Глава 8. Суета сует

8. Суета сует


     Вся семья Потаповых собиралась за столом к завтраку, обеду и ужину, но теперь место Насти пустовало. Она предпочитала есть у себя в комнате. Настя не хотела встречаться с отцом, ведь он навек разлучил её с любимым человеком – Григорием. Кроме того, она считала, что жестоко так поступать по отношению к его семье, которая жила впроголодь. Помочь сама девушка ничем не могла, но отцу объявила молчаливый бойкот.

     «- Почему нет Насти за столом?» - спросил Потапов строго свою жену. «- Ей нездоровится». Клим Фролович поднялся наверх и постучался в комнату дочери. Настя открыла дверь. То, что увидел отец, повергло его в уныние. Лицо Насти было зарёванным. Он сразу сообразил, в чём дело. И решил действовать круто. «Вот что я тебе скажу, Настёна. Я с трудом выбился в богатые люди. И если ты хочешь мыкаться и голодать, выходи за Гришку, но уйдёшь – будешь лишним ртом в их доме, узнаешь, что такое нищенство, и будет горе тебе и ему, и всей его семье. Ты этого хочешь?»

     Слёзы брызнули из глаз Насти. «- Ты жестокий, - сказала дочь в ответ. – Мало того, что ты обрёк Пелагею на страдания, теперь меня хочешь уничтожить и семью Григория. Это не по-божески» - «- Пелагея маялась безответной любовью. Я тут ни причём. Не путай божий дар с яичницей. Помогать по-божески. А кто мне помог, когда я голодал, и в нашей семье умирали дети один за другим?» - «- Мы говорим на разных языках, - ответила Настя. – Ты много пережил и испытал, но сердце твоё очерствело окончательно. Ты никому не прощаешь обиды» - «Учителем моим жестоким была жизнь» - «Так почему ты не хочешь, чтобы я и Григорий жили здесь? Он честный работящий человек и был бы тебе хорошим помощником в твоём деле. На него ты смог бы опереться» - «Опереться на голодранца. Глупая ты, Настя. За ним – голодные сёстры и братья, которым он будет постоянно помогать, и наши деньги будут не приумножаться, а утекать. И он разорит наш дом» -

     - «- Деньги-деньги-деньги. Это теперь – твоя суть. Чувства не в счёт. Ты можешь растоптать, плюнуть на них. Это твоё дело, а я уйду к Грише» - «- Нет, дорогая, пока тебе ещё два года до совершеннолетия и будешь жить дома. Мы, родители, за тебя отвечаем. А там Гришка женится, и с тебя спесь сойдёт. Ты живёшь в моём доме и будешь подчиняться моим порядкам. Чтоб вытерла слёзы и спустилась вниз к столу. И чтоб эти фокусы я больше не видел» - «- А-то что будет?» - «- Для начала посажу на хлеб и воду. Не поможет - отправлю в монастырь». Настя замолчала и спустилась с отцом к столу. Больше она не перечила отцу, но была всегда молчаливой и печальной.

     Для Потапова разговор с Настей не остался бесследным. Он заставил его задуматься, всё ли хорошо в его королевстве и о жестокости, о которой говорила дочка. И он решил помочь семье Григория, но так чтобы ни Настя, ни Степановы не знали об этом. Зажиточный купец Семёнов имел отношение к льноводству. У него были большие плантации льна, он широко вёл дело.

     В один из церковных праздников Потапов решил навестить Пелагею. Вместе с женой прибыл он в гости к Семёновым. И встреча с тестем произошла как бы невзначай - само собой. В приватной беседе он спросил тестя, есть ли у него не интересные ему нивы, которые бы он мог продать. «- Тебе чего своих земель мало?» - «- Мало – немало, это не важно, но, если ты согласен, сделка должна быть секретной. Хочу помочь одной хорошей крестьянской семье. Уж больно бедствуют» - «- Чего благотворительством решил заняться? Лучше возьми к себе в дом на воспитание кого-нибудь из их детей» - «- Это – хорошая мысль. Но пасеку какую-нибудь, может, уступишь?»  - «- Я подумаю, Клим Фролыч» - «- Но об этом молчок» - «- Понял».

     Но пришла золотая пора. Метёлки льна зацвели. До чего же приятно было смотреть на плоды своего тяжёлого труда! Целым табором семья Степановых отправилась в лес на делянку. Малышню: Семёна, Настю и Машу - и девочек постарше Катю и Василису посадили на телегу. Гриша вёл под уздцы вороного. Пётр держал на руках Димку, Елена опекала Вову, мать - Василия. Отец тащил скарб и еду. По дороге встретился житель деревни и спросил: «Вы, Степановы, далеко ли собрались?» - «Да вот решили всей семьёй на пикник в лес выбраться» - «- Хорошего отдыха Вам!» - пожелал прохожий.

     Скоро вся деревня знала, что Степановы отдыхают в лесу. Разговоров было много. Судачили, что это неспроста, что дело мол нечистое. Давно сельчане заметили, что они зачастили в лес. «- Очевидно, что-то скрывают». Но шила в мешке не утаишь, крестьяне про делянку узнали. На общем сходе деревни стоял вопрос о незаконных вырубках леса. Не известно только, кто прознал про делянку, и была ли делянка, тоже точно не знали. Решили спросить о ней у самого Дмитрия Ивановича.

     Для Степанова это был удар в спину. Он не ожидал, что о делянке узнают, но теперь предстояло держать ответ по всей строгости закона. Помощь пришла неожиданным образом. На сходе за Степанова заступился сам Потапов. Клим Фролович утихомирил расшумевшихся мужиков: «- Мужики, вы знаете Митрия Иваныча давно. Семья большая, бедствует. Давайте поможем и отдадим ему эту землю» - «- Да как же можно, земля казённая» - «- Я готов заплатить за неё и сдать в аренду» - «- Но коли так, - сказали мужики. – Так разговору нету».

     После схода Степанов поблагодарил Потапова за поддержку, договорились на словах, что первые пять лет он не платит аренду, а потом будет платить десять процентов с продажи урожая. Ударили по рукам. Степанов был доволен, что избежал тюрьмы, а Потапов в первый раз испытал чувство удовольствия оттого, что помог слабому. Спасибо Насте! Она пробудила в душе отца что-то, похожее на совесть.


Рецензии