который надо было вскрыть ещё год тому назад, а теперь он стал опухать, и всегда красный, правый глаз тоже плохо видит. Газет и книг теперь читать не могу, целыми днями одна, никого не вижу.

  Телефона нет во всём доме. Никто к нам не приходит. Старые знакомые разъехались, а новые живут замкнуто, не общаются. Да им и ни до кого дела нет.

  Наташу приняли в кандидаты партии. Что ей это даст, если она кочует с места на место? При приёме в её адрес было сказано много хороших слов, что у неё светлая биография (золотая медаль в школе, Ленинский стипендиат в институте, красный диплом, работа экскурсоводом в музее капитуляции в ГДР), и такая скромная. При её эрудиции не в школе работать, говорили они. Да, эти переезды мешают. К тому же вся семья партийная. У Кости уже 8 лет партийного стажа.

  Самое главное - иметь постоянную крышу над головой и квалифицированную медицинскую помощь, особенно, в старости. Никому не пожелаю побывать в моей шкуре на старости лет. Старость - это трагедия, а одинокая - это вдвойне.


  Теперь ещё одна проблема. В Каменец-Подольском дом опустел. Получила квартиру Лиля (шикарную), затем Женя ушла из подвала, потом дали трёхкомнатную квартиру Пете. И остались три старухи: Маруся, Ольга (фактически живёт у Лили), и я.

  Дом опустел, двор пришел в запустенье. И, вдруг, новости: дом будут весной сносить, всем дадут квартиры с удобствами, а я здесь. Поехать туда до отпуска Наташи (май-июнь) я не могу. Без провожатых я не годна. Узнайте у юристов: могу ли я, ввиду болезненного состояния дать доверенность на получение ордера на новую квартиру. Обязательно узнайте, и сообщите. Буду ждать с нетерпением ответа. Страдаю теперь и бессонницей. Всё думаю и думаю о всём: о своей тяжёлой жизни, о новой квартире. Как я переживу всё это в свои 70 лет?

  Юра из Минска пишет, что Зоя физически ещё ничего, но живёт в не реальном, придуманном мире. Это тоже страшно, как и слепота.

  Юра молодец. Он много хлопотал о деде. Его поэтому вызвали в КГБ, и сообщили, что дед был арестован 14 августа 1937 года, и приговорён к высшей мере наказания. 17 августа 1937 года приговор был приведён в исполнение. Место могилы неизвестно, но идут розыски, и нам сообщат. А потом, т.е. в этом году, его реабилитировали. От Зои не получаю писем уже год. Юра говорит, что Зоя пишет их, и куда-то прячет. Ей уже 85 лет.

  Письмо моё получилось сумбурное. Извините. Мечтала я побывать у вас, посмотреть, как вы живёте, поговорить с вами, возможно, в последний раз, но увы... беспомощна, да и Наташу нельзя одну оставить.

  Мечтала, что на Октябрьские праздники (3 дня) вы приедете сюда, повидать меня, ведь 8 часов всего езды от Москвы до Ленинграда, а там на электричке 2 часа, и - Луга. Тут на вокзале всего за 2-3 рубля такси довезёт до Наташи. Но вы, возможно, болели, или не посчитали нужным - навестить больную старуху. Все оставшиеся мои родственники пишут: навестил ли вас Витя и т.д.?

  Из Куйбышева Лёля сообщила, что её сын Игорь лауреат. Это, Витя, твой двоюродный брат, и мой племянник, сын моего брата Бориса. Он инженер.

  Крепко целую.

   МАМА, БАБУШКА, ПРОБАБУШКА.

  Привет от Наташи. Ванечка самый маленький по росту в группе. А, Димочка с Людочкой, наверное, рослые?

  Здесь снабжение плохое, а в Ленинграде - хорошее, как, наверное, и в Москве. Но Наташа ездить не может, даже в выходной.

  Последняя просьба: если со мной что случиться, не оставляйте Наташу одну, приезжайте. Она здесь совсем одна. Ванечка испугается. Рите дальше добираться.

   
   
  Письмо в Москву из Луги.
  24.02.89 г. ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОРОГИЕ ВИТЯ И ИРА!

  Письмо ваше от 29.01. я получила. Спасибо, но с ответом задержалась по разным причинам. Вы пишете, что Эля защитила диплом, и теперь она - горный инженера. Молодчина! Как дела у Юры?

  Витя, ты пишешь, что работаешь на другом конце города, и сильно устаёшь от ежедневных дальних поездок. Сочувствуем тебе, Но, главное, мне кажется, это то, что тебе работа не очень нравится. Вот оно главное. А кем и где ты работаешь? Зачем скрывать? А выходных у тебя в неделю один или два?
  Ира всё ещё работает на старом месте? Да? Как твоё здоровье, Ира? В твои года болезни ещё излечиваются. Берись за своё здоровье. Жаль Олега, такой славный парень. Как его желудок? Пишите, всё хочется знать. Как здоровье Димы?

  Теперь о себе. Я уже писала вам, что Костю перевели в Печенгу. Это в 6-и км. от границы с Норвегией. Должность хорошая: начальник инженерной службы полка. Имеет теперь дело с офицерами. А здесь был командиром роты (140 человек). Работа у него здесь была очень трудная: ни дня, ни ночи покоя, как насмотрелась я. Но квартиры в Печенге нет, живёт в гостинице, кругом тундра, местных жителей нет. Через год, наверное, получит майора, и попытается поступить в академию, но трудно. Льготы офицерам, они этого заслуживают.

  Наташа мечется между школой, детским садиком, аптекой, магазином и домом. Сильно изматывается. Беспокоит сердце. А Ванечка худенький, непослушный, фактически растёт без отца. Но смышлёный. Ему предстоит две операции. Но когда и где, неизвестно.

  А так Наташа с Костей живут дружно. Костя - порядочный человек. Но вот эти переезды - настоящие пожары. Столько они уносят здоровья. Только немного устроились в Луге. Купили стенку (скромную), кухонный гарнитур, диван и кровать, "Современник" и т.д. Помогла Валентина, прислала 1000 рублей на новоселье, которого они так и не делали. Живут лишь работой.

  Наташа с красным дипломом историка вынуждена работать в 1-ом классе. Кандидат партии. Думаем ещё год жить здесь, а там жизнь покажет.

  А я постоянно болею. Левый глаз не видит, распухла десна, часто обостряется гипертония, ишемия и т.д. Подумать только, вот уже 6 месяцев не дышу свежим воздухом, двигаюсь только по комнате. Не могу без провожатых попасть в поликлинику, а провожать некому. Телефона нет, Никого знакомых нет. Медицинскую помощь получить не могу. Был участковый врач, и того забрали в связи с эпидемией гриппа. Никто к нам не приходит. Ведь, это полигон. На старости лет - без дома. А вы ещё сравниваете моё положение с другими, кто имеет постоянную квартиру, знакомых, родных и т.д.

  Вы не можете приехать за мной, Наташа не может, имея на руках больного ребёнка, тоже. Да и сейчас я не могу оставить Наташу, т.к. в субботу детский садик выходной, а у нас уроки.

  Как вы отметили день рождения Вити? Кто был? Я только один раз была у него, помните, в Дзержинске? Отчётливо помню слова товарища Вити, который сказал, что первый раз видит маму Вити. В этот день выпьем за неё. Славный парень. Надеюсь и в этот раз вы выпили рюмочку за меня.

  Вы пишете, что Ирины родители живут в Подмосковье, но мы, к сожалению, у них тоже не бываем. А я у вас за все 30 лет вашей совместной жизни была три раза: первый раз, когда вы жили в коммуналке, второй и третий раз, в Дзержинске. А вот в вашей Московской квартире ни разу не была. Не была я и на вашей свадьбе, как на первой, так и на серебряной, на юбилее Виктора и т.д.

  А вы уже пятый год не приезжаете ко мне, да и в последний раз вы ехали в Каменец-Подольский переменить обстановку, а не для меня, т.к. вам только нужны были ключи от квартиры. Не так ли? Но звоните вы им часто - причасто, а мне -  ни разу не позвонили, даже тогда, когда я три месяца лежала до пояса в гипсе. Это всех моих соседей, знакомых и родных удивляло. А когда Рита позвонила, Витя закричал: - "У меня Ира молчит, больна!". Позвонили на Новый Год, в 1988 году. Молчание, никто не берёт трубку. Мы начали волноваться, наверное, Ира в больнице, а Витя около неё. Позвонили ещё раз вечером, оказалось, вы ездили к Миле на день рождения. Конечно, это нужно было, но можно было и нам позвонить, хотя бы спросить, как я себя чувствую. Не обижайтесь, но это факт. Моральная поддержка, это тоже облегчает боль тела и души.

Состояние моё сейчас неважное: левый глаз не видит, правый тоже барахлит, всё тело в синяках вследствие большой проницаемости стенок венозных сосудов и хрупких капилляров, т.е. у меня по определению хирурга, рассеянный варикоз, плюс склероз и т.д. и т.п.  Бывает онемелость ног и ночные судороги у меня. Но самое страшное - впереди и не за горами. Так что, не сердитесь за это письмо на меня. Мне некому излить душу. Гипертонией я болею уже 20 лет, а ишемией, как вы знаете 15 лет. С каждым днём стареешь и слабеешь. Стала страдать и лекарственной бессонницей. Ночами напролёт не сплю. Вспоминаю свою трудную жизнь: одиночество, измену и предательство близких,  не благоустройство быта на протяжении всех лет жизни, топка печей, помойные вёдра и т.д. и т.п.

  Теперь новая проблема. Как быть с квартирой в Каменце? Весной дом будут сносить, а оставшихся жильцов - переселять, а, следовательно, я должна там быть. Наташа может меня сопровождать лишь, когда получит отпуск (июнь-июль), значит, лишусь долгожданной квартиры в Каменце. С удобствами, и всей обстановки, и вещами... У Риты отпуск тоже 1-го июля. Как быть, не знаю.

 С одной стороны хочется получить, а с другой - зачем? Жить одной не могу и опасно. Моя коллега жила одна, умерла, разложилась. Из квартиры стал ужасный запах, только тогда соседи позвонили в милицию. Ужас!.

 А как в таком состоянии я поеду из Луги в Полонное, а из Полонного в Каменец-Подольский? На автобусе - 7 часов, а такси там нет. И здесь нет медицинской помощи. В госпитале не принимают даже жён военных, направляют их в поликлинику. А я кто? С боку припёку.

  Это письмо я пишу с перерывами две недели. Писать трудно ещё потому, что знаю, что мои болячки и проблемы вас не трогают, вам безразлично всё это.

 И зачем я вам всё это пишу? Это всё равно, как об стенку головой биться.
В очень трудном положении я очутилась в свои 79 лет. Ну, что будет, то будет.

Об одном прошу ещё раз. В случае моей смерти. Не оставляйте без внимания Наташу и Ванечку. Пишите. А пока кончаю. Всего доброго. Целую.

   МАМА.   

  Очень хотелось бы получить фото с Димы, Люды. Живу на таблетках, по 5 - 9 таблеток в сутки. Кругом одни лишь сосны и дома. Газет не читаю (плохо вижу), телевизор тоже не всё вижу и не всё слышу. Вот такая жизнь.

  Ира и Витя, живите дружно, берегите друг друга. Знайте - дети, внуки, правнуки, это хорошо, но в старости лучше всего жить вдвоём и поддерживать друг друга.

  Дачу обязательно стройте. Там будете отдыхать, тем более, Витя умеет работать на земле. Помнишь, как сажали мы картошку?

  У Наташи в школе из учительской украли песцовую шапку, ей её дала поносить Рита. Где тонко, там и рвётся. Даже не решаемся говорить об этом Рите, чтобы ей не стало плохо. У Риты очень тяжёлая жизнь.

   
   
  Письмо в Москву из Луги.
  15.03.89 г. ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОРОГИЕ ВИТЯ И ИРА!

  Вчера получила от вас поздравительную открытку от 2.03. Вот как долго она шла. Спасибо за внимание.

  Спасибо за то, что, что постараетесь как-то договориться приехать, и забрать меня. Конечно, очень хочется повидаться с вами и поговорить обо всём.

Кроме того, нужно было бы показаться окулисту и стоматологу. Лёля из Куйбышева пишет, что Лия ещё работает и могла бы помочь попасть к ним. Да и знакомая Зои и Юры (помните, она давала вам адрес), тоже помогла бы. Наконец, в Москве есть платные приёмы. Но дело осложняется тем, что нельзя оставить Наташу. В субботу детсадик не работает, а у неё уроки. Она просит меня отложить отъезд хотя бы до мая - начала июня. Болезни, конечно, не ждут, но и с этим надо считаться. А, впрочем, загадывать не будем. В моём возрасте это не возможно. В общем, пока не беспокойтесь о моём приезде.


  Вы пишете, по Каменец-Подольску надо попросить ваших родственников, они всё там узнают, и по доверенности и заявлению квартиру получить можно. Это вы узнали у юриста, или ваше мнение? Это был бы удобный выход. Но, с другой стороны, согласятся ли Кандаловы, как-то неудобно их просить. У них своих дел по горло, дача, работа, а Володя этого сделать не сумеет. Может быть, вы от своего имени попросите за меня Кандаловых? Они люди отзывчивые, но у вас больше веса. Позвоните им.

  Как здоровье у тебя, Ира? Что ты себе повредила при падении? Что говорят врачи? Надеемся, всё пройдет.

  Сегодня получили письмо от Юры из Минска. Он пишет, что у них новостей нет. Опять просил чаще писать Зое. Она ничего не помнит, но вспоминает детские годы...

  Я вас просила написать, как решилась судьба Юры, но вы, почему-то отмалчивались? Как дела и здоровье у Олега? Где теперь работает Эля? Как растут Дима и Людочка? Пришлите с них фотокарточки.

  У нас всё идёт по-старому. Наташа вся в заботах и делах. Новая нагрузка: член избирательной комиссии.

  А я продолжаю болеть. С каждым днём новые болячки. Ежедневно принимаю адельфан по 2 таблетки: утром и вечером по 1 таб. Спасибо, Рита снабжает лекарствами.

  Костя в Печенге. Обещал на день - два в марте приехать домой, но пока нет.
  Квартира забронирована за ними здесь на 5 лет. Но жить врозь, конечно, не дело. Ванечка, фактически, растёт без отца.

  Снабжение в Луге невозможное. Мяса нет. Сахар дают по талонам по 2 кг. На человека, без меня. Есть слух, что мыло и стиральный порошок тоже будут отпускать по талонам. Ленинград снабжается хорошо, но Наташе туда не попасть, у неё только в воскресенье выходной, а там в этот день продовольственные магазины закрыты, да и домашние дела задерживают (стирка, уборка). А как снабжается Москва? Как вы питаетесь? Пока всё. Обнимаю и целую вас.

   МАМА.

   Привет всем от нас: Эле, Олегу, Тане, Юре. И поцелуйте за нас Диму и Людочку. Пишите, очень жду ответа.

   Бедные военные. Гляжу в окно и то и дело вижу: одни грузят свои вещи в контейнеры, другие приезжают и т.д. Эти переезды так портят вещи, утомляют, разоряют и т.д. Привет всем от Наташи.

   
   
  Письмо в Москву из Луги.
  19.04.89г. ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОРОГИЕ ВИТЯ И ИРА!

  Получила от вас письмо, большое спасибо. С предыдущим вашим письмом, оказывается, получилась  - неувязочка. Уже из этого ясно, как замотался Витя, что забыл опустить письмо матери. Но самое главное, как ты Витя, себя чувствуешь после такого тяжёлого гриппа (-42гр.). Береги себя, лечись, чтобы не было осложнений.

  Ира, ты всегда пишешь такие обстоятельные письма, из которых я узнаю о вашей жизни. Ещё раз спасибо.

  Но, всё- же кое-какие вопросы остались не раскрытыми. До сих пор мне неизвестно, где и кем работает Витя, почему не устраивает его работа? Помимо того, что, далеко ездить? Разве это секрет? Теперь гласность в почёте.


  Ира, ты пишешь, что тебе скоро на пенсию, и беспокоишься, как будет с работой в дальнейшем? Не волнуйся заранее, м.б. всё обойдётся, и не придётся искать подработку, и в том числе, вахтёрскую, а она в наше время нарасхват.


  Здесь жёны офицеров работают и кочегарами, и официантками, и кем попало. Жизнь заставляет. В этом и нет ничего зазорного. Нам телеграммы приносит жена подполковника в отставке. Наташа в Берлине, в музее капитуляции тоже начинала с вахтёра, а потом стала экскурсоводом. Эля, я уверена, со временем тоже будет иметь должность инженера, конечно, жить на 90 рублей невозможно.

  Больше всего, меня огорчило то, что Эля ушла совсем от Юры. Почему? Как кончился суд у Юры? Конечно,  Эля:  молодая, красивая, энергичная, и ещё может устроить свою личную жизнь, м.б. даже ещё лучше.

  Так случилось с подругой Наташи. Ей 26 лет. Она подала в суд, развелась. У неё 3-х летний сын. А через месяц нашла себе настоящего друга, тоже молодого (25 лет), красивого, а, главное, прекрасного человека, любящего её и сына. Они уже дважды были у нас в гостях. Он капитан. Так что, у Эли всё впереди.

  Итак, вся семья собирается опять в вашей квартире. С одной стороны, это хлопотно, а с другой - радостно - всё на виду. Как замечательно, что Дима и Люда ходят в одну группу, и дома по вечерам они вместе. Как они играют? Дружно? Оба, наверное, красивые, полные. Пришлите с них фотографии. А где и кем работает Таня?

  Я вполне понимаю, что у вас у всех материальные трудности. А сейчас у всех они, 80% населения нашей страны имеют их. Самое главное, что вы имеете постоянную крышу над головой, и какая ни какая, а всё же работа, и живёте в столице, а не где-нибудь в глубинке, где вообще никакого снабжения.


  Наша знакомая была в Москве. Она сказала, что со снабжением там стало хуже, но всё- же лучше, чем в Ленинграде. А мы Ленинград считаем раем. Даже в Луге можно жить по сравнению с Полонным, где нет ничего в магазинах. А на рынке мясо - 8 руб., и то его надо брать с боем. В Печенге мясо и колбаса - по талонам - ? кг. на душу на месяц. Рынка нет. Овощи и фрукты видят лишь во сне.

  Ира, ты пишешь, что не готова к пенсии (нет пальто и т.д.). Но, ведь будет ещё работать Витя. Главное, вы вместе. Я тоже вышла на пенсию не подготовленной. Но живу. Рита тоже через год уйдёт на пенсию. Учителей тоже не держат. А у неё вышел из строя холодильник и телевизор, а так называемый супруг в течении 12 лет не платил даже за квартиру, в которой жил. Всю жизнь крутится сама, без чьей либо помощи. Наоборот, как и вы детям, так и она - дочери и мне помогает по возможности. Так что смотрите веселее, с надеждой на лучшее. Я лично у вас ничего не прошу, Слава богу, внучка делится со мной куском хлеба, а там видно будет, хотя и у них туговато с деньгами.

  Очень хорошо, что вы взяли участок садовый, хотя и далеко, сами строите домик, постепенно освоите его. А работать на нём, кроме вас, есть ещё кому.

  Кандаловы построили хорошенькую дачку.

  Вы пишете, что отпуска провели на даче вместе с внучатами, а где же были их родители и бабушка? Конечно, вам было тяжело.

  Вы пишете, что Женя готовится на пенсию раньше времени, будут жить в Бресте, в Вашем общем доме, т.к. нет квартиры. Какое у него звание? Если бы тогда продали этот дом, то им обязаны были бы предоставить в течении года трёхкомнатную квартиру с удобствами. Но это ваше дело.

  Только что был врач. Дела неважные: сильное сердцебиение, давление и т.д. Куча лекарств. Со зрением всё хуже и хуже. Слепну.

  Получила вслед за вашим письмом, письмо от Юры из Минска. Он пишет, что в который раз у них был психиатр, и сказал, что у Зои полный распад личности.
Они не оставляют её одну ни на минуту. А ходит она по большому и маленькому - в штаны. Такова горькая действительность. Страшное дело - старость. Такого интеллигентного человека превратила в ребёнка.

  Юра на пенсии, но работает всё там же - на радио. Нэля уже три года на пенсии. Весь дом держится на ней. Таня работает в школе. У Юры - золотое сердце. Он продолжает хлопотать о деде, где его похоронили. Несмотря ни на что, тон его письма бодрый. Пишет, что, в этом году дачный сезон урожайный - яблок некуда девать. Пишет и о том, чтобы я всё время писала Зое, она помнит меня. Словом, продолжает заботиться о матери. А имеете ли вы связь с Минчанами?

  Ира, как дела у Степановых? Отцу легче или всё также? Ходит он понемногу по дому или нет?

  В воскресенье была хорошая погода, и Наташа вывела меня на прогулку, первый раз за месяц. Даже на целый час. Она замоталась. Работает во вторую смену, ничего не успевает купить. Питаемся кое-как.

  Вчера звонил Костя. Получил 2-х комнатную квартиру с удобствами. Требует, чтобы скорей Наташа с Ванечкой ехали к нему в Печенгу. А у Наташи в декабре приём в партию и аттестация на звание учителя. Костя даже добился работы для неё (учителем). Но Наташа не торопится, поедет не раньше 9 января, а то и весны. Зовёт и меня с собой, но мне туда по состоянию здоровья ехать невозможно. Придётся возвращаться в Полонное, а там ад. А.П. - очень тяжелый человек. У него все, кто не кормит свиней, не доит коров - бездельники и т.д.


  Рита написала, что она перетаскала самосвал бетона для погреба и осталась едва жива.  Это с её давлением и язвой желудка. Говорила она А.П., чтобы не продавал дом, там хороший участок земли, так он продал. Всё детям и детям...

  Ну, вот и все новости. Почаще пишите, рассказывайте обо всём подробнее, порадуйте меня.

  Жду врача. Со скорой помощи сказали мне, что у меня глубокий склероз. А что он скажет? Целую всех вас. Привет всем.

   Ваша МАМА, БАБУШКА, ПРОБАБУШКА.

   
   
  Письмо в Москву из Луги.
  16.11.89 г. ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОРОГИЕ ВИТЯ И ИРА!

  Получили от вас письмо, спасибо. Вы получили печальную весть, что погиб Женя. Об этом написал и Юра, куда вы заезжали на часок.

  Юра пишет, что ты, Ира, выглядишь вполне отлично, а вот Витя неважно. Надо тебе, Витя, серьёзно подумать о своём здоровье, и подлечиться.

  Юра, Эллин муж, им понравился. Я рада, что у Эли с мужем наладились отношения, что у них всё нормально.
 
  Вы пишете, что, несмотря на плохую погоду, - все выходные с Витей проводите на своём участке - сами строите домик. Смотрите, не застудитесь. А разве вам не помогают молодые? Олег, Юра?

  Ты права, Ира, Юра Ермалюк молодец, работает, заботится о больной матери, и в то же время, не забывает о тёте, т.е. обо мне, хотя у него много своих проблем. Дети мало радуют их и т.д. Спасибо ему.

  Получила письмо от Лёли (сестра Лии). Она пишет, что всё время в путешествии. Сейчас живёт у внучки - врача в Москве, уже второй месяц, а то были в Томске, у внука, у дочери в Куйбышеве. Есть ещё энергия. А, ведь она одногодка с Зоей. А Зоя, бедняжка, прикована к постели, как и твой отец, Ира, Печально.

  У нас всё по-старому. Наташа вся в работе и заботах, Ванечка в садике, а я дома, из квартиры не выхожу, живу на таблетках. Плохо вижу, мучает бессонница и т.д.

  Наташу коллектив школы дружно выдвигал в депутаты горсовета. Говорили, что она подходит по всем параметрам. Но она сказала, что, возможно, уедет к мужу. Она пропагандист школы. В декабре ей предстоит перевод из кандидата партии в члены партии, и аттестация. А Эля уже, наверное, член партии?


  Ждём Костю в отпуск в конце ноября. Смотрим сеансы здоровья врача психиатра А.М. Кашпировского по телевидению. У меня, после второго сеанса рассосался рубец на животе, после операции 30-летней давности. Он весь был в спайках. А у Ванечки - шишечка от ушиба на ноге 4-х летней давности, которую хирург советовал оперировать.

  В магазинах у нас ничего нет. Пусто. Наташа ездила в Ленинград, и там  в магазинах пусто. Продуктов не привезла.


  Ну, вот и все наши новости.

  Да, если к вам зайдёт Панна, дочь моего погибшего брата Серёжи из Краснообска, а, значит, двоюродная сестра Вити - примите её. Ведь, так мало остаётся родни.

  Пишите, Очень жду.

   МАМА.

  Привет всем. Пришлите фото с Людочки и Димочки.

   
 
 Случайно осталось недописанное письмо к Вере Николаевне, и по каким-то причинам не отосланное.
   
   
   ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОРОГАЯ МАМА,
   БАБУШКА И ПРОБАБУШКА!

  Долго не писали, т.к. наши неприятности продолжали нагнетаться с каждым днём, и потом неожиданно всё повернулось к счастливому концу.

  У Юры кончился суд. Его реабилитировали полностью. Он приехал домой и уже работает. Отпуск у него в сентябре. Все расходы обошлись в 3 тыс. руб. Цены за услуги юристов и адвоката - бешеные.

Эля ездила на месяц в поле с геологами - в Приморск. Во Владивостоке у неё украли рюкзак, и она осталась в рубашке и брюках.


  Затем, когда они ехали машиной через сопки, сломался кордонный вал, после чего кабинка отлетела в одну сторону, а кузов с людьми катился назад, случайно зацепившись за каменную стену, остановился. В общем еле-еле жива осталась.

 После защиты диплома, из-за отсутствия штатной единицы, до сих пор работает лаборантом на 90 рублей.

  Вите предложили должность доцента в филиале института - на заводе. Прошел по конкурсу на эту должность. Теперь до пенсии обеспечен  - работой, но езды туда - обратно около пяти часов.

  У меня был после сотрясения - гипертонический криз. Вышла вчера (3 июля) первый день на работу после больничного.

  У отца был второй инсульт, после чего немножко состояние улучшилось. Вернулся голос. Паралич не отошел. Лежит. И, наверное, - надолго.

  Олег мечтает о повышении. Таня работает через день. Дима с Людочкой растут. Вот и все наши новости.


  "На дачу" ездим регулярно. Купили хозблок. Мечтаем из него сделать мини домик. Всё очень дорого, но хочется. Машина старая, сыпется, много делаем мелкого и среднего ремонта. Но без машины на участок добираться трудно.


  Как ваше здоровье? Когда Наташа будет перебираться к Косте? Что слышно о вашей квартире? Говорят, дом будут сносить ещё не скоро.


  В отпуск в этом году никуда не поедем, будем ездить между тремя точками: дом - дача - родители.
   
 
 


Рецензии