Мы все учились по немногу...

В 90-х годах в Германию ежегодно прибывало по двести тысяч российских немцев. Среди них как минимум по пятьсот учителей. По крайней мере десятая часть из них имела высочайшую квалификацию и уникальные успехи в ускоренном преподавании разных предметов. Большинство бывших учителей не смогло на родине предков вспахивать ниву просвещения и устроилось техничками, грузчиками, шофёрами. Из-за плохого знания языка, они не имели права преподавать в школе, но пообщаться с местными учителями и передать им свой уникальный опыт они ведь смогли бы. Это ведь было в интересах всей страны и всего немецкого народа. Политики чихнули на эти интересы.

Печально, но факт, восточный школьный опыт на Западе игнорируется. Наверное, читатели уже слышали про PISA-тест. Это начальные буквы названия Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (по-английски: Programme for International Student Assessment, PISA). Тест проводится раз в три года, первый раз его провели в 2000 году. По результатам последнего PISA-теста Германия заняла места ниже двадцатого из 57. У России результаты ещё плачевнее. Все её места по разным предметам распределились в таблице ниже сорокового. Как видите, ни тем, ни другим хвалиться нечем. Немецким педагогам было как-то неуютно ехать в Финляндию за передовым опытом. Финны оказались первыми в Европе. Те самые финны, над которыми смеялись пародисты в своих телепередачах, после того как Финляндия вступила в ЕС. Старое название страны, Лапландия, давало повод для насмешек. Лапы. Лапен – на немецком означает тряпка для мытья посуды. И вот теперь пришлось к лапам ехать за опытом. Ещё неуютнее стало, когда финны сильно удивились любопытству немцев. Ведь финская система переняла всё лучшее из Германии. Как так, из Германии?! Ну да, из Германии, из Дрездена! Дрезден – находится ведь в Германии? Или? Ну да, в экс-ГДР.А ГДР переняла советский опыт. Это русская школа, а всё русское - просто плохо. Приехали.  Понятно же. Поэтому экс-ГДР в ФРГ исподволь представляли, как моральных и умственных уродов. Пришлось сменить свой тон.. Восточная немецкая земля Саксония заняла второе место в Европе и третье в мире.  А финны перенимали у них опыт ещё до того, как те начали менять свою систему образования.

Приветствую школьную немецкую свободу и отсутствие многих запретов. И всё же, мне местную молодёжь очень жаль. Германия – это цветущая сказочная страна, но молодёжи здесь не достаёт романтики. Завидую здешним учителям. И не только из-за их приличной и стабильной зарплаты. Завидую их свободе профессионального самовыражения. Что хотят то и делают. Ни каких тебе проверок, присуждений категории. Она присуждена навеки и не подлежит пересмотру или какому-то контролю. В то же самое время мне их очень жаль. Понятия никакого не имеют о педагогическом творчестве. Творить? Пробовать? Зачем?!

Мне жаль немецких родителей и их детей. Они даже мечтать не могут о том, чтобы учитель его детей работал так же самоотверженно, как это делают педагоги-энтузиасты в России, которые отдают не только свои знания, но и всё своё сердце детям. Во время перерыва всех детей выгоняют из школы во двор. У учителей пауза. Их в это время нельзя тревожить. Если что-то не понял, найми репетитора.

Мне жаль русских детей. Среди российских учителей есть довольно много необузданных диктаторов, которые каждый день и каждый час давят на психику ребёнка, травмируют её. В Германии за это отдали бы под суд.

Как налогоплательщик, который много раз терял свою работу, я по-другому смотрю на забастовки немецких учителей. Они зарплату получают с моих налогов. Увеличить их зарплату можно лишь уменьшив мою. Видел я как учителя начальных классов вывели всю школу на площадь. Демонстрация! Требовали увеличения зарплаты и уменьшения числа учеников в классе. Народ сидел перед трактирами за пивными столиками, щурился на солнышко, подкалывал, язвил и откровенно издевался. Я знал почему. Не из-за одной лишь зависти к их стабильному социальному положению. Не было гарантий того, что если учителям прибавят, то рабочим не убавят. А у нас и так всего ничего. Народные деньги с неба не падают.


Учат плохо, а получать хотят много. Видел результаты немецкого образования в столярном цехе на Messebau International. Фирма производила стенды для международных промышленных выставок. Мастер получал от архитекторов чертежи и по ним рассчитывал размеры деталей. Мы по этим размерам распиливали огромные плиты и собирали из них весь стенд. Многие изделия имели правильные геометрические формы: призмы, пирамиды, конусы, шары, кольца. Размеры были от настольной игрушки и до махины, которая могла занять половину мастерской. Мастер часто ошибался, и мы всю дневную продукцию выбрасывали в огромный мусорный контейнер. Мне на это было больно смотреть. Я ж тридцать лет преподавал математику и все углы мог рассчитать чуть ли не в уме. Однажды весь цех вместе с мастером целых два дня пробным путём пытался выявить правильные размеры. Детали не сходились и несколько поддонов выбросили в отвал. Я числился в подмастерьях, вякать против нельзя, но тут я не выдержал: «Ставьте пилу на 52°, режьте! Теперь на 38°, режьте! Теперь на 45°, режьте! Теперь собирайте!» Начали собирать стенд, плиты аж склацали. Всё точнёхонько сошлось. «Как ты это сделал?» - изумился коллега. Я ему говорю: «Ты в основной школе учился, а я в средней учил. В этом вся разница, понял?»

В школах детям пытаются привить активную жизненную позицию. У выпускников я её не обнаружил. На Messebau International окон нет, ядовитая пыль стоит столбом, присесть можно лишь на коротком перерыве или по нужде в туалете. Зимой мы работали по 14 часов в сутки без выходных. Уходишь из дома ещё темно, приходишь уже темно. Буквально света белого мы не видели. Платили нам всего лишь 13DM в час. За сверхурочные не доплачивали. Никто не протестовал. Я сказал, шефу, что атмосфера в его заведении ядовитая. Имею в виду не только воздух. На другой день меня уволили по производственной необходимости.

Не знаю, чем теперь закончить. Скажу так? как журналист, как гражданин я бы хотел, чтобы и родители, и ученики, и учителя, хоть в России, хоть в Германии хорошо понимали друг друга и сообща работали над развитием всего общества, где каждый когда-то был или есть, или ещё когда-нибудь будет учеником.


Рецензии
Возник новый мир, новые понятия, новые нормы.
В СССР. Хожу на курсы английского языка, три дня перерыва занятий в праздники 8 марта. Преподаватель переживает - три дня перерыва и Вы уже откатываетесь назад. Приближаются майские праздники. Она заявляет нового перерыва я Вам не позволю и заставляет нас прийти к ней домой. Ни о какой оплате и речи нет.
В институте готовимся к экзамену по теплотехнике (а мы электрики), трудно дается. Едем в политехнический институт на кафедру к преподавателю. Встречает приветливо, часа два с нами занимается и говорит шутя, за появленный интерес я на экзамене вам добавлю балл. А поскольку двойка всегда обеспечена, то зкзамен вы гарантированно сдадите.
За границей. Племяница говорит учителю "я не поняла этого вопроса". Учитель отвечает. У меня график изложения материала. Я не могу из за твоего непонимания задерживаться. Если ты не успеваешь в учебе, возьми репетитора. И много подобных примеров.
В первом случае восторг, во втором резкое осуждение. Но результат: в первом воспитаны иждивенцы, думающие, что они учатся для кого то; во втором понимают, что учеба нужна только им самим. Где лучше?

Артем Кресин   02.01.2019 12:50     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.