Глава 6. Купидоновы стрелы

6. Купидоновы стрелы

     Оказавшись на новом месте, Григорий с интересом вглядывался в новый для него быт и в людей, окружавших его. Потапов пользовался  уже сальными свечами. Их называли почему-то «маканами». Они быстро оплывали при несгоревшем фитиле, их то и дело поправляли специальными щипцами. Григорий, расспрашивая других, узнал-таки, что, когда их делали, фитиль много раз обмакивали в сало. Свечи, хоть горели ярко, они ему не понравились, так как сильно коптили и неприятно пахли. «Ну и вонища!», - восклицал он. Тем не менее сальные свечи прижились в быту людей, так как они стоили недорого и были надёжными.

     Григорий изредка вспоминал дом и скучал. Но больше всех по Грише скучала мать. Она, закрыв лицо платком, чтобы не заметил муж, пускала слезу. И только обилие домашних дел спасало её от огорчений. Потапов дал Григорию коня и велел объезжать поля, следить, чтобы всё было в порядке, чтобы медведь не потоптал овёс, не попортили посевы коровы и козы. «- Ежели случится, не дай бог, что, будешь виноват ты – не доглядел» - «- Клим Фролович, а как я могу быть зараз в двух местах вашего огромного хозяйства, чтоб всё доглядеть?» - «- Э, парень, это – твоя забота теперь, поспешай, для того тебя и взял». Целыми днями с утра до вечера Григорий гонял коня из конца в другой конец огромного хозяйства Потапова. Но ничего не случалось, и он успокоился.

     Однажды его увидела старшая потаповская дочка Пелагея, ей шёл восемнадцатый годок. Она презирал бедных крестьян и всех работников отца. Она фыркала и отворачивалась от них. Она считала ниже своего достоинства общаться с ними. Девушка была ужасно избалована отцом. Он в ней души не чаял и частенько потакал её капризам. Потапов смотрел на свою дочь, как на будущий капитал и уже присмотрел ей богатого женишка. Однажды приехал к нему в гости из соседней деревни купчишка Семёнов с сыном Петром, молодым человеком. Оба одеты были богато.

     Пётр с интересом поглядывал на Пелагею, но он ей не приглянулся: «Какой-то пресный и скучный и смотрит мимо меня». «- Вот, дочка, тебе жених. Богатый. Будешь, как сыр в масле кататься» - «- Отец, ты спросил меня, хочу я такого жениха?» - «- Это ещё что за разговор? – возмутился отец. – Пойдёшь замуж за того, кого найду». Пелагея не стала спорить, она знала, что отец ей ни в чём не откажет, и решила схитрить: «- Хорошо-хорошо, но давай ещё подумаем. Может быть, городской богач посватается» - «- Ладно, подождём, но недолго. Как бы ты свой драгоценный товар не растеряла раньше времени» - «- Ты меня обижаешь, отец, я дома целыми днями сижу, никуда не хожу». Разобиженная девушка взяла коня и поехала в поле. Ветер разметал её волосы. Она была не на шутку огорчена и вдруг увидела Григория.

    Словно молния ударила её прямо в сердце, девушка даже растерялась и потеряла дар речи. Перед ней на коне сидел настоящий богатырь. Григорий был вежлив, поздоровался: «- Что-то вы, Пелагея Климовна, далеко от дома уехали. Сейчас по дорогам много лихих людей промышляет, разбойничают. Это бывшие крепостные, их помещики отпустили, свободу дали. Они не умеют хлеб зарабатывать, в разбойничьи шайки собираются. Так что не ездите далеко от дома одни» - «- А тебе какое дело? Хочу и езжу» - «- Я предупредил, делайте, как знаете», - сказал Григорий и ускакал на коне.

     Девушку взяла досада: «- Ну, зачем я с ним поссорилась?» - корила она себя, но лошадь повернула и тихо поехала домой. Она ещё и сама не знала, что случилась с ней самая большая неприятная история. Пелагея влюбилась в бедняка, которого презирала всеми силами с самого детства. Фамильная гордость не позволяла ей искать встречи с Григорием. Она никогда не унизится и не выйдет замуж за нищего и безродного. Но томилась каким-то неведомым ей чувством. Девушке очень хотелось его увидеть и поговорить с ним, коснуться его. Её тянуло к нему. Она ненавидела себя за это. Но, когда они неожиданно сталкивались, она продолжала дерзить и видела, что Григорий к ней абсолютно равнодушен. А значит, любовь её не взаимная. И теперь она уже злилась на него за то, что нищий безродный воротит своё поганое рыло от неё, богатой и потому благородной.

     Девушка сидела всё время дома, никуда не выходила, только стала очень раздражительной и, наконец, сказала отцу, что согласна выйти замуж за Петра. «- Я знал, что ты у меня умница, - сказал ей отец, - завтра поеду к ним, и всё уладим миром».

     Вскоре сыграли роскошную свадьбу. Гришу позвали прислуживать гостям – приносить из погреба напитки и квас, когда попросят. Он стоял вместе с прислугой в стороне и с любопытством наблюдал, какой был богатый стол, чего только на нём не было. Но вдруг он заметил, что дочь хозяина смотрит на него жадными горящими глазами, словно собирается съесть его. Он подумал, что показалось, но она смотрела на него в упор и вызывающе. Парень быстро смекнул, в чём дело, и вышел во двор. Муж Пелагеи Пётр тоже обратил на это внимание. «- Пелагея, ты чего уставилась на него?» - «- Ничего, тебе показалось» - «- Хорошо, если так. Помни, я теперь твой муж» - «- Да, муж-муж, уймись».

     После свадьбы Пелагею муж увёз в свою деревню. Гриша перекрестился: «- Слава богу!» Он продолжал работать, не ленился. И Потапов был им доволен. Пелагея родила ребёнка и частенько приезжала к родителям погостить. Иногда спрашивала, какие новости. Её интересовал по-прежнему Григорий. Чувство к нему она похоронила, но оно горело синим пламенем на дне души, и искры то и дело вспыхивали и вырывались наружу, и тогда она была готова броситься в омут с головой. И только холодный вид Григория действовал на неё отрезвляюще, будто на неё обрушивался ушат холодной воды.

     Однажды Гриша проезжал на коне мимо их дома, и Пелагея решила посмеяться над ним в отместку за то, что он холоден к ней. «- А ты, Григорий, по-прежнему в завидных женихах ходишь или никто не берёт?» - «- Да, Пелагея Климовна, была завидная невеста, да и та сбежала в другую деревню», - пошутил Григорий. «- Чем это я завидная невеста была?» - «- Да я не о вас, а о Нюре, что замуж за старика вышла» - «- Чем же тогда Нюра завидная была?» - «- Скромная и красивая, добрая и работящая» - «- Видно, ты ей не приглянулся» - «- Да что теперь об этом говорить. У вас-то всё хорошо, все здоровы?» - «- У меня всё всегда лучше всех» - «- Я рад за вас. Извините, поеду - работа». Пелагее разговор понравился, хотя упоминание Нюры больно кольнуло её в самое сердце, но она виду не показала, а миролюбиво произнесла: «- Гриша, заезжай поговорить иногда» - «- Да некогда. Прощайте!»

     «Вот оно что, - думала Пелагея, – сопливая Нюрка нравилась Гришке больше, чем она – богатая и благополучная девушка». Она горько размышляла над словами молодого человека. Оказывается, быть нищей не всегда плохо, можно привлечь к себе такого парня-сокола, как Григорий. Много бы она отдала, чтобы быть с ним. Но поезд её ушёл, выбор она сделала. Хоть Пётр был покладистым и мирным мужем, но частенько он её раздражал своей мягкотелостью и равнодушием ко всему и даже к ней и к ребёнку. Ей иногда казалось, что она незамужняя женщина, а просто девица-красавица. И ей хотелось кутить и гулять. Она напивалась вина, и её нередко находили пьяной.

     Как-то напившись, она забралась на лошадь и поехала на заимку, где жил Григорий. Он удивился, увидев Пелагею в таком неприглядном виде. Она сказала: «- Гриша, я тебя люблю, возьми меня». Григорий ужаснулся, усадил её на лошадь и отвёз к отцу. «- Получайте свою дочь», - сказал Григорий Потапову. «- Это ты её напоил?» - «- Да вы что, побойтесь бога! Она сама приехала на заимку пьяная. Не знаю, зачем?» Пелагея вдруг произнесла пьяным голосом: «- Я его люблю» - «- Он тебя обидел?» - спросил отец. «- Да, - ответила дочь. – Он меня очень обидел. Он меня не любит и не взял меня» - «- Иди, Гриша, - сказал расстроенный Потапов. – Не рассказывай никому, что видел» - «- Кому мне рассказывать? Живу, как сыч, один», - ответил он и ушёл.

     Но Григорию нравилась младшая дочь Потапова, ей было шестнадцать лет. Девушка доброго нрава и работящая. Она тоже приглядывалась к Григорию и однажды позвала его на свидание. Григорий сказал, что не сможет прийти, он боялся потерять работу и не хотел девушку обнадёживать напрасно. Он знал твёрдо одно: Потапов никогда не выдаст дочь свою замуж за мужика. «- Настенька, ты мила моему сердцу, но должна меня забыть, потому что твой отец никогда не согласится, чтобы мы поженились» - «- Разве это главное?» - «- Ты живёшь в богатстве. Моя семья горе мыкает. Братья, сёстры голодные: я не могу рисковать своей работой», - сказал он девушке. Настя заплакала.

     Потапов был уже не рад, что взял красавца-Григория в работники. Старшая дочь мается по нему. Но она замужем, и он был уверен, что её блажь пройдёт. Хуже было другое – Настя стала заглядываться на парня, хотя он не давал повода для подозрений.  Вдумчивый хозяин решил избавиться от такого опасного работника. Пока далеко дело не зашло. Как говорится – с глаз долой, из сердца вон. Он позвал его к себе в контору и дал ему расчёт. Григорий не на шутку рассердился. «- Слушай, Клим Фролович, я не виноват в ваших бедах. Я работал честно. Мне не надо никаких денег. Дайте мне коня». Потапов подумал и отдал ему коня. Григорий вернулся домой, когда его не ждали.


Рецензии