Соцреализм плюс флюитаризм и энигматизм. Герасимов

Соцреализм плюс флюитаризм и энигматизм: Герасимов

М.А.Рушева

Александр Михайлович Герасимов (1881-1963) – это русский художник-импрессионист из г. Козлова, ученик К.А.Коровина, А.Е.Архипова, В.А.Серова, чья деятельность в московский период (с 1925 г.) была связана, в основном, с социалистическим реализмом (соцреализм).  Следует оговорить, что это понятие приобрело официальный статус лишь в 30-х годах. В 1906 г. А.В.Луначарским был введён термин «пролетарский реализм», в 20-х годах, Луначарский писал о «новом социальном реализме», позднее, в начале 30-х годов, -- о «динамичном и насквозь активном социалистическом реализме». Термин «социалистический реализм», продвигавшийся в 1932 и 1933 годах журналистом И.М.Гронским, был утверждён в Уставе СП СССР, принятом на Первом съезде СП под председательством Максима Горького (1934 г.), уже после смерти Луначарского.


А.М.Герасимов, первый президент Ассоциации художников СССР, первый народный художник СССР, лауреат четырёх сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1949), член ВКП(б) с 1950 г.,  считается одним из столпов живописи социалистического реализма.  Автор известной картины «Ленин на трибуне» (1930) и ряда портретов И.В.Сталина, К.Е.Ворошилова, В.М.Молотова являлся, по сути, придворным кремлёвским живописцем. Одна из самых известных картин А.М.Герасимова «И.В.Сталин и К.Е.Ворошилов в Кремле» (холст, масло, 296 х 386) написана в 1938 г. к юбилейной выставке в честь 20-летия РККА и ВМФ (рис.1). На картине предполагалась фигура вождя в кругу друзей и соратников, но художник сузил круг лиц до одного К.Е.Ворошилова. Герасимов познакомился с Ворошиловым в 1926 г. через скульптора Марию Денисову-Щаденко, героиню поэмы Маяковского «Облако в штанах», и тогда же начал писать портрет новоиспечённого после смерти Фрунзе наркомвоенмора, обретя в нём поклонника и покровителя.  Сам художник писал по поводу нового кремлёвского заказа:


«В плане заказа для этой выставки я мог писать И.В.Сталина в окружении его ближайших друзей и соратников, но я решил писать только И.В.Сталина и К.Е.Ворошилова, потому что для меня писать с фотографий, не видя людей, невозможно: фотография никогда полно не передает лица. Чтобы писать хорошо, нужно знать человека, чтобы он был у вас в зрительной памяти. Я имел высокую честь близко видеть И.В.Сталина несколько раз, разговаривать с ним; а К.Е.Ворошилова писал несколько раз с натуры». 


Следует отметить, что весьма известная в мире картина «Ленин на трибуне» (1930) была написана с фотографии, и отговорка  художника выглядит недостаточно убедительно, а выбор в качестве единственного собеседника вождя на прогулке по Кремлю именно тов. Ворошилова был обусловлен, по-видимому, желанием А.М.Герасимова подчеркнуть актуальную государственную значимость своего личного покровителя. Заказная картина была принята и удостоена в 1941 г. Сталинской премии I степени «за выдающиеся произведения в области искусства и литературы». Написанная в стиле соцреализма и сюжетно-тематическом жанре, огромная картина «И.В.Сталин и К.Е.Ворошилов в Кремле» (изначальное название «На страже мира», народное название «Два вождя после дождя») вобрала присущий стилю дух романтизма и приукрашивания действительности, являясь при этом образцовым примером возвеличивания личности вождей живописными средствами. Культ личности вождей советской эпохи отрабатывался в 30-годы на Клименте Ефремовиче Ворошилове. Он числился несокрушимым полководцем и гарантом грядущих красноармейских побед, выпускались значки с его именем, о нём слагались песни и стихи, писались многочисленные портреты, устанавливались бронзовые статуи и его именем назывались населённые пункты. Сведущие люди не однажды по разным поводам заявляли о его военной профнепригодности, но к 1941 г. число оппонентов резко убыло в связи с массовыми чистками и репрессиями в рядах армии и флота, в которых верный сталинский служака Ворошилов принимал самое деятельное участие. Во время написания картины с двумя вождями Ворошилов был ещё нужен, предвоенная работа по искоренению «врагов народа» шла полным ходом, но в картине есть намёк на то, что полководцу осталось не так долго быть в фаворе, могут и скинуть. В начале 1938 г. были арестованы свойственники приёмного сына наркома…


Известно, что весь 1938 г. Герасимов,  судя по его же высказываниям, провёл в предчувствии скорого ареста, но всё обошлось. Впрочем, биографы М.А.Герасимова упоминали о неком душевном надломе и усталости художника уже после 1934 г.  У него появилось тогда желание вернуться на родину. В 1935 г. в Козлове на свет появилась картина «После дождя», первым названием которой было «Мокрая терраса» (рис.4). Автор счёл её своим лучшим произведением, репродукции картины были включены в школьные учебники, и школьники писали по картине сочинения. Картина «И.В.Сталин и К.Е.Ворошилов в Кремле»  удивительным образом перекликается с более ранней картиной «После дождя»: в обеих картинах присутствуют перила из фигурных балясин, отражающиеся в зеркале мокрого субстрата. Как известно со слов художника, он писал на террасе групповой портрет семьи, но налетели тучи с ветром и ливнем, семья скрылась в доме, а её глава написал за два часа картину мокрой террасы.
 

Современный зритель, не читавший историю создания картины «После дождя», данную её автором, может увидеть в ней нечто иное: на летней террасе стоит красивый деревянный стол с гнутыми фигурными ножками, почему-то оставленный жителями дома мокнуть под дождём… Впрочем, дождь уже прошёл, а стол всё еще стоит мокрым от дождя и с опрокинутым стаканом воды… Что-то случилось с хозяевами дома?.. -- Рей Бредбери написал в 1953 г. книгу «451 градус по Фаренгейту», принесшую ему мировую славу, и один из самых известных рассказов книги «Будет ласковый дождь» посвящен дому, оставшемуся после катастрофы без хозяев. Страхи придворного кремлёвского живописца так и не реализовались, но они вошли в историю соцреализма энигматическим образом в обе картины, будучи привязаны к дождям как символам изменений в стране.


Флюитарный анализ картины А.М.Герасимова «И.В.Сталин и К.Е.Ворошилов в Кремле» (рис.2) показывает присутствие флюитарных («плавающих») образов: 1) в правом углу на небе тёмно-серый змей с псиной головой, с трубкой во рту, рядом белая облачная голова; 2) слева от звезды Водовзводной (Свибловой) башни на небе светло-серый змей с головой главного вождя, правее от него на фоне тёмных туч плохо различимые головы; 3) на мокром после дождя асфальте отражаются не перила с фигурными балясинами, а людские силуэты, по которым вожди ступают сапогами.


Итак, на картинных небесах после дождя всё еще велись войны. Если судить по направлению ветра в картине (слева направо), то над кремлёвской башней в авангарде движения светло-серая драконическая форма с головой вождя прогоняла тёмные тучи с некими тёмными личностями, а вслед за этим по ветру следовал змей с собачьей головой и трубкой во рту, вступавший схватку с бело-облачными фигурами. Флюитары белых облаков и тёмной тучи плохо опознаваемы, вариабельны, нестабильны, могут опознаваться в разных прочтениях. Образ тёмно-серого змея с собачьей головой и трубкой, пожалуй, двусмысленнен: это могла быть «ночная ипостась» и alter ego главного вождя, но, вернее всего, представлен образ подражателя, наделённого трубкой как властью и следующего за вождём. Быть может, это образ серебряной собачьей головы, атрибута Ивана Грозного, давнего правителя Руси.

 
На первом герасимовском портрете Ворошилова 1927 г. (рис.3) на багровой стене справа от головы наркома также находится флюитарный образ, симультанно изображающий собачью голову (собачья голова символизировала известные времена опричнины, верность опричников царю, готовность вынюхивать измену, грызть противников царя и сносить головы их стражей). Подражателей, куривших трубку, в стране было немало, и сам Герасимов, будучи истребителем модернизма, писал в 30-х автопортреты с трубкой. Ворошилов же относился к курению отрицательно, но известен самый поздний герасимовский портрет сильно постаревшего Ворошилова с трубкой, написанный на голубоватом фоне (рис5).


Флюитарный анализ позволяет связать некими нитями четыре картины А.М.Герасимова разных лет. Художник умер летом 1963 г., когда в стране назревали перемены и сохранившими власть сталинистами готовилось смещение Н.С.Хрущёва (Л.И.Брежнев, возглавивший страну спустя год, отчасти реабилитировал образ  И.В.Сталина в известной народу правдинской статье 1964г., но, тем не менее, возврата к прошлым временам не состоялось и в конце брежневского периода имя «вождя всех народов»  было изрядно подзабыто). Предсмертный герасимовский портрет Ворошилова полон дум о прошлом. Герой картины, а, возможно, и сам художник, были, по-видимому, в курсе грядущих политических изменений, и поэтому Герасимов нарисовал Ворошилова, примерившим на себя образ Кобы, «вождя всех народов». Ворошилов предстаёт перед зрителем с трубкой и перстнем-печаткой на голубоватом фоне, содержащим флюитарные изображения всяких фигур, что, так или иначе, повторяет асфальтовую дорожку в картине «И.В.Сталин и К.Е.Ворошилов в Кремле». В заключении следует отметить, что в поэтике Герасимова соцреализм сочетался с флюитаризмом и энигматизмом.

2017


Рецензии
Хорошо Написали!!!!

Григорий Аванесов   05.10.2020 21:46     Заявить о нарушении
Благодарю за отклик!

Мара Рушева   05.10.2020 23:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.