Исторические связи Угреши и Екатерининской пустыни

 Исторические связи Николо-Угрешского монастыря и Екатерининской пустыни в XVIII - начале XX века
 
        Доклад на XVIII научной церковной конференции "Исторко-культурное наследие Николо-Угрешского монастыря. 20 ноября 2017 г. Николо-Угрешская духовная семинария.



Жизнь русских православных монастырей не замыкается в стенах отдельно взятых обителей, а представляет собой единый процесс. Обители имеют множество духовных, хозяйственных, управленческих и прочих связей между собой. Ярким примером являются исторические связи подмосковных Николо-Угрешского монастыря и Екатерининской пустынь, расстояние между которыми составляет 12 вёрст. Связи проявляются и в судьбах насельников, подвизавшихся в обоих этих монастырях, и в паломничествах, и в совместных богослужениях, и, как это ни прискорбно, в переводах провинившихся иноков на исправление из одной обители в другую.

Екатерининская пустынь основана царём Алексеем Михайловичем в конце 1658 года на месте явления ему в сонном видении великомученицы Екатерины, возвестившей о рождении царской дочери. Можно предположить, что часто посещавший Угрешу государь бывал и в основанной им пустыни, хотя документальных свидетельств об этом не сохранилось.

Самое раннее из обнаруженных в архивных документах упоминаний одновременно Николо-Угрешского монастыря и Екатерининской пустыни относится к 1748 году. С 1743 года в пустыни настоятельствовал строитель иеромонах Сергий [1] (в крещении Савва). Сам он в прошении, направленном в Московскую духовную консисторию, утверждал, что управлял беспорочно, однако летом 1748 года его отрешили от должности, вероятно, за растрату и перевели под надзор в Николо-Угрешский монастырь с запрещением в служении. Бывшего строителя лишили личного имущества, которое передали дочерям. Как сложилась дальнейшая судьба иеромонаха Сергия, неизвестно.

Интересной личностью был строитель Екатерининской пустыни иеромонах Варнава, впоследствии угрешский и чудовский игумен [2]. Пострижен он был в Чудовом монастыре в 1760 году и проходил послушания эконома и казначея. 30 января 1769 года Варнаву назначили строителем Екатерининской пустыни. Он был рачительным хозяином, но управлял обителью недолго: в 1770 году его перевели строителем в Вознесенскую Давидову пустынь. Одновременно с этой должностью в 1772–1773 годах он был экономом ризницы Архангельского собора Кремля, а с 1772 года — экономом Архиерейского дома. В 1776 году его назначили наместником Чудова монастыря. 16 августа 1777 года Варнаву посвятили в сан игумена Николо-Угрешского монастыря, где он постоянно не жил, оставаясь в Чудовом монастыре. Наместником его на Угреше был иеромонах Иаков. Однако Варнава не просто числился угрешским настоятелем, а реально управлял одновременно двумя обителями, как это следует из сохранившихся архивных документов.

19 июля 1780 года в оскудевшую материально и духовно Екатерининскую пустынь назначили строителем опытного иеромонаха Авксентия [3], более 20 лет подвизавшегося в Троице-Сергиевой лавре. В начале 1784 года отец Авксентий приехал в Николо-Угрешский монастырь на богомолье и там скоропостижно скончался на 59-м году жизни, о чем угрешский игумен Варнава рапортовал начальству 2 февраля 1784 года. Иеромонах Авксентий был похоронен на Угреше. В феврале-марте 1784 года пустынью временно управлял угрешский иеромонах Тихон.

Хорошо был знаком с насельниками Угреши строитель Екатерининской пустыни иеромонах Назарий [4] (Николай Иванович Бордоносов), который родился в 1778 году в семье серпуховских купцов. Начало монашеского служения он полагал в Белобережной пустыни Орловской епархии. Его учителем был известный оптинский старец Леонид (Наголкин), ранее управлявший Белобережной пустынью. В 1807 года отец Назарий перешёл в Коломенский Бобренёво-Голутвин монастырь, приписанный к Старо-Голутвину монастырю, выполнял там пономарское послушание. Пострижен и посвящён в иеродиакона он был в 1811 году, в сан иеромонаха — в 1814 году. Перед назначением в Екатерининскую пустынь отец Назарий управлял Бобренёвым монастырём. С 28 февраля 1823 года по 1829 год он был строителем Екатерининской пустыни и одновременно благочинным Звенигородского Борисоглебского Аносина женского монастыря. По свидетельству преподобного Пимена Угрешского, отец Назарий строго соблюдал монашеские правила, богослужебные каноны, неусыпно окормлял братию [5]. В 1829 году он был переведён настоятелем в Старо-Голутвин Богоявленский монастырь, которым управлял до 1854 года в сане игумена, то есть четверть века. Правил он, по словам архимандрита Пимена, мудро, но когда телесные силы его начали ослабевать, то и вверенная ему обитель стала приходить в упадок.

Преподобный Пимен писал в своих «Воспоминаниях….»: «Я стал помнить Екатерининскую пустынь с 1834 года. Вскоре после моего поступления на Угрешу я туда ездил с отцом игуменом Иларием и нахожу, что с того времени эта обитель находится почти все в одном положении, но тогда казалась несравненно благоустроеннее Угреши» [6].

В свою очередь часто посещал Угрешу друживший с игуменом Иларием екатерининский строитель с 1829 по 1842 год иеромонах Мелхиседек [7]. По воспоминаниям преподобного Пимена [8], отец Мелхиседек был довольно полным человеком красивой наружности. Екатерининская пустынь при нём содержалась в полном порядке. О характере и духовной жизни отца Мелхиседека говорит такой эпизод. Как-то зимой отец Иларий и отец Мелхиседек беседовали в настоятельской гостиной на Угреше. Вошёл молодой послушник, принёс дрова и, постеснявшись помолиться при постороннем, стал молча класть их в печь. Отец Мелхиседек спросил его: «Давно ли ты, раб Божий, живёшь в монастыре?». Тот отвечал: «Я начало полагал в Оптиной пустыни и жил там около трёх лет». «Как у вас старцы учат, например, печь топить с молитвой или без молитвы?» — продолжал вопросы отец Мелхиседек. Келейник смутился и стал просить прощения. Игумен Иларий был благодарен за такое увещевание келейника. Заметим, что этим келейником очевидно был не кто иной, как сам преподобный Пимен, в то время послушник Пётр Мясников.

В «Воспоминаниях архимандрита Пимена» упоминается, что в Екатерининской пустыни в 1836–1840 годах проживал бывший угрешский игумен Аарон [9], отрешённый от должности в 1833 году за пьянство и пренебрежение обязанностями настоятеля. Угрешскую обитель он привёл в такое плачевное состояние, что она была близка к упразднению. В Екатерининской пустыни Аарон вел себя довольно тихо: строитель иеромонах Мелхиседек докладывал в консисторию, что ни в чём предосудительном бывший угрешский игумен не был замечен. Однако своей привычке надолго отлучаться из монастыря отец Аарон не изменил. Во время одной из таких отлучек он и скончался в 1840 году в возрасте 63 лет.

С 3 ноября 1865 года строителем Екатерининской пустыни был иеромонах Варсонофий [10]. Как и его предшественники, он бывал на Угреше. В «Монастырском дневнике к Угрешской летописи» иеромонаха Порфирия (Алексеева) есть 2 упоминания [11] о его приездах на совместные богослужения - 12 ноября 1865 года (вскоре после назначения на должность) и 12 октября 1866 года.

Особенно тесными стали связи между Николо-Угрешским монастырём и Екатерининской пустынью после введения на Угреше общежительного устава. Обе обители входили в одно благочиние общежительных монастырей Московской епархии до ноября 1915 года. Благочинным с 1869 г. по 1880 г. являлся преподобный Пимен, бывший в курсе жизни вверенных ему обителей, в том числе и Екатерининской пустыни, с настоятелем которой Варсонофием связан один из печальных эпизодов.

Судьба этого иеромонаха весьма поучительна. Он родился в 1810 году в Калужской губернии в семье крепостных крестьян, получив вольную, 26 июля 1845 года поступил в Московский Покровский монастырь, где был пострижен 27 февраля 1849 года, посвящён в иеродиакона 29 июля 1849 года, в иеромонаха — 9 августа 1852 года. Иеромонах Васонофий много лет занимался благотворительной деятельностью для тюрьмы — Рогожского этапа, за что имел несколько благодарностей от митрополита Московского Филарета. Настоятельствовал в Екатерининской пустыни иеромонах Варсонофий до лета 1870 года. Внешне дела при нём шли вполне благополучно: в документах отражены хозяйственные и строительные работы, в числе которых обновление келейного корпуса, а также текущие богослужения и молебны по особенным случаям. В 1867 году пристроили паперть в 12 аршин высотой и во всю ширину Екатерининского собора, установили два новых иконостаса в его пределах. Немалые хлопоты были связаны с оступившимися священнослужителями и мирянами, традиционно посылаемыми в пустынь на исправление. В 1870 году среди них был угрешский иеродиакон Ефрем [12], отбывавший епитимью за нетрезвость с запрещением в служении.

8–9 августа 1869 года Екатерининскую пустынь посетил святитель Иннокентий (Попов-Вениаминов), митрополит Московский. Братия устроила ему торжественную встречу. Во время осмотра обители владыка сделал несколько замечаний по благоустройству, в частности по застройке промежутка между двумя братскими корпусами. Показательно, что прямо из Екатерининской пустыни владыка митрополит отправился на Угрешу.

Иеромонах Варсонофий взялся за дело с присущей ему тщательностью. Беда пришла нежданно. Будучи занят хозяйственно-административными делами, он, видимо, стал всё меньше внимания уделять вверенной ему пастве, очерствел душой. Его увольнение было связано с трагическим событием: 11 мая 1870 года пропал келейник настоятеля, 16-летний крестьянский юноша Григорий Иванов. О. Варсонофий проявил беспечность, никому не сообщив об этом. Спустя две недели, 25 мая, рясофорный монах Павлин и послушник Николай Ростовцев во время прогулки по берегу пруда увидели в воде утопленника, о чём тут же сообщили настоятелю. Однако отец Варсонофий торопился в Москву по делам и поручил дело казначею отцу Арсению. Иеромонах Арсений немедленно сообщил о происшествии и об исчезновении юноши полиции и благочинному общежительных монастырей архимандриту Пимену. Оказалось, что пропавший келейник был убит и брошен в пруд неизвестными лицами. 27 мая судебный пристав прислал это сообщение на имя отца Арсения, поскольку строителя не было в обители несколько дней.

Такое поведение настоятеля, противоречащее заповеди о любви к ближнему, возмутило архимандрита Пимена. При его участии 18 июля 1870 года было сделано соответствующее представление: митрополит Иннокентий распорядился об отстранении Варсонофия от должности строителя. Указом МДК от 15 сентября 1870 года он был уволен «ввиду полного равнодушия к печальному и возмутительному событию, произошедшему в пустыни». Указом митрополита от 29 сентября 1870 года отец Варсонофий переведён в Покровский монастырь на больничную вакансию при богадельне [13]. Это было очень мудрым решением дела, ведь служение больным и страждущим наверняка было душеспасительно для отца Варсонофия. На этой скромной должности он находился до своей кончины в 1874 году.

Совершенно иначе поступал преемник Варсонофия — строитель иеромонах, а позднее игумен Арсений. 26 ноября 1870 года в пустыни не ночевал упомянутый выше иеродиакон Ефрем, присланный на исправление из Николо-Угрешского монастыря. О. Арсений на следующее утро послал работника Ивана Терентьева, который объехал на лошади окрестные села и нашёл беглеца. Однако Ефрем в пустынь возвращаться отказался, ещё два дня пьянствовал и явился только к поздней литургии 29 ноября [14]. О происшествии отец Арсений в тот же день сообщил благочинному общежительных монастырей архимандриту Пимену. Это была не первая и не последняя отлучка пьяницы иеродиакона из монастыря. В архивном деле имеется больше десятка докладных записок о нетрезвом поведении Ефрема [15]. Намучился с ним игумен Арсений, но всякий раз приказывал разыскивать «невозвращенца» по деревенским трактирам, чтобы не сгинул во грехе. И добился желаемого: через некоторое время «поток» докладных о пьянстве иеродиакона Ефрема иссяк.

Игумен Арсений (Лука Егоров, 1807-1894), подвизался в Екатерининской пустыни с 1849 года, настоятельствовал там с 1870 по 1891 год. Возведён в сан игумена он был 6 июня 1882 года. По свидетельству преподобного Пимена[16], при отце Арсении пустынь содержалась в чистоте и порядке, богослужения отправлялись очень строго, пение на службе было весьма благолепное.

Находясь летом 1873 года на отдыхе и лечении в Екатерининской пустыни, архимандрит Пимен любил подолгу беседовать с настоятелем. Тогда преподобный Пимен жил не в стенах Екатерининской пустыни, а в небольшой деревянной гостинице, занимая её левое крыло. Именно там его послушник, духовный писатель Дмитрий Дмитриевич Благово, записал «Воспоминания архимандрита Пимена».

В Екатерининской пустыни в конце июня 1873 года преподобного Пимена навестил его близкий духовный друг епископ Дмитровский Леонид (Краснопевков), по настоянию которого и состоялся этот отпуск. Днем владыка ездил осматривать церкви Подольского уезда, а по вечерам долго беседовал с другом, слушал первые наброски его «Воспоминаний». Потом о. Леонид уехал на Угрешу, где провел несколько дней. Здесь он служил 5 июля, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, отсюда он ездил обозревать соседние церкви, вечером купался в Москве-реке, отдыхал душой. Из Угреши о. Леонид писал о. Пимену: «Приношу Вам братское искреннее благодарение за спокойствие, которым у Вас наслаждался и с которым, признаюсь, неохотно расстаюсь. Мирствуйте, лечитесь, берегитесь, не спешите к делу, чтобы лучше делать дело» [17].

Отпуск преподобного Пимена неожиданно дал повод для газетной сплетни, будто он находится в Екатерининской пустыни на покаянии по распоряжению епархиального начальства, так как оскорбил действием одного из угрешских иеромонахов. Ничего подобного в действительности не было, и поначалу о. Пимен нисколько не смутился, но его очень огорчало, что официально нелепый навет был опровергнут епархиальным начальством только в октябре в газете «Московские ведомости». «Сознаюсь, что иногда во время бессонных ночей, которые у меня бывали во время моего пребывания в Екатерининской пустыни, мне и самому нередко приходили черные мысли и негодование на начальство, что оно без защиты оставило меня на посрамление», — писал он в «Воспоминаниях». Епископ Леонид поддержал его: «Пришли искушения: болезнь, клевета. Вы терпеливо переносите болезнь… и от клеветы человеческой не потеряли мужества в хранении заповедей. Будет или не будет оказана обещанная защита — она не для Вас нужна, а для монашества и для вашего делания <…> Господь, яко свет изведет правду вашу»[18].

Преподобный Пимен общался екатерининским игуменом Арсением и на Угреше, куда тот регулярно приезжал и служил соборно с угрешским настоятелем и клириками. Так, в «Монастырском дневнике к Угрешской летописи» отмечены его приезды [19] 22 января и 27 августа 1871 года, 16 января 1872 года.

Вот как в 1882 году Д.Д. Благово характеризовал отца Арсения: «Ныне настоятелем пустыни является почтенный, благочестивый и глубоко смиренный старец, замечательно воздержанной и строгой жизни, игумен Арсений, более 30 лет там находящийся и достойный всякого уважения, к сожалению, преклонный летами и слабый силами» [20].

В конце XIX – начале XX века строителями Екатерининской пустыни несколько раз становились угрешские иеромонахи.

17 декабря 1893 года настоятелем пустыни назначен иеромонах Вассиан [21] (Василий Назарович Смирнов). Он родился в 1837 году в крестьянской семье, обучался в народном училище, поступил в братство Николо-Угрешского монастыря 30 мая 1867 года, был пострижен 19 декабря 1870 года, возведён в сан иеродиакона 5 мая 1871 года. Отца Вассиана назначили ризничим 10 июня 1876 года, возвели в сан иеромонаха 14 ноября 1876 года. После кончины архимандрита Пимена (Мясникова) с 18 августа по 20 ноября 1880 года отец Вассиан управлял Николо-Угрешским монастырём. Братским духовником он стал 19 марта 1886 года. Казначеем Николо-Угрешского монастыря Вассиана утвердили 25 августа 1893 года. С 15 сентября 1893 года он также был духовником Крестовоздвиженского Иерусалимского женского монастыря, что в Подольском уезде.

За усердное служение в Николо-Угрешском монастыре и Екатерининской пустыни 6 мая 1895 года иеромонах Вассиан был награждён наперсным крестом. При нём была завершена внутренняя отделка Екатерининского собора, и в 1894 году обновлённый храм был освящён угрешским архимандритом Валентином (Смирновым), тогдашним благочинным общежительных монастырей Московской епархии.

6 мая 1899 года отец Вассиан был возведён в сан игумена. Он настоятельствовал в Екатерининской пустыни до своей кончины весной 1902 года.

Трагически сложилась судьба следующего настоятеля — игумена Мартирия [22], который, как и Вассиан, был угрешским пострижеником. Его мирское имя — Александр Михайлов. Он родился в 1847 году в семье мещан, проживал в Николо-Угрешском монастыре с 4 мая 1868 года, был пострижен 18 марта 1878 года, рукоположён в иеродиакона 21 декабря 1878 года, в иеромонаха — 26 ноября 1881 года. С 25 августа 1893 года Мартирий исполнял должность ризничего, а с 31 января 1894 года — казначея Угрешской обители. На Угреше он получил две церковные награды: набедренник (9 августа 1892 года) и наперсный крест (9 мая 1897 года). В 1896 году он удостоился серебряной медали на Александровской ленте в память почившего императора Александра III.

20 мая 1902 года отца Мартирия назначили настоятелем Екатерининской пустыни и 9 июня того же года возвели в сан игумена. При Мартирии в 1903–1906 годах казначеем Екатерининской пустыни был иеромонах Евстратий [23] (Евгений Тихонов), происходивший из крестьянской семьи и поступивший в Николо-Угрешский монастырь в 1886 году. Пострижен он был на Угреше в 1895 году, спустя три года возведён в сан иеродиакона, а в 1903 году — в сан иеромонаха. Уволен от должности он был из-за слабого здоровья по собственному прошению в сентябре 1906 года [24], а казначеем стал постриженник пустыни иеромонах Серафим.

Жизнь пустыни шла своим чередом, несмотря на революционные потрясения 1905 года. В исходящем журнале [25] пустыни помимо текущей переписки по хозяйственным и административным делам значатся сообщения о сборе пожертвований в помощь раненым на Русско-японской войне.

Трагедия случилась позже, когда пустынь готовилась отпраздновать 250-летие. Утром 13 сентября 1908 года игумен Мартирий был убит из револьвера эсерами-максами при попытке ограбления. Дерзкими нападениями и грабежами боевики пополняли свои партийные кассы. Убийцы не нашли в его келье ничего ценного и скрылись, бросив в монастырской гостинице свои паспорта.

Похоронили игумена Мартирия в Екатерининской пустыни, установив беломраморное надгробие, которое сохранилось до наших дней, хотя в советское время кладбище было практически уничтожено. Надпись, высеченная на надгробии, гласит: «Под сим камнем покоится прах игумена Мартирия. Род. в Москве 28 июня 1840 года. 15-ти лет поступил в Николо-Угрешский монастырь. 38 лет прожил там, назначен настоятелем Екатерининской пустыни. Управлял 6 лет и 3 месяца. Убиен в 9 часов утра 13 сентября 1908 года» [26]. На обороте камня выгравирована стихотворная эпитафия неизвестного автора:

Прохожий, ты идёшь,
Но ляжешь, как и я,
Присядь и отдохни на камне у меня.
Сорви былиночку,
Подумай о судьбе,
Я дома, ты - в гостях.
Подумай о себе.

Спустя 2 месяца убийцы отца Мартирия были пойманы полицией и вскоре осуждены [27].

Настоятелем Екатерининской пустыни был назначен угрешский иеромонах Феогност [28] (Василий Яковлев), который родился в 1851 году в семье мещан. Он поступил в Николо-Угрешский монастырь в январе 1890 года, пострижен 21 февраля 1896 года, возведён в иеродиакона 18 декабря 1902 года, в иеромонаха — 24 сентября 1904 года, назначен на должность казначея 21 июня 1907 года. За время пребывания на Угреше он получил две награды: серебряную медаль на Андреевской ленте в честь коронации Николая II Александровича и Александры Фёдоровны (14.05.1894) и набедренник (29.06.1907). Настоятелем Екатерининской пустыни он определён в ноябре 1909 года, возведён в сан игумена 21 декабря 1909 года. 2 января 1910 года игумен Феогност приехал в Екатерининскую пустынь и был введён в должность благочинным общежительных монастырей архимандритом Валентином, настоятелем Вознесенской Давидовой пустыни. Третью награду — наперсный крест — отец Феогност получил 6 мая 1912 года. Он управлял обителью до своей кончины в апреле или начале мая 1915 года.

В свою очередь, в Николо-Угрешском монастыре подвизались некоторые постриженики из Екатерининской пустыни. Особого внимания заслуживает личность архимандрита Виталия [29] (Василия Кудрявцева), угрешского насельника с 1858 года. Он был сыном священника, окончил курс духовного училища в Звенигороде, в 1850 году поступил послушником в Екатерининскую пустынь, где был пострижен 19 июня 1856 года и рукоположён в иеродиакона 21 июля 1857 года. В сан иеромонаха он был возведён на Угреше 27 августа 1861 года. С 19 марта 1886 года иеромонах Виталий был братским духовником. В 1891–1892 годах его наградили набедренником и наперсным крестом за беспорочную службу. В 1906 году в ознаменование 50-летия монашеского служения о. Виталий был посвящён в сан игумена, а ещё через 5 лет — в сан архимандрита. 6 мая 1915 года его пожаловали орденом св. Анны 3-й степени. В начале 1917 года 91-летний старец ещё сохранял бодрость, продолжая оставаться духовником братии и участвовать в богослужениях. В списке братии, составленном в 1920 году, он уже не числился (видимо, скончался).

Таким образом, связи Николо-Угрешского монастыря с Екатерининской пустынью были особенно тесными с 1834 г., после приезда на Угрешу игумена Илария со своим послушником, будущим Пименом Угрешским. Выходцы из Николо-Угрешского монастыря управляли Екатерининской пустынью с 1893 по 1915 год (с небольшим перерывом в 1909 г.), что ещё более упрочило исторические между двумя подмосковными обителями.


     Ссылки и комментарии

1 Егорова Е.Н. Настоятели и подвижники Екатерининского мужского монастыря. – Видное: Екатерининский мужской монастырь Московской епархии, 2016. С. 3.

2 ЦГАМ. Ф. 203. Оп. 250. №№ 93. Оп. 758. № 690. Оп. 205. № 157, РГАДА. Ф. 1207. Оп. 1. № 4.

3 ЦГАМ. Ф. 203. Оп. 250. № 128, 139; РГАДА. Ф. 1204. Оп.1. № 353, 912.

4 ЦГАМ. Ф. 1323. Оп. 1. № 11.

5 Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. М.: Университетская типография, 1877. Переиздание: Николо-Угрешский монастырь, 2004. С. 232-233.

6 Там же. С. 244.

7 ЦГАМ. Ф. 1323. № 11.

8 Воспоминания архимандрита Пимена… С. 244.

9 Воспоминания архимандрита Пимена… С. 83–85.

10 ЦГАМ. Ф. 1323. Оп. 1. № 64.

11 Иеромонах Порфирий (Алексеев). Монастырский дневник к Угрешской летописи и часть поэзии самого автора с приложением данных, документов, дополнительных сведений, разных приложений, рисунков, нот столпового пения, стихов и литературных записок. – М.:: Пенаты, 2015. С. 174-175.

12 Иеродиакон Ефрем родился в 1825 году в семье крепостных крестьян графа Шереметева, получив вольную, поступил в Николо-Пешношский монастырь, где был пострижен 23 марта 1850 года, переведён на Угрешу 10 ноября 1857 года, рукоположён в иеродиакона 16 февраля 1858 года. В его послужных списках были отметки о добропорядочном поведении, по крайней мере, до 1867 года (РГАДА. Ф. 1205. Оп. 1. № 91).

13 ЦГАМ. Ф. 1323. Оп. 1. № 59.

14 ЦГАМ. Ф. 1323. Оп. 1. № 1а.

15 ЦГАМ. Ф. 1323. Оп. 1. №№ 22, 59, 82.

16 Воспоминания архимандрита Пимена… С. 244.

17 Архимандрит Пимен. Биографический очерк настоятеля Свято-Никольского Угрешского монастыря. — Дзержинский: Издание Свято-Никольского Угрешского монастыря, 1998 (по изданию 1883 года). С. 338.

18 Там же. С. 351.

19 Иеромонах Порфирий (Алексеев). Монастырский дневник к Угрешской летописи… С. 210-212.

20 Архимандрит Пимен. Биографический очерк настоятеля Свято-Никольского Угрешского монастыря... С. 331.

22 ЦГАМ. Ф. 1323. Оп. 1. №№ 88, 98, 104.

22 ЦГАМ. Ф. 1323. Оп. 1. № 88, 104. РГАДА. Ф. 1205. Оп. 1. № 92.

23 ЦГАМ. Ф. 1371. Оп. 1. № 55.

24 Иеромонах Евстратий в июне 1914 года был награждён набедренником. В 1916 году он командирован в действующую армию для служения в лазарете (ЦГАМ. Ф. 1371. Оп. 1. № 55).

25 ЦГАМ. Ф. 1323. Оп. 1. № 114.

26 Надпись на надгробии Мартирия не подтверждается данными ведомостей о монашествующих. Так, год рождения Мартирия написан 1840, а по ведомостям выходит 1847. Написано, что на Угрешу он поступил в 15 лет, а по ведомости — в 21 год; прожил он на Угреше по надписи 38 лет, а по ведомости — 34 года. Вообще, в надписи на надгробии есть противоречия сами по себе. Например, если Мартирий родился в 1840 году, пришёл на Угрешу в 15 лет (то есть в 1855 году), то до 1902 года он должен был там прожить 47 лет, а не 38. Видимо, надгробие было заказано благотворителями, которые, не имея точной информации, сообщили каменотёсу неверные данные.

27 Головкова Л.А. Свято-Екатерининский мужской монастырь. В 2 кн. Кн. 1. Страницы истории. М.: Лето, 2010. С.156–157.

28 ЦГАМ. Ф. 203. Оп. 551. № 220. Оп. 763. № 45. Ф. 736. Оп. 1. № 103. Ф. 1371. Оп. 1. № 12.

29 ЦГАМ. Ф. 203. Оп. 763. № 118; ф. 1371. Оп. 1 . №. 84.


Рецензии