Борис Кустодиев

Приветствую!

Столкнувшись в своей жизни с ураганным ветром неприятностей и страшных обстоятельств, мы часто ломаемся, как сухое дерево. Падаем с треском и так и остаемся лежать, пока время не испепелит нас в труху.
И это, к сожалению, часто считается само собой разумеющимся – сломаться, сдаться, упасть и дать миру вычеркнуть себя навсегда.
Но иногда такая сильная непогода, наступившая в нашей жизни, заставляет наоборот – действовать, жить вопреки и даже более того – достичь чего-то, чего в обычных обстоятельствах мы бы никогда не сумели осуществить.
Именно так, вопреки всему, жил и творил великий художник Кустодиев Борис Михайлович. Он имел полное право сдаться на милость судьбы и, отложив кисть, впасть в уныние и жалость к себе. Но не позволил себе даже думать о таком развитии событий.
Но давайте обо всем по порядку.

Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года и был четвертым ребенком в семье преподавателя в гимназии Михаила Кустодиева.

Отец Бориса умер, когда Борис был еще совсем маленьким.
И мать осталась одна с четыремя детьми. Понятное дело, что денег у семьи стало совсем немного, приходилось экономить буквально на всем.
Но, несмотря на тяжелое материальное положение, мать сумела остаться доброй, любящей, спокойной женщиной и подарить своим детям любовь и нежность, привить любовь к искусству.
Именно увлечение матери искусством, ее рассказы и уроки помогли Борису уже в девятилетнем возрасте определиться с выбором профессии –  он точно знал, что хочет рисовать, творить и чувствовал в себе призвание к этому ремеслу.

Еще ребенком он очень любил наблюдать за природой и запечатлевать все ее изменения на холсте: дождь, грозы, солнечные дни – все это он с воодушевлением переносил на листы бумаги.
 Когда Борису исполнилось 15 лет, он стал брать уроки рисования у художника Власова. И делал такие успехи, что смог поступить в Петербургскую Академию художеств. В 1903 году Кустодиев пишет дипломную картину «Базар в деревне», за которую получает золотую медаль и поездку за границу за счет государства.
Кустодиев выбирает Париж. Но он очень тоскует по России и спустя полгода возвращается.
Его вдохновляют образы русской глубинки, быт простых людей, их образ жизни и простота нравов.
Особенно полюбился Кустодиеву город Кинешма, там он и строит себе мастерскую. Именно в этом месте он пишет свои шедевры: «Ярмарка», «Деревенский праздник», серию кустодиевских русских женщин - «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» и другие.

Как часто случается, что судьба вмешивается в нашу жизнь в самый неподходящий момент и одним движением руки переворачивает наш, такой уже, казалось бы, устойчивый мир, с ног на голову. С Кустодиевым случилось именно так.

У художника появилась боль в правой руке, боль постоянная и упорная.
Она не отпускала художника ни на минуту. А позже у нее появились подруги – боль в шее и головная боль, они втроем становились все сильнее и ярче.
Постепенно боль стала просто разгрызать руку Кустодиева, покушаясь еще и на локтевой сустав и лопатку, она не давала ему спать, она круглые сутки скалилась ему в лицо своей злобной, торжествующей ухмылкой.
Кустодиеву стали сниться кошмары, он буквально кричал от ужаса и невыносимой боли в руке.

В одном из писем жене он говорит о ней так: «Боль адская, доводящая до крика».

Вскоре Кустодиев понял, что без врачебной помощи он вряд ли справится с этим ужасом и обратился к докторам.
Он искал помощи у самых разных врачей, ему ставили самые разные диагнозы, порой даже противоречащие друг другу, его отправляли в санатории, записывали на самые экзотические для того времени процедуры, ему прописали даже ношение специального корсета,- но все это не принесло никакого результата.
Даже швейцарские врачи пытались помочь художнику, но совершенно без толку.
Боль ехидно смеялась и еще сильнее вгрызалась в руку Кустодиева.

И вот однажды Кустодиев попадает на прием к немецкому неврологу Герману Оппенгейму, которого сейчас считают одним из основоположников немецкой неврологии. И не без оснований, надо сказать.

Оппенгейм определяет у художника опухоль спинного мозга. Нужна операция. Кустодиев, изнывая от боли и поддавшись авторитету немецкого доктора, соглашается. В тот момент он согласился бы на любой эксперимент с собственным телом, лишь бы избавиться от этих гнетущих ощущений.
И после операции произошло чудо – боль исчезла! Но вдруг стали плохо слушаться ноги. Кустодиев ходит с тростью, вполне счастливый от того, что боль наконец-то отступила, оставила его в покое.
 И тут один из врачей совершает роковую ошибку – Кустодиева отправляют на грязелечение в Ялту, что совершенно противопоказано при его состоянии – при опухоли, - но это выяснится много позже…

И как следствие этой поездки и некомпетентного лечения – вторая операция.
Рассказывали, что это был очень страшный момент в жизни Кустодиева. Великому живописцу пришлось принимать непростое решение.  Доктор, который должен был проводить операцию, поставил художника перед жутким выбором - вследствие операции Кустодиев должен лишиться подвижности рук или ног. Чего именно – выбирать ему.
Конечно же, для Кустодиева выбор был очевиден. Художник – без рук – такому не бывать. Это смерти подобно.
И зачем ему умение ходить, если он больше никогда не сможет взять в руки кисть...

Болезнь может отнять у него все, что угодно, но никогда – его талант и жизнелюбие, ни то ни другое – не вырежешь никаким скальпелем, не потеряешь в результате врачебной ошибки. Ведь все это внутри него, в душе Кустодиева, художника, человека чуткого к жизни и к природе.
Нет, он не сдастся, никакие невзгоды не заставят его потерять это безграничное чувство – любовь к жизни во всех ее проявлениях.

Операция была сделана. Кустодиев очнулся.

Он смотрел в больничное окно, на синее, прекрасное в своей простоте и такое привычное нам всем небо и видел в нем что-то особенное, отвлекался от мыслей о своем положении, о дальнейшей судьбе, его наполняло желание жить, творить, рисовать, передать всю красоту этого мира и всего живого в нем – людям и убедить в ней самого себя.

Говорили, что было странно видеть такое одухотворенное лицо в стенах больницы, где прячется столько страданий и пролито столько слез.
А Кустодиева охватила легкость, ему вдруг стали открыты все пути, он с головой погрузился в свое творческое «Я», которое давало ему силы жить и принять ситуацию с титаническим спокойствием, если не сказать даже с некоторой благодарностью, за возможность такого погружения в искусство.

Позже он пишет: «Несмотря на все, я иногда удивляюсь еще своей беспечности какой-то, где-то внутри лежащей, несмотря ни на что, радости жизни – просто вот рад тому, что живу, вижу голубое небо и горы – и за это спасибо».

И вот – он принимается творить. Хоть врачи категорично запретили ему браться за живопись, он твердо заявляет: "Если не позволите мне писать, я умру ".
В этот раз он явно не намерен прислушиваться к рекомендациям докторов, которые в свое время привели его к этому печальному состоянию.

С этого момента, как говорил сам Кустодиев "его миром стала его комната". И, конечно же, его память и воображение, он писал: "Картины в моей голове сменяются, как кино".

Его близкие смастерили для художника специальный мольберт – чтобы Кустодиев мог рисовать лежа. Холст можно было передвигать влево и вправо, таким образом Кустодиев мог дотянуться до любой части картины. Так он и писал.

Позже жена приобрела для него кресло-каталку и тогда Кустодиев смог передвигаться в переделах дома.
Ну и конечно же, он попросил и кресло оборудовать столиком для рисования, что незамедлительно было организовано. И он творил.

Кустодиев не падал духом, не ныл, не унывал, невероятным образом – он еще и приободрял своих домашних и близких, убеждая их не переживать так сильно, а посмотреть лучше на его произведения и убедиться в том, что он легок и позитивен не только снаружи, но и внутри. Искусство ведь всегда оголяет душу творца.

Итак, несмотря на ситуацию, в которой Кустодиев оказался, он писал невероятно светлые, полные радости и жизни произведения.

Иногда боль возвращалась к художнику, но, будто обижаясь, что он не уделяет ей должного внимания уходила прочь.

Мужеству, стойкости духа и оптимизму Кустодиева можно позавидовать.
Несмотря на свое положение, художник буквально искрился добротой и жизнелюбием, и такое состояние души, конечно же, оставило отпечаток в его творчестве.
Все его работы несут в себе внутренний свет, жизнерадостность, они демонстрируют нам яркие краски жизни и на душе от произведений Кустодиева становится уютно и тепло.
Такое все в них понятное, светлое и домашнее, в его произведениях живет душа.
Даже болезнь спасовала перед великой силой этого человека и его таланта.
Улыбки и позитивное восприятие мира Кустодиевым не позволяли ей подойти поближе к художнику. А может, и она тоже была очарована шедеврами, которые рождались под кистью художника.

Это удивительно, вы только представьте, каким светлым и добрым был этот человек, все пережитое не заставило его озлобиться или писать картины в стиле готики или унылые мрачные наброски, пропитанные тщетностью и бессмысленностью всего сущего, ненавистью к живому, обидой на этот мир и свою судьбу…
Нет, до конца жизни он писал только теплые и душевные вещи, которые даже человека несведущего в искусстве заставят присмотреться к ним повнимательнее и задуматься о том, что счастье-то – вот оно, совсем близко, и совсем просто.
Счастье – это жизнь.

Думаю, внутри каждого из нас есть такой запас любви и тепла, пусть не все мы умеем рисовать картины, но мы можем немного украсить этими двумя составляющими свою жизнь и жизнь своих близких.

Доставайте из закромов любовь, которую многие из нас спрятали в подвалы своей души, отряхните от пыли светлое настроение и поделитесь с окружающими своим теплом, которого в каждом из нас много, но мы вдруг о нем забыли, как о чем-то ненужном…

И мир станет светлым, нежным и уютным, как картины Кустодиева.

Ну а мне пора с вами прощаться.

Никогда не сдавайтесь!

Всего хорошего!
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Рецензии
Здравствуйте, Анастасия!

С новосельем на Проза.ру!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ:
См. список наших Конкурсов: http://www.proza.ru/2011/02/27/607

Специальный льготный Конкурс для новичков – авторов с числом читателей до 1000 - http://www.proza.ru/2018/10/19/1297 .

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   14.11.2018 09:52     Заявить о нарушении