Представитель украинской школы математики

 
Эрик был псковским первокурсником,  свято верил советским книжкам и в справедливую иерархию общества, вершиной которой был божественный Леонид Ильич. И разумеется, в глобальную советскую всеобщность всего и вся. Поэтому тягу преподавателей писать лекции  не понимал, считая их индивидуалистическим  капризом. Чистописание  презирал с детства и на лекции не ходил. И вот неожиданно настала сессия.
Отдавать прочитанную книгу обратно в библиотеку  всегда  было тяжело. Поэтому, раздобыв вопросы билетов по мат. анализу,  он пошел в книжный магазин. Полистал книжки. Выбрал самую простую и доходчивую. Шрифт у нее был тяжелый, но формулы понравились и хорошо укладывались в голове. Будущий демиург всегда легко отбрасывал вторичное,  погружаясь в суть.
Главное… Неглавное… Эх, сколько прекрасных девушек было вокруг! Растяпы постоянно бросали вокруг него платки и хромали, теряя туфли! Но, Эрик считал мусор делом уборщиц и учился, учился и еще раз учился. И занимался гиревым спортом. В некоторых вещах студент был совершенно неумным.
Бомбы и шпоры получились классные и больше для успокоения нервов. Материал удобно улегся в голове и даже насвистывал нечто эйлеровское. На экзамене ответы на вопросы билетов были изложены на одном дыхании, уверенным каллиграфическим почерком. Мельком, краем глаза, Эрик сверил текст со шпаргалкой. Все было полно и правильно. Бодро отчитался по базовым пунктам и ответил на вопросы. Возникла непонятная пауза. Доцент Иванов задумчиво и пристально изучал бодрого студента.
- Знаете, молодой человек. Я – представитель московской школы математики. А, вы, судя по ответу, представитель украинской школы математики. И я, как представитель московской школы математики, вам, как представителю украинской школы математики, больше чем «удовлетворительно» НИКОГДА не поставлю.
Было неприятно. Но,  представитель украинской школы математики жил на шее родителей и «удовл» его устраивал. Дома учебник был подвергнут внимательному осмотру. «Вышэйшая школа» ! Тяжелый шрифт оказался украинским языком ! Просто в экзаменационной горячке Эрик  не обратил на это внимания…
Как-то раз настало время очередной сессии. Ассистент Грачев после практики сделал группе предложение, от которого не смогли отказаться.  Суть была в том, что если чел решает две задачи на институтской олимпиаде, то экзамен сдает «автоматом». Разумеется, «автомат» подразумевал «отлично».
На состязание пришли  два отличника со строительного, кто-то  с механического,  и группа Эрика с электро-механического факультета. Народ скинулся решениями, написал по две задачи и разошелся. Две олимпиадные задачи – не фунт изюма. Утомляют даже коллектив. Остались самые упорные. Четыре электромеханика и два строителя. Три электрических чела, одолев вразнобой, кто одну, кто две задачи, тоже ушли. Остался Эрик и два строителя. Сдавать экзамен Иванову очень не хотелось. Выше тройки он обещал не ставить, а ниже мог. Олимпиадный навык у отступника был, таки однажды внесистемный чемпион города по физике. И, Эрик твердо знал, что если на три решения олимпиадных задач приходится одно верное, то это - нормально. Поэтому, ориентировка сразу была на четыре решенных задачи и элемент удачи. Однако, время оставалось. Помня о нормальном соотношении верных и неверных решений, олимпиец решил еще. Поскучал, пришло в голову шестое решения. И совсем,  совсем на всякий случай он одолел седьмую задачу. Время все равно оставалось. Два строителя локтем к локтю упорно корпели над своей победой. Однако, победа была не нужна, и Эрик убежал вместе со всеми пить пиво.
Из двух кружек,  которые входили в пивной набор, одну всегда выпивали товарищи, скармливая  ему свои порционные яйца. Занятия гирей требовали протеина. А, разноска сокурсников по домам - калорий. Городской транспорт в советское время был не очень. Такси - дорого. Студенты – бедные. Прохожие - нравственные и злые. Компаниям, в которых был один вежливый и практически трезвый гиревик,  милиция доверяла. Олимпиец второго плана был актуален, его ждали.
 
На очередной лекции Иванов огласил результаты Олимпиады.
- ЭМФ меня удивил. Самая большая и успешная явка. По результатам мероприятия четыре человека получат «автомат». Я считаю, что это лучший результат, хотя первое место поделили два строителя. Как ни странно, они сидели рядом, решив одни и те же задачи. Такие совпадения теория вероятностей, безусловно, допускает. Тем удивительней лично для меня тот факт, что второе место занял Орлов, в своей, безусловно, оригинальной манере. Поздравляю. Перейдем к теме лекции…
Так в отношении «представителя украинской школы» возник некоторый «когнитивный диссонанс». Трояк «автоматом» явно не тянул на олимпийскую награду. Разрешилось все следующим образом. На практике, в соответствие с уговором, не доводя дело до экзамена , ассистент Грачев поставил трем сокурсникам «отлично» «автоматом». Однако, «для проформы», решил задать Эрику пару вопросов. Ужаснулся обнаруженному невежеству и сказал, что больше чем «хорошо» поставить не может. И поставил «хорошо» с согласия внутренне несогласного. Впрочем, наверное, это было разумно, когда первое олимпийское место – «отлично», а второе – «хорошо».

Погрустив о несовершенстве мира, студент остепенился и стал писать пару курсов лекций по самым ответственным предметам. Теперь в сессию он ходил по общаге с обменным фондом из пары лекций, а не просто за подаянием.


Двойственная верность странному флагу,  который вручил Иванов, осталась на всю жизнь.  В трудной ситуации, исчерпав все аргументы и "быкуя", Эрик произносил загадочное заклинание - «как представитель украинской школы математики, хочу сказать следующее…». Заводские при этом офигевали в непонятках, а он чувствовал себя Мерлином. И тогда можно было даже протащить какую-нибудь идею.
В пятьдесят лет он открыл тот учебник и ничего не понял. Украинские буквы оказались враждебными и непонятными. Сиротливо жались друг к другу знакомые формулы. В телевизоре бушевал Майдан… Было грустно. Осенним дождем в окошко стучала  старость…
 


Рецензии
:-) Оригинально. Интересно. Иронист Вы ещё тот... :-)

Артур Грей Эсквайр   20.11.2017 17:39     Заявить о нарушении