Древний привет

  Кому-то интересно было бы заглянуть в будущее, а мне интереснее - в прошлое. И не просто в прошлое, но в древнее прошлое.
  Такой интерес к нему возник далеко не сразу  по приезде на Землю Обетованную, а спустя годы, когда Библия (Ветхий и Новый Заветы вместе), которую я, человек светский, я проштудировала как исторический документ.
  Многие вовсе не считают ее таковым, и для скепсиса у них есть основания, ведь она писалась или, вернее сказать, формировалась не одно столетие. И множеством людей, которые что-то изменяли, переписывали, изымали,- прежде всего руководствуясь своими религиозными взглядами.
  Но в то же время названия мест, где проходили те или иные события, и сами события, и образ жизни людей тех далеких времен, их быта, взаимоотношений не подвергались столь тотальным переделкам, хотя бы потому, что в этом не было такой острой необходимости.
  Правда, и в отношении их существования в реальности находились, да, видимо, и до сих пор имеются, скептики, которые продолжают утверждать, что все это библейские сказки, не более того.
  Но библейские археологи то и дело посрамляют скептиков, находя все новые свидетельства того, что то, о чем говорит Библия, было в реальности.
  Вот и недавно в долине, где во времена Христа была деревушка Бейсайда(Вифсаида), бульдозер, расчищая территорию, откопал совершенно не поврежденную статую львицы, которой не менее двух тысяч лет.
  Она весит шестьсот килограмм, и для ее транспортировки пришлось заказать кран и грузовик.
  Но меня заинтересовало именно место, где она была найдена.
  "На другой день Иисус восхотел идти в Галилею , и находит Филиппа и говорит ему:иди за Мною.
  Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром..."(Евангелие от Иоанна,1:43-44).
  Царь Ирод превратил маленькую деревушку в город, дав ему имя Юлиус, в честь жены императора Тиберия.
  Найденная скульптура львицы, изготовленная из цельной глыбы базальта, очевидно, украшала("стерегла") чей-то богатый дом.
  О городе писал историк Флавий, однако никто не мог найти его:как и многие другие города, он канул в Лету. И вот эта находка - скульптура львицы - как бы очертила место, где он может быть обнаружен.
  Однако куда важнее оно как то, где некогда была деревенька, откуда вышло трое Апостолов. И если будут новые раскопки, может быть, обнаружится нечто такое, от чего просто дух захватит?
  Ну разве это прошлое не интереснее будущего, о котором мы можем лишь фантазировать, и явно не угадать, каким оно будет, потому что все равно непостижимо для нас:у других времен - и другие песни, которые не по нашему нынешнему уму-разуму.
  А вот о прошлом даже фантазировать можно. Когда-то я повыуживала из воды на одном из диких пляжей Кинерета(библейское Галилейское море) камешки, на которых как бы пунктирами обозначены некие лики:мужчины, женщины, ребенка, собаки.
  Повернешь одной стороной - человек, другой - собака.
  Во всяком случае это то, что мне видится. И я их даже наклеила на картон и повесила на стену, и нередко подхожу и смотрю на них. И вижу то же, что и в первый раз.
  И как бы окунаюсь в далекое прошлое, пытаясь разгадать:что это все-таки такое, откуда они взялись, и для чего предназначались?
  Или это природа нанесла на них такие знаки?
  И что поразительно:никогда мне больше ни в каком другом месте не удалось найти хоть один подобный камешек. А то место, где я их нашла, давно заросло такой травой, что боязно туда сунуться.
  Кинерет, увы, мелеет, и далеко уже не то полноводное озеро, которым он был даже лет десять назад, не говоря уже во времена будущих Апостолов Христа.
  Через пятьсот-тысячу лет, а, может, и раньше, Галилейское море может окончательно исчезнуть, и тогда кто-то тоже не поверит, что оно на самом деле существовало.
  Что найдут на его территории будущие археологи, когда оно "уйдет"? Может быть, какие-то предметы нашего быта? Или "автопортрет" человека нашей эпохи?
  Нашли же в прошлом году, рассеивая археологический мусор в городе Йехуд, керамический сосуд почти трехтысячелетней давности, на котором гордо восседала фигурка человека в задумчивой позе, отчего ее сразу назвали "Роденовский мыслитель".
  Я люблю рассматривать ее на одном из израильских сайтов. О чем задумался этот "Мыслитель", подперев правой рукой подбородок?
  У него большие оттопыренные уши, прямой и длинный нос, а глаза больше похожи на очки, - такие большие и круглые.
  Так и хочется сказать ему:"Привет! Поговорим?".
  Но "Мыслитель" настолько погружен в себя, что ему не до досужих разговоров.
  Интересно бы знать, какие-такие заботы его волновали?
  Нет, что ни говори, а прошлое гораздо интереснее будущего.
 
   


Рецензии