Экипаж

     Из цикла «Невыдуманные рассказы поисковика».

     *  *  *

     Самолет У-2 / По-2 («Учебный» - второй, с 1944 г. «Поликарпов» - второй – авт.), созданный в 1928 г. под руководством авиаконструктора Н.Н. Поликарпова, был спроектирован преимущественно для учебных целей. Для боевых действий он не предназначался. Это был биплан, учебно-тренировочный самолет, давший путевку в небо почти всему довоенному поколению летчиков. Этот самолет летчики любили – за легкость пилотирования, простоту конструкции, неприхотливость в эксплуатации.

     В связи с большими потерями советской авиации в начальный период Великой Отечественной войны, По-2 был «призван» в строй боевых самолетов. После небольшой доработки он стал легким ночным бомбардировщиком, который мог брать на борт 200 - 300 кг бомб, в зависимости от дальности полета. В задней кабине самолета расположился штурман экипажа. Боевая работа По-2 составила славную страницу в летописи Великой Отечественной войны. На фронтах действовали несколько авиационных полков, вооруженных ночными бомбардировщиками По-2.

     *  *  *

     Однако, в нашем рассказе речь пойдет не о технических возможностях По-2 – в опытных руках они действительно были достаточно большими, поскольку этот маленький самолет бросал бомбы «точечно», с небольшой высоты, а о поведении людей в экстремальной, смертельно опасной ситуации.

     Случай, о котором я расскажу, произошел в феврале 1944 г., с одним из экипажей 97-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, воевавшего на 3-м Украинском фронте. По драматизму ситуации и героизму поведения летчиков в ней этот реальный случай из фронтовой жизни достоин создания остросюжетного художественного фильма. Только там – в «реальном кино», через которое прошли герои нашего рассказа, вероятность их гибели была более чем высокой. И приземление темной ночью в расположении противника, по которому только что отбомбились, тоже стало жуткой реальностью…

     *  *  *

     Итак, в ночь с 3-го на 4-е февраля 1944 г. летчик гвардии младший лейтенант ЛЯДОВ Николай Степанович, русский, 1916 г.р., род. г.Ульяновск, ул. Ленина, д. 76, кв. 26, и штурман ИБРАГИМОВ Садры Гарафеевич, татарин, 1918 г.р., род. Татарская АССР, Сармановский район, с. Старый Мензелябаш, вылетели с аэродрома «Кайдаки» (ныне аэропорт г. Днепропетровска – авт.) и взяли курс на юг, к Никополю, небольшому промышленному городу на юге Украины, куда стекались в то время немецкие войска под ударами войск 3-го и 4-го Украинских фронтов (начало Никопольско-Криворожской наступательной операции – авт.).

     Бомбовая нагрузка – четыре бомбы ФАБ-50 (фугасные авиационные бомбы весом 50 кг – авт.), расстояние до цели – 100 км.

     *  *  *

     О том, что случилось дальше, рассказали наградные листы младших лейтенантов Лядова Н.С. и Ибрагимова С.Г., награжденных за подвиг, совершенный на территории Никопольщины, орденами Славы 3-й степени (наградные листы хранятся в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации, что в г. Подольске Московской области). По содержанию они идентичны (сохранена орфография оригинала – авт.):

     «…В ночь с 3 на 4.02.44 года экипаж мл. лейтенант Лядов с штурманом гв. мл. лейтенантом Ибрагимовым выполняя боевую задачу разведки передвижения войск и техники противника по дороге Никополь – Чкалово в плохих метеоусловиях: сплошная облачность высотой 400 метров, при подходе к населенному пункту Никополь попали под сильный зенитный и артиллерийский огонь и пулеметный огонь с прожекторами.

     Маневрируя в зоне ПВО противника, экипаж вышел из зоны обстрела, но мотор стал работать с перебоями. Обнаружив колонну автомашин противника, экипаж бомбардировал ее. При отходе от цели мотор стал совсем сдавать в работе и остановился.

     На расстоянии км (1-го километра – авт.) от дороги, без освещения фарой и бортовых огней, экипаж благополучно произвел посадку. Быстро установив причину остановки мотора, где был перебит бензопровод, подходящий к карбюратору, экипаж проявил хладнокровие, мужество и находчивость.

     При отсутствии инструмента, ножа, перегрыз зубами шланг переговорного аппарата, при помощи его соединил трубки бензопровода, обмотав бинтом, и портянкой запустил мотор.

     Услышав работу мотора на земле, противник начал обстрел из винтовок и автоматов, но было уже поздно. Экипаж взлетел и благополучно возвратился на свой аэродром.

     За проявленное мужество, хладнокровие и находчивость при вынужденной посадке на территории противника достоин правительственной награды – ордена Славы 3-й степени (младшие лейтенанты авиации по статуту ордена имели право на эту солдатскую награду – авт.).

     Командир 97-го гв. НБАП гвардии подполковник СТЯТКОВ. 20 февраля 1944 г.».

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 690155, д. 1373, л. 388.

     *  *  *

     Редкий случай, когда за вынужденное пребывание на территории, оккупированной противником, последовало награждение, а не наказание…

     *  *  *

     В дальнейшем отчаянный героический экипаж распался – летчик мл. лейтенант Николай Лядов, давно мечтавший об истребительной авиации, добился перевода сначала в запасной, а затем в боевой истребительный авиационный полк. В конце этого же 1944 г. он не вернулся с боевого задания...

     *  *  *

     Гвардии мл. лейтенант Садры Ибрагимов летал в 97-м гвардейском авиационном полку до Победы. Был тяжело ранен. После излечения в госпитале штурман вернулся обратно в полк, продолжал летать на боевые задания. Совершил в общей сложности 264 боевых вылета.

     Садры Ибрагимов был награжден орденами Отечественной войны 1-й и 2-й ст., Красной Звезды, Славы 3-й ст., медалью «За отвагу», медалями «За взятие Вены», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», юбилейными медалями.

     В 1947 г. Садры Ибрагимов демобилизовался из армии. Работал в аэропорту города Нукус Каракалпакской автономной республики, Узбекистан.

     В 1951-м был назначен начальником аэропорта в городе Актюбинске, Казахстан. Затем вернулся в Татарстан, женился. Достойно трудился всю жизнь – так же, как и воевал.

     В 1987 г. бывшего штурмана не стало. Несколько лет назад его родственники узнали о легендарном подвиге близкого им человека (я рассказал о нем в СМИ Татарстана – авт.), они по праву гордятся им.

     *  *  *

     Перед нами прошла судьба только одного фронтового экипажа летчиков. Но за ней – судьба всего великого военного поколения...

     *  *  *

     На фото: 1945 г. Германия. В центре – мл. лейтенант Садры Ибрагимов. Фото печатается с разрешения семьи Ибрагимовых.


     2016 г.


Рецензии