Бессмертная Яблоня. Цикл Донская природа

     В самом раннем моём детстве бабушка Маша рассказывала мне, что и у нас на огороде, в верхней его части, был фруктовый сад. В этом саду росли вишни, сливы, яблони и груши. Сад был старый, и за долгие годы своего существования стал приходить в упадок. Дед Андрей ещё некоторое время пытался за садом ухаживать, но из этого ничего не получилось. Пришлось старые деревья сада вырубить, и пустить их на дрова. Потом были выкорчеваны и все пни от срубленных деревьев, а на месте сада остался только огород, где выращивали картошку, тыквы, кукурузу и фасоль.
     Такая же участь постигла и сады большинства жителей нашей улицы. Сад остался только у наших ближайших соседей Брагиных, двор которых примыкал, с одной стороны, к нашему двору, а с другой стороны, к обширному колхозному, бригадному двору. В брагином саду росли вишни, сливы и тёрн. Но самым примечательным было то, что среди этого небольшого сада гордо возвышалась одинокая развесистая яблоня, которая ежегодно давала обильный урожай яблок-кислиц. Яблоки были мелкими, и кисло-горьковатыми на вкус.
     Колхозный бригадный двор был местом постоянных мальчишеских игр: в прятки, в догонялки и другие шаловливые забавы. Когда созревали яблоки в брагином саду, мы, босоногие мальчишки, не могли преодолеть искушение, и через многочисленные проломы в плетнёвом заборе залезали в сад и воровали эти яблоки. Старая бабушка Дарья Брагина, всегда одетая в белую холстинную одежду, с большой ивовой хворостиной в руке, гоняла нас по саду, награждая ударами хворостины по нашим горбам. Мы, с сорванными яблоками за пазухой, убегали от неё назад на колхозный двор и прятались там, в многочисленных сараях и конюшнях. Бабку Дарью мы между собой величали Старой Ведьмой, а яблоки из её сада называли «чёртовыми плодами». Рвали мы эти яблоки не столько для поедания, а больше для развлечения и подзадоривания Старой Ведьмы. Иногда мы попадали в очень сложное положение, когда, с одной стороны, нас из сада гнала бабка Дарья, а, с другой стороны, гонял по колхозному двору сторож дед Торма. Но всё это осталось в далёком детстве, память о котором всегда сохраняется.
     Проходило время, Умерла бабушка Дарья, во дворе остались жить её невестка с двумя малолетними внучками – Ниной и Машей. Брагин сад тоже старел, и приходил в упадок. И только кудрявая, всегда зелёная и усыпанная плодами, яблоня по-прежнему возвышалась в саду. Мы тоже взрослели. И теперь уже другие мальчишки залезали в сад, и воровали яблоки.
     Пришло и такое время, когда Брагин сад тоже вырубили и раскорчевали. Осталась только одна яблоня, которая по-прежнему красовалась и плодоносила. Я на много лет уехал из родного села: сначала на учёбу в ВУЗ, потом стал работать и жить в городе. В родном селе бывал изредка, только в отпуске или случайными наездами. О яблоне совсем забыл и её судьбой не интересовался.
     Через много лет, в 90-е годы, я ушёл на пенсию, и стал чаще бывать в Гороховке. Там ещё сохранился родительский дом, в котором жила моя старенькая мама. Наша сельская улица сильно поредела. От колхозного, бригадного двора ничего не осталось. Там теперь был пустырь, заросший бурьяном. Не осталось ничего и от Брагина двора: только небольшой холмик на месте бывшей хаты, да, заросшая травой, яма от погреба. Кругом, насколько видит глаз, простирался, заросший сорной растительностью, выгон, среди которого находилось старое сельское кладбище. Каково же было моё удивление, когда я среди этого пустыря обнаружил небольшую кудрявую яблоньку, усыпанную мелкими яблоками-кислицами. Прошли годы, но старая, бессмертная яблоня сумела выжить и сохранить своё потомство. Она, как и раньше, стояла на том же месте, жила и плодоносила, а люди пользовались её плодами. Я теперь чаще стал посещать эту яблоню, и, стоя возле неё, вспоминал о прошлом времени.
     В 2010 году над нашей улицей пронёсся лесной пожар, который уничтожил весь сосновый бор, расположенный севернее села, и нанёс большой ущерб нашей улице. Многие дома и другие строения сгорели, выгорела вокруг сухая трава и кустарники. Только бессмертная брагинская яблоня выжила и в этом стихийном бедствии. Она и сейчас стоит на своём месте - здоровая, зелёная и плодоносящая. Она продолжает жить, вопреки всем невзгодам и перипетиям. Великая природная тяга к жизни заложена в этой яблоне. Она бессмертна, как бессмертна окружающая природа, а с нею и Человек.


Рецензии