Бессмертный полк. Предисловие

То, что я вам предлагаю прочитать не фантастика, не литературный вымысел, документы, которые я прилагаю к моему тексту подтвердят, что я старалась не отступать от истины в своем повествовании на столько на сколько это возможно через три четверти века после произошедших событий. Я знала лично героя этих событий, но мне и в голову не приходило спросит за что он получил свои ордена. Старый человек,  ветеран двух войн, он редко говорил о них.
 
Уже после   его ухода из жизни я увидела его наградной лист за тот бой, за который он получил свой орден «Красной Звезды». Но только, когда дети и внуки пронесли портреты  ветеранов той войны по улицам Москвы, я поняла, что должна написать о нем. Сведения собирались по крупицам. Вдова моего героя, восемнадцати летней девчонкой,  лейтенантом-военфельдшером попавшая в те места годом позже описанных событий, вспомнила кое, что из слов    боевой песни 101-го пограничного полка. Старые фотографии помогли ей рассказать о его друзьях, а архивы прояснили для меня обстоятельства того боя.

Об этом мало кто знает, что советская граница, начиная от района ответственности 101-го погранотряда до Мурманска, была единственным ее участком, где немцы смогли перейти ее только после 1-го июля 1941-го года с тяжелейшими боями, а в районе Мурманска, есть места где она за всю войну не сдвинулась и на метр.  Пограничники  22-го июня дали такой отпор врагу, что немцы больше недели стягивали силы, чтобы возобновить свои попытки прорыва. Наши вгрызались в каждый метр этой земли.  К тому времени, когда гитлеровцы блокировали Ленинград и подступали к Москве, линия фронта к 18 сентября 1941 года в направлении Кандалакши сдвинулась  лишь на  восемь десятков километров вглубь нашей территории и оставалась в таком положении до осени 44-го года – года выхода Финляндии из войны. 

Шли мы в бой по горным перевалам,
За собою вел нас красный шелк.
Ведь поем товарищ мы недаром
Про 101-ый пограничный полк…

(Из боевой песни 101-го пограничного полка)


Рецензии