Мой любимый город

Мой любимый город, город грязных машин.

 В далекое время Тюмень большей частью была деревянная. В пору моего детства в районе бывшего завода пластмасс переулки и улочки были застроены правильными квадратами - кварталами старых одноэтажных домов из почерневших от времени круглых бревен. Чистые промытые окна, уставленные цветущей геранью, смотрели в аккуратные палисадники с благоухающей сиренью по весне и горделиво раскинувшимися мощными кустами георгинов в щедроте и обилии крупных, с тарелку, пунцовых цветов с июля по сентябрь. Вдоль улиц настелены были тротуары из деревянных досок, между ними и проезжей частью – канавы в зеленом мелкотравье и ряды высоких тополей или густых кленов. Теперь это высокопарно называли бы аллеями, а в то время  весь провинциальный город был зеленым. Зеленый городок. И названия местечек под стать – Зеленая Площадка, Зеленый Лог… Не улицы, а именно местечки, с номерами домов. Зеленый Лог – длинный овраг через весь тогдашний город, застроенный домишками и заселенный, бывшее русло обмелевшей речки Тюменки.  А Зеленая Площадка – веселая мелкотравчатая полянка на берегу  Лога, в полукружье чистых и ухоженных домиков с покрашенными  бело-зеленым ставенками окон. В центре города после войны стали возводить кирпичные дома – сталинки, добротные, 4-5 этажные, со всеми удобствами.
В старом городе уютные улочки никто никогда не мостил. Да и транспорт какой чтоб ходил по ним – не помню, хотя существовало название  - «проезжая часть». Весной по этой части и ходить, и ездить возможности исключались. Вечная проблема, задача труднорешаемая - перебраться через улицу и не утонуть в грязи. У всех были свои какие-то пути-дорожки, обозначенные, как на болотах, вехами, камушками или дощатыми настилами, чтоб не начерпать полные резиновые сапоги воды из лужи. С камушками я, конечно, погорячилась. В Западно-Сибирской низменности своих природных камней нет, только с Урала завозили щебень для дорог, но это ж на вес золота почти. Вот и подошли к главной причине извечной тюменской  грязи – низменность!
 
С открытием нефти город стал лихорадочно прирастать новыми районами, шагающими далеко за прежние границы, застраиваться многоэтажными домами – сначала двухэтажными, где селились геологи с семьями, а через несколько лет выросли новые районы хрущевских пятиэтажек.

В последующие годы улицы центра города и отходящие от него новые стали бурно асфальтироваться. Но вот до старых окраин дело не доходило, и они во время осенней и весенней распутицы, да и летом,  если выдавалось дождливое, буквально купались в грязи. Ворчали все – и местные, и приезжие, ругая знаменитую тюменскую грязь.
Город рос и ширился, население прирастало масштабно, сменялись власти, проходили десятилетия, но только в последние лет 15 стало чище. Даже в каком-то рейтинге Тюмень признали одним из лучших  для проживания российских городов. Заасфальтировали даже окраинные улицы, поселок Калинина, проложили ливневку, газоны отделили бордюрами. Но все равно, хотя и обувь стала пачкаться меньше, а резиновые сапоги употребляются только на дачах или приусадебных участках, бедный транспорт редко бывает чистым. Причина та же – низменность. В сухую погоду ветер выдувает пыль – верхние слои земли с газонов, их привозят на колесах из-за города, и первый небольшой дождь превращает ее в тонкий или даже толстый слой кашицы на асфальте. И все. Опять  грязь летит из-под колес на едущих сзади, сбоку… У автомобилистов стала классической грустная шутка: если надоела летняя засуха – помой машину! Дождь не замедлит! И очень актуален монолог дождя: «Я, конечно, сегодня идти не собирался, но раз ты помыл машину…»
Зимой не лучше, то есть не чище. Два-три месяца межсезонья - «качели» около нуля, плюс-минус пять-семь градусов выше-ниже нуля. То дождь, то снег. Редко удается помыть машину и чтоб после этого несильно подморозило, грязь застыла и снежок чтоб привалил. Мечты одни.

Вот нынче, например. Уже были снега и метели в самом начале  октября, метровые заносы на дорогах, полуметровые сугробы на крышах машин поутру, заваленные снегом тротуары и проезды в городе, мороз до минус 11, а через неделю вернулась осень с плюсовой температурой и дождем. И впору было истерически хохотать, лавируя между машинами, снежными сугробами и обходя разлившиеся на пути у всех лужи: «Весна, весна на улице, осенние деньки!» Ближе к ночи, укладываясь спать, услышала за окном дробный стук по наружному отливу. Еще и дождь. Мало осеннего снега натаяло! Вот грязь-то будет! И было не один день. Ездили по грязи, разбрызгивали грязь. И мыть машину бесполезно.  Будет тепло – снов забрызгают. Ударит морозец – вода после мойки застынет в замках и двери заблокирует. Так и ездим чушками-свинюшками что летом, что зимой. Редко когда удается начать снежный сезон в чистоте. 
А теперь середина ноября. Неделю постояло с хорошим минусом, до 10 градусов, но без снега, обильный октябрьский весь растаял. А сегодня опять ноль, тает, «а за окном то дождь, то снег». И машина ездит немытая, одно расстройство.
Путешествуя, приезжаю в другие города и завидую их жителям в чистых машинах. Для них дождь – не катастрофа. После него машины еще лучше заблестят, а вода уйдет, не оставляя следов на поверхности. И только у нас, в нашем низменном крае, как в анекдоте: «Прошел дождь, и свиньи стали чистыми, а люди – грязными».
Но я люблю свой город. Здесь родилась я, и моя мама, и мамина мама. Здесь родился мой муж и мои сыновья. Люблю снежную зиму, лыжню в сосновом парке, чистый морозный воздух полной грудью. Люблю майское цветенье яблонь, свежую зелень кленов и тополей, промытых весенним дождем, ласково шелестящих в распахнутое окно воскресным утром,  как было в день  рождения моего первенца. Как короткому долгожданному празднику радуюсь весной благоуханию черемухи на даче и обилию цветущей сирени в городе. Летом, с мая до октября,  площади, бульвары и скверы украшаются сотнями цветочных клумб - тюльпаны, розы, петунии… Лето – это маленькая жизнь, праздник года и город вовсю старается продлить его, как можно дольше радуя нас красотой. А как великолепна золотая осень! Из года в год не перестаю восхищаться ее красками и снимать, снимать, снимать… На бульварах, во дворах, вдоль улиц - обильные гроздья рябины с узорными лесенками  бронзовеющих листьев,  дрожащие красные осинки и золото плакучих берез, желтеющие гигантские тополя, взмахивая от ветра густыми ветвями, сыплют под наши ноги свой богатый покров, образующий бесподобный по красоте, роскошный ковер.
 
Рассказывая о родных местах, трудно уберечься от высокопарности и крайностей. Очень часто слышится ропот в том смысле , что хорошо там, где нас нет, а у нас все не как у людей. Равно не приемлю и пафосное патриотическое биение себя в грудь, гордость за географическое место своего рождения.

Для меня родной город, в котором прошла вся моя жизнь – прежде всего безмолвный свидетель, спутник, который радовался со мной и щедро делился ароматом лопающихся тополиных почек, сыпал чистый пушистый снежок, яблоневое цветение или золотой листопад в мои счастливые дни, утешал этой же красотой и покоем тенистых аллей в горестное время, а во все остальное – дарил ежеутреннюю бодрость, энергию и желание жить, помогал восстанавливать силы после дневных трудов, убаюкивал и желал мне спокойных снов, когда я в зашторивала окна, любуясь нарядной россыпью мигающих огней во тьме ночи.

Людские судьбы неповторимы, у каждого – свой путь, и он никогда не пройдет  пути другого. Путешественники, геологи,  люди разных других занятий и профессий, ищущие себя и надеющие найти искомое в других широтах – они постоянно в пути по воле обстоятельств или своей… Мне же выпала участь провести жизнь в одном городе, создать семью, вырастить детей, проводить их с любовью от родного порога и дальше жить ожиданием предстоящих встреч. Но увидеть, побывать в других городах и странах очень люблю и продолжаю это делать по возможности. Однако же не передать, не описать радость возвращения в родной город после недолгой отлучки, счастье очутиться дома, ничуть не меньшее, чем восторг от путешествий. Я не металась в поисках лучшего места на земле, достойно принимая то,  что уготовано свыше, не хвалю себя и не осуждаю никого.
 
Мой город – часть меня, моего естества. Человек формирует себя своим выбором,  отношением к окружению и происходящему… Но и внешние обстоятельства влияют не меньше.  Мой город тоже принял участие в моей судьбе. Моя семья, мои друзья, мои коллеги - люди, которых я люблю – в большей части тюменцы.  Мы любим  и наш город, хотя он неидеален, как и все в этом мире.  Я такая, какая есть,  благодаря и моему окружению, и моему городу. И продолжаю спокойно и радостно встречать очередной день, живя в нем.

Фото со стены сообщества "Тюмень" ВКонтакте


Рецензии