Виктор Цой или Необычный сон

Посв. Ольге Владимировне Горбуновой, психотерапевту с 10-летнем стажем.

Документальная драма.

При содействии Ленинградского Рок - клуба и Ленинградского Дома Книги.

Отдельная благодарность Корпорации "Google" за предоставленные архивные фотографии.

Использованы записи архива "ГОСТЕЛЕРАДИО" Фонда СССР.

Посв. легендарному Виктору Цою и группе "КИНО" и всем тем, кто делал электронную революцию в Союзе и на постсоветском пространстве.

* * *

... Из Психиатрической больницы, расположенной на Мойке 126, Виктор вышел едва живой, ещё бы чуть-чуть и "крыша" бы у него поехала окончательно ... Его встретила улыбчивая Марьяна и ещё несколько преданных друзей. Дома, купив тортик "Прага", Виктор в задумчивости сидел за столом и тренькал на гитаре иногда посматривая на газ, где стоял кухонный металлический чайник ...

* * *

Виктор на гитаре наигрывал фрагменты нового рождавшегося магнитоальбома "Начальник Камчатки".

* * *

Я решил сделать Дмитрию Шумилову подарок-сюрприз в виде 60-минутной аудиобабины с альбомом Майкла Джексона "Thriller". Этот альбом вышел 30 Ноября 1982 года. К сожалению, записи в Союз приходили с жутким опазданием в условиях тотального дефицита ... Но у меня был знакомый аудиопират у которого была своя небольшая подпольная аудиостудия. Если бы мы попались или сделали какой-нибудь неверный шаг с ловушкой от КГБ - пиши, пропало ...
- Саня, выпиши пропуск в ОКБ. им. Ефимова на ст. м. Нарвской, Витя там пашет в 2 смены ...

Так я и сделал.

* * *

Мы были смелыми, находчивыми и предприимчимвыми. Я и Дмитрий. Именно с дружеской подачи Дмитрия я познакомился с Виктором Цоем всё в том же ОКБ. им. Ефимова.

* * *

Выписав пропуск, я попал в Цеха ОКБ., где выпускали что-то для Туполей 54-х-*. Я не жалел, что меня туда занесло. Тут-то я и встретил Виктора; в чёрных штанах, в чёрной майке и чёрном фартуке, чтобы стружка не попадала на одежду. Я достал пропуск и ходил по цехам, в надежде, что сюда возьмут слесарем-сборщиком 3-разряда ...

* * *

Это было в Токарном Цехе:
- Мне о вас рассказывал Дмитрий ...
- Саша ...
- Можно на "ты" ... Здравствуй., - чуть-чуть растерявшись, сказал Виктор Цой.
- Я - Виктор, - протянул он мне руку.
- Саша, - протянул я свою руку ему в ответ. С греческого переводится как "Защитник".
Виктор улыбнулся. Вообще, у Вити была обезоруживающая по-волшебному приятная улыбка.
Виктор закрепил деталь на станке и нажал на кнопку подачи тока.
Дальше я наблюдал, как Виктор аккуратно, тщательно стал вытачивать деталь, надев защитные очки на глаза ... В сторону приятно летели искорки и стружка ...

* * *

Тут-то я решил и рассказать Вите о компьютерах. У меня в то время был ZX-Spectrum с 16 Килобайтами оперативной памяти и я уже играл в такие игры как "STOP THE EXPRESS", "ERIC AND THE FLOATERS", "SIEGE", "COOKIE", "JETPACK".
На календаре был кажется, 1985 год, уже практически началась "Перестройка" ... Всё только начиналось ...
Виктор меня внимательно слушал, как я рассказывал ему о первой модели компьютера ZX-81 на базе процессора Zilog-80A.
Он закончил с очередной деталью и вдруг говорит:
- Слушай, Саш, у меня сегодня как раз зарплата должна быть и премия.
А я говорю:
- Отлично. Поедем на рынок и купим "Спектрум".
А он:
- А что это ?
- Так называется Компьютер, Виктор.
- Хорошо. Я посмотрю хотя бы что это такое. Ни разу не видел компьютеров.
- За компьютерами будущее, - пояснил я.
На этом c друг другом и согласились; Виктор молча продолжил работать, а я взглянул на часы "Маяк", что были у меня на левой руке.
- Ещё час работать, - пояснил я.
Виктор доделал детали, выключил рубильник, переодел майку на свою фирменную: "СПАСЁМ МИР", сдал детали в отдел "ОТК" и мы направились к проходной.
Решено было ехать на "Радиорынок" на Краснопутиловскую улицу к магазину "Юный Техник". Я примерно знал, где можно достать Spectrum. И имел некие представления примерно, кто мог его нам продать.
Было людно. Нырнули с Витей в метро на ст. м. Нарвской и поехали на ст. м. Ленинский проспект. Дальше нужно было пересесть на 35-й или 45-й троллейбус.
Витя пересчитал бумажные деньги. Там были разные купюры 25-ки, 10-тки и 100-тни.
Толкучка возле "Юного Техника" была одной из древней в городе. На рынке было много людей, день был ясный, стояло на редкость сухое и жаркое лето.
- Что интересует - спрашиваем ...
- Да вот, хотим "Speccy" приобрести.
- А что это ?
- Компьютер.
- Такого пока нет.
- Есть ЭР'кашка, ребята ...
Я отдёрнул Витю за локоть:
- Витя, это прошлый день.
- Саша ... Подожди, давай посмотрим, - сказал мне он.
Я подчинился.
- Здесь магнитофон подключается к аудиовходу, вот здесь сам компьютер, а здесь ...
Виктор перебил:
- А чьё производство ?
- Минск. Белоруссия. Один инженер сам собрал ...
Виктор задумался.
- Виктор, сюда. Я здесь знаю одного человека.
Виктор зажмурил один глаз и подошёл к компании людей, пытаясь так защититься от солнца.
- Привет от Ли ..., - назвал я пароль.
- Нинь Хао.
Мы отошли в сторону.
- Если хотите приобрести ZX, следуйте за нами.
Мы подчинились.
- Сюда.
Мы сели в Волгу "Газ 24-01" чёрного цвета.
Китаец, русского происхождения и ещё один его приятель ели рис с овощами палочками:
- У меня есть то, что вы ищите. Только просьба. Тише говорите ...
Мы переглянулись с Витей.
- Да, ладно ...
Китаец включил магнитолу с "Modern Talking".
- Это против КГБ, - решил пояснить он.
И продолжил презентовать свой товар:
- Спектрум отличный. Фирмы "MITSUI".
- Это - Япония ?
Китаец кивнул:
- Да. Всё компоненты кроме процессора - Японские. Контрабандой идёт лишь процессор. Он - американский. Есть ещё обучающие книги, но это всё за отдельную плату ...
Мы с Виктором готовы были платить за компьютер любые деньги.
Витя развернулся на 180 градусов.
- Всё в порядке. Стекла затемнены.
Потом Витя достал из кармана своего спортивного костюма свёрток денег и развернул бумажки. Далее их протянул
нашему китайскому товарищу, положив на ручник, который был в положении "Выключено".
- Я буду считать из ваших рук ..., - чуть улыбнулся он. Виктор протянул ему руки. Китаец стал медленно с лупой разглядывать купюры. Он кивнул своему товарищу и тот принёс серую коробку из багажника, сделанную как посылка из фанеры. Товар быстро вскрыли.
- Посмотрите на внешний вид, - желание клиента для нас закон.
Я аккуратно взял коробку и достал "ZX-Spectrum". Он был чёрный с фирменной радугой и надписью: Sinclair  ZX-81.
- Да Витя, это похоже на оригинал, бегло осмотрев корпус и винты, которые были залиты пластмассовым грунтом. Потом я посмотрел Блок Питания и разъёмы. Они были новые.
Тот, что был пониже ростом взял купюры из рук своего напарника и каждую просмотрел на Солнце, далее он стал считать Советские рубли и считать про себя.
Виктор скрестил руки на груди.
Я видел как красные, фиолетовые и жёлтые купюры быстро перекочевали к Китайцам.
- Эта вещь теперь ваша ..., - сказал коротко стриженный китаец и протянул Виктору огромный пакет с ручками, на котором была изображена "Олимпиада-1980".
Я решил идти ва-банк и шепнул Виктору:
- Сразу никто не уходит. Пускай покажут обучающую литературу.
Один из китайцев как-то нервно среагировал и что-то тоже шепнул своему.
- Покажите, что есть за книги ..., - не сдавался Виктор.
- Есть "Изучаем BASIC", есть "Изучаем Ассемблер". Вам что нужно ?, - ненавязчиво предложил наш гость.
- А "ПО" какое-нибудь будет ?, - решил я подстраховать чуть смутившегося Виктора.
- Да. Вот кассета, здесь же список игр и несколько полезных системных программ: копировщик, дизассемблер + ассемблер.
Мы поторговались ... И сделка состоялась ...
Я рискнул. Достал ещё 90 рублей десятками и протянул китайцу, за "ПО" и книги.
- Возьмите сдачу 20 копеек ...
- Это вашим детям на мороженое, - улыбнулся Виктор.
Китаец поклонился как Японец, сделав руки лодочкой.
Виктор ему подмигнул и мы с нашими товарищами из КНР расстались. Хотя, мы не знали точно откуда наши незнакомцы.
Виктор упаковал всё в свою белую сумку "Puma". И мы вышли из машины.
Я почему-то подумал, что на нас нападёт эта банда, когда мы будем всё это перевозить к Виктору на квартиру.
Я обратил внимание на то, в чём были одеты наши торговцы:
На китайском товарище была футболка с Брюсом Ли, а на другом с Джекки Чаном. Это как-то нас немного роднило, так как Виктор некоторые фильмы с этими героями видел и тоже увлекался Восточными единоборствами.
Виктор поймал такси:
- Вас подвести ?
- Да. У памятника Ленина пожалуйста, остановите.
- Саша, давай на Ленинском выйдем. Там логово КГБ, - пояснил Витя мне на ухо.
Шофёр высадил нас на Ленинском возле магазина "Соки-воды".
- Всего хорошего, - сказал шофёру Виктор, взяв 1 руб 25 копеек. Сумка с компьютером была у него в руках и Виктор лихо забросил её на плечо. Я шёл немного нервничая и оглядываясь ...
Двери захлопнулись и "ВАЗ-2104" уехала в неизвестном направлении.
Спустя 10 минут мы с Виктором уже проезжали "Автово" в Ленинградском метрополитене, где в окнах вагона мелькали фонари.

* * *

- У тебя из продуктов что-то ещё осталось дома ?
- Да, Марьяна суп приготовила ...

* * *



* * *

Мы решили запутать КГБ и разделились с Виктором на Техноложке ...

В 21:00 я уже был у него в квартире и мы смотрели 9-часовое "Время".

* * *

ZX-Spectrum был упакован в коробку, в нём был сам "Спектрум" и блок питания.
Мы приехали в Купчино, где Виктор жил. Я как опытный спец, быстренько сделал всё что нужно было для подключения Speccy к чёрно-белому телевизору Виктора.
Включили. Надпись: "Sinclair Research Ltd 1981" сразу заставила меня крикнуть: "Ура !". Виктор посмотрел на меня и улыбнулся.
Я сразу поехал в Эстонию за кассетами на следующий день. Там у меня был друг, который мотался в социалистическую Польшу и оттуда привозил много ПО от знаменитого хакера Bill Gilbert'a. С огромным трудом мы доставали пустые кассеты. Сначала это были отечественные МК-60-2. Кассеты были ужасными, но это единственное всё, что у нас было ...
Через неделю я привёз игру -=ELITE=-. Однако, она у нас не загрузилась, поскольку Оперативной Памяти в нашем компьютере не хватало.
Виктор по ночам играл на гитаре, я сидел у него дома перед чёрно-белым телевизором и писал программы на ассемблере. На западе в моду уже входили дисководы. Я об этом узнавал из журнала "Радио" и "Радиолюбитель".

* * *

- Витя, это такой ход конём. У меня сумка с двойным дном. Туда помещается ряд кассет, штук семь, но переправить через границу можно.
- Помнишь, что говорил Рональд Рейган ?
Виктор улыбнулся.
- Нет, Саша. Я не очень смотрю за последними политическими событиями.
- Информация - кислород современной эпохи, - решил я добавить.
- Да, он прав, - задумался Виктор и сунул руки в карманы своей чёрной осенней куртки.

<...>

- Как ты думаешь, Саша, мы всё так же будем менять водку на микропроцессоры после Перестройки ?
- Не знаю, Витя. Сложно сказать. Хорошо бы, если бы такие вещи производили у нас.
Витя промолчал и скрестил руки за затылком откинувшись на диване, закрыл глаза и посмотрел в потолок.
Зазвонил телефон.
- Это было бы здорово -, добавил он.
Виктор взял трубку.
Я ушёл на кухню кушать яичницу, которая была не доедена ещё с утра.

<...>

В 1987 г., я смог достать нужные микросхемы и перепаять память с расширением в 48 Килобайт, теперь у нас был Speccy, что надо !

<...>

У нас было 2 огромные сумки с кассетами для игр.
Мы вышли из поезда "ТАЛЛИН - ЛЕНИНГРАД" и рванули бегом мимо стоящих милиционеров. Вслед нам стали свистеть. И мы слышали приказы остановиться:
- Как ты думаешь, нас арестуют ?
- Думаю, что нет, - на ходу ответил мне Виктор, - нас просто не догонят ...
- Саша, к электричке ... к электричке. Это наш шанс ...
- Быстрее ...
- Понял ...
Виктор был чуть выше меня и сумка с кассетами игр была у него на плече.

<...>

Нас преследовала милиция. Видимо, кто-то пустил слух, что мы "Электронные курьеры".
Мы бежали с Виктором по перрону Балтийского вокзала, что есть сил. Спасительным для нас оказалось то, что мы запрыгнули в электричку до "Гатчины".
- Успели.
- Да ...
Двери электрички захлопнулись.
- Витя, они кажется от нас отстали.
- Встретимся на перроне у Ленинского проспекта. Хорошо ?
Я кивнул.
- Саш, давай в глубь вагонов пройдём там можно будет затеряться, и я надену башлык, а сумку спрячу под сидение, а ты на всякий случай сними куртку и останься в свитере.
Так мы и сделали. Маскировка сработала.
Виктор остался во втором вагоне, а я ушёл в первый.
Перрон был не многолюден, мы встретились с Виктором снова, спустились к остановке транспорта и стали ждать троллейбус №29 или автобус №114.

* * *

Кассеты оказались новенькими фирмы "SONY". Запечатанными и обмотанные скотчем.
Я аккуратно разрезал скотч и тут меня ждал сюрприз: здесь было ещё четыре трёхдюймовых диска фирмы "BASF". 

* * *

- Саша, смотри, что я достал, - сказал Виктор.
- О, блок кассет "LX" и "SONY". Это здорово. Значит будем делать новые записи игр.
- Да. Ты будешь смеяться на что я их выменял у иностранцев.
- На что ?
- На "Столичную".
- Это наверное, были финны.
- Да, ты абсолютно прав.

* * *

В очередную субботу к нам подключился ещё Дмитрий Шумилов.

* * *

Вообщем, через месяц, мы уже организовали свой небольшой хакерский кружок. Я стал преподавать язык "BASIC" и основы Ассемблера Z80A. Здесь на квартире у Виктора я познакомился с Сергеем Бугаевым, он же "Африка". Сергей кропотливо изучал BASIC и делал первые шаги вместе со мной на ассемблере. Я стал показывать Сергею, как писать программу, которая загружала бы блоки данных типа bytes:

10>REM SERGEY BUGAEV 1985 (c) 
20>LOAD "serg1"CODE 25000

В нашем распоряжении было 48 Килобайт оперативной памяти, вы наверное сейчас улыбнулись бы. Однако, если писать на чистом ассемблере, то это довольно прилично ...

<...>

Сергей начал разрабатывать игру "Кораблик", используя графику в области UDG, а мы с Витей внимательно наблюдали за ходом его мысли.

<...>

Это была зима 1988 г. Мы пригнали целую Волгу "Газ-24-01" доверху набитую кассетами и дискетами. Уже тогда, Виктор пошутил:
- Саша, по-моему у нас классический кризис перепроизводства ... с неликвидной прибылью ...
- Витя ... Это будет что-то ...
Виктор хохотнул.

* * *

К началу 1990 г. мы уже буквально купались в деньгах и не знали что с ними делать. А Виктор приобрёл себе автомобиль AZLK-2141 с пятиступеньчатой коробкой передач.

* * *

Это мы стояли у истоков компьютерной революции в СССР.
Дальше всё было ещё трагичнее. Идеологи КПСС решили сделать Павловскую реформу.
Мы почти всё потеряли. Но Феникс, как известно возрождается из пепла ... Но это уже совсем другая история ...

Кассеты с играми я привозил из социалистической Венгрии. Чего тут только не было: леталки, стрелялки, стратегии, приключения-бродилки и много-много ещё чего.

Более того, мы с Виктором стали ещё подторговывать этими играми среди советских пользователей. Ну, а чего ? Чем чёрт не шутит. Мы высылали всё посылками. А почтовым переводом приходили деньги. У нас были друзья со всех уголков Союза. Среди них был даже смельчак-чудак, который стал "вещать" через свою местную радиостанцию в прямой эфир "загрузку" некоторых спектрумских игр. Это был ещё один смельчак, который попытался сделать что-то вроде первого Советского интернета. Потом его нашли и упекли в психушку. Через 25 лет его обнаружил его брат через социальную сеть в "FaceBook" на другом конце света; в США в штате Мичиган.

* * *

Виктору очень нравились игры для двоих, поэтому кассету с записью "IKARI WARRIORS" мы фактически заездили до тех пор, что однажды после перемотки у нас порвался ракорд.

<...>

После премьеры фильма "ROBOCOP-1", Виктор написал на ассемблере эффект Робота-полицейского, т.е. печатающий квадрат.

<...>

- Саша, меня пригласили в передачу "ВЗГЛЯД", - сказал Виктор.
- О, "ВЗГЛЯД" - это серьёзно ...

* * *

Ночью я включил чёрно-белый "РЕКОРД-315В" и увидел Виктора во "ВЗГЛЯД'е"
Ведущий:
- Ну, ваше отношение к кооперации ?
Виктор:
- Я считаю, что кооперация дело очень нужное ...
Витя продолжил:
- Во-первых, у нас государство занимается спекуляцией в огромных количествах
... Значит, или закон такой или власть слабая, если находится жулик, который смог бы его обойти ...
- Однако ...

<...>

Стояло тёплое лето.

<...>

Финал:

В моей квартире раздался телефонный звонок.
Странное предчувствие охватило меня:

* * *

- Это - Сергей, Саша, ты слышишь меня ?
- Ты меня слышишь ?
- Алло.
- Алло.
- Саша ...
- Да.
- Виктор погиб. Разбился ...
- ...
- Ту-Ту-Ту-Ту-Ту-Ту-Ту ...

P.S:

-*1: Туполь 54-ый. Здесь: Самолёт "Аврора" Ту-154Б2.

P.P.S: Вся повесть написана по материалам сна, увиденного в Ноябре 2017 г.

Последнее обновление 23:22 27 Июня 2023 г.

(Продолжение следует).

Послесловие:

Во время разработки произведения слушал все альбомы и концертные записи группы "Кино". С романом творилась Чёрная "Булгаковская мистика". Половина текстов бесследно исчезала, а потом появлялась и главы были перепутаны. Текст, то подчёркивался, то исчезал и выделялся курсивом ...

* * *

Критики на меня могут накинуться и сказать, что за з/п токаря нам даже и кассеты от Speccy не продали. И вообще, 1985 год ещё только. Скажу в свою защиту одно: первый Speccy привёз кто-то из Польши. Возможно, что сам Bill Gilbert его в СССР и забросил, чтобы появился Новый рынок
с дальнейшей целью "расшевелить" его.   

* * *

Опять какая-то Мистика. Половина романа-повести удалено перепутано и порезано из-за Путинской цензуры. Восстанавливаю ... 28 Июня 2023 г.

Конец ознакомительного фрагмента.

Рукопись начата: Сентябрь - Ноябрь 2017 г.


Рецензии
Добрый день.
Сложилось такое ощущение, что Вы перед сном, посмотрели "Асса" и интервью с Цоем из "Взгляда". Может конечно что-то ещё, но подсознание затронули именно эти видео, не так-ли? Про спектрум это отдельная история, как я понимаю?
Очень интересно понять зародыш Вашего сна, так как сам иногда думаю, откуда такие вещи снятся? И действительно-ли мозг не отдыхает, когда видит сны?)
С уважением.
И успехов в творчестве.

Курбатов Алексей   24.11.2017 08:17     Заявить о нарушении
Да, накануне слушал "Кино" и смотрел фильм "Асса". Вы, совершенно правы.

Александр Братских   24.11.2017 21:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.