Негативные зависимости в молодежной среде

«Зависимость» – терминологический синоним понятия «вредная привычка». Не вдаваясь в типологию таковых, отметим только: любая зависимость есть результат девиантного – отклоняющегося от принятых социальных норм поведения. Следствия зависимостей – преждевременная утрата здоровья и самой жизни субъектами-носителями. Иначе говоря, соответствующие девиации находятся в противоречии со здоровым образом  жизни и более того с главной генетической программой поведения – инстинктом самосохранения.
Известно: инстинкт самосохранения у представителей вида «человек разумный» автоматически не реализуется и нуждается в поддержке со стороны формируемой в течение всей жизни субъекта программы – интеллекта. Базовой частью интеллекта в свою очередь являются установки типа «надо» и «нельзя» и связанные с ними модели поведения.
Формирование базовой части интеллекта происходит на самом раннем этапе социализации субъекта-носителя – в его «дошкольном» периоде (от 0 до 6 лет). И если зависимости не проявляются в этом возрасте, это – первый успех в формировании здорового образа жизни.
Далее следует школьно-студенческий период социализации с индивидуализацией личности и всеми опасностями негативного влияния со стороны сверстников.
Абсолютное большинство представителей молодежи демонстрируют стадный инстинкт и соответствующую ему зависимость от мнения сверстников, которая в свою очередь и порождает конкретные негативные зависимости у тех субъектов, которые пришли «чистыми» из своего дошкольного периода. Есть ли общая универсальная причина для этого?
Рискнем высказать гипотезу о том, что социальная среда сверстников является наиболее адекватной зоной комфорта для молодежи в связи с её гомогенностью. В ней действуют две основные установки поведения 1. «быть как все»; 2. «быть как никто», из которых первая является главной. Вторая, чтобы находиться в гармонии с первой, означает лишь «лидер среди равных». Но никак не «иной (непохожий, чужой)». Те, кто не вписывается в упомянутые установки, становятся в той или иной мере изгоями. И лучший вариант для таковых: их будут только терпеть без малейшего желания сблизиться.
В силу своей гомогенности молодежная среда является благодатной почвой для заражения негативными зависимостями по принципу «кто не с нами, тот против нас!». Стоит только кому-то начать (пить, курить, принимать наркотики), как это грозит быстрым развитием в модный тренд с по существу насильственным приобщением к нему многих или даже большинства членов данного сообщества.
Итак, зависимости происходят в результате действия одного из двух факторов – пробела в воспитании или заражения от социальной среды. Каждый из них представляет собой специальную проблему и нуждается в отдельном рассмотрении.
Пробел в воспитании. Каждый родитель (или лицо его заменяющее) с первого года жизни ребенка снабжает (вариант «пичкает») воспитуемого разнообразными предостережениями типа «осторожно, опасность!». Достоинствами этих установок поведения является их конкретность: ток ударяет, огонь обжигает, нож колет (режет), газ взрывается и т.д. Одновременно конкретность является их недостатком, – трудно представить какого рода опасности могут возникнуть в будущем. А соответствующего предостережения среди базовых установок нет!
Пробел в воспитании может также иметь место просто в силу недостаточности соответствующих усилий со стороны взрослых. В целом проблему существования «пробела» по нашему мнению следует интерпретировать как отсутствие внятного стандарта по формированию базовых установок, поддерживающих самосохранение субъекта-носителя («стандарт личной безопасности»).
Заражение от социальной среды. Никакая система надзора за школьной и студенческой молодежью не гарантирует защиту против заражения зависимостями от сверстников. Даже напротив, провоцирует по принципу «запретный плод сладок». Модные тренды на те или иные модели поведения есть обязательный атрибут молодежных компаний. Эффективным способом противостояния вредным привычкам в этих условиях может быть, пожалуй, только одно: сделать здоровый образ жизни модным трендом и способствовать «заражению» таковым молодежной среды! Как конкретно это воплотить в действительность – отдельная большая тема для исследований и обсуждений. Результаты их могут быть оформлены в виде стандарта «жизнь без зависимостей (вредных привычек)».
Поскольку в связи с негативными зависимостями речь идет о здоровье, они по идее должны быть объектом внимания со стороны официальной медицины. В России существует система сплошного постоянного наблюдения за здоровьем населения под названием «диспансеризация».
Диспансеризация граждан до наступления возраста 18 лет (несовершеннолетних), определяется приказом Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. №1346н. Под ней подразумевается прохождение описанных в приказе профилактических медицинских осмотров и исследований. Регулярность осмотров: до 1 года жизни ежемесячно, на 2-м году 1 раз в 3 месяца, на 3-м 1 раз в 6 месяцев, с возраста 3-х лет до достижения 18 лет ежегодно» Но предметом диспансеризации является «выявление и предупреждение развития различных заболеваний у населения» (см. там же). Применительно к зависимостям это означает лишь констатацию их последствий!
Наряду с диспансеризацией существует скрининговая диагностика – психологический скрининг (см., например: https://studfiles.net/preview/5911116/page:3/). Однако в дошкольный период её основной целью является проверка готовности к школе, а в последующем содействие адаптации к обучению. Иначе говоря, негативные зависимости здесь не рассматриваются!
Учитывая важность здорового образа жизни, по-видимому, необходимо создание специальной системы превентивной диагностики зависимостей в молодежной среде как части государственной системы диспансеризации.

Игорь Скрягин,
эксперт-этолог


Рецензии