Великий Камский путь

Издревле существовали и другие торговые пути, связывающие народы авестийского мира и Прикамья. Кстати, первыми изучать "проблемы связей народов Предуралья со своими соседями, в частности, с Волжской Булгарией стали арабские ученые – современники болгаро-арабской торговли, которую они изучали не только по рассказам очевидцев, но и непосредственно находясь в Болгарии, а, возможно, что некоторые из них побывали в пределах Предуралья"45.


Прежде чем обратиться к арабским ученым, заметим, однако, что "расцвет торговли и землеведения в мусульманском мире был подготовлен задолго до арабских завоеваний и исламизации покоренных народов в YII – YIII веках. Археологические открытия последних десятилетий свидетельствуют о том, что, войдя в соприкосновение с высокими цивилизациями, арабы "унаследовали уже сложившуюся систему коммуникаций на огромных территориях от Византии до Китая"46.


В арабских источниках Прикамье фигурирует под именем Вису. (Мысль о её локализации именно в Верхнем Прикамье X-XIY веков высказывают немецкий географ Р. Хеннинг, М.В. Талицкий, В.П. Даркевич, Е.В. Ястребов и другие современные археологи и историки)47.


Очень подробно народ Вису и его соседей описал известный путешественник из арабской Андалузии Абу Хамид ал-Гарната, который в середине XII века побывал в Волжской Булгарии. Он пишет: "… и выше этой страны обитают люди, которым нет числа, они платят джизью царю булгар. А у него (Булгара) есть область, жители которой платят харадж, между ними и Булгаром месяц пути. Называют её Вису. И есть другая область, которую называют Ару. В ней охотятся на бобров, горностаев и превосходных белок… А за Вису, на море Мраков, есть область под названием Йура"48.


И далее Гарната оставил этнографическое описание народа Вису: "Я видел группу их в Булгаре во время зимы: красного цвета, с голубыми глазами, волосы их белы, как лен, и в такой холод они носят льняные одежды. А на некоторых из них бывают шубы из превосходных шкурок бобров, мех этих бобров вывернут наружу. И пьют они ячменный напиток, кислый, как уксус, он подходит им из-за горячности их темперамента, объясняющийся тем, что они едят бобров и беличье мясо, и мёд"49.


Благодаря арабскому географу-энциклопедисту ал-Омари, составившему географию Севера с еще большими подробностями, Прикамье известно в мире еще и под именем страны Чулиман50. 


К нашим дням вопрос о локализации Вису и других северных стран и народов, упоминаемых арабскими учеными, уже в основном решен. Страну Йура арабских источников связывают с народом Югра русских летописей, помещая его в Северное Предуралье и Зауралье, и видят в нем предков хантов и манси (вогулов и остяков). Племя Ару связывают с предками удмуртов – арами51.


В страну Вису можно было попасть разными путями.

Камский торговый путь - водный и сухопутный.По мнению А.М. Белавина и ряда других учёных, он был маркирован, имел торговые станции, охраняемые места днёвок и ночёвок
 
Великий Волжский путь. Вот как его описывают русские источники: "Из того же леса (Оковского) течет Волга на Восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское (Каспийское). Так и из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалиси и дальше на Восток пройти в удел Сима…" (т.е. в восточные страны от Бактрии и Индии до Сирии и Аравии)52. Его продолжением был Камский путь.


Был известен нашим предкам и степной путь - "из Хорезма восточнее Волги через каменистое плато Устюрт – "ворота народов"53.  Этим маршрутом проследовало посольство Ибн-Фадлана. "Караваны постоянно ходят от них (булгар) в Хорезм, что в харасанской земле, а из Хорезма к ним, по дороге пересекают кочевья других тюрков и караваны должны охраняться от них, – писал Масуди. – Сухопутное путешествие из Булгарии в Хорезм длилось три месяца. На Устюрте при дорогах в Нижнее Поволжье построили караван-сараи с колодцами, надежно укрытыми от летучего песка, пограничные крепости и сторожевые башни. Караван-сараи располагались друг от друга на расстоянии дневного перехода
каравана (20 – 30 км -  Авт.)"54. 


Не может впечатлять и размах торговли. Так, посольство халифа Мухтадира из Багдада в Волжскую Булгарию насчитывало 5 тысяч купцов, ремесленников и духовных лиц и 3 тысячи вьючных животных55.
 

45.Белавин А.М. Камский торговый путь. Средневековое Предуралье в его экономических и этнокультурных связях. Пермь. Издательство Пермского государственного университета. 2000.  С. 12.

46.Даркевич В.П. Аргонавты Средневековья. М.: Наука, 1976. С. 41.

47.Белавин А.М. Указ. соч. С. 32.

48.Путешествия Абу Хамида ал-Гарната, 1971. Цит. по: Белавин А.М. Указ. соч. С. 32.

49.Там же.
 
50.Белавин А.М. Указ. соч. С. 32.

51.Там же. С. 33.

52.Цит. по: Даркевич В.П. Указ. соч. С. 87.

53.Даркевич В.П. Указ. соч. С 76.

54.Там же. С. 76-77.

55.Там же. С 48.

Предыдущую главу см. здесь:http://www.proza.ru/2017/11/14/1123
 


Рецензии