Воздушный рабочий войны

Из цикла «Невыдуманные рассказы поисковика».

     *  *  *

     Старший лейтенант КУЗНЕЦОВ Иван Гаврилович,1918 г.р., 43-й истребительный авиационный полк (278-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиакорпус, 8-я воздушная армия), заместитель командира эскадрильи, русский. Место рождения: с. Медяна (ныне Пильненского района Нижегородской области), РСФСР. Призван в ВВС РККА в 1939 г. Куйбышевским РВК, г. Омск, Омская область, РСФСР.

     *  *  *

     «Маэстро»: Поздравляю с победой! Но, между прочим, сбивать самолеты противника – это не подвиг, а, так сказать, обязанность истребителя, наши будни…

     (Из кинофильма «В бой идут одни «старики»).

     *  *  *   

     Летчик-истребитель Иван Кузнецов сбивать самолеты противника умел – тому есть немало подлинных документальных доказательств. Тем не менее, при всей «вездесущности» интернета, сведений об этом выдающемся летчике Великой Отечественной войны в сети крайне мало.

     Тем же страдает и известный справочник  М.Ю. Быкова (Издание: Быков М. Ю. Асы Великой Отечественной. Самые результативные летчики 1941-1945 гг. – М.: Яуза, Эксмо, 2007.), данные из которого я привожу ниже.
     Вы не найдете в этом прекрасном энциклопедическом издании фото летчика и сведений о его наградах. Но зато сразу бросается в глаза более двух десятков немецких самолетов, пущенных Иваном Кузнецовым, образно выражаясь, «с небес на землю». Случайность?..

     *  *  *

КУЗНЕЦОВ ИВАН ГАВРИЛОВИЧ

ст. лейтенант /мл. лейтенант/1918 г.р.
Авиачасти: 43 ИАП – апрель 1943 – май 1945 – Як-7, Як-1, Як-9

Список воздушных побед:

27.05.43 – 1 – ФВ-189 – сев. Первомайская
29.05.43 – ; – Ю-88 – зап. Крымская
27.09.43 – ; – Ю-88 – зап. Копани
26.10.43 – 1 – Ме-109 – зап. Акимовка
27.10.43 – 1/5 – Ю-88 – юго-вост. Ново-Рубиновка
10.04.44 – 1 – ФВ-190 – вост. ст. Ишунь
14.04.44 – 1 – Ю-87 – юж. Бахчисарай
25.04.44 – 1 – Ме-109 – сев. Севастополь
06.05.44 – 1 – ФВ-190 – вост. м. Херсонес
07.05.44 – 1 – ФВ-190 – маяк Феолент
08.05.44 – 1 – ФВ-190 – сев. Балаклава
08.05.44 – 1 – ФВ-190 – м. Херсонес
07.07.44 – 1 – Ю-87 – Шумск
07.07.44 – 1 – ФВ-190 – Полубоки
09.07.44 – 1 – ФВ-190 – Адамчуки
22.03.45 – 1 – Ме-109 – зап. Альт-Фридлянд
16.04.45 – 1 – ФВ-190 – зап. Буков
17.04.45 – 1 – ФВ-190 – вост. Мюнхенхофе
18.04.45 – 1 – ФВ-190 – юж. Буков
18.04.45 – 1 – ФВ-190 – юж. Гольцов
18.04.45 – 1 – ФВ-190 – юж. Мюнхеберг
18.04.45 – 1 – ФВ-190 – Янсфельде
20.04.45 – 1 – ФВ-190 – зап. Байерсдорф
20.04.45 – 1 – ФВ-190 – сев. – зап. Бернау
21.04.45 – 1 – ФВ-190 – сев. – зап. Морцен
23.04.45 – 1 – ФВ-190 – ст. Лихтенберг

Всего сбитых самолетов – 26 + 5 [23 + 3];
боевых вылетов – 212.

Боевые награды: не известны.

     *  *  *

     Как же так случилось, что летчик, по сбитым самолетам более, чем в полтора раза превысивший норматив Героя Советского Союза (с 1943 г. он составлял 15 сбитых лично – авт.), так и не был удостоен, как оказалось, этого высокого звания?

     Хотим мы того, или нет, но подобных вопросов в век информационной насыщенности общества не избежать. Поэтому автор этих строк провел самостоятельное, объективное и непредвзятое исследование на заданную тему, в надежде, что неравнодушные к истории Великой Отечественной войны люди, и авиации в частности, дополнят меня. Таким образом, мы воздадим должное этому выдающемуся летчику-истребителю, незаслуженно забытому.

     Чего стоит один только его финал войны – 10 сбитых истребителей противника за неделю!

     Давайте мы вместе с вами, уважаемый читатель, постараемся рассмотреть, хотя бы частично, причины «глухого мрака», нависшего над памятью летчика. Ведь принцип «По делам и честь!» имеет в нашем случае явный перекос – в сторону, противоположную почестям, которые действительно заслужил этот незаурядный летчик.

     Будучи далеко не дилетантом в поисковой работе, используя разрозненные сведения книжных фондов, интернета, где в настоящее время доступны наградные документы ЦАМО РФ, мы попытаемся сделать документальный, объективный анализ. Прежде всего – боевой деятельности летчика, ни в коей мере не посягая на честь и достоинство тех людей, которым он подчинялся по долгу службы, и которые воевали рядом с ним.
     Ребус оказался достаточно сложным…

     *  *  *   

     Начнем с наград летчика – вот они:

1. Орден Отечественной войны 2-й степени: приказ 3 ИАК № 010/н от 19.06.1943г.

2. Орден Отечественной войны 1-й степени: приказ 3 ИАК № 01/н от 12.01.1944г.

3. Орден Красного Знамени: приказ 8 ВА № 33/н от 22.05.1944г.

4. Орден Красного Знамени: приказ 8 ВА № 35/н от 22.05.1944г. (Награда не вручена! – авт.).

5. Орден Красного Знамени: приказ 1 ВА № 049/н от 08.08.1944г.

6. Орден Красного Знамени: приказ 16 ВА № 255/н от 29.06.1945г.

     *  *  *

     А теперь перейдем к изложению содержания наградных документов, предшествовавших наградам. Согласно требованиям военно-бюрократической машины, они утверждались поэтапно, по инстанциям, двигаясь «снизу вверх», начиная от командира авиационного полка.

     Составление наградных листов установленной формы на отличившихся летчиков, и представление их вышестоящим штабам было одной из обязанностей командиров авиационных полков. Подписанные командиром полка наградные листы утверждались вышестоящими командирами. Затем эти листы, с изложением подвигов, становились основанием для наградных приказов по авиационному корпусу, воздушной армии и т.д. – в зависимости от уровня награды.

     Как мы видим из справочника уважаемого мною Михаила Быкова, летчик-истребитель Иван Кузнецов с апреля 1943 г. воевал до Победы в одной и той же части: 43-м истребительном авиационном полку (командир – майор, подполковник А.А. Дорошенков).

     Полк входил в состав 278-й истребительной Сибирско-Сталинской Краснознаменной ордена Суворова авиационной дивизии (командиры: полковник В.Т.Лисин с 08.08.1942 по 05.06.1944 гг., полковник К.Д.Орлов с 06.06.1944 по 09.05.1945 гг.).

     Авиадивизия, в свою очередь, входила в состав 3-го истребительного Никопольского орденов Суворова и Кутузова авиационного корпуса (командир: генерал-майор, генерал-лейтенант Е.Я. Савицкий).

     Действия авиационного корпуса, в зависимости от поставленных задач, в разные периоды войны координировались командованием 4-й, 8-й, 1-й, 16-й воздушной армии, соответственно.

     Из «шапок» наградных листов, т.е. из верхней их части, где записаны общие социально-демографические данные представляемого к награде, стало известно, что летчик Кузнецов Иван Гаврилович родился в 1918 году, русский по национальности, в Красной Армии с 1939 г. Призван Куйбышевским РВК г. Омска (в другом наградном листе значится – Пильненским РВК Горьковской области). Кандидат ВКПб с 1942 г., чл. ВКПб с 1944 г. (Из чл. ВКПб не исключался! – авт.).

     Первый наградной лист командир авиационного полка майор А.А. Дорошенков подписал через два месяца после начала боевой деятельности пилота – 15 июня 1943 г. (наградные листы заполнялись работниками штаба полка – авт.).

     Вот его содержание:

     «…Летчик, мл. лейтенант Кузнецов И.Г. в войне против немецких захватчиков участвует с 13.04.1943 г. За это время имеет 29 успешных боевых вылетов, из них провел 14 воздушных боев, в которых сбил 2 самолета противника.

     В воздушных боях смелый, решительный, настойчив. 29.05.1943 г. вылетел со своим командиром АЭ на боевое задание. Во время воздушного боя командир АЭ старший лейтенант Сигарев геройски погиб от огня бомбардировщика Ю-88.

     Тов. Кузнецов решил отомстить за смерть командира и смелой атакой с малой дистанции сбил этот Ю-88, который упал на виду наших наземных частей, и на которого сразу же пришло подтверждение.

     Исключительно дисциплинирован. Техникой пилотирования владеет хорошо. Пользуется авторитетом среди личного состава.

     За отличное выполнение боевого задания командования, проявленный при этом героизм, за 29 успешных боевых вылета и два сбитых самолета противника представляется к правительственной награде – ордену Отечественной войны 1-й степени.

     Командир 43 ИАП майор Дорошенков. 15 июня 1943 г.».

     Ходатайство поддержано резолюцией командира 278 ИАД полковником В.Т. Лисиным.

     Окончательная резолюция командира 3-го ИАК генерал-майора Е.Я. Савицкого: «Достоин награждения орденом Отечественной войны 2-й степени».

     Награда утверждена приказом командира 3 ИАК № 010/н от 19.06.1943г.

     *  *  *

     А в конце декабря того же года командир авиакорпуса генерал Е.Я. Савицкий подписал приказ о награждении летчика еще одним орденом Отечественной войны – 1-й степени.

     В наградном листе говорится:

     «…Старший летчик, мл. лейтенант Кузнецов И.Г. в войне против фашистских захватчиков участвует с 13.04.1943 г. За отличные боевые действия на Кубани – 22 боевых вылета и один сбитый самолет Ю-88 награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.

     На Южном фронте участвует с 01.09.1943 г. За это время совершил 68 успешных боевых вылетов на прикрытие своих наземных войск, сопровождение бомбардировщиков, разведку и штурмовку войск противника. При штурмовках наземных войск противника уничтожил: паровозов – 2, автомашин – 3, повозок – 2.

     В боевой работе проявляет смелость, мужество и отвагу. На боевое задание водит группу до 4-х самолетов. Техника пилотирования отличная. Радиосвязью в воздухе владеет отлично.

     За отличное выполнение боевых заданий и 68 успешных боевых вылетов представляется к правительственной награде – ордену Красного Знамени.

     Командир 43 ИАП майор Дорошенков».

     Ходатайство поддержал командир 278 ИАД полковник В.Т. Лисин.

     Окончательная резолюция командира 3-го ИАК генерал-майора Е.Я. Савицкого: «Достоин награждения орденом Отечественной войны 1-й степени». Награда утверждена приказом командира 3 ИАК № 01/н от 12.01.1944г.

     *  *  *

     К третьему по счету ордену, летчик был представлен почти через полгода:

     «…Старший летчик, лейтенант Кузнецов И.Г. в Отечественной войне участвует с 13.04.1943г. Награжден двумя орденами: 1). Орден Отечественной войны 2-й ст. – награжден за 22 боевых вылета и 1 сбитый самолет, приказ 3 ИАК №010/н от 19.07.1943 г. 2). Орден Отечественной войны 1-й степени – награжден за 62 боевых вылета и 2 сбитых самолета противника, приказ 3 ИАК №01/н от 12.01.1944 г.

     После второй награды совершил 56 успешных боевых вылетов. В воздушных боях и на земле лично уничтожил 5 самолетов противника. Является опытным разведчиком. За короткое время совершил 21 вылет на разведку войск противника – из них 11 разведок дальних, свыше 200 км., в тыл к противнику по морским путям к Севастополю, к румынским путям, за что имеет ряд благодарностей от командования.

     Отлично владеет радиосвязью в воздухе. На боевое задание водит группу до 4-х самолетов. В воздушных боях смел и решителен.

     За 56 успешных боевых вылета, 5 уничтоженных самолета противника, а также успешные разведки, представляется к правительственной награде – ордену Красного Знамени.

     Командир 43 ИАП подполковник Дорошенков. 30 апреля 1944 г.».

     Ходатайство поддержали командир 278 ИАД полковник В.Т. Лисин и командир 3 ИАК генерал-майор Е.Я. Савицкий. Приказом командующего 8 ВА №33/н от 22.05.1944 г. награжден орденом Красного Знамени.

     *  *  *

     Здесь уместно будет сделать вставку из «Исторического очерка боевого пути 43-го истребительного авиационного полка», дополняющую содержание предыдущего наградного листа (автор очерка: Борис Михайлович Есин – авт.):

     «…14.04.1944 г. На аэродром Биюк-Онлар в 43-й полк прилетел командир корпуса генерал Савицкий Е.Я. Построили летный состав, и командир обратился к нему:

     «На мысе Херсонес собралась вражеская авиация со всего Крыма, ее прикрывает большое количество зениток. Необходимо произвести разведку и сфотографировать аэродром. Посланные на разведку бомбардировщики были сбиты. Кто из вас возьмет на себя эту задачу?».

     Через несколько секунд из строя шагнули вперед два лейтенанта – Иван Кузнецов и Федор Костиков. Эта пара на земле была неистощима на выдумки и шутки. Готовясь к боевому заданию, они проявляли находчивость, которая не раз обеспечивала им успех в воздухе.

     И в этот раз им успех сопутствовал, с боевого задания они привезли снимки немецкого аэродрома. Когда их спросили, как это им удалось, Федор Костиков объяснил: «Расчет был на психологию. Когда мы на бреющем полете подошли к аэродрому, Иван начал над ним выполнять фигуры высшего пилотажа. Это взбесило зенитчиков, и они сосредоточили весь огонь на нем. А я на высоте 800 метров сделал три захода на фотографирование. После этого мы ушли, а немецкие истребители с взлетом опоздали».

     *  *  *

     Представление к следующей, четвертой награде, последовало всего через полмесяца:

     «…Старший летчик, лейтенант Кузнецов И.Г. в Отечественной войне участвует с 13.04.1943г. Награжден двумя орденами: 1). Орден Отечественной войны 2-й ст. – награжден за 22 боевых вылета и 1 сбитый самолет противника, приказ 3 ИАК №010/н от 19.07.1943 г. 2). Орден Отечественной войны 1-й степени – награжден за 62 боевых вылета и 2 сбитых самолета, приказ 3 ИАК №01/н от 12.01.1944 г.

     После второй награды в период Крымской операции, особенно в боях за Севастополь, первый в полку и дивизии отличился как воздушный охотник. За три дня – с 6-го по 8-е мая, в восьми боевых вылетах в воздушных боях сбил 4 ФВ-190 из летчиков-охотников авиации противника, и тем самым произвел перелом в борьбе с охотниками противника. Ранее проводимая работа по борьбе с охотниками была безрезультатна.

     06.05.1944 г. в период 15.25 – 15.55, парой, выполняя свободную охоту в районе Сапун-Горы, вел бой с 2 Ме-109 и 2 ФВ-190, сбил 1 ФВ-190 в районе Херсонеса. Падение самолета противника подтвердила рация наведения «Шкала» и «Дракон».

     07.05.1944 г. в период 17.30 – 18.00, парой, выполняя свободную охоту в районе Балаклавы, заметил, как 4 истребителя «Як» ведут бой с 8 ФВ-190, атаковал их. В результате 1 ФВ-190 был сбит, упал в районе Балаклавы, что было подтверждено рацией наведения «Дракон».

     08.05.1944 г. в период 10.00 – 10.30 вел свободную охоту в районе Севастополя, принял сообщение от рации наведения, что идут 2 ФВ-190, атаковал их со стороны солнца и сбил одного, который упал в районе Балаклавы. Падение самолета противника подтвердила рация наведения «Шкала».

     В тот же день, в период 13.32 – 14.02 вел свободную охоту в районе Херсонеса. Ведя бой с 2 ФВ-190, сбил одного из них, который упал в районе мыса Херсонес.

     За отличную боевую работу и 4 сбитых самолета противника, из числа охотников, представляется к правительственной награде – ордену Красного Знамени.

     И.О.командира 43 ИАП майор Андрютин. 15 мая 1944 г.».

     Ходатайство поддержали командир 278 ИАД полковник В.Т. Лисин и командир 3 ИАК генерал-майор Е.Я.Савицкий. Приказом командующего 8 ВА №35/н от 22.05.1944 г. награжден орденом Красного Знамени.

     *  *  *

     Свою четвертую награду Иван Кузнецов так и не получил. Казалось бы, ему должны были вручить сразу два ордена Красного Знамени, одновременно – ведь после подписи командующим воздушной армией оба приказа в тот же день вступили в силу, и их никто не отменял. А летчик получил только один орден Красного Знамени – по приказу № 33/н от 22.05.1944 г., а награда по приказу № 35/н от 22.05.1944 г. попросту… исчезла! (вместе с упоминанием о самом приказе и награде в последующих наградных листах! – авт.).

     Есть все основания рассматривать только две версии случившегося – хищение, с подделкой подписи в ведомости о получении награды, вот только, на каком уровне, хотелось бы знать! Или банальная халатность штабных работников!

     Так, или иначе, эта «исчезнувшая» награда «почему-то» больше не фигурирует в последующих наградных листах Ивана Кузнецова (а это обязательное требование в штабном делопроизводстве! – авт.). Случайность? Или вступило в действие одно из самых худших человеческих качеств – зависть, порождающая множество подлых поступков?

     *  *  *

     А еще через два месяца летчик Иван Кузнецов был представлен к пятому ордену:
   
     «…Командир звена, лейтенант Кузнецов И.Г. в Отечественной войне участвует с 13.04.1943 г. на Северо-Кавказском, Южном, 4-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах. Награжден орденами Отечественной войны 2-й ст., Отечественной войны 1-й ст., Красного Знамени за 148 успешных боевых вылетов, 14 личных и 7 в группе сбитых самолетов противника.

     После 3-й правительственной награды произвел 34 успешных боевых вылета, из них: на штурмовку наземных войск противника – 11, на разведку войск противника – 11, на сопровождение бомбардировщиков – 5, на свободную воздушную охоту – 9. Провел воздушных боев – 6. В результате сбито 4 самолета противника: 3 ФВ-190 и 1 Ю-87.

     Лучший летчик свободных воздушных охотников соединения.

     07.07.1944 г., вылетая парой на свободную воздушную охоту, встретил группу 20 Ю-87 под прикрытием 12 ФВ-190. Несмотря на численное превосходство противника, но имея преимущество в высоте, смело атаковал ведущего группы Ю-87 и с первой же атаки сбил его, расстроив строй бомбардировщиков, не дав прицельно сбросить бомбы. После этого завязал бой с «Фоккерами», сбив 1 ФВ-190 – в результате одного воздушного боя сбил 2 самолета противника.

     В боях проявляет храбрость, дерзость, мастерство и умение. Всегда ищет противника и навязывает ему бой, оставаясь победителем.

     За 34 успешных боевых вылета, 4 лично сбитых самолета противника, отличные штурмовые действия достоин награждения орденом Красного Знамени.

     Командир 43 ИАП подполковник Дорошенков. 16 июля 1944 г.».

     Ходатайство поддержали командир 278 ИАД полковник К.Д. Орлов и командир 3 ИАК генерал-лейтенант Е.Я.Савицкий. Приказом командующего 1 ВА №049/н от 08.08.1944 г. награжден орденом Красного Знамени.

     *  *  *

     Представление командира полка к очередной, шестой за войну награде последовало, в канун Победы, и вызывает очень много вопросов!..

     Казалось бы, оно должно было подвести закономерный итог боевой деятельности летчика в Великой Отечественной войне, достойно осветить и оценить его заслуги, которые уже значительно превысили требования, предъявляемые к представлению на звание Героя Советского Союза, и вплотную приблизились к «нормативам» дважды Героя Советского Союза (с 1943 г. – 30 самолетов, сбитых лично – авт.).

     Но к тому времени его отношения с командиром полка были уже, к сожалению, безнадежно испорчены (следствие колоссальных нервных нагрузок? - авт.), что видно по содержанию наградного листа, который «подвел итог» очень своеобразно, да и то – только за период после последнего награждения:

     «…Заместитель командира эскадрильи, старший лейтенант Кузнецов И.Г. в Отечественной войне участвует с 13.04.1943 г. на Северо-Кавказском, Южном, 4-м Украинском, 4-м Белорусском, 1-м Белорусском фронтах. За 132 успешных боевых вылета, 17 (!!! – авт.)лично сбитых и 8 в группе самолетов противника награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й ст. и орденом Отечественной войны 2-й ст.

     После 4-й правительственной награды произвел 74 успешных боевых вылета, провел 16 воздушных боев, в которых лично сбил 11 (!!! – авт.) самолетов противника (10 из них за неделю! – авт.): 10 ФВ-190 и 1 Ме-109.

     В боях ведет себя храбро и настойчиво, вступая в бой с численно превосходящим противником. Личным примером воспитывает подчиненный личный состав.

     Отличный разведчик – неоднократно летал в дальнюю разведку на территорию противника, добывая ценные данные.

     Были случаи выпивки, но за последние два месяца выпивок не наблюдалось. (А без «ложки дегтя» нельзя было обойтись? – авт.).

     За 74 успешных боевых вылета, 11 лично сбитых самолетов противника достоин награждения орденом Красного Знамени.

     Командир 43 ИАП подполковник Дорошенков. 8 мая 1945 г.».

     Ходатайство поддержали письменными резолюциями командир 278 ИАД полковник К.Д. Орлов и командир 3 ИАК генерал-лейтенант Е.Я. Савицкий.

     Приказом командующего 16 ВА № 255/н от 29.06.1945г. награжден орденом Красного Знамени.

     *  *  *

     Вот так окончилась война для одного из самых результативных летчиков-истребителей 43-го ИАП и одного из лучших летчиков ВВС РККА Ивана Гавриловича Кузнецова.

     Будучи непобедимым в воздухе (его ни разу не сбивали! – авт.), Иван Кузнецов впервые в жизни потерпел поражение, получив удар в спину. Моральный. К сожалению, от своих же командиров. В этом бою у него не оказалось в нужный момент надежного ведомого, который смог бы его прикрыть.

     17 марта 1953 г. гвардии майор Кузнецов Иван Гаврилович погиб в автомобильной катастрофе.

     Вечная ему Память и Слава!..

     *  *  *

     На фото слева: апрель 1944 г. Лейтенант КУЗНЕЦОВ И.Г. (после получения второй награды). Фото из семейного архива бывшего летчика 43 ИАП Героя Советского Союза А.Д. Осадчиева. Печатается с разрешения его сына – А.А. Осадчиева. На фото справа: 1953 г. Гвардии майор КУЗНЕЦОВ И.Г. (фото из учетно-послужной карточки (УПК), хранящейся в ЦАМО РФ). На фото в центре: фото самолета-истребителя Як-9, состоявшего на вооружении 43 ИАП в конце войны (фото из интернета, установить его подлинное авторство не представляется возможным).


     2017 - 2020 гг.


Рецензии