Чижик-Пыжик Дети войны

               
  В Бийском городском Дворце культуры зал полон. На экране меняются снимки один за другим под хлёсткие щелчки  метронома, трепещущие звуки музыки. Пронзительный женский голос читает стихи Ольги Берггольц.
...Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна...

От увиденного и услышанного шевелятся волосы, и комок сжимается в горле. Сколько испытаний пришлось пережить людям,  холод,  голод, смерть близких и родных. Кадр за кадром – горе, душевная боль. Судьбы людей  города, приговоренного фашистами к полному уничтожению, но выжившего, благодаря  воле и силе духа, защищавших.  Знаменательная дата – День снятия блокады Ленинграда.

  Невольно бросаю взгляд по сторонам на учеников. Лица серьёзные, взгляды сосредоточенные. Переживают  душой. Даже не верится, что  минут пятнадцать назад,  с  трудом, усаживал этих озорников на места в зале.

  Сомневался, а не рано ли  пятиклашкам, такое серьезное мероприятие? Теперь понял, что самое время! Души не испорчены, не очерствели в сегодняшнем, далеком от светлого и романтического, времени.  Не уступили место сухому расчёту цифр и выгоде.

  Когда высветился на экране дневник Тани Савичевой, и её фото - чувств никто не скрывал.

  Смотрел на  учеников, в их красные от слёз глаза и понимал, что те, кто говорит: « Не та молодёжь пошла, нет в них того, что было раньше - далеко не правы! Та - молодежь! Именно – та! Такая, что надо!  Только   воспитывай по-настоящему! Прививай  чистое и светлое!  Тогда можно рассчитывать на будущее!


  Вспыхнул свет, на сцену пригласили бывших детей блокадного Ленинграда. Трудно представить, что эти дедушки и бабушки когда - то были малышами.
С какой любовью  рассказывали о своём родном городе Ленинграде! Сколько  пришлось перенести горя на  плечах!

  Алтайский край в годы войны принял более двадцати детских домов,  садов и интернатов  блокадного Ленинграда, став для истерзанных войной ребятишек  второй родиной.

  С дрожью в голосе многие из них рассказывали о тех ужасах, которые пришлось пережить в окруженном врагом городе.

 Микрофон перешёл в руки  худенькой бабушки. С повязанной на голове тонкой косынкой. Её изможденное  долгой болезнью морщинистое лицо улыбалось. И через микрофон наполнил зал звонкий, как ручеек, голос: « Милые дети! Больна неизлечимо!  Знаю. Друзья и врачи отговаривали идти на  встречу. Но именно потому, что она  может оказаться последней в этой жизни,  пришла. Для того чтобы посмотреть вам в глаза,  высказать то, чего раньше не успела.
Пусть будет проклята война, которая отняла детство, близких, родной  город.
Как везли нас по льду-«дороге жизни» на машинах, эшелонами в теплушках, спасая от смерти и голода, рассказали мои друзья. Многие не вынесли дороги, умерли уже здесь на Алтае»...

 Зал замер слушая звонкий голос: « А знаете, как мы, завидовали  сверстникам, которые остались там до окончания блокады родного города! Как хотелось попасть туда и вместе с ними  очищать от руин родной Ленинград - нынешний Петербург.

  27 января 1944 года стал Днем воинской славы России — Днем снятия блокады Ленинграда. Город вздохнул свободно, сразу же начались восстановительные работы. Пошёл трамвай. Ленинградцы вернули к жизни десятки школ, детских садов и яслей, приступили к восстановлению поврежденных во время блокады театров, больниц, заводов.

  Вместе со взрослыми трудились и наши сверстники. Разбирали завалы, подметали улицы, чтобы город стал самым красивым, сказочно чистым.

Настоящий петербуржец  не обронит мусор, даже трамвайный билет на асфальт, потому что Петербург, самый любимый, сказочно-красивый город в мире.

Может быть, некоторые не знают, что по указу Петра было основано всего лишь семь городов. Рядом с такими: как Санкт-Петербург, Петергоф, поднялся  и наш любимый Бийск.

  Жизнь  прожила  здесь, работая на заводе. У меня два родных и близких сердцу города. Я люблю их, каждый по - своему. Бийск за то, что приютил, обогрел  в трудные годы. Питер за то, что в нем родилась, там жили близкие люди, захороненные на Пискарёвском кладбище. Раньше  часто ездила туда, хотя родных никого в живых нет, но  там живёт моя память.
 
  До войны мы жили в двух шагах от Михайловского дворца, рядом с мостом, где Фонтанка отделяется от Мойки.

  Сейчас в этом месте, на канале, расположен памятник Чижику-Пыжику. Слышали о таком? Улыбаетесь – значит, слышали! В конце девяностых поставили этот забавный, самый маленький памятник в мире, и  появилась традиция или примета (не знаю, как правильно сказать).
Если загадать желание и бросить вниз монету так, что  не упадет в воду, а останется лежать на постаменте возле Чижика-Пыжика – загаданное сбудется.
  У меня к вам огромнейшая просьба…


***
  Прошли годы. Столько слышал и читал о Петербурге. Так хотелось побывать, взглянуть хотя бы одним глазком. И, наконец, – здравствуй город на Неве, в душе всё пело и ликовало. Не буду останавливаться на том, какое это чудесное место... Эрмитаж, Петергоф, Аврора, музеи, памятники ....Всего не перечислить и словами не описать.

  Купили билеты на автобусную экскурсию по знаменательным местам Петербурга от Дворцовой площади. Накрапывал мелкий дождик,  дул ветерок. Конец сентября. Что еще следовало ожидать. До начала свободного времени было предостаточно. Успели посетить Исаакиевский собор. Пройти мимо дома, где жил Гоголь, возле Адмиралтейства через Дворцовую площадь, погулять по Миллионной.

           Достал из кармана куртки два старых и теперь не нужных билета на посещение Исаакиевского собора... Выбросить было не куда. Поблизости  урны нет. Вокруг чистота, и ни одной бумажки. Бросить рука не поднимется...

         Вспомнилось. Городской дворец культуры. Голос бабы Тани: «Разбирали завалы, подметали улицы, чтобы город стал самым красивым, сказочно чистым. Настоящий петербуржец никогда не обронит мусор, даже трамвайный билет на асфальт, потому что любит родной Петербург -  сказочно-красивый город в мире»...
   

  К экскурсионному автобусу  пришли первыми. Водитель, глянул на посиневшие  лица и промокшие куртки, открыл двери. Салон медленно наполнялся такими же озябшими туристами.  Лет пятидесяти женщина – экскурсовод, стряхнула воду с зонтика, сняла и повесила на плечики мокрый плащ, прошла вглубь салона вместе с организаторами экскурсии.

  У открытых дверей, дымя сигаретой, стоял полноватый, лет тридцати мужчина,  держа рукой  увесистую сумку. С  удовольствием  докурил  сигарету…
Возникла мысль: «Интересно, куда  её денет? Рядом ни одной урны. Положит в карман?»...
 
  Бросил на асфальт и наступил ботинком.…Представился. Раздал по рядам коробочки с DVD фильмами, памятные значки на магнитах с видами  мест Санкт-Петербурга. И, улыбаясь: «Если  ещё не побывали в Эрмитаже… В Янтарной комнате видеосъемка запрещена так, как вспышки действуют,…но благодаря нашему фильму  сможете… Стоимость всего…»

  Вроде бы нормальный, внешне располагающий молодой человек. И рассказывает умело, с интересом, и хочется улыбнуться в ответ! А вот запомнились слова бабы Тани о настоящем петербуржце!

  Реализовав предложенные товары, обратился ко мне: «Вы что-нибудь выбрали? Что возьмете?».

  « Спасибо, но не буду! А можно  вопрос?» - буркнул я вполголоса, стараясь не обидеть. « Вы-то сами не петербуржец? Просто работаете здесь?»

  « Да нет, как раз коренной и  не в одном поколении!» -  обиделся он: «А с чего это  взяли, что я не местный?»...

  Тут и рассказал  ему про бабу Таню, слова  светлые. Тихо-тихо, почти прошептал,…

  Может  и обиделся, но главное, понял. Вышел из автобуса, наклонился возле двери, поднял размокшую сигарету, зажал  в кулаке и - в карман куртки.

  Долго ворчала супруга, что обидел человека. Я и сам думал, а  зря? Время другое, люди, отношения другие! …
А как же  баба Таня? Где светлое и чистое? А память о тех, кто создавал, поднимал и строил?

  Экскурсия была чудесной. Много, что увидели и где побывали. Даже удалось приложиться к иконе Спаса Нерукотворного  в Спасо-Преображенском соборе. Той, с которой Петр Великий не расставался с младенчества и до смерти.

 Нашли дорогу и к Чижику-Пыжику. Исполнили просьбу бабы Тани. А осталась монета там лежать или мимо пролетела, утверждать не буду.

  Но  появился в Бийске уголок, маленькая капелька Летнего сада. Называется «Александровским парком» с фигурами, отлитыми в бронзе, с памятниками чудесными и подсветкой ночной, сказочной. Пусть на  окраине города в некогда промышленной зоне. И не каждый приезжающий на Алтай туда заедет.

   Но есть такой уголок, свой маленький  Бийский Петергоф, И храм красоты неописуемой! Зайдешь, и ощущение такое, что  частичка Исаакиевского собора. И всё на средства тружеников Бийского завода "Сибприбормаш"
   
Вспомнилась баба Таня и просьба: «Сама  уже не смогу бросить монетку. Если кто из вас, ребятишки, окажется в том месте, у Чижика-Пыжика и случайно вспомнит о бабе Тане, пусть  бросит за меня!

  А желание  одно, чтобы с каждым годом росли и хорошели два  любимых города, основанные Петром Великим, и жили в них чудесные люди со светлой душой! Береги вас Господь!


Рецензии
...доброе утро,Андрей!...до слёз растрогали,...какой образный, трогательный, пронзительный рассказ!...спасибо за тепло широкой души!...
успехов вам и здоровья крепкого!...быть добру!...с уважением,теплом,Лидия.

Лидия Толченникова   02.07.2022 06:50     Заявить о нарушении
Моя рецензия уже есть, Андрей!
Присоединяюсь к прекрасным словам Лидии!
Перечитала рассказ со светлым, щемящим чувством!
СПАСИБО!
И низкий поклон автору!
С уважением,

Элла Лякишева   29.11.2022 22:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.