Гл. 4. Значение коллективных представлений

Мифологические представления – это представления коллективные. В чем их особенность? Во-первых, они передаются от поколения к поколению, бессознательно навязываются отдельной личности, пробуждая определенные чувства: уважение, страх, поклонение – в отношении данного представления, объекта или субъекта. Они не зависят от отдельной личности, их невозможно осмыслить и понять путем рассмотрения с точки зрения и логики отдельной личности. Все это характерно для предшествующего опыта. В первобытном обществе для понимания мира человек использовал как свое архаическое мышление, так и опыт. Опыт часто и представлял собой коллективные мифологические представления.

В современном обществе это пралогическое мышление эволюционировало под воздействием внешних факторов, важнейшим из которых является переплетение различных, а порой и противоречивых информационных потоков, содержащих коллективный мифологический опыт различных народов.

Коллективные представления в первобытном обществе зависят не от отдельной личности, а навязывается определенным коллективом. При этом в отдельной личности пробуждаются чувства уважения, страха, поклонения. Это происходит потому, что представления предполагают некий коллективный субъект, который отличен, не только от личности, но даже от мелких групп. Эти черты коллективных представлений существуют сами по себе, навязывая восприятие мира и манеру поведения. В первобытном обществе коллективные представления не формируются определенной личностью, не зависят от психологии отдельного человека.

 Коллективные представления зависят от социальных факторов и от религиозной направленности. «Как бы далеко в прошлое мы ни восходили, как бы «первобытны» ни были общества, подвергающиеся нашему наблюдению, мы везде и всюду встречаем только социализированное сознание, если можно так выразиться, заполненное уже множеством коллективных представлений, которые восприняты этим сознанием по традиции, происхождение которых теряется во мраке времени» (Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. М: Изд-во МГУ, 1980. С. 136).

На первом этапе коллективные представления первобытного мышления имеют синкретический характер. Зарождение коллективных представлений на начальном этапе лежит в практической деятельности. В дальнейшем коллективные представление закрепляются как социальный опыт группы. На этом этапе начинают отслеживаться причинно-следственные, временные и объектные взаимоотношения.

На втором этапе коллективные представления уже сформированы и начинается анализ мира и первобытного сообщества. Если коллективные представления оказываются верны, то они на долгое время закрепляются в мифологическом мышлении. Ели коллективные представления противоречат реальному миру, то тем хуже для реального мира, необходимо воздействие человека на мир посредством ритуальных действий, что в какой-то мере является корректировкой коллективных представлений.

На третьем этапе коллективные представления предстают как жестко регламентируемый  свод взглядов и законов. На их изменение накладывается табу. И в дальнейшем действительность воспринимается через призму коллективных представлений.

Хранителями коллективных представлений в обществе являлись жрецы. В среде кельтов такими жрецами были друиды. Цезарь оставил весьма содержательный рассказ о кельтах, обитателях Галлии. Он писал о кельтах, что они невероятно суеверны, подчиняются друидам во всём – и в общественных и в частных вопросах. Самым худшим наказанием считается запрет участвовать в религиозной церемонии. Кто отлучён и не подчинился приговору друидов тот считается безбожником и преступником. Все его сторонятся, избегают встреч и разговоров с ним, чтобы избежать беды. Для него нет права на какую-нибудь должность.

Дион Христом сказал о друидах: «Это они повелевают всем, и короли на золотых тронах, в великолепных дворцах лиши их служители и исполнители их замыслов».
Друиды стоят в обществе особняком, они не принимают участия в войне, не платят податей, как другие. А если учесть их влияние в обществе, то друиды обладают нравственной и политической властью. «Вследствие таких преимуществ многие отчасти сами поступают к ним в науку, отчасти их посылают родители и родственники. Там, говорят, они учат наизусть множество стихов, и поэтому некоторые остаются в школе друидов до двадцати лет. Они считают грехом записывать эти стихи, меду тем как почти во всех других случаях, именно в общественных и частных записях, они пользуются греческим алфавитом» (Юлий Цезарь. Записки о Галльской войне, VI,13).

Друид считался необходимым посредником между богом и человеком. Никто не мог принести жертву без его участия. Религия обеспечивала единство и общность политических интересов и стратегии. В этой религии присутствует чёткая религиозная догматика. Жреческая каста занималась обрядовой стороной веры. 
О религиозных, научных и философских знаниях друидов Цезарь отзывался с большим уважением: «Они много говорят своим ученикам о светилах и их движении, о величине мира и земли, о природе и могуществе и власти богов» (Юлий Цезарь. Записки о Галльской войне, VI,14). Друиды, хотя прекрасно владели искусством письма, свое учение передавали из уст в уста. Таким образом, они не только создали вокруг себя некую атмосферу таинственности, столь притягательную для окружающих, но и добились того, что их положения никогда и никто не мог опровергнуть.

Особым видом коллективных представлений являются представления о жизни человека после смерти.

Представление о бессмертии имели все народы древности.  Более других религий на учение о будущей жизни была построена религия Египта. Впечатляющие своими размерами, своим великолепием гробницы, сложные обряды, удивительная мифология, высочайший авторитет жрецов – все эти черты египетской культуры теснейшим образом связаны с представлениями о бессмертии души.
 
Для египтянина будущая жизнь являлась примером продолжения жизни земной. Праведный человек занимал своё место в новом мире. Его окружали родичи, друзья, работники. Его занятия и развлечения весьма походили на прежние. Судьбой злого было исчезновение. Он становился жертвой невидимого чудовища по имени Пожирателя душ.

Народы классической древности верили в бессмертие души. Однако перед нами скорее не люди, а тени.

Кельтское представления о загробной жизни являет собой нечто совершенно иное, чем в классическом представлении. Кельтское представление о загробной жизни более возвышенное и более реалистичное. Утверждалось, что человек после смерти оставался таким же, каким был при жизни. Все личные связи сохраняются. Валерий Максим с удивлением отмечал, что кельт может дать денег в долг в обмен на обещание получить их обратно в будущей жизни.

Друидам было известно учение о переселении душ. Цезарь писал: «Больше всего стараются друиды укрепить убеждение в бессмертии души: душа, по их учению, переходит по смерти одного тела в другое» (Юлий Цезарь. Записки о Галльской войне, VI,14).

Следы этих представлений имеются в легенде об ирландском вожде Монгане. Монган – историческое лицо, смерть которого зафиксирована в 625 г. н.э. Герои этой легенды стараются сохранить в тайне, что Монган перевоплощение Финна. Это происходит потому, что переселение душ не являлось частью естественного хода вещей. Оно могло произойти, а могло и не произойти. Умерший получал новое тело в том мире, а не в этом. И никакого воздаяния за праведную жизнь не было. В легенде о Монгане заключалось не положение вероучения, а поэтический образ, красивая фантастическая идея, которую не следует провозглашать перед всеми.
Друиды пользовались огромной властью и обширными привилегиями. В школах друидов изучали искусства и науки. Там учили наизусть тысячи стихов, заключавших в себе вековую мудрость. Такая структура могла легко превратиться в христианскую. В Ирландии эта религия приобрела довольно специфическую форму. Раннее ирландское христианство изобиловало магическими представлениями, как языческий друидизм. Основным содержанием религии осталась вера в загробную жизнь. А основным политическим принципом – главенство во всех сферах жизни.

Противостояние между королём и жрецами рассматривается в истории Диармайда и Мак Кербалла.

Вышло так, что один из слуг Диармайда был убит неким знатным человеком по имени Хуг Гуайре. Гуайре был братом епископа – воспитанника святого Руадана. Когда Диармайд решился отыскать его и арестовать, то духовные отцы спрятали преступника у себя. Король обнаружил его в монастыре святого Руадана и привел в Тару на суд. На защиту Хуг Гуайре выступили все священнослужители Ирландии, они объединились против светского правителя, посмевшего творить суд над преступником, который находился под защитой духовных лиц. Они собрались в Таре и принялись поститься, предавая проклятью короля и его столицу.

В Ирландии существовал обычай, согласно которому человек, несправедливо обиженный кем-то из власть имущих, садился на пороге дома своего обидчика и голодал до тех пор, пока тот не исполнял требуемое. Этому обычаю приписывалась магическая сила, влияние которой могло быть нейтрализовано только другим человеком, постившимся точно так же.

Страх людей перед церковным проклятием победил. Преступника освободили. Тара опустела, а страна долго не знала эффективного правления.

Казалось бы, коллективные представления, основанные на суеверии людей, победили. Однако не всё так просто. Жрецы изучали звёздное небо, законы природы, основные принципы построения общества, законы психологии. Они сформулировали и основные законы магии, подойдя к ней с научной точки зрения. Законы магии выведены на основе многовековых практических наблюдений.
Какие же законы магии можно назвать? Их достаточно много.

Закон знания – наиболее широко используемый закон. Сущность его состоит в том, что понимание дает контроль. Знание – власть.  Чем больше человек знает о предмете, тем разнообразнее действия с ним можно совершать. Одновременно этот закон взаимодействует с остальными законами.

Закон самопознания – основное производное закона знания. В нем есть дополнительные оттенки. Не имеющий знаний о себе не может иметь знаний о своей магии. Соответственно, он не имеет магической власти. Именно вследствие этого закона «злых» друидов практически не бывает. Преданность «злу ради зла» ведет к потере интроспекции и самопознания. Познавая себя, понимаешь других. Как нанести вред другим, если понимаешь, какой вред это нанесло бы тебе?

Закон синхронизации подразумевает, что два или более события, случившиеся одновременно, более, чем простое совпадение. Очень редко, когда события происходят события изолировано от других. Совпадение событий – это всегда не чисто случайность.

Закон причины и эффекта зиждется на простом научно-логическом заключении: точно то же действие, произведенное при точно тех же условиях, приведёт к точно тому же результату. Хорошо проведенный ритуал всегда предсказуем, хотя в действительности заклинания включает в себя так много переменных, что полное управление и понимания их зачастую невозможно. Ключ к успеху магии – в изучении: какие переменные более важные и сохранять их постоянство. Контролировать все переменные практически невозможно.
 
Закон ассоциации гласит: если любые две палитры имеют общие элементы, то палитры взаимодействуют «через» эти общие элементы. Управление одной палитрой способствуют управлению другой в зависимости от количества вовлечённых общих элементов. Это наиболее важный закон наравне с законом знаний. На нём построены тысячи ритуалов.

Закон подобия указывает на то, что наличие качественного физического или ментального образа объекта облегчает контроль над ним. Обладание моделью, изображением или иным образом магической цели сообщает власть воздействия на цель. Выглядящее подобным – подобно. Наглядный пример этого закона – «колдовские куклы».

Закон контакта – четвёртый из важнейших законов.  Объекты, бывшие друг с другом в физическом контакт, продолжают взаимодействовать после разъединения. Любой, кто касался другого, имеет с ним магического связь. Однако эта связь будет достаточно слабой, пока контакт не будет более интенсивным, продолжительным и многократным. Магическая сила зависит от контактов. Обладание частью чего-либо тела (ноги, волосы, слюна) дают лучшую контактную связь.

Закон имени проистекает из закона контакта. Ранее у друидов это был просто вариант закона контакта. Имя это нечто, глубоко связанное с его носителем. Простое произношение имени уже влечет за собой возникновение определенного контакта с тем, кто его носит. Чтобы избежать возможного нежелательного контакта с другими людьми, многие маги и воины древности тщательно скрывали свои имена. Кроме того, они имели два имени. Знание полного и истинного имени объекта или процесса даёт контроль над ним. Имя – это дефиниция, так же как контактная связь или ассоциация.  Если назвать что-либо тем же именем снова и снова, то это имя ассоциируется с объектом. Закон имени работает также и потому, что знание полного и истинного имени чего и или кого-либо означает, что получили полное понимание его природы.

Закон силы слов имеет ту же природу, что и закон имени. Существуют некие слова, которые способны изменить внутреннюю или внешнюю реальность того, кто их произносит. Их сила может заключаться как в их звучании, так и в значении. Многие из этих слов – это имена, чье значение потеряно или забыто. Многие магические манипуляции требуют написания таких слов на образе или объекте или произнесения во время их использования.

По закону персонификации любой феномен может считаться живым и иметь личность. Это означает различие между быть и существовать. Персоной может быть, что угодно. Многие маги, специализирующие на погоде, как и друиды, персонифицируют ветры и облака. Таким образом они фокусируют свою магическую энергию.
Закон обращения может установить внутреннюю связь между процессами внутри и снаружи себя, вызвав внутренний процесс во время установления связи.
 
Закон вызова помогает установить внешнюю связь между процессами внутри и снаружи кого-либо, вызвав внешний процесс во время установления связи.
Закон идентификации дает возможность через максимальную ассоциацию между элементами себя и другого существа действительно стать тем существом, вплоть до обладания его знанием и манипуляцией, его силой.

Закон личной вселенной гласит, что любое существо свободно и способно создать свою собственную Вселенную, которая никогда не будет на 100 % идентична вселенной другого существа. Так называема «реальность» - это, по сути дела, консенсус мнений существ об истинных вселенных.

Закон бесконечности вселенных говорит, что абсолютное число вселенных, в которых отображены все возможные комбинации феномена существования – это бесконечность. Всё возможно, хотя некоторые вещи более вероятны, чем остальные. В мире научной фантастике это «мир альтернативных возможностей».

Закон прагматизма может быть весьма некорректен, поэтому от него открещиваются, хотя всё-таки применяют. Сущность его в том, что если спектр убеждений или поведения позволяют существу выжить и достичь выбранных целей, то такие убеждения или комбинация поведения «верные», «правильные», или «разумные».

Закон синтеза позволяет расширить возможности обращения за счёт тех средств, которые имеются. Синтез двух или большего числа  «противоположностей» спектров данных дают новый спектр, который будет истиннее каждого из исходных. Синтезированный спектр может быть применим на большем числе уровней реальности, будучи не компромиссом, а чем-то новым и большим.

Закон истинной лжи в основном малоприменим, за исключением применения в условиях вашей версии реальности мира с помощью оправдания законов бесконечности вселенных, прагматизма и синтеза. В таком случае для понимания или действия можно нарушить истинный спектр личной вселенной и всё же оставаться «верным», учитывая, что это работает в столь специфических условиях.

В законе полярности утверждается, что любой спектр может быть разделен на две и более «противоположные характеристики», и каждая будет содержать суть другой  внутри себя.

Закон противоположности – подзакон полярности. Противоположный спектр содержит информацию о другом спектре, предполагая информацию, чем спектр не является. Так контролирование противоположного спектра позволяет отслеживать искомый спектр.

Закон динамического баланса предупреждает, что выжить, стать сильным, необходимо поддерживать каждый аспект своей вселенной в состоянии динамического баланса с любым другим аспектом. Крайности опасны поскольку крайние сущности становятся столь ассоциированы с пограничными аспектами, что они теряют способность разотождествляться  с этими аспектами вовсе. В этом причина малого количества злых магов среди друидов. Постоянная ассоциация с болью и смертью вызывает боль и смерть  во вселенной мага, ограничивая его возможности в магических действиях.

Закон извращения знаком нам более как закон Мерфи. Если что-то может развиваться неправильно, то оно так и будет развиваться. Магические ассоциации часто производят в противоположность от желаемого. Многочисленные совпадения, которые должны быть неблагоприятными, дают наоборот положительный результат. Даже если что-то не может идти иным образом, то некоторые элементы вселенной могут измениться так, что всё только иным образом и может пойти. У эмоционально здорового мага меньше проблем с этим законом, поскольку он понимает, что не всё зависит от него.

По закону единства любой феномен существование связан прямо или косвенно с любым другим в прошлом, настоящем или будущем. Ощущение раздельности феноменов основано на неполном знании или на непонимании ассоциативных связей между событиями или предметами.

По таким магическим законам живут и действуют маги. Более того этим законам подчиняются и обыкновенные люди, если у них в данный момент задействован о магическое мышление.   

В современном обществе коллективные представления, существующие как традиционные, и личные представления, вброшенные через средства массовой информации, помогут понять, не только как развивается мифологическое мышление, но и предугадать его развитие в дальнейшем.

В связи с развитием научных знаний, а еще в большей степени из-за того, что современное общество является информационным, то коллективные представления не являются    последствием практического опыта, а являются результатом интеллектуального и познавательного характера.

В современном мире в мифологическое мышление вписываются коллективные представления мистического характера. Они предстают для отдельной личности или как дань традиции, или как аксиомы, навязанные средствами массовой информации.
Коллективные представления могут основываться на различных уровнях мышления. Причем коллективные представления разных эпох на тот же предмет или явление могут резко отличаться друг от друга. Коллективные представления, основанные на архаическом мышлении, характерны в определенный период, когда существует определенный круг знаний. Коллективные представления могут основываться на научном мышлении, если для этого достаточно научных данных. Для человека античной эпохи было понятно, что гром и молния появляются благодаря Зевсу. Для балто-литовских племен, было ясно, что молнии – это стрелы Перуна. Для русского крестьянина 18-го века гром и молния были связаны с колесницей Ильи Пророка. Для современного человека гром и молния – явления атмосферного порядка, связанные с облаками и электричеством. За время коллективные представления неоднократно меняются, так как меняется сама модель мира.

Однако это в жизни. Мир фэнтези – особый мир, в котором магия – один из основных источников воздействия на мир, поэтому магические законы действуют в нем. Разделение на два мира: на мир реальный, в котором живет человек, и мир идеальный, который существует как вымысел, позволяет человеку осмысливать их с различными видами допущений. 


Рецензии
Одно удовольствие заходить к вам и пополнять собственное образование:-)))))с уважением:-)))удачи в творчестве:-))

Александр Михельман   20.11.2017 16:56     Заявить о нарушении
Да, как мой герой, в одной из книг, сказал – как мало я, оказывается, знаю!

Спасибо за произведение! Класс!

Андрей Георгиев   21.11.2017 16:41   Заявить о нарушении