Коромысло

Внук увидел в домике на мичуринском участке висящее на стенке коромысло и спрашивает:

- Деда, а это что такое?

Пришлось рассказывать про коромысло. Ему век, а то и ещё больше. И моя матушка, и моя бабушка на нём воду домой носили.

- А ты, деда, носил? – спрашивает Данька.

- Пробовал да у меня плохо получалось – вода из вёдер расплескивалась. Я без коромысла обходился.

- А зачем воду надо было носить? Водопровода не было?

- Конечно, нет. За водой ходили на колонки. Одна стояла поближе, на улице Гоголя, рядом со зданием Сбербанка, а прежде там был прокат. Другая колонка была подальше, на улице Пугачёва, за военкоматом. Бывало, что воды в колонках не было, тогда ходили на речку Ирень. На коромысле также носили выстиранное бельё – чтобы прополоскать его в реке: летом на речку Ирень, а зимой на речку Сылву, где был и спуск положе, и проруби.

- И стиральных машин не было?

- Конечно! В нашей семье первая простенькая стиральная машина появилась только в середине 60-х годов, уже бабушки в живых не было. А в благоустроенных квартирах – с водой, отоплением стали жить еще позже лишь в 80-х годах. Вот это коромысло и напоминает мне о жизни без благ цивилизации.

- Как же плохо тебе жилось!

- Ну почему! В том времени были и свои прелести. Мне нравилось ходить за водой. Когда подрос, это стало моей обязанностью – на колонку ходил почти каждый день. Следил, чтобы бачки (один стоял возле печки, другой - в сенках) всегда были полными. Когда в доме стирали, воды требовалось больше, и приходилось ходить на колонку раза три-четыре. Потом помогал матери  нести бельё на речку. Пока она его полоскала, успевал искупаться в Ирени, а зимой – покататься с горки.


Рецензии