Жан Огюст Доминик Энгр. Портрет Н. Гурьева

 Художник Ж. Д. Энгр, 1821 год.Николай Дмитриевич Гурьев.Эрмитаж.

              В эрмитажном собрании Энгр представлен единственной работой портретом графа Гурьева,который считается одним из лучших в творчестве Энгра.

          Н. Д. Гурьев (1792-1849)- участник Отечественной войны 1812 года. Во время войны 1812 состоял адъютантом генерала от инфантерии князя П. И. Багратиона. Затем участвовал в заграничных походах русской армии 1813—1814. За отличие награждён орденом Святой Анны IV степени и золотой шпагой с надписью «За храбрость».За службу удостоен ряда высших российских орденов, до ордена Святого Александра Невского включительно.

          Дипломатическую карьеру Н. Гурьев избрал, благодаря покровительству министра иностранных дел графа К. В. Нессельроде, женатого на сестре Н. Гурьева — Марии Дмитриевне. С 1821 последовательно занимал ряд ответственных дипломатических постов.
                С 1818 г. находился на дипломатической службе, последовательно занимая с 1821 г. пост посла в Гааге, Риме, Неаполе. Портрет был написан в период пребывания Энгра во Флоренции.

         Граф Гурьев, совершая свадебное путешествие с молодой женой, приехал в Италию осенью 1820г.Жена Гурьева. Марина Дмитриевна Нарышкина (1798—1871), фрейлина двора (1819), старшая дочь обер-егермейстера Дмитрия Львовича Нарышкина и Марии Антоновны Четвертинской, пользовавшейся расположением Александра I. Нарышкин признал её своей дочерью и ей одной оставил своё состояние. В 1816 году за ней безуспешно ухаживал барон Т. Э. фон Бок, но ему отказали. Отличалась блестящей красотой, унаследованной от матери, на которую походила и своим характером.
            Судя по письму Энгра, датированному 20 апреля 1821 г., портрет к этому времени был уже закончен. Картина написана в традициях западноевропейского парадного портрета эпохи маньеризма.

          Не идеализируя внешне малопривлекательный облик Гурьева, художник, тем не менее, выразил в портрете присущие графу элегантность и аристократические манеры. Гурьев изображен на фоне горного пейзажа. Пирамидальная композиция, графическая четкость форм, гладкая манера письма, характерные для живописи неоклассицизма, органично сочетаются в этом портрете с романтическими тенденциями: напряженность цветовых контрастов и мрачное грозовое небо создают тревожное настроение.

              Художник подчеркивает индивидуальность облика русского вельможи. Он акцентирует гордую позу и энергичный поворот головы, а эффектно перекинутый через плечо плащ делает портрет парадным.

           Однако необычная для академического портрета сложность личной характеристики модели, особое тревожное состояние, которое подчеркивает пейзажный фон со свинцовым предгрозовым небом, привносят в полотно черты романтизма, пришедшего на смену академизму и классицизму.


Рецензии