164. Школа даосов об исправлении сознания

164.

ОБ ИСПРАВЛЕНИИ СОЗНАНИЯ

Из-за того, что есть непросветление, возникают три вида признаков, которые соответствуют этому непросветлению и неотделимы от него. Первый признак – это стереотипная активность сознания, омрачённого неведением, так как человек привык видеть всё только под одним углом и не иначе. Если сознание просветлено, то оно не возбуждается. Если же оно возбуждается, то появляется страдание, ибо результат не может быть независим от причин. Второй признак – это наличие восприятия. Когда сознание возбуждается, то появляется и воспринимающий объект. Если же возбужденья нет, то нет и субъекта восприятия. Третий признак – Это мир объектов. Поскольку есть воспринимающий субъект, то возникает ложное проявление мира объектов. Если же освободиться от субъекта восприятия, то и не будет внешних объектов.

Когда человек по своей природе добр, но по какой-то причине из-за своего непросветления впадает в помутнение рассудка, то истинная действительность может прийти к нему на помощь через внезапное просветление и спасти его от гибели.

В подтверждение этих слов я вдруг увидел текст, который поспешил перевести: 
 

 БЛАГОДЕЯНИЕ
 
Один богач был, тысячу мешков зерна скопивший,
Забивший сеновалы на зиму отборным сеном,
В достатке жил в году неурожайном, наступившим,
Но отказался продавать зерно по низким цена.

Собрав слуг, во дворе поставил вдруг весы большие,
Собственноручно написал такое объявленье:
«Неурожайный год. А голод – смерти наступленье.
Я не могу один быть сыт во времена такие.

Сегодня отдаю зерно взаймы моим соседям,
Делю, чтоб каждому по одному мешку досталось,
На год чтобы хватило вам и вашим детям, 
Всё раздаю, спешите, лишь себе оставляю малость».

Услышав, тучами близко живущие собрались,
И не прошло и дня, как всё зерно то растащили.
Хозяина все вместе поблагодарить решили,
Но не было его нигде, и все заволновались.

Весь обыскали дом и сад, проверили покои,
Нашли его в одном заброшенном сарае спящим,
Уснувшим на соломе с письмом, рядом с ним лежащим,
Написано где было незнакомую рукою:

«Скопить добро и не раздать в годину испытаний –
Предметом ненависти стать всеобщей означает,
Кто ненавистен всем не избегает наказаний,
Добро и имя доброе своё он потеряет.

И памятуя о мне сделанном благодеянье,
Я дело доброе от имени Вас совершаю,
Надеюсь, Вы меня простите в полном осознанье,
Что тем, что самовольно делаю, я Вас спасаю».

Богач письмо прочёл, узнал, как дело обстояло,
И, глубоко вздохнув, всё принял, как оно сложилось.
И, в правду, перед этим толпу ярость обуяла,
Спалить решили дом все, но несчастья не случилось.

Принявшая его вид нечисть благом отплатила
За то, что от ненастья дал лисе он раз укрыться.
Несчастье, намечавшееся, в счастье обратила,
Припомнив, как в сарай он ей позволил поселиться.


Я также подумал, что наличие мира объектов обусловливает возникновение шести видов признаков: первое, аналитическое знание – интеллект, где из-за наличия мира объектов сознание порождает различие между любимыми-приятными и нелюбимыми неприятными вещами; второе, непрерывная последовательность мыслей, когда из-за различительной деятельности интеллекта возникает осознание страдания и удовольствие радости, вследствие чего сознание порождает ложные мысли, которые начинают следовать друг за другом в непрерывной последовательности; третье, привязанность, когда устанавливается непрерывная последовательность ложных мыслей, сознание начинает опираться в своей мыслительной деятельности на внешние объекты и попадает в устойчивую зависимость от страдания и удовольствия, вследствие чего устанавливается привязанность; четвёртое, размышление о наименованиях, именах и знаках – на основе ложной привязанности обращённое сознание начинает различать и анализировать условные, ложные и иллюзорные наименования, слова и знаки; пятое, феноменально-стереотипная активность сознания, опираясь на именования и знаки омрачённого сознания, начинает анализировать эти наименования и знаки и создаёт разные виды стереотипов; шестое, страдание, обусловленное зависимостью от стереотипного мышления, не может освободиться от навязчивых идей и страдает.    

И опять, как иллюстрация всего этого, передо мной возникло видение знаков, а проявившиеся иероглифы преобразовались в текст, который я тут же перевёл:


УЧЁНЫЙ ДУХ
 
Монах рассказывал о муже, в знанья погружённом:
«Однажды он в кумирне снял на лето помещенье,
От города Фэнъи в одном местечке отдалённом,
И погрузился с головой в своё уединенье.

Стал переписывать страницы одной книги редкой
При свете лампы, с наслаждением её читая,
Вдруг слышит, за порогом кельи кто-то хрустнул веткой,
За ним из темноты как будто рядом наблюдая.

- «Кто там? – спросил цзюйжэнь (1). – Кто мне мешает заниматься»?
Вдруг за окном в тиши послышались шаги и звуки,
Как будто человек какой, не смея появляться,
Стоял во тьме, сложив в поклоне пред собою руки. 

- «Я – бесприютный дух, - сказал, - давно здесь пребываю,
Лет сто уже вот здесь, как вслух читают, я не слышал,
Простите же меня, на вашу милость уповаю,
Чтобы послушать вашу речь благую, к вам я вышел.

Я вижу, оба одного мы с вами люди круга,
Сейчас так захотелось побеседовать мне с вами
И опасаться не придётся нам двоим друг друга,
Я знаю, столько общего найдётся между нами.

Надеюсь удовлетворить свою мечту я в споре
О чём-либо, развеяв так мою тоску в общенье,
Так не поддержите ль меня вы в нашем разговоре»? –
Сказав, поднял дух занавес, вступая в помещенье.

Манеры у него изысканными оказались,
Как у учёного со знаньем и душой высокой,
Но у цзюйжэня (1) мысли в голове все разбежались,
Не смог произнести ни звука, сидя одиноко,

В испуге стал монаха звать, вошёл тот, испугался.
А дух же, указав на стул, сказал: «Прошу садиться,
Учитель, я вас знаю, давно вами любовался,
Так как честны вы, и со злом не можете мириться.

Вы – человек совсем бесхитростный по своей сути,
И духом обывательским ещё не заразились.
Я с вами бы хотел поговорить об Абсолюте,
О всех таких вещах, что вам недавно ночью снились».

Монах с цзюйжэнем, молча, всё в смятенье пребывая,
Не смели даже рта раскрыть, вошли в оцепененье,
Тогда дух книгу взял, перелистал, что-то читая,
Швырнул её на землю и исчез, словно виденье».


Примечание

1. Цзюйжэнь – вторая учёная степень. В старом Китае «сюцай» - первая (низшая) учёная ступень, получаемая лицами, сдавшими экзамен, который проводился в главном городе уезда или области. Экзамен на вторую степень - «цзюйжэнь» - сдавали в центральном городе провинции. Высшая степень – «цзиньши» - получали лица, выдержавшие экзамены, которые проходили один раз в три года в столице Китая.


(продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович


Рецензии