Фёдор Алексеев Красная площадь

    И опять вспоминается миленький стишок всем известный.

      А из нашего окна
     Площадь Красная видна.

     По правде сказать, это всего лишь хвастливые фантазии одного маленького мальчика. Потому как не существует ни одного окна жилого дома, из которого можно было бы посмотреть на режимную площадь  сегодня. И тем более его не существовало в то время, когда был написан этот стишок.
 
    А мне ещё вспоминается и другой стих.

         Любите живопись, поэты!
    Лишь ей, единственной, дано
    Души изменчивой приметы
    Переносить на полотно.

    Но, я думаю так, что любить живопись должны не только поэты. А ещё живопись может  передавать не только  души изменчивой приметы, но и приметы времени тоже. Вот как, знали бы мы, какой была Красная площадь до появления фотографии, если бы не художники. Вот, к примеру,  без художника Алексеева у нас не было бы зримого представления  о том, какой была наша самая знаменитая площадь– ныне воплощение нашей истории, нашей государственности, патриотизма  и сосредоточие нашей духовности. Мы могли бы только догадываться и фантазировать. Как тот мальчик со всем его воображением. Эта площадь в течении времени наслаивала пластами всё разнообразие времён, которым она была свидетельницей, всех событий, которые как приливные волны омывали её, всех наших горестей и  радостей. В течении более чем пятисот лет Красная площадь  принимала все большую сакральность в глазах всего нашего народа.
 
    Вот эта картина и стала поводом, чтобы поговорить обо всём этом. Площадь всё время изменялась, подчиняясь току времени. Всему его историческому своеобразию.  Площадь всегда была живой.

                *****

  А картина эта появилась вовсе не случайно, так вот просто по личному желанию и вдохновению одного художника. Нет, картина эта была  создана по  воле одного человека. Самого главного по тем временам. Царя-императора Павла первого. Это он пожелал, чтобы  зримый образ исторической площади остался на века всем последующим поколение. И монаршая воля была передана лучшему мастеру городских пейзажей. А именно художнику  Алексееву. Он действительно был лучшим. Такой наш русский Каналетто. Поэтому всенепременно надо сказать несколько слов и о нём.

      Его звали Фёдор Яковлевич Алексеев. Картина была написана им ещё до пришествия Наполеона в Москву. А главный заказчик картины был уже убит заговорщиками.
 
    Художник Алексеев приезжает в Москву, которую он ранее не знал. Ходит по её центру и  не только. Любуется, восхищается и потом пишет:  «По осмотрении Москвы я нашел столько прекрасных предметов для картин, что нахожусь в недоумении, с которого вида прежде начать; должно было решиться, и я уже начал первый эскиз с площади с церковью Василия Блаженного и зиму употреблю для писания картины».

   Художника уже считали крупнейшим мастером русской ведуты. А ведута – это такой особый жанр в живописи.  Он появился в Европе. Прежде всего, в Италии. А если быть совсем точным, то в Венеции.

   Ведута в переводе означает вид. Или пейзаж. Но не любой, а городской пейзаж, на котором почти фотографически точно прописаны все детали. 
          
  Его самым известным представителем в Италии был Каналетто. Это было такое у него прозвище, означающее «канальчик". В Венеции, как известно, много каналов. Чтобы убедиться в его мастерстве, откройте Интернет. Векипедия вам всё расскажет о нем  и покажет его картины – ведуты.
 
   Будущий художник был сыном сторожа Академии Наук. Уже хорошо. Это способствовало тому, что по прошению родителя он был принят на обучение в Императорскую Академию художеств.  Учился он замечательно. Он получил золотую медаль. А это не просто почётно. Это давало право на пенсионное продолжение образования за рубежом, вот в той же Венеции, например.

   А потом он, отягощенный в хорошем смысле знаниями в живописи,  вернулся в Россию. И это тоже хорошо. Поскольку возвращались не все. Например Кипренский и Силевестр Щедрин не вернулись.

     Он работает декоратором в Императорском театре. Делает много копий того же Каналетто в Эрмитаже. И сильно преуспел в этом деле. Это принесло ему успех, известность, ну и деньги тоже.  Короче, он стал нашим русским Каналетто. А ещё получил звание академика. И стал профессором. Среди его учеников были Воробьёв и тот же Щедрин. Очень хорошие художники.

  Алексеев пишет городские пейзажи не только столицы. Два из них я всегда показываю в Третьяковке нашим иностранным гостям. Вот, например, пейзаж «Дворцовая набережная», за который художник получил звание академика. Он пишет пейзажи и в других городах. В Воронеже, Орле, Палтаве, Бахчисарае и др.
 
    По повелению императора он наконец приезжает  в 1800 в Москву. И к нашему счастью он оставляет нам несколько чудесных видов нашей первопрестольной. Сейчас они находятся в нескольких лучших наших музеях. В Третьяковской галерее тоже. И их я тоже с удовольствием показываю нашим гостям.
 
    Он очень точно передал то, что видел на Красной площади. И со всем своим мастерством он стремился именно к точности передачи материала, всех даже и мелких деталей.  В этом, как он считал, и состояла его задача. А именно детали нас и интересуют более всего сегодня. Детали, переданные очевидцем. Это тот случай, когда фантазии художника нам здесь совсем не к чему. И в тоже время  в этих живописных видениях я чувствую и некую поэзию. Чувство художника к тому, что он творил.

    В заключение, говоря о художнике,  не могу не сказать, что особых капиталов он не скопил. У него была большая семья. Его похоронили на Смоленском кладбище в Питере на деньги, выделенные Академией художеств.
               
                *****

Художник Алексеев оставил нам вид (или ведуту) Красной площади. Такой, какой она было в самом начале 19-го века. Мы смотрим на картину  и узнаём, и не узнаем её. Какая-то она не такая. Как-то она больше похожа на какую-то декорацию. И люди на ней больше в наших глазах похожи на ряженых на сцене. И что-то на ней не хватает. И в тоже время, есть на ней что-то непривычные для нашего глаза. Ну всё равно, как если бы мы посмотрели на раннюю  фотографию уже основательно пожившего человека. Узнаём и не узнаём.

   И при этом мне приходит в голову  такая странная мысль. Живописное представление площади художника Алексеева кажется какой-то седой стариной. А на самом деле нынешнее видение площади куда-как старше. И древнее. Какой-то обратный отсчёт получается. Иллюзия старины, которая никакой стариной и не является по отношению к тому, что мы видим сегодня. Такое ощущение, что площадь времени Алексеева ещё не приобрела ту сакральную значимость, которую она имеет сегодня в наших глазах. Слишком уж это видение перегружено какими-то бытовыми деталями, ну никак не тянущими на сакральность. Ну и пусть! Я хочу видеть площадь такой, какой она была в начале 19 века. И очень жаль, что никто из нас уже не увидит площадь такой, какой она была в конце 15 века.
                ****
   
  А теперь посмотрим, какой площадь была в самом начале царствования Александра первого.  Ну вот,  к примеру, храм Василия Блаженного. А что это за уродливое совсем не гармонирующее по стилю с храмом непонятное строение перед ним. Нет его сегодня. А оно было. Это было здание публичной библиотеки,  носившей имя Василия Киприянова. Этому зданию на картине уже почти сто лет. Оно было построено во времена Петра Первого. 

   Василий Ануфриевич Киприянов был личностью замечательной. Он был сподвижником Петра и славно поработал на ниве просвещения Он, как утверждают,  приобрел основательные познания в математических науках, рисовании карт, искусстве гравирования. Ему было поручено помогать Магницкому в издании знаменитой «Арифметики» и других пособий для Навигационной  школы. Это он по поручению Петра создал гражданский шрифт. А тот послужил базой для создания современного шрифта. Впоследствии Пётр назначил  его начальником,  созданной тогда  типографии гражданских изданий. Вот она то и была построена на Красной площади возле Спасского моста. А сам он получил  почетное звание «библиотекариус». Нет более этого здания библиотеки у Спасской башни. Но будем помнить, что она была. И она тоже была вписана в историю Красной площади .
                *****

  А сегодня на месте бывшей библиотеки стоит всем известный памятник Минину и Пожарскому. Это был первый наш памятник всенародный, так как он был возведен на деньги, собранные по подписке. То есть пустили шапку по кругу и возвели памятник.

 С недавних пор  с другой стороны Кремля напротив памятника Владимира первого мы можем лицезреть живописное изображение этих двух национальных героев. Это такая огромная фреска,  выписанная на торце пятиэтажного дома. Эта фреска – копия картины  художника Скотти Михаила  Ивановича.  Странная фамилия. Ничего удивительного. Это был всё-таки русский художник, но итальянского происхождения. Родился он в Петербурге. По-моему он дал лучшее живописное изображение двух героев, вытащивших страну из великой смуты.  Русский художник итальянского происхождения нашёл вечный приют на знаменитом кладбище Пер-Лашез в Париже. А творение его живет.  Посмотрите сами на это изображение у Боровицкого холма. Впечатляет.
   
 Но главное оно должно впечатлять нашего самого Главного, когда он едет в одном из черных внедорожниках к себе на работу в Кремль. И быть того не может, чтобы про себя он не думает в этот момент, что его историческая роль состоит как раз в том, чтобы вытащить Россию из очередной смуты.  Пока вроде получается. Посмотрим, что будет потом.

   В этой связи мне хочется сказать, что Минин и Пожарский стали историческими героями при Александре первом. Особенно на патриотической волне после победы над Наполеоном. Именно в эти годы и был возведён памятник, Его  первоначально хотели установить в Нижнем Новгороде,  Тоже в Кремле, но только новгородском на берегу Волги. Но потом,  понимая всю важность для всей России их исторической роли, решили поставить памятник  на Красной площади в  Москве.

    Но и в советские годы их подвиг совсем не померк в свете новой идеологии. Был даже снят замечательный исторический фильм. Но вот прошли годы. Наступили  другие времена и другая идеология тоже. Капиталистическая. А Минин и Пожарский  вновь на самом гребне патриотической волны. Даже и праздник новый учредили этому  делу. Теперь так неожиданно они стали играть роль объединителей страны. Старое вино да в новые меха.  Да только праздник какой-то не очень праздник. Кто ж против единства? Да только с кем? Вот какой вопрос так негласно задают у нас. Многие. И не выглядят ли мужественные люди на этом фоне намеренно вознесёнными в пантеон наших исторических героев?

 Нюансы отношениям к ним менялись со временем. Если в 1818 году они были символом победы, в тридцатые годы они стали символом патриотизма, а теперь из них решили сделать символ единения России. Впрочем это уже другая тема.
Памятник был открыт в присутствии царя Александра первого, всей его семьи и большом стечении народа.  На памятнике есть отлитая в бронзе надпись «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818.»

Добавим, что памятник стоял сначала в середине площади у Верхних торговых рядов. А потом в 1931 году  его переместили  и поставили там, где он стоит и поныне. И пребывать ему там вечно. Столько, сколько будет пребывать в мире  Россия.
                *****

   Храм Василия Блаженного. Шедевр архитектуры, созданный по воле царя Грозного. Если само имя царя  и по сей день связано с мистикой, легендами, правдой и полуправдой, что ещё хуже, то вещественное свидетельство его пребывание в нашей истории вот оно,  перед глазами. Радует глаз своей красотой и великолепием. И давно стало одним  из символов Москвы. Иностранцы при виде его в реалии  все в восторге, и не отлипают от фотоаппаратов.    Знаю, о чём говорю.  И всё спрашивают меня, а можно ли посмотреть его ещё  и изнутри.  Говорю, можно. Надо только купить билет за 500 р. Но должен вас предупредить, что по всему вы будете разочарованы. Внутри собор вовсе не та сказка, которую он являет снаружи. Несколько тёмных церквушек больше похожих на часовенки – и это всё.  Впрочем, воля ваша.

   Да, вся красота и необычность собора – это всё снаружи. Он ведь и задумывался всем своим внешним видом, как град  Небесный Иерусалим. Как воплощенное в камне и цвете представление о рае. Как нечто такое, чего и не может быть на Земле.  Место, к которому мы всей нашей душой должны стремиться во время нашего короткого пребывания в  земной юдоли. И быть ему, этому чудному видению, только на главной Красной площади.

     Было время, когда храм хотели снести. Даже и не хочется его вспоминать.  Стояли у стола двое, на котором был представлен макет Красной площади. Эти двое были  Сталин и Каганович. А накануне уже снесли храм Христа Спасителя. Это так, по словам Кагановича, «задрали подол матушке России». Ну и снял со стола во время обсуждения оформления главной площади главный идеолог макет собора. Как уже и не нужный. И Сталин произносит известную фразу: «Поставь, Лазарь, на место и больше не трогай». И это правильно. Этот собор свидетельствует не только о гениальном представление о том, что есть красота по-русски, но и о душе нашего народа, и о вечном его тяготение к красоте.   Очевидно, Сталин это понял и оставил макет собора на столе а сам собор на Красной площади. 

   А почему собор называется Василием Блаженным?  Первоначально собор назывался Покрова Богородицы на рву. Казань была взята как раз в день этого праздника. Но в народе укрепилось другое название. Известное всем. Василий Блаженный. Он был юродивым. То есть психически больным по нашему теперь.  А в том, что он был не как все, то в этом находили в те времена свое  объяснение.  И единственно возможное. То есть  он был человеком Божьим. И носителем слова Божьего.  И именно в этом была вся его странность. И потому он был  фигурой неприкасаемой, такой же как и сам Бог.  А люди знали в те времена Нагорную проповедь. Не в пример сегодняшним дням. А в ней есть одно наставление. ««Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Вот такие,  как Василий Блаженный. И ему уготовано уже было на земле Царствие Небесное, и место в самом соборе. 

                *****

   Спасская Башня или первоначально Флоровская башня. Краткая история. Построили её в 1491 году. Готическое навершие с курантами появилось 1624 г. Звезда была установлена в 1935 году.

     Есть одна любопытная, курьезная деталь Башню построил итальянец. А у них в Италии уже и ренессанс состоялся.И башня этим итальянцем была украшена человеческими фигурами в полном своём нагом естестве. Так как  люди (наверное не эстеты, а всё торговки с покупательницами)  на Красной площади в смущении отводили глаза от  красоты этой обнаженки, то царь Михаил Фёдорович приказал приодеть статуи. В сшитые суконные одеяния. А потом был пожар. Фигуры обгорели. И это был хороший предлог, чтобы  их вовсе убрать  Эх, не Европа мы. Другие мы. И после этого ещё спрашивают, почему  гомикам у нас не так вольготно и почётно быть, как на Западе.

 Башня называется Спасской с 1658 года. Со времени Алексея Михайловича. Называется так благодаря двум иконам Спаса. С внешней стороны иконы Спаса Смоленского,  а с внутренней - иконы Спаса Нерукотворного.   

    Эта проездная башня была не только самой главной с самого начала. Её ворота почитались святыми. Никто через эти ворота не мог проехать верхом или в карете. И каждый должен был обнажить голову перед иконой на её фасаде. Это касалось всех без исключения. Это касалось даже и царей-императоров.  «Воздавать такие почести никоим образом не освобождены ни иностранцы, ни те, кто исповедуют иную, а не православную веру.  А ещё тот, кто ослушивался святого правила, должен был сделать 50 земных поклонов» .

      На образ Спаса на фасаде башни  молились также и  те несчастные, кого казнили вблизи неё. Такое последнее прости перед встречей с всевышним.   От этих же священных ворот уходили на битвы полки с иноземными супостатами. И  здесь же встречали иностранных послов в мирные времена. А их было не мало. И приходили они не с пустыми руками. С подарками, которые и сегодня мы можем посмотреть в Оружейной Палате.

 Все крестные ходы из Кремля шли через эти ворота. И сегодня идут. Все правители России, начиная с царя Михаила Фёдоровича  перед коронацией торжественно проходили через Спасские Ворота, следуя далее в Успенский собор. А я ещё спрашивал себя, почему перед инаугурацией  Путин вошёл в Кремль именно через эти ворота. Его вход со стороны Васильевского спуска проследила скользившая по проволоке камера.  Ну и правильно. Этим он подчеркивал преемственность власти в Кремле от первых Романовых по сей день. По сути так оно и есть. Сегодня он главный в Кремле. И не только в Кремле.
 
   Впервые часы-куранты были установлены на башне в 16 веке. И не в последний раз. Их меняли несколько раз. Например, в эпоху Петра и по его велению установили часы иностранной работы. Музыкальные часы. Они исполняли немецкую мелодию «Ах, мой милый Августин» Нет, вы только представьте себе. В пространстве исторической площади, русской площади, раздавался этот пошленький не наш мотивчик. К счастью это продолжалось не долго. Сломались часы.

  Те часы, которые мы видим сегодня и под бой которых пьём шампанское в новогоднюю ночь, были установлены в 1851 году двумя братьями часовщиками Николаем и Иваном Бутенопамаи. Они тоже музыкальные. Мелодии были разные. Сначала это был известный «Марш Преображенского полка». Хороший марш. А ещё и « Коль славен наш Господь в Сионе». Уже почти и забытый. Последний раз его услышали в 1917 г. Стоит ли объяснять, почему. Прилетел снаряд из пушки – и спета, оказалась, эта песенка. Наступило время других песен. Это уж как  водится. 

    Уже в 1918 году куранты вновь заиграли. Угадайте с трёх раз, какую песню. Думаю, что не ошибёмся. Великий «Интернационал». Сочиненный двумя французами. Еженом Потье и Пьером Дегейтером. Правда, скажем в скобках,  в самой Франции не все скажут, кто это такие. Смотрим про то когда-то популярную пьесу Погодина «Кремлёвские куранты».

     А все ли помнят и знают, что «Интернационал» был у нас государственным гимном до 1944 года. Чему же удивляться. Главная площадь России. Главная доминанта на ней – Спасская башня. Откуда же как не с неё мы услышим главную государственную мелодию. Да и сейчас ничего не изменилось. Вот в перестроечные времена  с её верха мы слышали «Патриотическую песнь» Глинки. Да что-то не пошло. Теперь мы слышим музыку, написанную  по поручению Сталина. Написал музыку  создатель Краснознамённого ансамбля песни и пляски Александров, бывшим регентом храма Христа Спасителя. Сам Путин на том настоял. Пожелаем этой мелодии звучать с высоты башни во все времена.   
   
  В 1935 году сняли с башни двуглавого орла – символ государства и власти,  заимствованный у несуществующей уже  Византии по предложению Софьи Палеолог. Понятно, что  заменили орлов на красные звёзды, воспетые позже в стольких всем нам известных песнях. Мне особенно помнится одна. Из одного чудного патриотического фильма для детей «Чук и Гек» Её поёт мальчик, который в то время был со мною одного возраста. Сегодня его нет более на этом свете. А песня осталась.
 
           И где бы ты не был
           Всегда над тобой
           Московское небо
           С кремлёвской звездой.

    Я вспоминаю ещё одну песню. Про те же звёзды.  Мы все знаем и эту песню. Она была написана в тридцатые годы на музыку Шостаковича. Особенно мне нравится эта песня в исполнении мальчика с чудным божественным голосом. Звали его Женя Таланов.  Его тоже давно нет с нами.  Найдите в Интернете и насладитесь звучанием  его голоса.

                Родина слышит, Родина знает.
                Где в облаках её сын пролетает.
                С дружеской лаской
                С нежной любовью
                Алыми звездами башен московских
                Башен кремлёвских
                Смотрит она за тобою.

Эта песня звучит как молитва, обращённая к Родине. Не даром Гагарин пел её в космосе. И весь мир его слушал. Я не представляю, как это упоминание об алых звездах можно вынуть из памяти, из сердца, из нашего сознания. Из нашей истории.

                *****

    Слева от Спасской башни, как бы в её тени находится  башенка, которая, однако,  называется Царской. Вообще-то всех башен на стенах Кремля  ровно двадцать. Эта башенка самая меленькая и самая младшенькая.  Есть легенда. Ну как в истории без легенд. Нет,  никак нельзя. Это вишенка на  торте правды. Украшает она её. И делает ее более притягательной и привлекательной,  менее скучной. Знаем, что не правда, а всё равно хочется.
 
  Ну не башня, конечно, это.  Скорее такой  узорчатый каменный шатёр. А легенда такая. Её любят рассказывать мои коллеги-гиды. Она повествует нам о том, как царь Грозный поднимался  в этот шатёр, чтобы так потихоньку, втихаря  понаблюдать за своими подданными. Особенно тогда, когда их истязали всевозможными пытками,  или особенно тогда,  когда им рубили головы. Ну, грозный же. Да только есть одна запятая, которая рушит легенду. Построили башенку в 1680 году. А теперь посчитайте, сколько лет уже прошло после кончины царя. Почти сто лет.  И о чём разговор.

                *****

   Лобное место. Есть и ещё одно любопытное сооружение на Красной площади. Называют его Лобное место. Вот оно, его хорошо  видно и на картине Алексеева. Мы  видим такую круглую из белого камня  конструкцию в самом центре площади. Позже её переместили туда, где она  находится и поныне.
Вот я прихожу с иностранцами на площадь и сразу же и вопрос. А что это за штуковина и зачем она здесь. И мне нужно это объяснить.  А я не знаю, что сказать. Буквально перевести невозможно. А пускаться в возможные версии  происхождения названия у меня времени нет. И здесь я этого делать тоже не буду. Кому интересно – откройте Интернет. Википедия вам всё объяснит и вы выберите объяснение  по вкусу.

   Но первейшая мысль у иностранца – это эшафот. Казнили здесь. А как же иначе. Площадь Красная. И у многих наших гостей слово красный отнюдь не ассоциируется с красотой.  С цветом крови оно у них ассоциируется. Вот вам и эшафот. Наглядное тому подтверждение.

    И не будем спешить обвинять иностранцев в слепом неведении относительно казней на площади. Да, были казни. Смотрим известную картину Сурикова, которая так и называется «Утро стрелецкой казни». Казнили и до этого утра и после тоже. Правда, было в Москве и другое место для принародного лишения жизни людей разными способами. Оно недавно стало у нас очень известно, правда в ином контексте. «Болотная» площадь. Вот Пугачёва там казнили. А ранее Разина четвертовали. Да и не только их. А ещё проходили там кулачные бои. Читаем  «Песню о купце Калашникове».
 
  Иностранцев этот факт – казнь на главной площади города – нисколько не смущает   и не удивляет. Потому как эти печальные события проходили и на их главных площадях. Эти такие кровавые спектакли разыгрывались всегда  при огромных стечениях народа и у них. Да ещё и какие спектакли. Не только вешали и головы рубили, но и заживо сжигали. Нет,  вы только представьте себе. Всё в живую. Всё он лайн. Всё бесплатно. Это вам не фильм ужасов. Это сам ужас. И какой он притягательный! Публичный переход живой человеческой плоти в мир иной. Переход в тот самый мир, который ждёт всех нас. И при этом перед самой встречей с всевышнем несчастный осеняет себя крестным знаменем с обращением к к народу со словами «Прости народ православный». Это были последние слова  Емельяна Пугачева.
 
    Повторяю, и у них было всё тоже самое. Все знают площадь Согласия. Главную площадь в Париже. Надо сказать  несколько слов и о ней. Будет интересно. Площадь появилась в середине 17 века. То есть  Красная площадь будет постарше лет на 250. Появилась площадь по указанию короля Людовика 15. Того самого, которого Петр первый хотел взять в зятья, женив на нем свою дщерь Лизоньку. Не получилось. Став старше, Луи 15 установил на площади  свою собственную статую конную. Понятно, что площадь назвали Королевской.  Но не долго простояла статуя. До времён революции. Горячие французские парни – революционеры её снесли.

 Снесли! А на её месте поставили что? Правильно. Гильотину поставили. Такая несложная машина по отделению голов от тела. И это дело было поставлено у них на поток. Говорят,  так отделили более 1000 голов. Куда там Красной площади. Да и какие ещё головы! Короля и королевы. Шарлоты Корде (та самая, кто зарезала друга народа Марата). А потом и головы Дантона и самого Робеспьера тоже полетели в корзину с песком. А площадь называлась тогда… Правильно! Площадь Революции. И каждый раз отрубленная голова демонстрировалась за волосы ( с лысыми не знаю как поступали) палачом. При оглушительном рёве ликующей толпы. У нас в подобных случаях толпа замирала  в тишине от ужаса.  И неистово крестилась. Почувствуйте разницу и поразмышляйте над этим феноменом национальных характеров.

Наконец, выдохлась революция, и машина тоже подустала. Убрали её и площадь переименовали. Стала она площадью Согласия. Прошло лет сорок и в центре площади поставили  обелиск из Люксора фараона Рамзеса второго. Почему, зачем? По-моему, если по-русски, этот обелиск там не пришей … Дальше сами знаете как. Представьте себе этакое древнеегипетское изваяние у нас, на Красной площади. Ужас!"Похвала глупости",как сказал один философ.

   Да, что касается Лобного места, на нем тоже казнили. Но крайне редко. Не хватит пальцев и одной руки. Вот отсекли на нём голову раскольнику Никите Пустосвяту. Его казнили по приказу царевны Софьи – регентши при малолетнем брате Петре. После страстного спора о вере в Грановитой палате. Софья привела последний аргумент в этом споре. Голову долой!  Посмотрите большую картину Василия  Перова « Спор о вере». Она все расскажет.
 
И тем не менее это место считалось святым. Это место было чем-то вроде общественной трибуны. В те времена никаких масс-медия не существовали. Просто никаких. И откуда же узнавали о всем, что творилось в России. А вот с этого самого места. С него оглашались царские указы. Важнейшие. Например указ о учреждении опричнины Ивана Грозного. На ней представлялись новые цари – государи. Тот же малолетний Пётр первый. С неё же представлялся народу новый патриарх. Объявляли о начале войны и заключения мира. На его ступенях лежал изрубленный теми же стрельцами труп Лжедмитрия.
 
Есть и много других историй, которые были связаны с Лобным местом. И история её не закончилась после революции. Ну  почему же не использовать эту трибуну. Вот, например, через два года после революции на неё поместили скульптуру вырезанную из дерева  Конёнковым. Называлась она «Степан Разин с ватагою». Романовы никак не могли бы позволить этакое – памятник вору, разбойнику и преступнику. Понятно, что после революции Стенька Разин, уже герой легенд, песен, фольклора, стал ещё и борцом с царским режимом. Сегодня эту скульптуру мы можем увидеть в Музее Революции на Тверской.
 
  АЛЕВИЗОВ  РОВ. А вот это самое интересное. Это то,  что было на Красной площади  в течении нескольких веков ( почти триста лет) и составляло неотъемлемую часть нашей знаменитой площади. Ну так же,  как и сам храм Василия Блаженного, или как мавзолей Ленина на той же площади сегодня.  Нет этого рва сегодня.  И уж никогда не будет. И уже все забыли о нем. Но который ещё был в момент написания картины. Но уже отсчитывал последние годы своего существования. Посмотрите на правую часть картины. То, что вы видите,  называлось некогда Алевизов ров.

   Он был вырыт в 1508 году. Иван Грозный ещё не родился.   Приказал вырыть его Василий третий. И с такими словами обратился он к итальянскому архитектору: «Вокруг града Москвы ров делати каменеем и кирпичём и труды чинити вокруг града.» Какой интересный язык. Какое-то невероятная смешение бюрократических оборотов и поэзии.

   Ров вырыли, и таким образом Кремль оказался со всех трёх сторон защищён водными преградами. С двух сторон преградами естественными – Москва река и река Неглинная. И с третьей стороны, самой уязвимой, не только самой высокой стеной, но ещё  и широким рвом. Алевизовым рвом.   Очень широким. До 30 метров. А ещё и каким глубоким. Местами более 10 метров. А ещё была построена и другая зубчатая стена для защиты главной стены.  Попробуй возьми-преодолей. А уровень воды можно было регулировать с помощью шлюзов.
 
    Долго ров существовал. Как было сказано, почти три столетия. Да уже и казалось, что будет существовать вечно. Ни одна вражья сила  никогда и не пытался его преодолеть. Но как ни странно в конце Смутного времени Кремль был всё же  осажден. Осаждён русскими ополченцами под водительством Минина и Пожарского. Поскольку внутри находились поляки. Но это была только осада,  а не штурм.

   Да, стены Китай-города  были уже взяты штурмом. Но стены Кремля, со всеми его водными преградами ополченцы даже и не пытались брать. Дело бесполезное.Оставалось одно средство одолеть врага - длительная осада.

  В Кремле засели враги. Впрочем, их пригласили туда бояре-предатели. Семибоящина. И они тоже находилась там же, в осажденном Кремле. Смута бесконечно не могла продолжаться. Однажды любая смута кончается каким-то решением. И это решение близилось. Осажденные, на что они рассчитывали? Только на чудесное спасение. Они знали, что к ним на помощь шел большой отряд с огромным обозом провианта во главе с Ходкевичем. Не прошёл отряд. После нескольких дней жестоких боёв на подступах к Москве. 

   А дальше начался голод внутри Кремля. Вступил в ход последний решающий аргумент. Около месяца держались поляки. В какой то момент, чтобы избавиться от лишних ртов, они выставили вон жен боярских с их детьми.  Вон из Кремля. Но боялись выходить бояре. Вот как описывается это событие:  «Бояре сильно встужили и послали к Пожарскому Минину и всем ратным людям с просьбою, чтобы пожаловали, приняли их жён без позору.»

 Пожарский обещал.  Среди вышедшей толпы шла одна мамаша монашенка с сыном. Сына звали Миша Романов. После счастливого освобождения они уехали в свое имение под Костромой. То, что произошло с ними дальше, известно каждому.

 А что стало с теми, кто остался в Кремле. Они голодали. Как голодали? Вот любопытный документ. Прочтём: «Ещё в половине сентября Пожарский послал в Кремль грамоту: „Полковникам и всему рыцарству, немцам, черкасам и гайдукам, которые сидят в Кремле, князь Дмитрий Пожарский челом бьёт. Ведомо нам, что вы, будучи в городе в осаде, голод безмерный и нужду великую терпите, ожидаючи со дня на день своей гибели…. и вам бы в той неправде душ своих не погубить, такой нужды и голоду за неправду терпеть нечего, присылайте к нам не мешкая, сберегите головы ваши и животы ваши в целости, а я возьму на свою душу и у всех ратных людей упрошу: которые из вас захотят в свою землю, тех отпустим без всякой зацепки, а которые захотят Московскому государю служить, тех пожалуем по достоинству".

 Ответом был гордый и грубый отказ, несмотря на то, что голод был ужасный: "Отцы ели детей своих, один гайдук съел сына, другой — мать, один товарищ съел слугу своего; ротмистр, посаженный судить виновных убежал с судилища, боясь, чтоб обвинённые не съели судью.»

 Почему не сдавались? Потому что были уверенны и не безосновательно, пьянь казацкая, до голыдьба озлобленная  их изрубит как капуступо выходу из крепости. Что собственно и случилось впоследствии с немалой их частью.
 
    Наконец, 6 ноября народное ополчение вошло под звон колоколов в опустошенный поляками Кремль. А потом через пять дней на Красной площади состоялся благодарственный молебен. У Лобного места состоялся.
 
                *****

                ВЕРХНИЕ ТОРГОВЫЕ РЯДЫ.

  Ну а теперь обратим наш взор на левую сторону картины. Что мы там видим? Что там находилось в самом начале 19 века. Магазин мы видим. Но не тот, что стоит сегодня на этом месте. Это другой магазин.

     Вообще то на Красной площади торговали всегда.  И первоначальное наименование площади было Торг. Торгуют и по сей день. В самом известном нашем магазине. Можно сказать, магазине номер один. Он известен не только у нас.  И во всём мире тоже. Но вот мне на ум приходит иногда такая неудобная мысль. Красная площадь – это ныне в моих глазах, да и не только в моих, храм под открытым небом. А  храм – это место, где не торгуют.  Как известно,Христос прогнал торгующих из храма.  А тут торговля.  Да ещё и какая.
 
     То, что мы видим на картине , некогда называлось Верхними Торговыми Рядами. По указу Екатерины второй на месте обветшалых разрозненных лавок построили огромный магазин. По нынешнему огромный супермаркет. Денег не пожалели. Строительство было поручено знаменитому придворному архитектору Джакомо Кваренги.

    Не могу удержаться от того, чтобы не привести ещё одну любопытную деталь. Кваренги был итальянцем. А Наполеон в те времена  готовил поход на Русь. А в его армии было полно итальянцев. И всем итальянцам, бывшим на русской службе, предписывалось срочно вернуться на Родину. А он ослушался. И не вернулся, конечно. Его заочно приговорили к смертной казни. И имущество конфисковали.
 
    Строительство велось долго. Его даже не довели  до конца. И, тем не менее, мы видим именно это архитектурное творение на картине. Но существовать в таком виде  ему осталось не долго. Нашествие Наполеона все-таки состоялось. Город от него очень пострадал. После пожара 1812 года торговые ряды тоже пострадали. Их поправили и отреставрировали под руководством другого итальянца, Осипа Бове.

  Но лет через 50 и это здание тоже обветшало и морально устарело. Надо было перестраивать. И начались споры. С кем? А с лавковладельцами. И спорили очень долго. Те требовали от города преференций и льгот всяких. То есть,  как и всегда. И теперь тоже в подобных случаях.

 Наконец, договорились и все уладили не без предпринятых больших усилий главы города Алексеева – однофамильца нашей картины. И начали строить. Но сначала конкурс проектов. 23 участника. Конкурс выиграл архитектор Померанцев. Строили около пяти лет.  Ажурные стеклянные перекрытия были исполнены по чертежам инженера Шухова. Того самого, памятник которому не так давно установили в начале Сретенского бульвара.

    А знаете,   ведь сегодня ГУМа тоже могло бы и не быть. На его месте мог бы стоять здание небоскрёба Наркомтяжпрома. Тяжкая аббревиатура, но легко прочитываемая. И был тоже конкурс. Очень большой.  И какие смелые решения! Я смотрел и поражался.  И какие знаменитые имена! Веснины, Щусев, Алабян, Мельников, Мордвинов и др. Посмотрите их проекты. Легко найдете в Интернете. Всё бы и хорошо, да только каждый из них ну просто раздавил бы Красную площадь с самим Кремлём. Не построили. Хотели построить в другом месте. Рядом. Так где сегодня разбили парк Зарядье. Но и там не случилось. Возможно и хорошо. 
                *****
  И теперь последнее. И это самое главное на этой картине. А самое главное – это люди.  Площадь – это ведь не просто некое замкнутое пространство в городской среде. И это не просто музыка, застывшая в камне, исполненная смычком истории. Площадь – это  всегда живая подвижная ткань. Это люди живущие каждый раз в свои времена.  Вот те, которых мы видим на этой картине, жили в начале 19 века. Они одевались по-другому. Этих москвичей ещё не испортил квартирный вопрос. Их мысли и чувства были заняты совсем другим.  Без этих людей  площадь была бы пуста. Она была бы мертвой, как могильный камень. 

    Когда мы говорим МЫ в историческом смысле, то это что? Я понимаю так, что мы в высоком смысле – это то, чем  нас сделала вся наша история во всем её своеобразии.  Все наше национальное своеобразие и самобытность не появляются вдруг и сразу. У любого народа. МЫ - это и есть вся наша история. Мы - это её производное и её творение.   Мы – это наша история такая,  какой она сложилась в течении веков.  То, что нас сделало такими,  какие мы есть сегодня. И эти люди на картине – это всё те же мы на нашей главной площади. На Красной площади.

   Эти люди на площади всё те же мы, представленные на историческом срезе  в 1801 году. Для них времена Екатерины второй, Петра первого и даже Ивана Грозного были несравненно ближе, чем для нас. И они их воспринимают иначе, чем мы сегодня. И как ни странно эти имена у них в то время вызывали гораздо меньше вопросов, чем сегодня. И они ничего не знают о том, какой будет эта площадь, да и вся наша история в последующие годы и даже столетия. Они не знают даже ничего и о том, что через десяток лет «цивилизованная» Европа двунадесяти языков ворвётся в наш русский мир и разрушит почти весь город. И просвещённый император прикажет взорвать в великой досаде нашу святыню  – Кремль. И чудный храм – наш небесный Иерусалим. Бог, казаки, непогода, а может быть всё это вместе помешали свершиться этому святотатству.

     Эти люди не знают также и то, что произойдет через почти полтораста лет  с нами, то есть с их историческим и кровным продолжением. Не знают, как нам вновь придется претерпеть ещё более жестокое европейское нашествие. И всё с той же целью: разрушить наш мир. Разрушить и уничтожить. Стереть с земли вот эту самую площадь.  И снова губительное нашествие  имело тот же результат. И великая победа будет отмечена грандиозным парадом победителей под июньским дождём в 1945 году. Вот на этой самой площади, живописное изображение которой нам оставил художник Алексеев.
      
    Часы Спасской башни бьют каждые 15 минут. А мы к звону курантов прислушиваемся по-настоящему только в новогоднюю ночь. Встречая новый год с надеждами и с пожеланиями под звон бокалов с шампанским. Во время этого боя, по ком звучит главный колокол курантов?  И что в грядущем он всем и каждому из нас обещает? Никто не знает. А хотят знать все. И при этом  так странно думают, что время на нас останавливается. Мы так слегка со снисхождением думаем с высоты нашего времени о людях, которых мы видим на картине. Мы наивно так убеждены, что у нас больший исторический опыт. Мы старше, и вроде как даже и умнее.  И эти люди на картине   тоже, наверное,  так думали. Они жили только в свое время, А времена,  как известно,  не выбирают. В них, как известно, живут и умирают.

    Мы заложники нашего времени. И мы как-то не задумываемся о том, что о нас самих будут думать наши исторические наследники лет этак через 100-200. Вот на этой самой площади. Какая идея будет объединять их? То есть того, чего так и нет у нас сегодня. А часы на Спасской башне отбивают наше время. Время нашего движения в истории.  Время каждого из нас и время всей страны. Что день грядущий нам готовит? Звон курантов разносится по всей Красной площади. И его слушает вся страна.    


Рецензии
Лобное место переехало, судя по картине.

Игорь Леванов   11.03.2021 17:28     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.