Дорогами жизни Гл. 17 1990 г. Часть 3 Монастырь

Sochipoplanu.ru

Новоафонский монастырь — не просто очередной храмовый комплекс, коих множество по всему миру. Это религиозный центр, привлекающий внимание как праздных туристов, так и людей, заботящихся о пище духовной.


  ДОРОГАМИ  ЖИЗНИ

  ГЛАВА  17  1990 год

  ЧАСТЬ  3  НОВОАФОНСКИЙ  МОНАСТЫРЬ


Поскольку танцплощадка и фильмы меня не интересовали, я увлеклась экскурсиями.  Рядом находилась сказочная Абхазия, поэтому большинство экскурсий были связаны с её Достопримечательностями:

Гегский водопад
Жоэкварское ущелье
Озеро Рица
Анакопийская крепость
Новоафонская пещера
Гагрская Колоннада
Храм Симона Кананита
Новоафонский монастырь
Замок Принца Ольденбургского
Пицундский храм
Дача Сталина
Келасурская стена
Замок Баграта
Голубое озеро
Сухумский маяк
Сухумская крепость
Беслетский мост

С тех пор, как я съездила в санаторий в Сочи – прошло 35 лет. Я не помню перечень всех экскурсий, да и денег у меня с собой было не так уж много, поэтому я побывала на самых заманчивых экскурсиях.

Съездила в Новоафонский монастырь.

Краткая справка из Википедии:

Мужской монастырь, расположенный у подножия Афонской горы в Абхазии. Основан в 1875 году монахами русского монастыря святого Пантелеимона со Старого Афона при участии российского императора Александра III. Закрыт в 1924 году, возвращён верующим в 1994 году. 11 февраля 2011 года правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви. С 15 мая 2011 года монастырь фактически является кафедрой неканонической «Священной Митрополии Абхазии».

Более полная информация о Новоафонском монастыре изложена на сайте –
© Selyutin Yuri, 2008-2017 г.г.

Новоафонский монастырь (полное название – мужской монастырь Святого апостола Симона Кананита на Новом Афоне) располагается в г. Новый Афон (в 25 километрах к западу от города Сухум), на самом берегу Черного моря (у подножия Афонской горы). Место это на всем побережье Кавказа, одно из самых живописных, отличается роскошной растительностью и сказочной красотой. И среди этого буйного субтропического разнотравья издалека видны, казалось бы, случайно затерявшиеся величественные купола православной обители, осенённые крестами.
История монастыря начинается с последней четверти XIX века.

В 1874 году русский Афонский Пантелеимонов монастырь (на Святой горе, в Греции) оказался под угрозой закрытия (руководством Святой горы совместно с греческим духовенством планировалось при помощи османских властей вывезти всю братию обители в Малую Азию и оставить там для восстановления пустующего христианского монастыря).

Когда об этих планах стало известно игумену Свято-Пантелеимоновой обители, он срочно написал прошение русскому послу в Константинополе графу Игнатьеву, в котором умолял походатайствовать перед царём о «даровании в Черноморском крае уголка земли для устройства там скита или монастыря, который был бы принадлежностью Афонской Пантелеимоновой обители».

Место для обители по поручению афонских старцев выбрал насельник Пантелеимонова монастыря иеромонах Арсений (Минин). Место было выбрано на горе (которая своими очертаниями напоминала Афонскую гору), неподалеку от пещеры, в которой, по преданию, молился и принял мученическую кончину апостол Симон Кананит.

Удовлетворяя просьбу монахов и в интересах православного просвещения местного населения, по распоряжению императора Александра II (от 27 ноября 1875 г.) под строительство монастыря отводилась земля в данном уголке Абхазии (хотя и вопрос  с перемещением Свято-Пантелеимоновой обители из Афон был  уже снят с повестки дня). С этого момента, собственно, и начинается официальная история обители.

Уже в 1876 году на пустынном берегу Черного моря началось возведение нижней части монастыря, а само строительство монастыря, в основном, было завершено к 1896 году. За двадцать лет был выполнен колоссальный объем работ – для расчистки площадки была срезана часть горы и вывезены десятки тысяч тонн земли и горной породы.

Решение данной задача усложнялась ещё тем, что место будущего монастыря находилось на значительном возвышении и не имело удобных подъездных путей, а большая часть стройматериалов доставлялась по морю как из России, так и из-за рубежа (например, черепица для кровли делалась во Франции, в Марселе).
После завершения всех работ монастырский комплекс состоял из сети храмов (один из них - храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы - в последующем затерялся в Истории монастыря), самым величественным из которых являлся главный собор – Пантелеимоновский.

На его закладке (в 1888 году) присутствовал император Александр III с императрицей Марией Федоровной (в их честь был отлит малый колокол), которые преподнесли в дар монастырю музыкальные куранты, установленные позже на колокольне.

На месте встречи царя и настоятеля монастыря монахи в последующем построили часовню, а тропу, по которой царь прошел от храма Симона Канонита до монастыря, монахи обсадили кипарисами и назвали «царской аллеей».

Помимо храмов в обители были построены гостиница для богомольцев, хозяйственные помещения и школа.

Имелось в монастыре также и весьма солидное хозяйство:

работало несколько заводов: свечной, кирпичный, маслобойный, конский;

разнообразные мастерские шили сапоги, занимались переплетом книг и даже ремонтом часов;

две большие пасеки производили собственный мед, имелась винодельня;
 
в садах на склонах гор выращивали не только яблоки и груши, персики и абрикосы, но также невиданные прежде в этих краях садовые культуры – апельсины, лимоны и мандарины. При монастыре шелестели листвой оливковые рощи, и благоухал восхитительный ботанический сад с экзотическими растениями.

На берегу моря была построена водная система из семи прудов, в которых разводили карпа, карася, форель и даже кефаль;

для быстрого подъема на Иверскую (Анакопийскую) гору была протянута канатная дорога (разрушенная в постреволюционное время - 20-х годы XX века);

имелась собственная электростанция (в 1890 году принц Ольденбургский подарил динамо-машину из царского дворца в г. Санкт-Петербурге).

Построенная для динамо-машины плотина сегодня предстает перед туристами в виде прекрасного водопада. Под водопадом были устроены обширные помещения, которые использовались как природный холодильник.

Монастырь располагал и собственной железной дорогой. Паровоз, подаренный государем Александром III, использовался для транспортировки древесины ценных пород с высоких гор, окружающих обитель. Для этого к вершине Афонской горы была проложена узкоколейка. Этот паровоз и сегодня является одной из главных достопримечательностей Нового Афона.

Кроме хозяйственных работ послушники обители занимались миссионерской и просветительской деятельностью: учили грамоте абхазских мальчиков, раздавали местным жителям религиозные книги.

С конца XIX века Новоафонский монастырь становится крупнейшим духовным центром Русской Православной Церкви на Черноморском побережье Кавказа. В обители в тот период  проживало более 700 монахов и имелись её подворья во многих городах и весях России: в Санкт-Петербурге, Новороссийске, Туапсе, Ейске, Пицунде, Сухуме, в высокогорном селе Псху.

Ежегодно святую обитель посещали тысячи и тысячи паломников, среди которых были представители всех сословий (от крестьян до великих князей), деятели искусства и литературы: наместник Кавказа - великий князь Михаил Романов, великий князь Алексей Александрович, император Николай II, писатели Антон Чехов и Максим Горький.

С 1917 года монастырь был ввергнут в череду тяжёлых испытаний. В течение нескольких лет монахи пытались сохранить обитель, но в 1924 году её все же закрыли «за контрреволюционную агитацию».

Своему сохранению монастырь был обязан, если верить сохранившимся легендам, И.Сталину. В конце 1930-х годов, когда отвечающие за снос церковных зданий чиновники подали ему документ о ликвидации Новоафонского монастыря, он не стал его подписывать. Вызвав к себе Берию, он после короткого совещания отдал распоряжение не трогать обитель, поскольку это может негативно повлиять на политическую обстановку в православной Абхазии.

Во многом, благодаря этому, архитектурный комплекс обители уцелел (а, возможно, что на принятие данного решения оказало своё влияние семинарское прошлое вождя?). Но, так или иначе, – рядом с обителью в последующем была расположена одна из дач Сталина (на месте разрушенного дома игумена – она сохранилась до сих пор), среди немалого количества тех, что были построены в Абхазии.
В годы советской власти обитель долгое время пребывала в запустении, затем монастырские помещения использовались как склады, туристическая база отдыха и историко-краеведческий музей.

За все эти годы строения монастыря не ремонтировались и серьезно пострадали: обрушилась и завалила дренажную систему одна из опорных стен. Вода стала поступать в подвалы монастыря, разрушая фундамент и стены. Требовались огромные вложения, чтобы сохранить данный памятник истории и архитектуры.

В грузино-абхазскую войну (1992-1993) здесь, на монастырских фондах, был развернут прифронтовой госпиталь. И что удивительно, несмотря на то, что за период боев г.Новый Афон многократно подвергался артиллерийскому и минометному обстрелу (много зданий в городе было разрушено),  но не один из снарядов, со слов монахов, не упал на территорию монастыря – видно неслучайно он находится под Покровом Божией Матери…

Возрождение монастыря началось с 1994 года. Было возобновлено богослужение, зазвучала живая церковная музыка и мужской хор, наладилось монастырское хозяйство.

С 2008 года начались (при финансовой поддержке российских меценатов) работы по ремонту и реконструкции обители (восстановлена дренажная система, осушены монастырские подвалы, на главном соборе засияли новые купола, ведутся ремонтно-восстановительные работы на фасаде и в монастырских постройках, реставрированы внутренние покои монастыря и собор святого Пантелеимона). В её стенах образовано и функционирует Новоафонское епархиальное духовное училище и регентская школа.

Хотя и численность монастырской братии пока что не так и велика (около 20 чел.), но состав её – интернациональный: имеются здесь и абхазы, и русские, и украинцы. Сам же монастырь является кроме того кафедрой неканонической «Священной Митрополии Абхазии».



Сначала наш экскурсионный автобус остановился у подножья горы. Нам объяснили, что к монастырю можно пройти самостоятельно по дороге, которая ведёт около 2 –х км. в гору. Это тропа грешников,  и ведет она к стенам монастыря.

Тропа грешников, выложенная камнями и обсаженная кипарисами. Считается, что пройдя по тропе от церкви до монастыря с человека сбрасываются все грехи.
Тропа была выложена камушками паломников и строилась очень долго.

Каждый паломник, направляясь в этот монастырь, брал с собой камень. Вот из таких камней и была выложена тропа грешников, которые жаждали искупления своих грехов, придя сюда на покаяние.

Нам экскурсовод сказал, что желающие могут подняться по этой тропе. Но только те, у кого удобная обувь. Она  предупредила, что женщины в обуви  на каблуках  - рискуют сломать каблучки о камни.

Желающих не нашлось, мы вернулись в автобус, который нас быстро довез на гору до  входа в монастырский двор.

Мне запомнилась тишина и отсутствие людей. Была только наша экскурсионная группа.

Мы прошли в храм. В нем было полутемно.

Экскурсовод долго рассказывала нам историю монастыря – ту, что приведена выше.

И снаружи и внутри стены храма  были облуплены. Некоторые фрески можно было рассмотреть с трудом, тем более – без дополнительного освещения.
Восстановление храма и всего монастыря началось только с 1994 года. А мы  с экскурсией побывали там – в 1990-м.

Пересматривая современные фотографии Новоафонского монастыря – трудно представить себе – каким он был раньше.

Несмотря на сумрачность храма и его обшарпанный вид, мы все, там находящиеся - говорили шепотом.

Лично мне казалось, что от  стен храма, убегающих из сумерек высоко вверх, веет  таинственным холодом ,  пропитанным страданием и печалью…

Когда мы вышли во двор монастыря, яркий дневной свет полоснул по глазам.   Сначала почему-то все молчали и только потом стали говорить громкими  голосами.
С горы открывался чудесный вид и мы, налюбовавшись пейзажами, окружили экскурсовода, задавая вопросы.

Кто-то спросил про грот и пещеру, в которой, по преданию, молился и принял мученическую кончину апостол Симон Кананит и поведут ли нас туда?

Действительно – пещера эта находится совсем близко от монастыря, но это тема другой экскурсии.

Тот, кто задал вопрос, попросил хоть немного рассказать об этом апостоле, так как Симон Канонит был пасынком Богородицы – сыном Иосифа Обручника от первого брака, близкого ей по духу и родству. Интересна его история...

Все примолкли и внимательно слушали – о местности, носившей название – Псырцхи о самом Симоне Каноните и – о рассказах Симона об Уделе Богородицы, которые  соответствовали традиционным абхазским представлениям об их земле как об уделе Анцва, Божьей земле.

Приведу небольшую выдержку на эту тему, взятую из материалов Сухумо-Абхазской епархии...

Христианские святыни Псырцхи

Местность Псырцха, название которой в переводе с абхазского обозначает «пихтовый родник», привлекает не только своей красотой, но и известными христианскими святынями. В ущелье Псырцхи находится одно из часто посещаемых паломниками и туристами мест Нового Афона. Это грот святого великомученика Симона Кананита.

Путь к пещере апостола начинается у древнего храма IX-X вв.

Тропа проходит мимо искусственного водопада и небольшого запруженного озера.

По пути можно встретить несколько христианских святынь:

это источник со святой водой, омовение в котором, как гласит предание, излечивает от всех недугов;

небольшой гранитный валун с отпечатком стопы апостола; горные пороги, под которыми Симон Кананит принял мученическую смерть.
На камнях, лежащих близ грота, до сих пор видны красные пятна – «капли апостольской крови». Считается, что путника ждет удача, если он наугад вытащит из углубления с водой обагренный камешек.

Симон Кананит на земле абазгов

Церковное предание называет землю, на которой проживали абазги и апсилы, Уделом Богородицы.

После дня Пятидесятницы, когда сошедший на апостолов Сятой Дух наделил их даром многоязычия для евангельской проповеди в иных странах, ученики Иисуса решили бросить жребий, определяющий каждому его миссионерский удел.

Святая Мария также хотела посвятить себя благовествованию, однако апостолы отговаривали ее ввиду опасности.

В конце концов, было решено, что Богородица примет участие в жребии, но затем выберет одного из апостолов, чтобы он проповедовал за нее на этой земле сверх собственного долга.

Для проповеди в своем уделе Богородица избрала Симона Кананита – своего пасынка, сына Иосифа Обручника от первого брака, близкого ей по духу и родству.

Повинуясь ее воле, он после проповеди у бриттов, отправился на восток, в Абазгию, и до конца своих дней жил среди абазгов.

В Абазгии апостол избрал для проживания и служения небольшой грот в красочном ущелье реки Псырцха.

Симон Кананит жил в посте и молитвах, оберегал семьи, прославлял Иисуса Христа многими чудесными знамениями.

Приходившие сюда люди слушали евангельскую проповедь о Боге, который стал Человеком и во искупление грехов людей отдал свою жизнь, об апостолах и Богородице, которая волей жребия должна была нести благую весть абазгам.

Рассказы Симона об Уделе Богородицы соответствовали традиционным абхазским представлениям об их земле как об уделе Анцва, Божьей земле.

Это облегчило его миссию, послужив быстрому распространению новой веры. Симон Кананит стал национальным святым и основателем одной из самых древних христианских общин.

Двадцать веков спустя

Грот Симона Кананита приобрел современный вид уже после смерти апостола.

Монахи-отшельники прорубили в пещере вход (апостол входил в свою обитель через узкое отверстие в своде), построили лестницу из известковых плит.

Они выложили мозаикой лики Иисуса Христа, Богоматери и самого Симона Кананита на стенах пещеры.

По материалам Сухумо-Абхазской епархии.


Слова, как - гимн:

Абхазия, Абхазия, страна души моей.
Цвети моя Абхазия, и становись сильней!



Рецензии