Три сестры. Гл. 49. Прямое движение Меркурия

                Глава 49

                Прямое движение Меркурия
 
                Время небес. Инобытие

                Петля Меркурия. Фазы судьбы Германна в «Пиковой даме».
               

- Итак, - сказал Пушкин, -  читаем по порядку, о том, что относится к Германну - Меркурию. И считаем, что Меркурий движется по кругу, меняет свое направление и возвращается в исходную точку. И события в «пиковой даме зависят от фазы движения Меркурия.
- Сколько же движений – фаз у Меркурия? - спросил Рокотов.
И Пушкин, заостренной палочкой на мягкой черной земле нарисовал круг и стал на нем ставить точки с цифрами, делая пояснения.
        - Вот, смотри Рокотов,  Видимое движение Меркурия по небу состоит из следующих этапов:
               1. Стояние Меркурия.
               2. Медленное движение вперед (разгоняющийся директный Меркурий).
               3. Прямое движение (директный Меркурий)
               4. Медленное движение вперед (тормозящийся директный Меркурий)
               5. Стояние Меркурия перед его обратным ходом ("Обратное стояние").
               6. Медленное движение назад (разгоняющийся ретроградный Меркурий).
               7. Движение назад (ретроградный Меркурий).
               8. Медленное движение назад (тормозящийся ретроградный Меркурий). После восьмого этапа вновь наступает первый, и все идет по кругу.   
 - Такую схему я применил к судьбе Германна, - подвел итог своему рисованию Пушкин               
- Я кажется понял, что здесь движение планеты определяет судьбу человека.
- Именно так, но эта планета для Германна -  Меркурий.
Рокотов прочитал по рукописи:
«– А каков Германн! – сказал один из гостей, указывая на молодого инженера, – отроду не брал он карты в руки, отроду не загнул ни одного пароли, а до пяти часов сидит с нами и смотрит на нашу игру!
– Игра занимает меня сильно», – сказал Германн, – но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее.
– Германн немец: он расчетлив, вот и всё! – заметил Томский».
- Видишь, Рокотов, наш герой только наблюдает, делает расчеты и не намерен двигаться, вкладывать в игру деньги, чтобы сорвать куш.  Меркурий замирает в небе.
-Он замирает, перед тем как начать прямое директное медленное движение, получить толчок и начать разгоняться, -сказал Пушкин, - ищи Рокотов импульс.
-Вот, нашел, - воскликнул Рокотов.
«Она выбрала три карты, поставила их одна за другою: все три выиграли ей соника, и бабушка отыгралась совершенно.
– Случай! – сказал один из гостей.
– Сказка! – заметил Германн.
– Может статься, порошковые карты? – подхватил третий.
– Не думаю, – отвечал важно Томский.».
- Я понял, - сказал Рокотов, - Германн начал движение в направлении игры. Он медленно движется навстречу с графиней, используя Лизавету. Вот как ты пишешь, Пушкин!
«Однажды, – это случилось два дня после вечера, описанного в начале этой повести, и за неделю перед той сценой, на которой мы остановились, – однажды Лизавета Ивановна, сидя под окошком за пяльцами, нечаянно взглянула на улицу и увидела молодого инженера, стоящего неподвижно и устремившего глаза к её окошку. Она опустила голову и снова занялась работой; через пять минут взглянула опять, – молодой офицер стоял на том же месте. Не имея привычки кокетничать с прохожими офицерами, она перестала глядеть на улицу и шила около двух часов не поднимая головы. Подали обедать. Она встала, начала убирать свои пяльцы и, взглянув нечаянно на улицу, опять увидела офицера. Это показалось ей довольно странным. После обеда она подошла к окошку с чувством некоторого беспокойства, но уже офицера не было, – и она про него забыла...». «С того времени не проходило дня, чтоб молодой человек, в известный час, не являлся под окнами их дома. Между им и ею учредились неусловленные сношения. Сидя на своём месте за работой, она чувствовала его приближение, – подымала голову, смотрела на него с каждым днём долее и долее. Молодой человек, казалось, был за то ей благодарен: она видела острым взором молодости, как быстрый румянец покрывал его бледные щёки всякий раз, когда взоры их встречались. Через неделю она ему улыбнулась.».
- Да, Германн начинает движение и принимает решение играть, но для этого необходимо узнать тайну, - сказал Пушкин.
-Вот этот отрывок в повести, и Рокотов прочитал:
 «Анекдот о трёх картах сильно подействовал на его воображение и целую ночь не выходил из его головы. «Что, если, – думал он на другой день вечером, бродя по Петербургу, – что, если старая графиня откроет мне свою тайну! – или назначит мне эти три верные карты! Почему ж не попробовать счастия?.. Представиться ей, подбиться в её милость, – пожалуй, сделаться её любовником, но на это требуется время – а ей восемьдесят семь лет, – она может умереть через неделю, —да через два дня!..».               
     -Есть даже символы начального ускорения Меркурия, -, подчеркнул Пушкин, - это сон Германна, читай Рокотов!               
«Поздно воротился он в смиренный свой уголок; долго не мог заснуть, и, когда сон им овладел, ему пригрезились карты, зелёный стол, кипы ассигнаций и груды червонцев. Он ставил карту за картой, гнул углы решительно, выигрывал беспрестанно, и загребал к себе золото, и клал ассигнации в карман. Проснувшись уже поздно, он вздохнул о потере своего фантастического богатства, пошёл опять бродить по городу и опять очутился перед домом графини ***. Неведомая сила, казалось, привлекала его к нему. Он остановился и стал смотреть на окна. В одном увидел он черноволосую головку, наклоненную, вероятно, над книгой или над работой. Головка приподнялась. Германн увидел личико и чёрные глаза. Эта минута решила его участь.».
- А далее Германн вступает в третий этап движения Меркурия. Это этап прямого движения к цели. Лизавета назначает ему свидание в доме. Он подсматривает за графиней, и верит, что всё решится. Он твердо и поступательно движется к победе. Ведь когда Меркурий в прямой фазе, его влияние положительно и торг может состояться. Но наступает четвертая фаза движения Меркурия, когда нормальная активность фаз подходит к концу. Тормозящий Меркурий! Здесь еще живет надежда получит вознаграждение. На умирающем Меркурии, если хочешь получить вознаграждение, то надо знать, что ресурс исчерпан. В это время Германн спокоен, сердце его бьется ровно, он решителен. Он обращается к графине:
«– Вы можете, – продолжал Германн, – составить счастие моей жизни, и оно ничего не будет вам стоить: я знаю, что вы можете угадать три карты сряду...
Германн остановился».
-Вот и все, Меркурий остановился, - подчеркнул Пушкин. Возникло обратное стояние Меркурия. Пятая стадия. Графиня умерла. От этой остановки у Меркурия будет идти движение в обратную сторону.  Я тебя слушаю Рокотов, какие там слова в «Пиковой даме?
«Старуха не отвечала ни слова. Германн встал.
– Старая ведьма! – сказал он, стиснув зубы, – так я ж заставлю тебя отвечать... С этим словом он вынул из кармана пистолет.
При виде пистолета графиня во второй раз оказала сильное чувство. Она закивала головою и подняла руку, как бы заслоняясь от выстрела... Потом покатилась навзничь... и осталась недвижима.
– Перестаньте ребячиться», – сказал Германн, взяв её руку. – Спрашиваю в последний раз: хотите ли назначить мне ваши три карты? – да или нет?
Графиня не отвечала. Германн увидел, что она умерла».


Рецензии