Хрущева Е. Н

ХРУЩЕВА ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА
1761 – 1811

Екатерина Николаевна родилась в семье подполковника Николая Семёнович Хрущёва (1732 – 1798) и Прасковьи Михайловны, урожденной княжны Волконской.

Николай Семёнович Хрущёв унаследовал вотчину в Тульской губернии, пожалованную его деду Ивану Фёдоровичу в 1688 году за мир с Польшей и участие в крымско-турецкой войне 1687 года.
Мир с Польшей (Мир Гжимултовского) подписан 26 апреля 1686 года. По мирному договору Русскому царству отходила Левобережная (Сегобочная) Украина. Польша ратифицировала договор только в 1764 г. при Екатерине II.

С 1767 по 1779 г. Екатерина Николаевна воспитывалась в Смольном институте благородных девиц, который окончила с фрейлинским шифром, который выдавался только особо отличившимся в учёбе воспитанницам.
Во время премьеры оперы «Капризы любви или Нинетта при дворе», в которой она исполняла роль пастушка Колы, она сумела произвести такое впечатление на шведского короля Густава III (1746 – 1792), что он прислал ей в подарок бриллиантовое сердечко.

После окончания института Екатерина Николаевна вышла замуж, за подполковника Бориса Владимировича фон Ломана, получившего 26 ноября 1790 г. Георгиевский крест четвертой степени (№ 772). Ее театральные успехи были забыты.

Умерла Екатерина Николаевна в 1811 г.

Смолянок Левицкий видел и прежде чем побывал на их спектаклях - в Эрмитаже, куда они приезжали по Неве на шлюпках. Девушки судили о картинах с несомненным пониманием искусства. Художник встречал их и в Летнем саду во время прогулки, когда они, охотно отвечая на вопросы гуляющих дам и господ, толковали об установленной в саду скульптуре, о мифологии.
В 1773 году он получил список девушек, наиболее преуспевших в танцах, пении, прочих занятиях, и начал писать их портреты в полный рост.
Левицкий мог, как поступали его многие его предшественники, огра-ничить свою задачу внешним сходством, передачей лиц и костюмов. Но он стремился достичь и достиг большего: показал девушек в движении, в действии, глубоко им свойственном, в характерной для них обстановке. Живописец пошёл дальше: в чертах девушек видны характеры, элементы личности и то незримое, тонкое, неуловимое качество человека, которое мы зовём обаянием. С картин-портретов Левицкого говорит эпоха, продуктом которой были его модели.
Е. Хованская и Е. Хрущёва разыгрывают комическую пастораль. Хрущёва запечатлена в мужской роли - девушка славилась среди подруг умением перевоплощаться в мужское обличье. Художник не скрывает ее некрасивых черт, некоторой скованности и робости Хованской, но, тем не менее, портрет пленителен свежестью запечатлённой в нем юности.
Чтобы зритель ощутил дыхание екатеринского театра Левицкий изобразил девушек так, как их можно было видеть с театрального балкона с право от сцены, если смотреть из зрительского зала. Обычно в театрах там располагались вип-ложи. Но в Смольном институте таких лож нет, поэтому ракурс использованный Левицкий соответствует вип-ложе Александрийского театра открытого в 1756 году.
Воспитанницы Смольного института ни когда не играли на его сцене, а вот Екатерина II, вполне могла быть постоянной посетительницей такой ложи.
Таким образом, Левицкий передал нам игру девочек (Хрущёвой 12, Хованской 11 лет) перенеся их на сцену профессионального театра глазами Екатерины II, которая уделяла воспитанницам много внимания. В одном из писем 1772 года она писала Вольтеру (1694 – 1778):
«Я поговорю с вами об одной очень интересной для меня забаве, насчёт которой спрошу вашего совета. Вот уже вторая зима, как их заставляют разыгрывать трагедии и комедии. Они исполняют свои роли лучше здешних актёров, но должно заметить, что число пьес, пригодных для наших девиц, слишком ограничено; их надзирательницы избегают тех, в которых слишком много страсти, а французские пьесы почти все таковы. Велеть написать то, что нам нужно, это невозможно: подобные вещи не делаются по заказу: их производит гений. Пьесы пошлые и глупые могут испортить вкус. Как же тут быть?»

Левицкий писал серию портретов смолянок около пяти лет.

До революции портреты смолянок находились в Большом Петергофском дворце, и были малодоступны даже для профессиональных художников, широкая же публика не могла их видеть совсем.

С момента открытия Русского музея 19 марта 1898 г. комиссия, которая формировала его коллекцию, не раз обращалась к Николаю II с просьбой о передачи этих картин музею, но каждый раз получала отказ. Это стало возможным только после его отречения в 1917 году.
П.И. Нерадовский (1875 – 1962), хранитель художественного отдела (1909 – 1931) так вспоминал это событие:
«Много было радостного волнения, когда я получил письменное разрешение на портреты смолянок. Не откладывая, я поехал на грузовике в Петергоф, захватив весь нужный упаковочный материал.
Все портреты смолянок висели в одной из дворцовых гостиных. В ней было сыро, окна, завешанные гардинами, не пропускали света.
Когда картины сняли со стен, мы увидели, что холст был влажный, а вся оборотная сторона полотен густо покрыта плесенью.
С каким удовлетворением рассматривал я эти портреты Левицкого и любовался ими в стенах Русского музея, где их ждали целых двадцать лет. Наконец-то они были присоединены к коллекции музея, где они будут показаны в лучших условиях всегда всем, кому дорого русское искусство».


Рецензии