Дорогами жизни Гл. 16 1989 г. Часть 9 Раб. Виктора

    
      ДОРОГАМИ  ЖИЗНИ

      ГЛАВА  16  1989 год

      ЧАСТЬ   9  РАБОТА  ВИКТОРА ИПК МРП

   
  В трудовой книжке Виктора появилась новая запись.
   
   
  28. 27. 06. 1989 Назначен на должность доцента кафедры организации
  ...............производства (ОП-6) в связи с избранием по конкурсу

   
   
  В этом году Виктору исполнилось 55 лет. Как всегда, у нас было много гостей.//
  Но я не к этому. Мне запомнился один случай. Мне снились иногда вещие сны. Но иногда сон бывал пустячный, но, как говорят - сон в руку.

   В ночь под 3 апреля во сне видела голых женщин, уходящих куда-то. Вслед за ними разделись две молодые. И далее должна раздеться я.

   ЖЕНЩИНЫ - интриги. Молодая, незнакомая - неприятность.
   Раздеться мне – повторить то, что случилось с уходящими  раздетыми женщинами.

   B в этот же день произошло то, что меня "раздели" женщины на рынке около Киевского вокзала.

   Я слышала, что на рынке у Киевского вокзала привозят на поездах хохлы свинину и продают её дешевле, чем везде. Но мы с Витей неопытные покупатели, вернее опытные в магазинах, а не у жуликов, поехали на рынок покупать мясо для праздничного стола.

   Действительно, на рынке продавали много мяса. Мы выбрали два окорока.
   Ехали домой, радовались. А когда я стала готовить, то ах!?... В плоский кусок мяса были завернуты ошмётки и обрезки, да так искусно закручены, что, когда показывают "окорок", трудно его отличить от настоящего.
 Так что на 300 рублей купленные окорок и телятина пролетели... И нужно было собрать всё моё искусство запекать и готовить мясо, чтобы из этого шматья приготовить что-нибудь дельное.
   
          ПРОДОЛЖАЕТ ВИКТОР

  17 февраля состоялся Учредительный съезд всесоюзного общества информатики и вычислительной техники.
 
  У меня сохранился билет:
  На фасадной стороне написано на синем фоне:

                УЧРЕДИТЕЛЬНЫЙ СЪЕЗД
   ВСЕСОЮЗНОГО ОБЩЕСТВА ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
   
  Ниже на сером фоне:
                ПРИГЛАСИТЕЛЬНЫЙ БИЛЕТ
   
  На второй странице:

                Тов. Дудко В.А.
  Организационное бюро Всесоюзного общества информатики и вычислительной техники приглашает Вас принять участие в работе
  УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СЪЕЗДА ВСЕСОЮЗНОГО ОБЩЕСТВА ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
   
  Съезд состоится 17 февраля 1989 г,
  в Колонном зале Дома Союзов СССР, Москва
  Открытие съезда в 10.00.
   
  На третьей стороне:
  ПОРЯДОК ДНЯ И РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СЪЕЗДА
   
  Об утверждении Всесоюзного общества информатики и вычислительной техники
   
  Об Уставе Всесоюзного общества информатики и вычислительной техники
   
  Выборы Центрального правления Всесоюзного общества информатики и вычислительной техники
   
  Выборы ревизионной комиссии Всесоюзного общества информатики и вычислительной техники
   
  Заседания съезда проходят:
  с 10 до 14 ч и с 16 до 18 ч.
  После 2-х часов работы объявляется перерыв на 30 мин.
  Время для выступления в прениях до 10 мин.
   
  На последней странице внизу:
  Подп. В печать 9.12.88. Тираж 1000 экз. Заказ 563. Изд. Љ Б-563.
   ИНФОРМПРИБОР

 
     Народу собралось очень много. Здесь были и академики и руководители ведомств и министерств, и разнообразные работники, связанные с применением и эксплуатацией вычислительной техники и различных автоматизированных систем на базе ВТ. Всё, что запланировали, конечно, реализовали. Только толку большого от съезда было не очень много. Хотя плоды сплошной компьютеризации мы сегодня, спустя 15 лет пожинаем полностью. Не будь её - не было бы такого подъёма применения ВТ в повседневной жизни.

  Как ВУЗы, так и ИПК приложили свои усилия в этом направлении. Многое сделала и Академия народного хозяйства СССР, внедряя ВТ не столько в учебный процесс, сколько - в головы руководителей высшего звена необходимость и неизбежность применения ВТ в своей работе. А, как известно, именно от них зависело повсеместное применение ВТ и различных АС в практику работы предприятий и разных организаций. И я очень доволен и рад, что тоже приложил к этому свои знания и опыт, хотя все это двигалось очень медленно и со скрипом.


   
  Я продолжал работать в ИПК Минрадиопрома.

  В это время декан 6-го факультета, базирующегося на территории Московского радиозавода подсуетился и взял меня к себе на завод. Я прошёл конкурс на его факультет и стал доцентом факультета. Здесь я проработал до моего ухода в школу.

  Завод в своё время выделил помещения для факультета (комнату для сотрудников, комнату для декана, комнату-класс для размещения ЭВМ "Нейронов", где обычно проходили занятия).

  Сам завод имел несколько тысяч работающих, располагался на огромной территории недалеко от Минского шоссе, всего несколько остановок от института, но всё-таки отдельно. Невдалеке располагалось Троекуровское кладбище. А на Минском шоссе рядом был магазин "Молодёжный". На территории завода стояли прицепы с радиоаппаратурой.

  Посещение факультета было относительно свободное. Здесь я начал осваивать систему команд ЭВМ "Нейрон", а потом проводил занятия на этих ЭВМ с группами, скомплектованными из сотрудников завода (формирование групп и направленность их обучения лежало на декане, который знал многих начальников цехов и, конечно, руководство завода). Так как класс "Нейронов" был занят не все время, то я часами сидел за пультом любого ПК и опробовал различные варианты команд этой ЭВМ.
   
  Здесь же я изучил систему Мастер (сначала вместе с группой я изучал возможности языка под руководством разработчика Веселова), а затем по настоянию декана я провёл на ВДНХ занятия с желающими приобрести систему (это уже за деньги, которые шли в институт). Демонстрацию я проводил в павильоне "Профсоюзы", в котором была машина IBM AT с цветным дисплеем и печатью. Кстати, сюда приезжала на демонстрацию начальник ВЦ ИПК Минстанкопрома Торяник, которая приобрела для ИПК эту довольно приличную по тем временам систему Мастер.

  Популярность Лексикона, который называют "русским народным редактором", основывалась прежде всего на том, что он дает возможность готовить тексты на русском языке, не требуя от пользователя никаких специальных навыков. С той или иной версией этой программы в то время имел дело практически каждый отечественный пользователь персонального компьютера. Лексикон был разработан как независимая часть интегрированной системы "Мастер", содержащей, помимо него, табличный процессор, систему управления базами данных, графический процессор. "Ранние версии Лексикона распространялись бесплатно, последующие - уже на коммерческой основе (с защитой от копирования). Некоммерческие версии Лексикона обладают сравнительно скромными возможностями: они не позволяют использовать различные гарнитуры символов, не обеспечивают работу с пропорциональными шрифтами, набор текста в несколько столбцов, употребление сносок и т.д. Но для многих пользователей этого и не требуется. Коммерческие версии Лексикона обеспечивают больше возможностей и удобнее в использовании".
   
  Когда нам разрешили опять выполнять хоздоговорные работы, декан однажды вызвал меня и смущенно предложил мне числиться в такой работе, но не участвовать.
 Я, конечно, согласился. Единственно, что я оговорил, что партвзносы и профвзносы я себе оставлю, а всю оставшуюся сумму я отдаю.

  Так, спустя какое-то время и это произошло. Я получил по дополнительной ведомости какую-то сумму, вычел из неё взносы, а остаток отдал моему декану. Для меня вся эта сумма вошла в мой средний заработок для начисления отпускных и в последующем для зачисления пенсии.

  Кстати, когда нам всем разрешили вести хоздоговорные работы, мой бывший зав. кафедрой АСУ предложил подумать над планом работы с Онкоцентором.

  Мы ездили в Онкоцентр, который располагался на Каширском шоссе почти у станции с одноименным названием. Мы приехали к директору центра (кажется, академику ВАМН Пиотровскому). Вход в главное здание со стороны Каширского шоссе был организован в первый, после цокольного, этаж (внизу также можно было подъехать).

  Мы поднялись в кабинет академика и выслушали предложение о проведении одним из передовых институтов необходимую для них хоздоговорную работу. При этом он пригласил для беседы главного инженера центра. Он сказал, что сумма договора его не интересует, но им нужна работа по обеспечению центра техническими средствами. Постановку уточните с главным инженером и его службами. Мы пообещали выслушать главного инженера и, если согласимся, то вопрос обсудим в нашем институте и представим проект договора.

  После этого мы спустились на цокольный этаж и коридорами прошли в здание инженерной службы Онкоцентра. Это было отдельное двухэтажное здание. Здесь в кабинете главного инженера в присутствии руководителей инженерной службы ознакомились с проблемами в их работе. В центре имелось большое количество разнообразной медицинской техники, как отечественной, так, в основном, и зарубежной. Основной задачей инженерной службы центра - было поддержание этой техники в рабочем состоянии. Нужно было во время проводить её профилактику согласно техническим условиям (ТУ) или рекомендациям фирм-изготовителей. За этим надо постоянно следить и, при необходимости, напоминать о наступающих сроках.

  А другая проблема заключалась в том, что техника могла случайно выходить из строя в произвольный момент времени. Её надо было ремонтировать, отмечая причину, время выхода из строя и вид ремонта, накапливая статистику по однотипному оборудованию. Сейчас это делается в рабочих тетрадях, как правило, у разных исполнителей. Желательно, это все иметь в одном месте - на имеющейся в службе персональной ЭВМ типа IBM PC AT. Вот нам предлагается разработать приемлемую для них систему и запустить её на ПЭВМ. Мы сказали, что постараемся осмыслить задачу и представим проект договора. Договорились и о сроках.
   
  Мне хочется заострить внимание на таком факте, как, иногда, случайная ситуация может сыграть положительную роль не только в конкретный момент, но и в судьбе в целом.

  Переход в ИПК Минрадиопрома был для меня вынужденным, в связи с осложнившимися отношениями с директором ИПК  МЖМ Акбашевым.

  Устроиться на работу в другое ИПК не получалось. Мой коллега по секции из Минрадиопрома, в которой мы участвовали, предложил мне посодействовать в переходе на должность декана. Директор ИПК - Зимин был не против.

  Получив письмо о согласии моего перевода в ИПК Минрадиопрома, я начал оформление перехода.

  Первый мой промах - начальник кадров моего прежнего ИПК - Федоров предложил мне оформить перевод "задним числом", не 25, а - 15 марта. А я не согласился. Принципиальность в этом случае была неуместной.

  Но главное - не в этом. Когда я приехал с трудовой книжкой в кадры ИПК Минрадиопрома, оказалось, что начальнику отдела кадров не поступало никаких указаний по моей кандидатуре. А директор ИПК - Зимин и мой товарищ - Митин ушли в это время в отпуск.

  Практически, я оставался - на улице. Начальник отдела кадров (женщина) предложила мне свободную в штатном расписании должность доцента с последующим избранием в течение года - на кафедру АСУ и САПР.

  Итак, я оказался перед выбором - или соглашаться на должность доцента, или - "Гуляй, Вася!"...

  Что тут говорить, я согласился, надеясь, что по возвращении из отпуска, директор переведет меня на обещанную должность Декана.
  Но - увы! Время было ненадежное и мои ожидания не оправдались. После отпуска директор из ИПК перешел (или "перешёли") на другую работу. На кафедре АСУ и САПР, в которую я пришел, как - "черная лошадка", на должность доцента тоже были свои претенденты. Поэтому, скорее всего, почувствовав, что у меня нет поддержки со стороны нового руководства, меня рано или поздно подвели бы к сокращению. История повторялась.
 
  Вот такая ситуация.

  И вот неожиданно, в ИПК пришло письмо из Главного учебно-методического Управления повышения квалификации кадров Государственного комитета СССР по народному образованию.
   
  В письме предлагалось персонально - члена секции "Информатика и ВТ" научно-методического совета по проблемам повышения квалификации к.т.н., доцента ДУДКО В. А. направить в рабочую группу, которая создавалась специально для подготовки материалов к заседанию Межведомственного совета по вопросу компьютеризации обучения руководящих работников и специалистов народного хозяйства, которое должно состоятся 12 декабря 1989 года.

   Получив данное письмо, руководство ИПК побоялось осуществить своё намерение - расстаться со мной. "Черная лошадка" оказывается, имеет своих неизвестных покровителей, и, что ещё скрывается за этим, свалившимся, неизвестно как им на голову доцента - не известно. Нужно быть осторожными и не ждать, пока ещё проявятся какие-либо неизвестные факты.
   
  Вопрос вынужденного увольнения был "похоронен" и меня оставили в покое. Мало того, меня срочно избрали доцентом кафедры факультета ОП-6 и отправили в рабочую группу Государственного комитета СССР по народному образованию.
   
  Вот так, это письмо, случайно и неожиданно появилось в моей жизни, именно, в тот напряженный момент, когда поддержки мне было ждать неоткуда.
  Мне кажется, что опять мой ангел-хранитель, перетасовав колоду карт, вытащил ту - нужную, единственную, которая направление моей судьбы повернула на 180 градусов.   
   
  Письмо:

  Государственный комитет СССР
  по народному образованию
   
  ГЛАВНОЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
  УПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ
  КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
   
  103031, Москва, К-31, ул. Рождественская, д. 6/20
  Телетайп: 111327, Диплом
  Телефон: 928-87-14
   
  Ректору Института повышения квалификации
  т. Шатракову Ю. Г.
  25. 09. 89 г. Љ 96-14-315/15
  На №....................................

  Резолюция:.....т. Герасимову В. Т. (зам. ректора)             
   - Для работы
  Подпись Шатракова 16/X-89      
   - тов. Дудко В. А.
  Подпись Герасимова.
   
  Главное учебно-методическое управление повышения квалификации кадров сообщает, что для подготовки материалов к заседанию Межведомственного совета по вопросу компьютеризации обучения руководящих работников и специалистов народного хозяйства, которое состоится 12 декабря 1989 года, создается рабочая группа.
  В функции членов рабочей группы входит подготовка документов по результатам посещений институтов, факультетов, курсов повышения квалификации и изучения их опыта применения новых информационных технологий и вычислительной техники в учебном процессе.

  Просим Вас для участия в рабочей группе направить -
  члена секции "Информатика и ВТ" научно-методического совета по проблемам повышения квалификации к.т.н., доцента ДУДКО В.А.
   
  Телефоны для справок:
  924 98 93 Конева Наталья Ефимовна (ГУМУПК Гособразования СССР)
  231 19 11 Куприянова Галина Ивановна (ВИПК Минэнерго СССР).
   
  Начальник..................подпись.........................Н. С. Глазачев
   
  Ниже стоит штамп, в котором написано:
   
   CCCР
  Министерство радиопромышленности
  И Н С Т И Т У Т повышения квалификации
  Руководящих работников и специалистов

  Вход. № 1163
  Дата 12. 10. 1989 г.
  Кол. Листов 1
  Основное  -  Приложение................

   
   Как видно из письма, в Минвузе СССР произошли изменения. Сам Минвуз СССР был преобразован в Государственный комитет СССР по народному образованию, в котором Управление повышения квалификации кадров было преобразовано - в Главное учебно-методическое Управление повышения квалификации кадров, а его начальником вместо Полтева - стал Глазачев С.Н.
   
  Надо сказать, что моё участи в рабочей группе было полезно и для меня лично. Пришлось перелопатить кучу документов, которые накопились в Управлении, в результате многих проверок, проведенных на предприятиях многих отраслей. Поскольку материалы готовились к заседанию Межведомственного совета, в распоряжение рабочей группы были переданы материалы обследования таких организаций отраслей, как: институты, факультеты, курсы повышения квалификации и др...

  Рабочая группа должна была изучить накопившийся опыт обследованных предприятий в области применения новых информационных технологий и вычислительной техники в учебном процессе и составить справки и итоговые рекомендательные документы к готовящемуся заседанию.

  Надо сказать, что по поставленной перед рабочей группой проблеме, именно мне,  пришлось проделать всю основную работу. Это и неудивительно, так как у меня по этой части был накоплен огромный опыт участия в различных секциях - за многолетний период моей работы в ИПК Минстанкопрома.
   
  В результате этого, был разработан ПРОТОКОЛ № 4 заседания межведомственного совета по повышению квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства, которое прошло 19 декабря 1989 года.

  Мне особо хочется отметить, что это заседание заострило вопрос о компьютеризации обучения руководящих работников и специалистов страны.

  Это было первой отправной точкой, поставленной перед всеми организациями страны, проблемы - освоения на рабочих местах, любыми специалистами организаций, самой доступной вычислительной техникой - компьютерами. Ну, и, естественно, компьютеризация должна была - найти широкое применение в учебном процессе новых форм и методов повышения квалификации кадров.

  Мной лично и членами секции была подготовлена СПРАВКА о компьютеризации обучения руководящих работников и специалистов народного хозяйства, которая целиком вошла в Приложение к ПРОТОКОЛУ заседания Межведомственного совета от 19 декабря 1989 года № 4.
   
  Считаю возможным и нужным эти документы проведенного заседания привести здесь полностью, так как они отражают, по существу, всю мою работу в системе повышения квалификации и я с ними полностью согласен...   
 
   
  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
  МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА   
   
                П Р О Т О К О Л № 4   
                ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА
                ОТ 19 ДЕКАБРЯ 1989 г.   
                Москва   
      
  Председательствовал т. Глазачев С. Н.

  Присутствовали: Члены межведомственного совета, представители отраслевых министерств, ведомств, учебных заведений повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов народного хозяйства, сотрудники Главного учебно-методического управления повышения квалификации кадров Гособразования СССР.

   
  1. О компьютеризации обучения руководящих работников и специалистов народного хозяйства.   
 (т. т. Конева Н. Е., Чередниченко К. К., Руднев Ю. П., Щенков А. С., Назаренко Э. Г., Березовский В. В., Смольников В. Д., Глазачев С. Н.)
   
  Заслушав и обсудив сообщение Главного учебно-методического управления повышения квалификации кадров Гособразования СССР, Межведомственный совет отмечает, что министерствами и ведомствами, учебными заведениями проведена определенная работа по компьютеризации обучения руководящих работников и специалистов народного хозяйства (справка прилагается).

  Многие отрасли уделяют значительное внимание оснащению подведомственных учебных заведений современными средствами вычислительной техники (ВТ), внедрению новых информационных технологий (НИТ), улучшению методического и программного обеспечения учебного процесса.

  В институтах повышения квалификации, имеющих вычислительную технику, начиная с 1986 года для всех учебных групп слушателей, не являющихся специалистами в области ВТ, предусмотрено обучение по курсу "Современная вычислительная техника и её применение" в объеме от 6 до 20 часов в зависимости от должностных категорий.

  Гособразованием СССР подготовлены и направлены в систему повышения квалификации кадров соответствующая типовая учебная программа и методические рекомендации по оснащению учебных заведений средствами вычислительной техники.

  Вместе с тем в работе по компьютеризации обучения кадров имеются недостатки и нерешенные проблемы.

  Предусмотренное Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 6 февраля 1988 года № 66 5% выделение средств вычислительной техники за счет фондов соответствующих министерств и ведомств для оснащения учебных заведений повышения квалификации и переподготовки кадров выполняется в необходимом объеме только в нескольких отраслях (Минмет СССР, Минавтосельхозмаш СССР, Минхимнефтепром СССР).

  Лишь, немногие учебные заведения повышения квалификации имеют более 100 посадочных мест за терминалами ЭВМ (Московский ИПК Минсвязи СССР, Московский ИПК Минхимнефтепрома СССР, ЛИМТУ).

  Значительно хуже, по сравнению с учебными заведениями промышленных отраслей,  оснащены средствами ВТ учебные заведения повышения квалификации в отраслях непроизводственной сферы.

  Слабую техническую базу имеют некоторые межотраслевые институты повышения квалификации кадров по новым направлениям развития техники и технологии при вузах.

  Не все учебные заведения системы повышения квалификации эффективно используют имеющуюся вычислительную технику.

  Во многих учебных заведениях, до сих пор, не созданы информационно-вычислительные центры, отсутствуют долгосрочные программы внедрения средств ВТ в учебный процесс.

   В большинстве учебных заведений повышения квалификации использования вычислительной техники при выполнении выпускных и курсовых работ, а также в самостоятельной работе, носят лишь эпизодический характер.

 Далеко не во всех ИПК входной, промежуточный и выходной контроль знаний слушателей осуществляется с использованием средств ВТ.

  В настоящее время автоматизированные обучающие курсы используются в учебном процессе лишь в некоторых учебных заведениях повышения квалификации (ИПК Минмета СССР г. Москва, ИПК Минавтосельхозмаша СССР г. Люберцы, ИПК Минатомэнергопрома СССР, Московском ИПК Минсвязи СССР, Московском ИПК Минхимпрома СССР, МИПК при УПИ и др.).

  Не налажен обмен информацией об имеющихся и разрабатываемых в системе повышения квалификации методических и программных средствах, отсутствует соответствующий фонд алгоритмов и программ.

  Не весь профессорско-преподовательский состав учебных заведений прошел необходимую подготовку в специализированных группах по курсу "Основы информатики и ВТ".

  Не в полной мере используются ВТ в курсах кафедр, не специализированных в области вычислительной техники.

  Только в отдельных ИПК создаются локальные вычислительные сети на организации на их основе учебного процесса (ИПК Минавиопрома СССР, ИПК Минавтосельзозмаша СССР г. Люберцы, Московский ИПК Минсвязи СССР, ИПК Минмета СССР г. Москва и др.).

  Намечается создание информационных сетей с выходом на всесоюзные и международные банки информации в ИПК Минмета СССР, ИПК Минхлебопродукта РСФСР, ИПКИР ГКНТ СССР, Московском ИПК Минсвязи СССР).

  Всего три института (ИПК Минрадиопрома СССР, ЛИМТУ, Московский ИПК Минсвязи СССР) аттестованы ГКВТИ СССР с предоставлением им права выдачи удостоверений специалиста по средствам ВТ единого образца.

  Недостаточна связь с зарубежными учебными заведениями последипломного образования по вопросам использования вычислительной техники и внедрения новых информационных технологий.
   
  Межведомственный совет П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
   
  1.1. Рекомендовать министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик, ГКВТИ СССР, структурным подразделениям Гособразования СССР, институтам, факультетам и курсам повышения квалификации:
  1.1.1. Проанализировать ход выполнения Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 6 февраля 1988 года Љ 166.
  Разработать и принять дополнительные меры по выделению учебным заведениям повышения квалификации и переподготовки кадров целевым назначением современных средств вычислительной техники в объеме не менее 5% соответствующих фондов.
  1.1.2. Обеспечить широкое внедрение в учебный процесс новых форм и методов повышения квалификации кадров с использованием вычислительной техники, увеличивать объем практических занятий, время работы каждого слушателя за терминалом ЭВМ.
  1.1.3. Полнее использовать средства вычислительной техники при осуществлении входного, промежуточного и выходного контроля званий слушателей.
  1.1.4. Проводить целенаправленное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава учебных заведений повышения квалификации в области вычислительной техники и новых информационных технологий.
  1.1.5. Развивать международные связи с учебными заведениями последипломного образования в области вычислительной техники и новых информационных технологий.
  1.1.6. Ориентироваться на создание локальных вычислительных сетей для организации на их основе процессов обучения в учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров.

  1.2. Главному учебно-методическому управлению повышения квалификации кадров Гособразования СССР:
  1.2.1. Активизировать научно-методическую работу по внедрению новых информационных технологий в систему повышения квалификации и переподготовки кадров.
  1.2.2. Организовать на базе ведущих ИПК постоянно действующую выставку методических, программных и технических средств, используемых в учебном процессе повышения квалификации;
  Создать фонд методических пособий, алгоритмов и программ, используемых в системе повышения квалификации в области новых информационных технологий.
  1.2.3. Организовать широкое распространение передового опыта путем проведения научно-методических семинаров и конференций, издания методических рекомендаций.
  1.2.4. Способствовать созданию и внедрению в учебный процесс автоматизированных обучающих систем и автоматизированных учебных курсов, разработке программного обеспечения занятий по разбору конкретных ситуаций, производственных задач, деловых игр по различным учебным дисциплинам.
   
  2. ИНФОРМАЦИЯ О ХОДЕ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЮ ВСЕСОЮЗНОЙ НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ.
 
  2. 1. Межведомственный совет принял к сведению сообщение по данному вопросу начальника Главного учебно-методического управления повышения квалификации кадров т. Глазачева С.Н.
   
  3. О ПРОЕКТЕ ПЛАНА РАБОТЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО СОВЕТА НА 1990 год. 
   
  Межведомственный совет П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

  3. 1. Одобрить, в основном, представленный проект плана работы Межведомственного совета на 1990 год.
  3. 2. Направить утвержденный план министерствам, ведомствам, институтам повышения квалификации, членам Межведомственного совета по повышению квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства.
   
  Заместитель председателя Межведомственного
  Совета, начальник Главного учебно-методического
  Управления повышения квалификации кадров –

Подпись.................................................С. Н. Глазачев
   
  Ученый секрет...подпись.................................Р. Е. Мисеюк

               
                ПРИЛОЖЕНИЕ
                к протоколу заседания
                Межведомственного совета
                от 19 декабря 1989 г. № 4
   
                С П Р А В К А
  О компьютеризации обучения руководящих работников и специалистов народного хозяйства
      
  Процесс компьютеризации процесса обучения в системе повышения квалификации (СПК) только начинается. Вычислительная техника (ВТ) и новые информационные технологии (НИТ), широко распространенные в науке и производстве, начинают занимать свое место в сфере образования, культуры, в торговле и в быту.

  Уровень автоматизации науки и производства в отрасли, как правило, определяет уровень применения вычислительной техники и новых информационных технологий в учебных заведениях, готовящих для неё кадры.
  Повышение квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства в области ВТ и НИТ осуществляется в отраслевых институтах и на факультетах повышения квалификации при вузах и на различных курсах.

  За последние два года в системе повышения квалификации произошли перемены, в том числе, и в направлениях внедрения ВТ в учебный процесс, а также массового обучения руководящих работников и специалистов народного хозяйства использованию вычислительной техники в своей деятельности.
  Многие отрасли уделяют внимание оснащению подведомственных учебных заведений средствами ВТ, внедрению НИТ в учебный процесс, развитию программного и методического обеспечения процесса обучения.
   
  При этом выделение средств ВТ за счет фондов соответствующих министерств и ведомств для оснащения учебных заведений повышения квалификации и переподготовки, предусмотренное Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 6 февраля 1988 г. Љ 166, выполняется в необходимом объеме лишь в нескольких отраслях (Минмет СССР, Минавтосельхозмаш СССР, Минхимнефтепром СССР).

  Анализ деятельности около 40 факультетов и 60 институтов повышения квалификации показал, что уровень оснащения средствами ВТ учебных заведений в промышленных отраслях и в отраслях непроизводственной сферы не одинаков. Учебные заведения повышения квалификации в отраслях непроизводственной сферы оснащены средствами ВТ и используют её в учебном процессе значительно слабее (например, республиканских ИПК работников культуры).

  Неодинаково оснащение средствами ВТ головных институтов и их филиалов. Оснащение вычислительной техникой и использование её в учебном процессе в филиалах значительно слабее.

  Лишь немногие учебные заведения СПК имеют более 100 посадочных мест за терминалами ЭВМ, но и эти учебные заведения не считают, что их оснащение соответствует современному уровню (Московский ИПК Минхимнефтепрома СССР, ЛИМТУ, Московский ИПК Минсвязи СССР).

  Тяжелое положение с оснащением собственными средствами вычислительной техники сложилось в некоторых межотраслевых институтах (МИПК при Томском, Ленинградском политехнических институтах и др.), созданных Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23. 10. 86 г. №  1300 для обучения слушателей по новым направлениям науки и техники.

 Это объясняется не только тем, что, определенные указанным постановлением министерства - организаторы МИПК, обеспечивают ВТ, прежде всего свои отраслевые институты, но также и ликвидацией и реорганизацией в последние годы некоторых министерств и ведомств. Новые же министерства считают себя свободными от обязательств предшественников.
  Так, Минводхоз СССР, Миноборонпром СССР вообще отказались участвовать в создании МИПК при ТашНИ и МИРЭА.

  Невыполнение обязательств этих министерств по капитальному строительству к тому, что даже, приобретенную из разных источников ВТ, негде устанавливать (МИПК при УПИ, ИПК при ТашНИ).

  Предусмотренная Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР Љ 166 норма выделения средств ВТ для оснащения учебных заведений за счет фондов соответствующих министерств и ведомств в объеме 5% весьма расплывчатая величина. Это может быть и 4,9%, и 0,1% от общего объема ВТ, выделяемого отрасли. Но и в том и в другом случае будет формально считаться, что постановление выполняется. Чтобы исключить такую неоднозначность, Гособразование СССР обратилось в Совет Министров СССР с предложением об изменении порядка обеспечения ВТ учебных заведений.

  Вместе с тем представляется, что оснащаться вычислительной техникой надо не только за счет фондов отрасли. Заслуживают одобрения первые шаги ИПК по созданию совместных предприятий с инофирмами (ЦМИПКС, ЛИМТУ, МИПК при Ереванском политехническом институте и др.), в результате чего институты получают либо импортную вычислительную технику, либо валюту для её закупки. Могут быть и другие варианты. Например, создание несколькими ИПК и ФПК информационно-вычислительных центров коллективного пользования.

Очевидно, в условиях хозрасчета можно подумать о совместном использовании на взаимно выгодных условиях и материальной базы учебных заведений.

  Материально-техническая база учебных заведений СПК достаточно разнородна как по организационной структуре, так и по поручению используемых средств вычислительной техники (собственных и арендуемых).

  Освоение массового производства персональных ЭВМ (ПЭВМ) в нашей стране и неограниченные возможности их применения в народном хозяйстве - факторы, определяющие тенденцию в оснащение учебных заведений СПК персональными ЭВМ.

  Выявлено, что ИПК, которые были оснащены "большими" ЭВМ Единой Серии, проводят работу по замене их на классы ПЭВМ (ИПК Минстанкопрома СССР, ИПК Минатомэнергопрома СССР, ИПК Минавтосельхозмаша СССР и др.).

Вместе с тем, на предприятиях и в организациях отраслей народного хозяйства продолжают работать много "больших" ЕС ЭВМ, и, следовательно, существует объективная потребность в обучении и повышении квалификации соответствующих специалистов.

  Кроме того, в связи с тем, что отечественной промышленностью выпускаются автоматизированные рабочие места (АРМ) на базе СМ ЭВМ (СМ-1600, СМ-1420, СМ-1700), ряд ИПК оснащены и оснащаются этими видами вычислительной техники (ЦИПК Минавиапрома СССР, Московский ИПК Минхимпрома СССР, ИПК Минрадиопрома СССР, ИПК Минхлебопродукта РСФСР и др.).

  Новый этап эволюции информационной технологии, при котором стратегически важными становятся национальные информационные ресурсы страны (информация и средства её получения, передачи и обработки), неразрывно связан с ПЭВМ.

  В настоящее время в народном хозяйстве и в учебных заведениях СПК преобладают ПЭВМ серии "Электроника": диалоговые вычислительные комплексы ДВК-3, ДВК-3М, ДВК-4, Электроника-85.

  Идет процесс оснащения учебных заведений повышения квалификации советскими IBM-подобными ПЭВМ типа: ЕС-1840, ЕС-1841, Искра-1030, СМ-1810, Нейрон И9.66, имеющими более высокие технические характеристики и развитое программное обеспечение (ЦИПК Минавиапрома СССР, ИПК Минавтосельхозмаша СССР, ИПК Минрадиопрома СССР, МИПК при ЛИТМО, ИПК Минхлебопродукта РСФСР, ЦМИПКС и др.).

  IBM-подобные ПЭВМ выпускаются серийно многими фирмами различных стран, включая страны-члены СЭВ. Эти ПЭВМ приобретаются за счет валютных средств, за отечественные рубли, на бартерной основе. Наиболее массивно в учебные заведения СПК поступают IBM-подобные ПЭВМ марки "Правец" из НРБ, марки "Мазовия" из ПНР, марки "Роботрон" из ГДР (ИПК Минстанкопрома СССР, МИПК при МГТУ им. Баумана, Московский ИПК Минхимпрома СССР, МИПК при ЛПИ, Московский ИПК Минсвязи СССР).

  Новые формы хозяйствования, распространение кооперативных и иных хозрасчетных форм деятельности приводит к достаточно массовому поступлению в систему повышения квалификации (ИПК Минмета СССР г. Москва, ИПК Минавтосельхозмаша СССР, ИПК Минрадиопрома СССР, ЛИМТУ, ЦИПК Минавиапрома СССР, ИПК Минэлектротехприбора СССР, Московский ИПК Минсвязи СССР и др.) IBM-подобных ПЭВМ из капиталистических стран. Высокие технические характеристики и надежность указанных ПЭВМ, несмотря на их высокую стоимость, являются главными критериями при подобных закупках.

  При всех положительных сдвигах в оснащении учебных заведений СПК средствами ВТ для опережающего развития материально-технической базы институтов, факультетов, курсов повышения квалификации отраслевым министерствам и ведомствам совместно с ГКВТИ СССР предстоит большая работа.
   
  Многие учебные заведения повышения квалификации указывают свою потребность в приобретении вычислительной техники в размерах 50 - 100 современных ПЭВМ (МИПК при КПИ, ИПК Минсудпрома СССР, ИПК Минхлебопродукта РСФСР, ЦИПК Минавиапрома СССР, ИПК Минавтосельхозмаша СССР, ВИПК МПС СССР, ИПК Минторга СССР, МИПК при УПИ).

  Оснащение учебных заведений СПК современными средствами ВТ - первый этап широкой информатизации обучения. Улучшение материально-технической базы учебных заведений СПК ставит новые проблемы радикального пересмотра содержания обучения, форм и методов организации учебного процесса, и как следствие, повышение требований к профессорско-преподавательскому составу. Требуется проведение научно-исследовательских работ по вопросам методологии повышения квалификации кадров народного хозяйства в области ВТ и НИТ.

  Осуществляется переход от компьютеризации процесса обучения кадров и его информатизации, где наряду с вопросом - "На чем учить?", все отчетливее возникают вопросы - "Чему учить и как учить?".

  Во многих учебных заведениях СПК созданы информационно-вычислительные центры (ИВЦ), в состав которых входят, как правило, несколько бюро или лабораторий технического обслуживания и эксплуатации различных видов ВТ, системного и прикладного программного обеспечения, внедрение программного обеспечения в учебный процесс, разработки АСУ института.

  Обслуживание средств ВЦ осуществляется штатными сотрудниками ИВЦ, лабораторий, а также специализированными организациями. Режим работы вычислительной техники в большинстве случаев двухсменный, при этом в среднем 50% времени отводится на учебный процесс и 50% - на проведение научно-исследовательских работ, управленческую деятельность и самостоятельную работу слушателей и преподавателей.


  Среднесуточная загрузка ЭВМ зависит от типа ЭВМ, потребности её использования в учебном процессе, количества специализированных потоков слушателей.

  В некоторых ИПК ведутся работы по использованию ВТ в работе функциональных подразделений, создаются автоматизированные рабочие места для работников кадровых служб, бухгалтерии, плановыми, учебными отделами, объединяемые в АСУ ИПК (Московский ИПК Минхимпрома СССР, ИПК Минатомэнергопрома СССР, ИПК Минавтосельхозмаша СССР, ЦИПК Минавиапрома СССР, МИПК при ЕрПИ).

  Планируются и создаются локальные вычислительные сети для организации на их основе учебного процесса в Московском ИПК Минсвязи СССР, ИПК Минавтосельхозмаша СССР, ИПК Минмета СССР г. Москва, ЦИПК Минавиапрома СССР, ЦМИПКС и др.

  Намечается создание информационных сетей с выходом на всесоюзные и международные банки информации, в том числе через спутниковую связь (ИПК Минмета СССР г. Москва, ИПК Минхлебопродукта РСФСР).

  Несколько ИПК (ИПК Минрадиопрома СССР, ЛИМТУ, Московский ИПК Минсвязи СССР) аттестованы ГКВТИ СССР с представлением им права выдачи удостоверений специалиста по средствам ВТ единого образца.

  В ряде ИПК имеется долгосрочная программа внедрения ВТ в учебный процесс (ИПК Минатомэнергопрома СССР, ИПК Минместпрома РСФСР, ИПК Минхлебопродукта РСФСР, ИПК Минавтодора РСФСР, МИПК при ЕрПИ, МИПК при КПИ, ВИПКИС).

  В некоторых учебных заведениях созданы и функционируют координационные или экспертные советы по закупке, распределению и другим вопросам, связанным с внедрением ВТ в учебный процесс (ИПК Минавтосельхозмаша СССР, МИПК при КПИ).

  Основными направлениями применения вычислительной техники в учебном процессе являются:
  - для руководящих работников: проведение тестирования, повышение компьютерной грамотности; изучение особенностей применения вычислительной техники, в научных разработках, проектировании; контроль знаний;
  - для специалистов в области вычислительной техники: изучение конструктивных и функциональных особенностей средств вычислительной техники; изучение программных средств общего и специального назначения; освоение методов математического моделирования и автоматизированного проектирования;
  - для других категорий работников: проведение тестирования; повышение компьютерной грамотности; изучение возможностей и применение средств вычислительной техники в их профессиональной деятельности; контроль знаний.

  Лишь в немногих учебных заведениях системы повышения квалификации (МИПК при ЕрПИ, ИПК Минхимпрома СССР, Эстонский институт руководящих работников, МИПК при ХПИ) среднее время работы слушателя за терминалом ЭВМ в пересчете на месячный период обучения в 1988/1989 учебном году составило:
  - для всех категорий слушателей - 60 - 100 часов;
  - для руководящих работников - 60 - 70 часов;
  - для профессионалов в области вычислительной техники и новых информационных технологий - 90 - 100 часов;
  - для работников, обучаемых по курсу основ компьютерной грамотности - 70 - 80 часов.
  Во многих ИПК среднее время работы слушателя за терминалом ЭВМ в пересчете на месячный курс обучения составляет лишь 3-10 часов (ИПК Минторга СССР, ИПК Минавтодора РСФСР, ИПК МПС СССР, ИПК Минместпрома РСФСР, ИПК Минатомэнергопрома СССР, и др.).

  Увеличение объема использования средств ВТ ограничивается их значительным дефицитом, низкой надежностью советской ВТ и трудностями в приобретении зарубежной ВТ, слабой организацией технического обслуживания и ремонта ЭВМ, отсутствием микросхем, красящей ленты, перфорированной бумаги, магнитной ленты, магнитных кассет и дискет, недостатком программного и математического обеспечения.

  В некоторых ИПК, хорошо оснащенных средствами вычислительной техники, при изучении "компьютерных курсов" традиционные формы и методы обучения свободно сочетаются с индивидуальными формами обучения, с самостоятельной работой в компьютерных классах (Московский ИПК Минхимнефтепрома СССР, Московский ИПК Минсвязи СССР, ЛИМТУ, ИПК Минмета г. Москва). В этих ИПК вычислительная техника пронизывает, по существу, весь процесс обучения для слушателей различных специальностей.


  В большинстве учебных заведений СПК использование ВТ при выполнении выпускных и курсовых работ, а также в самостоятельной работе во внеурочное время, в основном,  носит эпизодический характер.

  Далеко не во всех ИПК входной, промежуточный и выходной контроль знаний слушателей в настоящее время осуществляется с использованием средств ВТ.
  При этом входной контроль слушателей во многих учебных заведениях СПК показывает низкий уровень начальной подготовки в области ВТ, в том числе, недавно закончивших высшие учебные заведения, что вынуждает, по сути дела, вести начальное обучение.

  Эффективность использования ВТ в учебном процессе определяется не только техническими характеристиками вычислительной техники, но и наличием развитого системного и прикладного программного, а также методического обеспечения, удовлетворяющего целям повышения квалификации каждой конкретной категории слушателей, каждой учебной группы.

   1989 году во многих ИПК по специализациям кафедр вычислительной техники переработаны учебные программы с учетом новейших достижений в области новых информационных технологий. При этом, учитывая весьма быстрое и широкое распространение в народном хозяйстве персональных компьютеров, значительно увеличено количество специализаций по вопросам использования ПЭВМ. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества заявок от организаций и предприятий на обучение слушателей в этом направлении.

  В учебно-тематических планах всех курсов предусмотрено ознакомление слушателей с вычислительной техникой и овладением ими навыками работы на ЭВМ. Закрепление теоретических разделов курсов проводится на практических занятиях в аудиториях, оборудованных средствами вычислительной техники. Здесь слушатели непосредственно работают за пультами ЭВМ, дисплеями, на автоматизированных рабочих местах. В некоторых ИПК практические и лабораторные занятия проводятся с использованием видеотехники.

  В зависимости от специализации для проведения практических занятий учебные группы делятся на подгруппы с таким расчетом, чтобы за дисплеем работали от 1 до 5 человек.

  В нескольких учебных заведениях СПК учебный процесс с применением средств ВТ построен на основе серьезной методологической проработки (Московский ИПК Минхимпрома СССР, ИПК Минмета СССР, Московский ИПК Минпромсвязи СССР, ЛИМТУ).

  Перечень методических пособий некоторых учебных заведений СПК в области применения ВТ и НИТ в учебном процессе насчитывает несколько десятков наименований (ИПК Минсудпрома СССР, Московский ИПК Минхимнефтепрома СССР, ЦИПК Минавиапрома СССР, ИПК Минавтосельхозмаша СССР, ИПК Минрадиопрома СССР и др.). Изучение перечней методических разработок различных учебных заведений СПК показывает достаточно частое их дублирование.

  Перечень программных средств, используемых в учебном процессе в учебных заведениях повышения квалификации, насчитывает сотни наименований: различные версии трансляторов многих алгоритмических языков, десятки различных типов систем управления базами данных и обработки электронных таблиц, редакторов текстов, графических редакторов, игровые программы, обучающие курсы, а также программные средства, разработанные организациями и предприятиями отрасли для решения отраслевых задач.

  Особая роль в программном обеспечении учебного процесса отводится автоматизированным обучающим системам (АОС) и программным средствам, обеспечивающим проведение активных видов учебных занятий (разбор конкретных ситуаций, решение производственных задач, деловые игры).

  Переход ИПК от использования в учебном процессе ЕС ЭВМ и СМ ЭВМ к классам ПЭВМ вызывает необходимость разработки и внедрения АОС на базе ПЭВМ. Анализ существующих АОС для ЕС ЭВМ, значительно меньше поставлено АОС на СМ ЭВМ и ещё меньше - на ПЭВМ.

  В настоящее время автоматизированные обучающие курсы используются в учебном процессе в ИПК Минмета СССР г. Москва, Московском ИПК Минсвязи СССР, ИПК Минавтосельхозмаша СССР, ИПК Минводхозстроя СССР, МИПК при УПИ и некоторых других учебных заведениях.

  Анализ имеющихся материалов показывает, что в целях развития методического и программного обеспечения учебного процесса необходимо организовать периодическое издание информационного бюллетеня по имеющимся и планируемым к разработке средствам, а также создание фонда алгоритмов и программ, используемых в системе повышения квалификации.

  В первую очередь, эти предложения касаются программного и методического обеспечения ЭВМ, включая АРМы основных категорий работников народного хозяйства. Это позволит ускорить обмен информацией по программным средствам и методическим разработкам, будет способствовать их распространению путем обмена или приобретения заинтересованными сторонами.

  Организация учебного процесса по вопросам использования ВТ осуществляется штатными преподавателями учебных заведений повышения квалификации, а также преподавателями-совместителями и почасовиками из числа ведущих специалистов в области вычислительной техники из отраслей народного хозяйства.

  Во многих ИПК профессорско-преподавательский состав прошел подготовку в специализированных группах по курсу "Основы информатики и ВТ" в своих институтах, в ИПК других отраслей, в системе повышения квалификации ГКВТИ СССР. Работа профессорско-преподавательского состава по повышению квалификации в области ВТ находит отражение в их индивидуальных планах.

  Количество преподавателей, использующих ВТ в учебном процессе, зависит от профиля учебного заведения, а также профиля соответствующей кафедры.
 
  Вопросы использования ВТ в учебном процессе, а также информационно-методического обеспечения регулярно рассматриваются на ученых и методических советах, заседаниях кафедр учебных заведений СПК.

  Следует отметить, недостаточную связь учебных заведений СПК СССР с зарубежными учреждениями последипломного образования по вычислительной технике и новым информационным технологиям.

  В 1989 году в рамках Научно-методического совета по проблемам повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства создана секция "Информатика и вычислительная техника", в состав которой вошли ведущие в области вычислительной техники и новых информационных технологий преподаватели и специалисты учебных заведений СПК.

  На втором пленуме Общественного научно-методического совета информатизации образования в октябре 1989 г. принято решение о создании секции "Повышение квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства".
  Секцией НМС разработаны - новая типовая программа раздела "Современная вычислительная техника и её применение" для системы повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства, а также "Методические рекомендации по оснащению учебных заведений повышения квалификации средствами вычислительной техники", готовится методическое пособие "Программные средства, используемые в учебном процессе в системе повышения квалификации".
   
  Гособразование СССР
  Зак. № 116 тир. 280


  Примечание: В данной Главе предполагалось поместить продолжение темы  - НАША  ДАЧА. Этот раздел сопровождается большим количеством фотографий и текста.
Мы решили в данной книге - "ДОРОГАМИ ЖИЗНИ" этот раздел опустить и позже опубликовать самостоятельной книгой - "НАША  ДАЧА".



   


Рецензии