11 июня 2010 года

   Трагические июньские события 2010 года в моем родном городе Ош начались 11 июня, глубокой ночью. Ничто не предвещало беды именно в этот день. Мой муж пьяный в стельку храпел так, что казалось люстра вот-вот рухнет. Я и моя 8-ми летняя дочь Жамиля тоже уже собирались идти спать.Первой услышала шум за окном дочь. Она всегда была очень чуткой и внимательной девочкой. Дочурка вскочила с постели, подбежала к окну, отодвинула занавеску и тревожно воскликнула: "Мама, смотрите, что это?"...Я подошла к окну, открыла его и услышала шум. С соседней улицы Гагарина доносились крики и свисты большой толпы людей. Моё сердце учащённо забилось и казалось вот-вот выпрыгнет из моей груди. Внутренний голос сказал мне: "Началось!"
   Обстановка в городе началась накаляться конечно же задолго до 11 июня. И об этом уже даже не шептались, а кричали многие. Мы женщины с активной жизненной позицией прибыли в студию Ош ТВ и потребовали пустить в эфир наше обращение к народу с призывом не поддаваться на провокации и сохранять благоразумие. Но Временное Правительство видимо было занято другими, на их взгляд более важными делами и игнорировали слухи и признаки.
   Я набрала номер телефона дежурного областного управления СНБ. Дежурный ответил, представился как положено. На моё сообщение о происходящем ответил, что они знают, но помочь ни чем не могут, что ими получено распоряжение сверху ничего не предпринимать и не вмешиваться. Я спросила: "То есть вы хотите сказать, что спасение утопающих это дело рук самих утопающих?" на что он мне ответил: "Так точно!"
   Зазвонил телефон. Это была моя старшая сестра Манзура. Она рассказала, что в городе начались массовые беспорядки. Которые сопровождаются пожарами и кровопролитием. Строго настрого запретила высовывать нос из окна и подавать признаки жизни. Так мы еле-еле дождались утра. К этому времени толпа уже переместилась с улицы Гагарина под наше окно. Я насчитала более 300 человек. Это были в основном молодые люди от 14 до 22 лет. Старше были, но возможно 10% от общего числа. В руках у них были дубинки и камни, у некоторых были пластиковые бутылки с коктейлем Молотова и у 2-3 были автоматы. Они закидывали камнями и били дубинками по проезжающим мимо автомобилям. Было видно, что это были просто пацаны, охваченные цепной реакцией. Огалтелая толпа пацанов улюлюкала и ржала, не понимая, что наступит завтра и за это придётся ответить.
    Наконец стал подавать признаки жизни мой муж. Он подошел к окну. Посмотрел на толпу и сказал: "Не понял...Я что-то не понял?", я стала ему объяснять, что произошло за время его отсутствия в режиме реального времени. То есть во время его отключки. Он выругался, на универсальном языке, понятном всем народам из бывших союзных республик, да и не только союзных.
    Хочу отдать должное милиционерам с Ак-Буринского отделения милиции. Низкий им поклон. Вознаградит их Аллах. Я им позвонила и они пришли. 3 милиционера. Поговорили мирно! Не знаю, что они им сказали, видела только как они активно жестикулировали руками, но толпа разошлась.Потом очевидцы рассказали мне, что они просто сменили место дислокации, бесчинствующая толпа пошла по улицам города и громила все на своем пути.
     Было страшно смотреть на небо. Облака дыма поднимались в небо со всех сторон города. В воздухе все отчетливей стал ощущаться зловонный запах гари и пепла. Не умолкали звуки стрельбы. Тревожное биение сердца не прекращалось. Ясно помню то чувство когда ложишься спать возле спящих детей в одежде наготове и молишь Аллаха о покое, а утром...открываешь глаза и первая мысль: "Слава Богу, я жива!" Мы очень надеялись, что днем власти восстановят контроль за ситуацией. Сумеет мобилизовать свои силы и спасут свой народ от дальнейших страданий. Однако этим надеждам не суждено было сбыться. Власть была деморализована. Заигрывая с узбекскими лидерами и окрыляя их своими пустыми обещаниями, вселяя им надежду с целью получить взамен поддержку узбекского электората на выборах, они видимо и сами не ожидали таких последствий. Мало их родители в детстве предупреждали наверное: "Не играй с огнём!"
    Я пишу эти строки, а из глаз по щекам катятся слёзы. Шевелятся волосы на голове и мурашки бегают по телу. Я только теперь смогла заставить себя думать и вспоминать о тех днях. Гнала от себя даже мысли об этих событиях, не хотелось это переживать заново. Утром попытались выехать из города. Но тщетно...Это было небезопасно. Кругом стреляли и ходили бесчинствующие толпы и кыргызов и узбеков. Пришлось вернуться домой. Мне стало плохо от увиденных трупов, лежавших на обочине дороги.
    В том, что события стали стремительно разворачиваться в позитивную сторону, я думаю, заслуга целиком и полностью принадлежит народной дипломатии. И конечно же не маловажную роль в этом сыграли женщины. Так я лично участвовала в акциях организованных активными женщинами нашего города. Буквально в горячих точках вели разъяснительную работу с населением такие активистки как Жылдыз Жолдошева, Шарапат Мажитова, Надира Нарматова,Салима Шарипова и я "ваш покорный слуга". Таких женщин было конечно гораздо больше. Я могу заявить с полной уверенностью, что кровавые события остановил народ, простой народ...Народная дипломатия!Тогда как все члены Временного Правительства так и не осмелились прибыть в Ош, не рискнули...
     Жители нашего района, собрались к месту сбора в нашем кафе и организовали круглосуточную охрану домов наших соседей узбекской национальности с соседних улиц. Один из наших соседей узбек по неизвестной нам причине отсутствовал дома, мы кыргызы окружили его жену и 3 детей заботой, прятали в своих квартирах, обеспечили продуктами. После того как события закончились и к нам стали приходить сотрудники правоохранительных органов с расспросами, мы узнали, что наш сосед в то время когда мы охраняли его семью, занимался извозом главарей бесчинств в районе Он-Адыр. По городу разъезжали автомобили с вооруженными людьми. Со стороны Он-Адыра в моё кафе прибежали мужчины узбеки и попросили у меня убежища. Я без промедления впустила их в кафе. Они просидели у меня примерно 8 часов. Мужчины рассказывали, что находились в командировке в ОРТЦ(областной радиотелецентр), что сами они из города Кызыл-Кия. Связь с семьями пропала. Они постоянно вели переговоры по телефону и торговались с кем-то объясняя, что требуемой суммы у них нет. Говорили они на своём языке и голос на проводе также говорил на узбекском языке. В конце концов переговоры закончились и в назначенное время подъехала машина и потребовала им поторопиться выйти. Они наспех поблагодарили меня, сказали о том, что эта машина отвезёт их домой и пообещали, что обязательно приедут когда-нибудь в гости. А машина остановилась рядом с Ош ПВЭСом и им надо было перебегать дорогу. Тут сработал закон подлости. Как только они выбежали на дорогу, путь им подрезала другая машина битком забитая пацанами кыргызами. Они повыскакивали из машины и стали щелкать затворами. Видимо в такие моменты инстинкт самосохранения блокируется и чувство страха тоже, сейчас я уже не решилась бы на такой поступок. Я забежала в круг мужиков и стала объяснять, что это родственники моего мужа, что они не узбеки, а таджики. Пацаны сели обратно в машину, облив меня матерными словами с головы до ног, мол, что вы эже кыргыза не могли себе найти? Мои подзащитные благополучно уехали. Я часто вспоминаю их. Добрались они домой или нет?...
     В последнее время, всё чаще и чаще в Фэйсбуке агрессивно настроенная молодёжь выражаясь нецензурной бранью стала вновь поднимать, эту не заживающуу болячку - националистическую тему. А она не заживёт пока власти будут игнорировать и делать вид, что её нет. До сих пор не дана правовая оценка действиям узбекских лидеров, сбежавших из Кыргызстана. И там за кордоном они вновь начинают поднимать головы и обещать, что обязательно вернутся в Кыргызстан и восстановят "справедливость". Что не может власть вернуть всех и призвать к ответу? Наверное им  есть чего бояться. Видимо кому-то важно, чтобы у них не развязались рты. Но возмездие всё равно наступит. Потому что Бог видит всё. Каждому воздастся по делам его.
     Очень надеюсь на благоразумие моего великого кыргызского народа. События 2010 года не должны повториться. В такой братской войне не может быть победителей! Отцы и матери интересуйтесь, чем занимаются ваши дети. Не будьте равнодушными. Чехословацкий журналист, активист чехословацкой компартии Юлиус Фучик сказал: "Не бойтесь врагов -они могут только убить; не бойтесь друзей - они могут только предать; бойтесь людей равнодушных - именно с их молчаливого согласия происходит всё зло на Земле."


Рецензии