Спасатель Ав

   

                Подкидыш

На краю села, рядом с лесом и протекавшей мимо рекой, стоял небольшой аккуратный домик. Казалось, он приветствовал весь мир, радостно распахнув свои окна, обрамлённые изузоренными наличниками, весёлыми ставенками, необычной красоты цветами на подоконниках. Ворота и невысокий забор умелые руки мастера превратили в сказку. Там дружно уместились Серый волк и Зайка, Лисица и Петушок- золотой гребешок, Дракон и Жар-птица, Медведь и Машенька.

   Местные жители привыкли к этой красоте, а приезжие люди зачарованно останавливались возле домика, им, особенно детям, хотелось верить, что стоит открыть эти чудные ворота, как попадёшь в сказочный мир, где живут настоящие волшебники.

     А этими «волшебниками» были дед Мирон и бабушка Аня. Когда-то их дом был наполнен щебетом детских голосов, а сейчас дети выросли, разлетелись кто куда. Родителей не забывали, навещали, но не так часто, как бы тем хотелось. А детскими голосами этот дом наполнялся только в дни школьных каникул, когда сюда съезжались внуки.
 
      Однажды посреди зимы выдалась оттепель, и кто-то в это время подбросил им щенка. Дед и бабка даже обрадовались такому подкидышу. Год  назад они схоронили своего старого пса, верного друга Казбека. Долго переживали от этой потери. А тут судьба подарила им такое вислоухое чудо. Это был серый пушистый клубок с двумя смородинками глаз, кончик хвостика и передние лапки беленькие. Дед с бабкой, не сговариваясь, решили щеночка оставить себе. В деревне без собаки трудно обойтись:хозяйство какое-никакое посторожит да и внукам опять же развлечение.

   -Ну, что, дружок, как тебя звать-называть-то будем?- спросил дед Мирон, беря щенка на руки, погладил его, слегка при этом покряхтывая.
   -Ав!- понимающе среагировал клубочек на такое внимание и ласку и начал радостно облизывать руки старика.
  - Ав, так Ав,- немного подумав и почесав свободной рукой кончик носа, миролюбиво согласился дед.- Я не возражаю. Голодный, небось, а? Конечно, голодный да и подмёрз, по всему видно. Пойдём, поедим. Я тебе сейчас тёпленького молочка козьего налью, бабушка только что подоила нашу кормилицу, козу Маньку. А козье молоко- оно, брат, полезное, лучше всяких лекарств, да сам сейчас поймёшь,- приговаривал дед Мирон, наливая молока в миску, и бережно подтолкнул щенка к кормушке.Тот жадно припал к еде и вскоре вылизывал уже дно старенького блюдца, приспособленного хозяином ему под кормушку. Дед, погладив найдёныша и похвалив его за хороший аппетит, радостно сообщил жене: « Мать, а кормушка-то нам мала, надо подыскать что-то побольше.

   Приехавшие на лето внуки были в восторге от нового развлечения. Недолго думая, они активно взялись за  тренировку уже подросшего и окрепшего щенка. Собачка с огромным удовольствием участвовала во всём, что ей предлагали дети. За лето смышлёного подопечного юные дрессировщики обучили многому. Помимо выполнения простых команд «голос», «подать лапу», «сделать стойку» он к концу лета научился не только приносить обратно брошенную хозяевами палку, но и находить мелкие потерянные вещи, обнаруживать спрятавшегося во время игры в прятки. По всему было видно, что подрастает умный и сноровистый пёс с большими задатками. И вскоре эти предположения оправдались.

                Как Ав бабушку спас

    Решила как-то бабушка Аня ближе к осени по грибы сходить. Давно она уже этого не делала, но грибные места помнила, да и были они совсем недалеко. Ав увязался за ней. Внуки к тому времени уже разъехались, поэтому старушка даже обрадовалась своему попутчику, подумав:- Пусть бежит, хоть какая-то живая душа рядом будет. Глядишь, кого ненужного и спугнёт, а то нынче люди не раз говорили, что змеи встречаются в лесу. Вот так и отправились на пару в лес. Бабушка грибы собирает, а собака тоже бегает между деревьями, нюхает землю, фыркает, что-то своё роет, ищет, но далеко не уходит от своей хозяйки, постоянно к ней возвращается. Бегала, бегала собачка и вдруг призывно так залаяла. Старушка сначала не обратила особого внимания на собачий лай, но Ав никак не унимался. Тут бабушка встревоженно прислушалась и окликнула пёсика: «Ав, что случилось?» В ответ собака опять жалобно затявкала. Хозяйка не на шутку всполошилась, и, подумав, что Ав попал в беду, поспешила ему на помощь. Когда она подошла ближе, пёсик радостно завилял хвостом и бросился сначала к ней, потом обратно к тому месту, где он что-то разрыл. Старушка сделала ещё несколько шагов и увидела, что Ав наткнулся на чью-то нору, начал её разрывать, но та оказалась глубокой. «Ах ты, хитрюга!- воскликнула старушка. Что, своих сил не хватило, так меня позвать решил?» Пёсик, виновато поскуливал, поглядывая просящими глазами на хозяйку. «А я чем тебе помогу, стара я стала,» - отмахнулась та и вдруг увидела недалеко целую гряду маслят. « Ой, собачка моя дорогая, ты хоть понимаешь, в какое грибное место меня заманила своим лаем? Вот соберём всё это богатство и домой пойдём»,- радостно бормотала бабушка Аня, срезая грибы.

Ав, видимо, всё-таки тоже понял своим собачьим умом, что чем-то угодил хозяйке, поэтому решил закрепить  успех заливистым, радостным лаем. После этого, потеряв всяческий интерес к разрытой норе, понёсся к ближайшим кустам на поиски чего-нибудь ещё новенького, ведь в лесу было столько интересного.

     А в это время у бабушки Анны вдруг закружилась голова, она, охнув, схватилась за сердце и со стоном присела на землю, сунула руку в карман в поисках сердечных таблеток, но там было пусто. « На столе забыла, голова дырявая»- простонала она беспомощно.

Ав резко остановился, насторожился, уши торчком, как две маленькие антенки, и, почуяв неладное, бросился обратно к хозяйке. Увидев её, беспомощно лежавшую на листве, он жалобно заскулил, крутясь возле старушки, лизал ей руки, лицо. Бабушка Аня, через силу выдавливая из себя слова, проговорила: «Ну, что… собака…плохо мне. Самой не справиться». Ав как-то по-особенному заскулил и убежал. Старушка попыталась подняться. Но сил не хватало. Тогда она, безысходно вздохнув, подумала: «Вот глупая собака, опять убежала, а я лежи тут и помирай».

     А Ав тем временем пулей летел в деревню. Прибежал домой, нашёл деда Мирона на огороде, залаял громко, отрывисто и стал тянуть его за штанину. Дед сначала ничего не понял и начал его журить: «Ну хватит, хватит играть, не до тебя мне сейчас, уж извини, работы хватает, воды вон в бочки надо набрать». Но Ав лаял всё сильнее и настойчивее. И тут дед тоже вдруг забеспокоился. Он вспомнил, что пёс уходил с бабушкой в лес. « А где же грибница?»- огляделся Мирон по сторонам, следуя за собакой уже за ограду. Анны нигде не было. « Ты где хозяйку потерял?»- строго посмотрел он на пса. Тот в свою очередь настойчиво тянул его в лес. И тут уж Мирон не на шутку всполошился. «Что-то случилось неладное,»- промелькнуло в голове. Он быстро вернулся в дом за ключами от мотоцикла и, проходя мимо стола, увидел на нём таблетки жены, схватил их, понимая, что та забыла их второпях. Запер дом, завёл мотоцикл и поехал следом за «проводником».

     Вскоре пёс привёл его к бабушке Анне. Дед подал ей лекарство и, когда понял, что ей стало лучше, поворчал больше для виду, побранив за забывчивость, мол, и про лекарства забыла и про возраст свой, бережно усадил в коляску мотоцикла и повёз потихоньку домой. Там старушка постепенно пришла полностью в себя. Вышла на крыльцо, позвала к себе собачку. Ав с радостным лаем подбежал к ней, хозяйка угостила своего спасителя сочной котлеткой, ласково почесала у него за ухом, погладила, приговаривая: «Прости меня, Авушка, я думала, ты сбежал от меня. А ты, умница моя, за помощью бросился, спасибо тебе». Тут на крыльцо вышел дед Мирон и, как всегда покряхтывая, скупо, по-мужски присоединился к похвалам жены. Пёс купался в лучах ласки и славы.

    Когда внукам рассказали об этом собачьем подвиге, те гордо заявили: «Наша
школа!»
                Друг  в беде не бросит


   За год Ав превратился в совсем взрослого пса, большого, сильного. Зимой он даже помогал деду перевозить на санках воду, дрова, вывозить из ограды снег. Иногда соседские ребятишки просили деда Мирона , чтобы он разрешил Аву покатать их на санках  по дороге, детвора была ещё маленькой и поэтому дед давал согласие, но при этом строго-настрого наказывал: «На санки садиться только по одному. Сладостями особо не прикармливать. Не обижать, а то обозлите собаку, потом она вас будет тоже обижать.» И ещё долго после этого добродушно хмыкал, покачивая головой, когда слышал восторженный визг проезжавшей мимо ребятни. Постепенно Ав стал добрым, преданным другом для всей деревенской детворы.

    Когда внуки приехали на лето в деревню, они даже не узнали этого здоровенного пса и при встрече боязливо сторонились его. Но очень скоро убедились, что это всё тот же их игривый, ласковый Ав, только очень возмужавший. Сразу же зачислили его в свою команду и больше нигде и никогда не расставались. Теперь горожане со смехом вспоминали, как прошлым летом они отправились на рыбалку, Ава решили с собой не брать, чтобы рыбу не распугал, а вдоль дорожки паслись, казалось, безобидные гуси. Когда дети поравнялись с ними, те стали громко вскрикивать, загоготали, взмахивая крыльями, некоторые, страшно шипя, вытянув шеи, кинулись на рыбаков. Детвора, со страху забыв обо всём на свете, побросала свои рыбацкие снасти, и вскоре Сенька с Вовкой оказались на ближайшем дереве, даже не успев понять, как это произошло, только одна Маринка, визжа, как поросёнок, носилась вокруг дерева и размахивала банкой с червями, которой в конце концов, как гранатой, запустила в наступающих гусей. Те загоготали ещё громче, вскрикивая, продолжая грозно надвигаться на неё. Поскользнувшись, Маринка упала в большую лужу, в которой любили булькаться гуси. Она замерла в ожидании худшего и сжалась от страха, жалея о том, что лужа мелкая и в ней не скрыться от преследователей. Но гуси, издав гордый клич победы, отправились дальше щипать травку.

     Сенька с Вовкой, охая, сползали с дерева, потирая свои раны-ссадины, но когда увидели поднявшуюся из лужи Маринку с растрёпанными волосами, то зашлись в истерически-нервном хохоте. Она была похожа на маленькую разбойницу или ведьму. Сенька предложил сквозь смех: «Вот в таком виде ты готова напугать не только гусей, но и козу-забияку Маньку. Догони, отомсти за всех нас!» За что сразу же схлопотал подзатыльник от сестры, уже отошедшей от страха.

     Теперь же, когда Ав бежал рядом, горожане, совершенно не боясь, проходили мимо злых соседских гусей, не испытывали страха, пересекая лужайку, где паслась коза Манька- гроза всей деревни.

      А вскоре Ав научился управлять целым стадом, где рядом с коровами и молодняком паслись овцы. А случилось это, когда внуки вместе с дедом отправились на пастьбу. Они, конечно же, взяли с собой и пса.

    Утро выдалось солнечное, трава была мокрая от росы, что предвещало ясный, а, значит, и жаркий день. Пока изголодавшееся за ночь стадо припало к сочной, напитанной утренней влагой траве, дед, разувшись, прошёлся по росистому лугу босиком, покрякивая от удовольствия, посоветовал это сделать и внукам, заверив их, что  это их  не только взбодрит, но и здоровья им добавит. Внуки, осторожно разуваясь, пробовали сначала кончиками пальцев одной босой ноги предложенное дедом удовольствие, повизгивая при этом  от прохладной влаги, но потом так разошлись, пустившись босиком с первобытными криками наперегонки по росистой траве, что Ав тоже начал носиться между ними, оглашая окрестности громким лаем, спугнул в кустах какую-то птаху. В общем, деду пришлось, в конце концов, строго прикрикнуть на резвунов, чтобы угомонить не на шутку расшумевшуюся ватагу. После этого все переключились на отбившуюся от стада животину, которая тоже была не прочь разбрестись, кто куда, и ей надо было срочно напомнить, что пастухи не дремлют. Но постепенно пыл у горожан спал, на смену ему пришла усталость.

     Когда коровы прилегли отдохнуть, пастухи разожгли костёр, чтобы вскипятить чай, заварив его мелиссой, смородиновым листом и зверобоем. Аромат от чая шёл умопомрачительный! В нагоревшие угли закинули несколько картофелин на печёнки. После сытного обеда всех разморило, и, когда коровы после отдыха стали подыматься, загонять их разморённым жарой детям города уже не хотелось. Они всё чаще стали отдавать команды псу, показывая рукой в том направлении, где нужно было исправить положение. Ав на удивление резво и чётко справлялся с заданием. Детвора сразу же повеселела и решила, что пришла пора искупаться. Как только дошли до очередного водоёма, юные пастушата ринулись в него, на ходу сбрасывая одежду. Стадо тоже направилось на водопой. Коровы, напившись, стали заходить в воду так,что торчала только голова. Так они не только охлаждали от жары тело, но и спасались от гнуса. Ав барахтался вместе с ребятами. Тут вдруг Маринке пришла в голову бредовая до дерзости мысль. Она решила, что коровы в воде беспомощны и безопасны. Вскочила на ближайшую корову с криком: « Смотрите, я - амазонка! Фото на память!» Никто из булькавшейся оравы даже и не понял, как ей удалось это сделать. Но когда все оглянулись на её крик, то просто оцепенели от ужаса. Испуганная корова дёрнулась, что есть сил и поплыла, сбив при этом «храбрую амазонку». Та скрылась под водой, но, видимо, корова её ещё и ударила при этом, потому что девочка, вынырнув на какое-то время, захлёбываясь, успела крикнуть: «Помогите! Апф…»,- и  снова скрылась под водой. Дед сидел далеко на пригорке, но почувствовал неладное и поспешил на помощь. Купающиеся растерялись, и только Ав, которому послышалось в Маринкином «апф» своё имя, ринулся к пострадавшей. Он схватил утопающую за волосы, как только её голова вынырнула на поверхность, и поплыл,  успевая подталкивать девочку ещё и снизу, к берегу, тут и дед подоспел.Вытащили Маринку на берег, перепуганную, бледную, с ушибленной рукой, воды она наглотаться не успела, была в сознании. Ав , быстро отряхнувший с себя воду, подбежал к девочке и радостно облизывал несостоявшуюся амазонку.

     Немного погодя, пришедший в себя дед отчитал всех купальщиков, а Маринке досталось всех больше за её неразумную выходку. Похвалил только Ава за находчивость, а тот совсем и не чувствовал себя героем, он просто по-собачьи выражал свою преданность дорогим  ему людям, радовался, что можно снова порезвиться, загоняя в стадо непослушных коров. А ребята как-то сразу посерьёзнели после случившегося, вспомнили, что они должны помогать деду, а не расстраивать его своими  нелепыми поступками и тоже включились в работу. Дед, видимо, прокручивая в голове ещё раз случившееся, наконец-то усмехнулся и, поглаживая усы, пробормотал сам себе: «Амазонка на корове.»
На одном из привалов Вовка, ласково потрепав собаку, признался:
-  Ав, ты настоящий друг!
- Да. Преданный и верный,- подхватил Сенька.
- А друг в беде не бросит,- осуждающе посмотрев на братьев, подытожила Маринка и почесала Ава за ухом.
     Тот без тени укора, ластясь, заглядывал по очереди в глаза своим друзьям.


Рецензии
Спасибо, Артур, на добром слове!

Надежда Зиборова   18.12.2017 16:00     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.