Глава 11. Житейские хлопоты

11. Житейские хлопоты


     Помощь помощи – рознь. Большим благом является помощь, сделанная от чистого сердца и, во всех смыслах, бескорыстно. Но, если человек преследует далеко идущие цели, то такая помощь, как удавка на шее, потому что она может обернуться огромным ярмом и оказаться великим несчастьем. Из истории мы знаем массу примеров, когда народы звали на помощь воинственных вождей, чтобы одолеть соседей, а в результате победители, так называемые помощники, становились полновластными хозяевами их территорий, а они сами превращались в рабов.

     Платонов, как сыч, зорко наблюдал за тем, что происходит в доме Степановых. Он злорадствовал и радовался, что Гришку скоро забреют в солдаты. Наконец-то, он сможет вздохнуть легко и свободно, не опасаясь за своих любимых дочек. Как слеп бывает человек! «Уж тогда-то, - наивно думал он, - мои девочки успокоятся». Напрасно он тешил себя этими призрачными надеждами, потому что не дадут ему покоя ни Пелагея, ни Настя.

     Однажды он как бы невзначай неосторожно обронил слово: «Господи, помоги, забери скорей Гришку в рекруты». Да услышала эти слова Настя. Как полоумная убежала она из дома, и целый день не могли её найти. А девушка, выплакав все слёзы и облегчив душу, явилась под вечер домой вся потерянная, с болью в сердце. Никто не мог дознаться о причине её печали, только один отец всё понял и стал раздумывать, что делать.

     Тем временем Настя сообщила обо всём Пелагее, надеясь, что она поможет Грише. При встрече она спросила: «- Ты знаешь, что Григория забирают в рекруты?» - «- Нет», - ответила Пелагея. «- Ему можно помочь, если отец заплатит за него выкуп», - продолжала Настя. «- Да разве отец согласится?» - произнесла Пелагея. «- Если я выйду за него замуж, то он должен будет согласиться», - сказала Настя. Эти слова взбесили Пелагею: «- Ах, ты, мерзавка, замуж за моего Гришку собралась?! Да лучше пусть идёт в рекруты, чем не мне достанется» - «- Ах, Пелагея, ты сама не понимаешь, что говоришь. Я люблю Гришу, а он меня» - «- Поди вон, паскуда», - с болью и горечью в голосе произнесла Пелагея. Этот разговор разбередил её глубокие раны.

     Настя ушла, потеряв всякую надежду помочь любимому человеку. Поэтому она пришла к отцу и сказала: «- Я ухожу в монастырь, отец» - «Ишь, чего надумала, - возмутился Клим Фролович. – А ты подумала о матери? Она с горя сляжет. Ты, Настюха, любишь только себя. Живёшь, как сыр в масле катаешься. Всё мало. Вот будет восемнадцать, иди на все четыре стороны, а пока никуда ногой». Клим Фролович приказал приставить к ней сиделку, чтобы приглядывала за ней. «- Смотри, глаз с неё не своди, – сказал он старухе. - За её жизнь отвечаешь головой», - строго-настрого велел ей Платонов. «Да что за напасть?!» - размышлял, раздражаясь, Клим Фролович.

     Но Пелагея решила действовать по-своему. Она нашла время и приехала к Григорию верхом на коне: «- Ну, привет, моя любовь!» - развязно произнесла Пелагея. «- Приветствую Вас, Пелагея Климовна! Только вы не моя любовь. Вы по делу или так прохлаждаетесь?» - «- Да чего ты, Гришка, задаёшься передо мной? Я могу тебе помочь – освободить тебя от рекрутства» - «- Каким же способом?» - «- Могу шепнуть отцу, и он за тебя выкуп даст» - «- Да что ты говоришь?1 Какая ты у нас всесильная! Да, твой отец богатый, только с какого бодуна он будет платить за меня – голодранца?» - «- А я ему скажу, и он сделает, как я хочу» - «- Неужели? – засмеялся Гриша. – Она скажет, а он сделает. Да с какой стати? Он за копейку удавится, черту душу продаст, не то чтобы кому-то помочь» - «Ты зря так, Гриша, о моём отце говоришь», - мягко произнесла Пелагея. «- Ступали бы своей дорогой, Пелагея Климовна», - сухо сказал Григорий. «- Согласись встречаться со мной, и я в лепёшку разобьюсь, добуду выкуп за тебя. А с Настькой свяжешься, прокляну навек» - «- Поди прочь, змея подколодная», - не сдержался молодой человек. «- Ах, ты меня ещё и оскорбляешь. Да пропади ты пропадом вместе со своей Настей. Она уже в монастырь собралась, туда ей и дорога. Отец только пока не пускает. Так ей и надо», - гневно бросила в конце Пелагея и, хлестнув лошадь плетью, ускакала.

     Григорий не на шутку встревожился словами Пелагеи о Насте. Придёт беда – открывай ворота. «Зачем она себя губит? – думал он. – Из монастыря хода назад нет». Он увидел Вову, подозвал его к себе: «- Слушай, ты можешь сбегать к Потаповым и сказать Насте, что я хочу с ней поговорить?» - «- Схожу», - с готовностью ответил брат. «- Только так, чтобы никто не видел» - «Попробую». Вова вернулся с нерадостной вестью: «- Гриша, удалось узнать, что отец сейчас держит её под присмотром. К ней не пробраться. Я ещё постараюсь узнать, где её окно. И, может быть, влезу к ней». Гриша испугался: «- Не делай этого, поймают, скажут, что ты вор» - «- Да не бойся, всё обойдётся», - успокоил Вова брата. «- Действительно, может, всё обойдётся, не лезь туда» - «- Ладно, как скажешь». Но Вова забрался к Насте в окно, когда оно было открыто, и передал просьбу Гриши. Настя перелезла через окно и побежала вместе с Вовой к Грише.

     Григорий обрадовался, увидев Настю. Она со слезами бросилась в его объятия. Не в силах сдерживаться, он поцеловал девушку. «- Послушай, Настя, - сказал он. – Надо жить. Монастырь невыход из трудной ситуации. Я очень надеюсь, что ты будешь умной и не наделаешь глупостей». Настя молчала, потом сказала нерешительно: «- Я очень боюсь тебя потерять» - «Я тебя люблю, Настя. Но ты не потеряй себя. Пусть наша любовь согревает нас и помогает нам в любых наших трудностях. Ты поняла меня?» - «- Да» - «Вот и хорошо. Иди и помни, что я люблю тебя и буду любить всегда». Он крепко поцеловал девушку в горячие губы, и она, успокоенная, вернулась домой.

     Пелагея была зла и на Гришу, и на Настю, но, с другой стороны она видела свою выгоду: если Григорий женится на сестре, он будет её родственник, и она сможет его видеть чаще. И только поэтому приехала к отцу похлопотать за Настю. Потапов любил Пелагею эгоистической любовью, несмотря на все её «завихрения в мозгах», как он называл её капризы. Он видел, что дочка приехала одна, без внучки, и чувствовал, что будет какой-то важный разговор. Он уже приготовился отражать её нападки. Тепло поприветствовав дочь, он сразу спросил: «- Что за разговор ты приготовила мне на этот раз?» - «- Отец, ты знаешь, как сильно я тебя люблю?», - начала Пелагея издалека. «- Ну, знаю. Дальше что? Не тяни, выкладывай всё начистоту, всё как на духу рассказывай, что тебя волнует и беспокоит?» - «- Я знаю, - сказала Пелагея, - что жизнь тебя мучила, теперь мы с Настей тебя мучаем» - «- И что?» - переспросил Платонов. Пелагея ответила вопросом на вопрос: «- Так зачем ты себя мучаешь, когда можешь получить огромную радость?» - «- От кого же это, хотелось бы услышать?»  Не моргая, Пелагея выпалила: «- От Насти» - «- Эта дурёха в монастырь собралась» - «- Вот и я про то. Уйдёт в монастырь, какая тебе польза от неё? Никакой. А замуж выдашь – всё больше пользы» - «- Какая же польза от её замужества? Она замуж за голодранца-Гришку собралась» - «- И хорошо, сыграем свадьбу» - «- А от Гришки какой прок?» - «- Отец, ты слышал – крестьяне бунтуют, в разбойничьи шайки собираются, зажиточных людей грабят, убивают. А сделаешь доброе дело – тебе зачтётся» - «- Этих разбойников-бездельников четвертовать надо. Так, Гришка-то в рекруты пойдёт» - «- А ты выкуп дай» - «- Ты чего – белены объелась?» - «- А ты чего – такой бедный? Или всё потерять хочешь?» - сказала Пелагея и уехала.

     Потапов крепко раздумывал. Он вспомнил, с каким уважением к нему стали относиться крестьяне, когда он защитил Степанова на сходке. Но жался, денег было жалко. Но вдруг услышал, что амбар Семёнова сожгли разбойники. Он вспомнил веские доводы Пелагеи. Расстроенный пришёл он домой, позвал Настю и согласился на свадьбу её с Григорием. Настя не знала, что своим счастьем обязана сестре и продолжала на неё сердиться. Но, когда увидела её, печальную и несчастную, обняла её и заплакала вместе с ней. «- Счастливая, ты, Настя», - с завистью сказала Пелагея сестре.

     Григорий приготовился идти в солдаты, но ему вдруг вышла отсрочка. А тут от Платонова пришёл человек и велел ему идти к хозяину. «- А чего случилось-то, что меня зовёт?» - спросил он мужика. «- Не знаю я этих господ», - хмуро ответил мужик. Увидев Платонова, Григорий спросил: «- Клим Фролович! Чего звал, случилось что?» - «- Да не случилось ничего. Просто хочу за тебя свою дочь замуж отдать. Возьмёшь?» - «- Настю? Я люблю её всей душой. Буду беречь, как зеницу ока» - «- Ну и ладно. Пышной свадьбы не будет. Но жить будете в моём дому, а там и свой построите, если бог даст».

Поженились, и Гриша, как ему казалось, избежал рекрутчины.


18 ноября 2017 суббота


Рецензии