Уходцы глазами очевидца

В конце зимы 1912 года делопроизводитель по хозяйственной части 2 – го Уральского казачьего полка Александр Рожнов прислал в редакцию газеты «Уральские войсковые ведомости» (УВВ) интересную статью «Уходцы», рассказывающую о жизни и быте бывших уральских казаков, сосланных в 1875 году на берега Аральского моря. Молодой чиновник, по долгу своей службы, часто бывал в местах компактного проживания «уходцев», и приводит в статье факты, которые увидел своими глазами или услышал собственными ушами. Поэтому, ниже публикую полный текст статьи А. Рожнова без купюр и изменений.

«Едва ли многим известно о существовании «Яицкого казачьего войска». А оно оказывается существует. Под именем «Яицких казаков» в Туркестане живут бывшие казаки Уральского казачьего войска, выселенные с Урала почти 40 лет тому назад, за неподчинение введенному в 1874 г. новому положению об отбывании воинской повинности. Не легко было переселяться в Туркестан, тогда ещё только что завоёванный, но заупрямившиеся казаки готовы были идти куда угодно, только бы не подчиняться новому положению. Первые партии были доставлены в Казалинск, а затем казаки, известные под именем «уходцев», сами разбирались с создавшейся новой обстановкой жизни и расселялись по Туркестану – кто куда желал. Теперь этих казаков можно встретить по всему Туркестану. Главными пунктами их поселений считаются близ Казалинска более 500 дворов и близ Петро – Александровска 300 дворов. «Уходцы» главным образом занимаются рыболовством по рр. Сыр – Дарья и Аму – Дарья и по берегам Аральского моря. Рыбу частью продают по городам, поставляют в войска, а большей частью – сбывают в Казалинске, оттуда её отправляют вагонами со ст. «Аральское море» в Россию, под именем казалинской рыбы. Каждый казак, при желании, по словам уходцев, может легко заработать от рыбной ловли в год 300 – 400 р. При их скромных требованиях, этих денег хватает с избытком, потому – то они не особенно сетуют на стеснение в жизни. Тем более, что они никакой службы не несут и никаких налогов не платят. Уходцы себя именуют Яицкими казаками. Придерживаются старинных правил жизни, хотя молодое поколение далеко уже отстало от старинных обычаев и уже не может себя держать по обычаям стариков. Женят сыновей большею частью на своих казачках, так как считается  позором женить или выдать дочь за мужика. Между собою имеют обширное знакомство, знают по всему Туркестану – кто где живёт и чем занимается, большею частью пользуются словесными рассказами друг про друга, так как избегают пользоваться почтою, потому что им не нравится на письме наклеивать марку. Уходцев среди местных крестьян трудно отличить по костюму, так как очень немногие носят казачью фуражку, но при разговоре их можно безошибочно узнать по уральскому наречию, а, главное по особой манере разговора. Прежде чем говорить, он смотрит – с кем имеет дело. Если с человеком из простонародья, то говорит, как человек авторитетный, а если с человеком чиновным, то притворяется сам непонимающим и старается больше выспрашивать, даже то, что он и сам отлично понимает. Особенно уходцы бывают словоохотливы, когда рассказывают событие, заставившее их поселиться в Туркестане. «Нас гнали сюда! За что? Служить отказываются! Мы, старинные, верные яицкие казаки! Слыханное ли это дело? За Царя мы готовы хоть все служить! Пусть нас пошлют на турецкую границу, на Кавказ или в Манчжурию – японцев бить – и мы бросим свои пожитки, жен и детей, пусть об них заботиться начальство, а мы будем служить и не будем роптать, только бы не заставляли нас подчиняться новому положению!» Что плохого находят уходцы в новом положении – трудно понять. Обыкновенно на такой вопрос отвечают: «спроси наших стариков – они тебе расскажут».

«Мы вернёмся жить на Урал, пусть только нам возвратят всё, что мы потеряли!» Тут уходец начинает говорить с такими догадками, из которых очень трудно понять, что именно нужно вернуть им. Одно только и поймёшь – что солдатское начальство догадалось, что напрасно их оклеветали и подсылало уже много раз их уговорить, да старики не очень поддаются: «Пусть нам поклонятся».

Из разговора можно заключить, что уходцам хорошо живётся, поэтому они могут капризничать, сколько им угодно, пока их не притесняют в Туркестане. В скором времени в Туркестане вводится закон о рыболовстве, по которому уходцам, конечно, не будет дано исключение. Интересно, что они заговорят, если не будут приняты их доводы из питания, что «рыба – Божья и её можно ловить без пошлин».

А. Рожнов».

Источник: УВВ № 20, 1912 г.   


Рецензии