К 95-летию комбата. А мы просто воевали...

Командир истребительной противотанковой артиллерийской батареи старший лейтенант  Дарипаско   Михаил    Васильевич   воевал в составе 244 Запорожской Краснознаменной ордена Суворова стрелковой дивизии (911СП)
                (20.11.1922 - 4.01.2016)
       
      « Много лет прошло со времени той кровавой войны. Сейчас мне 92 года, тогда было 20. Однако, напряжение тех далеких дней я помню до сих пор."Как воевал?"Да, вроде все просто. В полку было две артиллерийских батареи, в каждой по шесть орудийных расчетов. Для артиллерийских расчетов бой, как правило, начинался с вражеского массированного артобстрела или авианалетов с бомбовыми ударами. В них участвовало от 5-6 до нескольких десятков самолетов. Противник пытался нанести наибольший урон передовым порядкам наших войск, в первую очередь артиллерийским расчетам, чтобы обеспечить более безопасное продвижение своим танкам. На огневых позициях артиллерийских батарей рвались вражеские снаряды, комья земли и осколки летели во все стороны и буквально засыпали артиллеристов. Земля качалась и дрожала, грохот кругом страшной силы…Но среди сплошного рева ,разрывов и свиста снарядов спокойным голосом даю команду: "По местам!!!"(Выдержке и хладнокровию обучали еще в Ростовском самоходно-артиллерийском училище ,которое я окончил в 1941 году.)Вражеские танки начинают движение на огневые позиции батарей. Наводчики у орудий, ни на минуту не отрываясь от панорам, наблюдают за приближающимся врагом. Все напряжены, как струны.       До танков остается 900,800,700 метров…"Первому-по головному, второму-по командирскому с антенной, третьему-по стреляющему… Огонь!!!"
       Батарея открывает огонь залпом, за ним другой, третий…Головные машины вспыхивают ,словно факелы. Фашистские танки ведут стрельбу из пушек и пулеметов. Все окутывается дымом и ревом рвущихся снарядов…У орудийных расчетов никакой паники; убитых и тяжелораненых заменяют стоящие рядом. Те, кто ранен, но стоит на ногах участвуют в бою. Это лучше, чем смерть под гусеницами немецкого танка. Из строя выходит одно орудие, потом другое, но остальные посылают снаряд за снарядом во вражеские машины. Идет смертоносный бой, то чуть стихая на участке моей батареи, то разгораясь вновь с ожесточенной силой, как будто накатывает неожиданная волна. Команды даю четкие и быстрые, иначе смерть и поражение в бою. Четкая работа расчетов у орудий во многом определяет успешность боя. Чтобы выдержать натиск стальных машин врага, надо иметь стальные нервы, самообладание, быть уверенным в себе и своих артиллерийских расчетах, умело руководить бойцами и нужны бойцы мужественные, стойкие, быстро, точно и умело выполняющие приказы командира батареи. Я  никогда не показывал страха, старался поддерживать  у личного состава непоколебимую уверенность в Победе. Я думаю бойцы верили в меня… ”Сколько длится бой?”Бывало минут 20, бывало часа 3, а бывало… Особенно запомнился очень продолжительный бой при обороне Сталинграда. Сейчас его, кажется, называют "первый штурм города Сталинграда". Тогда мы в составе своей дивизии вели бой, который не прекращался практически ни на минуту ни днем, ни ночью в течение 13 суток. Обстрел наших позиций и бомбардировку фашисты организовали в виде непрерывного конвейера бомб и снарядов. Днем и ночью шло сражение за город на Волге. Мы не ели, не спали, воды практически не было. Город горел и Волга горела, залитая толстым слоем нефти (немцы разбомбили нефтехранилище в Сталинграде), дышать было нечем… Мне посчастливилось остаться живым в том бою. Когда этот 13 суточный бой затих, все бойцы лежали: многие убитые, некоторые живые, в их числе и я. Санитары по зрачкам определяли живых и под руки выводили, так как сил идти не было. В этом бою, как мне помнится, раненых не было: или убитые, или живые, но абсолютно обессиленные… В Сталинграде произошел со мной еще один чудесный случай. Бои шли в самом городе, налетевшая немецкая авиация и сброшенная авиабомба разрушили здание и меня заживо похоронило под его обломками. Однако, носок сапога торчал из-под обломков битого кирпича. Бойцы-товарищи успели откопать меня еще живым. Откашлялся пару дней строительным мусором и снова в строй вернулся…Сталинград-это особая боль в моем сердце, много, очень много полегло там наших солдат. После Сталинграда я еще долго шел военными дорогами, освобождал Запорожье, Никополь, Молдавию, Польшу, но такого ада больше не встречал… Я остался живым тогда, наверное я счастливый…  Сейчас       на дворе Весна 2015 года… Готовлюсь к Юбилею Победы…» - из воспоминаний  участника  Сталинградской  битвы  Дарипаско М.В.               
      В том же Юбилейном 2015 году, когда вся страна отмечала 70-летие Великой Победы, в гостях у Михаила Васильевича побывала съемочная группа Каневского телевидения. «Михаил Васильевич, а трудно Вам было под Сталинградом?»- спросил корреспондент. «Это Стране, Родине было трудно. Она нас кормила, одевала, обувала, оружие давала, а мы просто - воевали…» - уверенно ответил он. Никто не ожидал такого ответа. Но это был ответ настоящего сына своего Отечества…


Рецензии
Спасибо, Владислав, за эту пронзительную историю из
первых уст.
Вечная память Михаилу Васильевичу Дарипаско.
С уважением и благодарностью-

Галина Преториус   18.05.2018 09:21     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за отзыв! Мой отец как-то сказал:"Когда страна быть прикажет героем У нас героем становится любой"-эти строки из песен про таких как я лейтенантов и наших бойцов, нас очень много". Необыкновенную любовь к Родине привил ему его отец (и мой дед)-Василий Алексеевич-Участник трех Войн.Сейчас о патриотизме и любви больше разговора,в основном фарс,мода.А надо, чтоб от души, смолоду,тогда толк будет...тогда и Россия на века...Отличное фото на Вашем РАССКАЗЕ О КОМБАТЕ...Да,помнить каждый день,каждую минуту их БЕССМЕРТНЫЙ ПОДВИГ,а не лишь 9 мая...

Владислав Дарипаско   18.05.2018 18:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.