Всемирному Дню туалета посвящается

     Летом 1982 года мой отряд Геохимической партии ПГО Камчатгеология проводил работы на Озерновском золоторудном месторождении на северовостоке Камчатки, вблизи военного полигона Кура. Полигон этот представлял собой гигантскую территорию, обнесенную забором, по которой регулярно стреляли баллистическими ракетами из северного Казахстана. Ракеты обычно прилетали к полигону ночью по камчатскому времени, зрелище было незабываемое. Среди ночи раздавался рёв, небо освещалось зловещим розовым светом, потом звучали оглушительные взрывы. Не представляю себе, что творилось на полигоне, но его окрестности на расстоянии десятков километров от забора были завалены обломками самоликвидировавшихся ракет: металлическими листами, полутора-двухметровыми стальными кольцами, бесформенными полуоплавленными кусками металла. Часто попадались брикеты серого цвета из материала, напоминающего резину. Скорее всего это был пластифицированный термит с каким-то взрывчатым веществом, предназначенный для самоуничтожения ракетоносителей. При попадании в огонь, он оглушительно взрывался, разбрасывая вокруг сноп горящих ярко, как магний, частиц. Мелкие куски взрывались с ярким пламенем под ударом молотка. Оленеводы жаловались, что этим опасным мусором засыпаны все ягельники в округе. Олени ранят ноги, в стадах постоянные эпидемии копытицы, от которой животные гибнут.
     Вы спросите, при чём здесь туалет? Продолжаю докладывать по порядку. На следующий после прилёта день отряд занялся благоустройством лагеря, в котором нам предстояло жить всё лето. Личный состав получил наряд на работы, а мы с молодым специалистом убыли на рекогносцировку. Очень хотелось посмотреть быстрее на основное рудное тело, представлющее собой протяжённую кварцевую жилу около 10 м по мощности, залегающую в гребне горы. Вечером мы вернулись в лагерь, который практически был готов к обитанию. Однако, были несколько озадачены необычностью свежесооружённого отхожего места, возведённого двумя рукастыми бичиками. Во-первых, они расположили его зачем-то на открытом со всех сторон пространстве гольца в начале склона долины реки при том, что сам лагерь находился на опушке леса. А во-вторых, они обили снаружи всю типовую дощатую кабинку листами анодированной жести для консервных банок, ящик которой нам всучил на дорожку заботливый завхоз. Туалет получился зеркальным. Ночью в нём отражалось всё бездонное северокамчатское небо с мириадами звёзд, а днём в солнечную погоду он сверкал, как бриллиант, всеми гранями и его сверкание порой в ясную погоду было видно издалека, с расстояния в десятки километров.
     На следующий день на рассвете раздался гул приближающегося вертолёта. Мы были удивлены, так как очередной борт должен был посетить нас только через месяц. Вынырнувший из тумана вертолёт оказался не оранжево-cеребристым, как машины гражданской полярной авиации, а шарово-зелёным с большими красными звёздами. Из вертолёта выкатились несколько пузанов и жердяев при погонах и засеменили к нашему камбузу во главе с характерным колобком-полковником. Состоялось знакомство с изучением верительных грамот (на официоз всегда производили впечатление бумажки с печатями КГБ, которые мы получали в связи с работами на золото и использованию закрытых картографических материалов). После чего последовал вопрос полковника, сопровождаемый указующим жестом руки, продолжившийся нижеследующим диалогом:
- Что это за объект?
- Туалет.
- Вам придётся его немедленно ликвидировать.
- Почему?
- Вы что, не понимаете? Этот объект создаёт устойчивые шумы и помехи для локационного оборудования техники и вооружения, которые состоят на обслуживании вверенного мне воинского подразделения. Кроме того, ваш объект может быть использован вероятным противником как цель для наведения наступательного вооружения на территорию нашего расположения.
- Проблема в том, что проведённые работы и материалы, использованные для сооружения объекта, уже заактированы и подлежат списанию. Смета проведения работ не предусматривает сноса объекта и затрат по его повторному возведению. Мне потребуется предписание авторитетного ведомства, предпочтительно непосредственно Министерства Обороны СССР для привлечения дополнительных средств Министерством Геологии.
- Завтра до полудня предписание вам будет доставлено с нарочным!
     Товарищи офицеры погрузились в вертолёт и улетели. Скорее всего продолжать браконьерничать. Больше мы их никогда не видели. Как и обещанного предписания. Но стало возникать впечатление, что подлетающие ракеты предпочитали самоликвидироваться не столько над полигоном Кура, сколько над сияющим туалетом лагеря геохимического отряда. Особенно в те чудные ночи, когда в нём отражалось северное сияние...


Рецензии