О Высоцком. И всё же конец мой ещё не конец...

 Материал для сборника к конференции АРСИИ им. Г.Р. Державина, фото С. Неговелова


В 2015 году исполняется 35 лет с кончины русского поэта В. Высоцкого


               
                Когда я отпою и отыграю,
               
                Чем кончу я, на чём – не угадать,
               
                Но лишь одно наверняка я знаю—
               
                Мне будет не хотеться умирать…



        «Высоцкий, как и всем на свете, интересовался наукой, с увлечением читал фантастику. В то время вообще слово «физик» означало для людей гораздо больше, чем теперь. Слова «физик», «молодой учёный» были для Высоцкого синонимами слов «волшебник», «маг».
               
                (Аркадий Высоцкий)


Владимир Высоцкий продолжает оставаться популярней фигурой и в двадцать первом веке. Любовь к нему не проходит как в нашей стране, так и за её пределами. Около легендарного Дома культуры  «Мир» Объединённого института ядерных исследований в Дубне (того самого Дома культуры, который в 1964 году мог стать  Московским Областным драматическим театром во главе с  Ю.П. Любимовым)  возвышается памятник «Гамлету русской сцены» - поэту Владимиру Семёновичу Высоцкому работы московского скульптора Олега Давидовича Яновского, появившийся в 2008 году. Среди берёз, сосен и коттеджей наукограда с более чем полувековой историей этот памятник занял своё законное место: Высоцкий навсегда вернулся в город, который любил и в который приезжал в течение пятнадцати лет.

… Впервые актёры будущей «Таганки» побывали в нашем городе, ещё являясь студентами  Щукинского училища. Осенью 1963 года они привезли к нам свой знаменитый курсовой спектакль «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольда Брехта и показали его на сцене ДК «Мир». Перед спектаклем они побывали на экскурсии в Лаборатории ядерных реакций ОИЯИ. С того самого момента завязалась крепкая дружба между режиссёром Юрием Петровичем Любимовым и академиком Георгием Николаевичем Флёровым, положившая начало тесному многолетнему общению  сотрудников нашего международного ядерного центра с артистами одного из самых интересных  творческих коллективов Москвы того времени.

  Пока  студенты заканчивали четвёртый курс театрального училища, дубненские физики во главе с директором ОИЯИ Дмитрием Ивановичем Блохинцевым и директором ЛЯР ОИЯИ Георгием Николаевичем  Флёровым обращались во все столичные инстанции, вплоть до Министерства культуры и ЦК КПСС, убеждая их в том, что  курс Любимова «представляет из себя готовую труппу театра, и его ни в коем случае нельзя рассредотачивать по разным театрам страны».

К ним присоединились академик П.Л. Капица и поэт А.А. Вознесенский. Сын академика Г.Н. Флёрова Николай Георгиевич в своей книге «Воспоминания об отце» писал, что  наши учёные «предложили Москве создать Областной театр во главе с режиссёром Юрием Любимовым в Дубне, на базе Дома культуры «Мир». Этот вариант не прошёл, но именно в результате инициативы и энергии наших учёных столичные власти разрешили определить всю труппу  Любимова  в Драматический театр на Таганке, откуда началась его слава и популярность». Теперь об этом факте рассказывают студентам преподаватели  Щукинского театрального училища.

Театр на Таганке приезжал в Дубну неоднократно  в течение многих лет. Лаборатория ядерных реакций ОИЯИ стала его официальным шефом. В её мастерских даже создавались декорации к спектаклям. В 60-е годы в ДК «Мир» были показаны, кроме «Доброго человека…» ещё  «Антимиры» и «Десять дней, которые потрясли мир». И в них на дубненской сцене уже играл Владимир Высоцкий.

Точно сказать, сколько раз Высоцкий посетил Дубну, сейчас никто, разумеется, не сможет. Кроме своих официальных концертов, он приезжал и на подпольные домашние концерты к своим друзьям, и неоднократно бывал на "флёровских посиделках" в коттедже академика Флёрова, который жил в Дубне один (его семья постоянно проживала в Москве), и участвовал в капустниках ЛЯР по поводу юбилеев и наград. На них Высоцкий  читал физикам  свои стихи. Например, такие шуточные, как эти:

Не отдавайте в физики детей.
Из них уже не вырастут Эйнштейны,
Сейчас сплошные кризисы идей,
Все физики на редкость безыдейны.
Мы, граждане, привыкли с давних пор,
Что каждая идея есть идея,
А кто-то там с фамилией Нильс Бор
Сказал, что чем безумней, тем вернее.


И дубненцы, и гости нашего города знают о том, что Высоцкого  с Дубной связывали пятнадцать творческих лет. К сожалению, многие из тех, кому были известны подробности его пребывания здесь, уже покинули этот мир, и всё же в 2013 году к 75-летию со дня рождения Поэта удалось выпустить книгу «Высоцкий – в Дубне!», в которой собраны уникальные свидетельства  дубненских друзей Владимира Семёновича и очевидцев его приездов и выступлений, а также размещены  семьдесят фотографий, многие из которых прежде нигде не публиковались.

Полагаю, что Высоцкий в любом случае не прошел бы мимо Дубны. Не получилось бы,  потому что он примкнул к   замечательной когорте шестидесятников, с которыми  сроднился в своих душевных порывах и устремлениях, и среди которых заслуженно занял своё особое, ни на кого не похожее, место. А  все представители той эпохальной когорты побывали в нашей Дубне, которая в 60-е годы прошлого века имела славу Острова Свободы. Юрий Петрович Любимов, вспоминая наш город в 60-е, отмечал, что «даже при некоторых ограничениях Первого отдела, духовная жизнь в Дубне тогда была очень насыщенной. Это отличало Дубну от других городов, это было спецификой Дубны».

… Впервые Высоцкий мог попасть в Дубну в 1963 году, но - не случилось. После того, как в 1962 году Михаил Ромм выпустил свой известный фильм о физиках-ядерщиках «Девять дней одного года», съёмки которого проводились  в нашем городе на крупнейшем в то время синхрофазотроне Объединённого института ядерных исследований, главный режиссёр московского Экспериментального театра Евгений Родомысленский собрался поставить в Дубне спектакль по пьесе Максима  Сагаловича «Тихие физики». Между прочим, в декорациях Эрнста Неизвестного и Олега Целкова! Одну из ролей в том спектакле должен был сыграть молодой актёр Экспериментального  театра Владимир Высоцкий. По каким-то причинам спектакль не вышел, однако осталась известная песня, написанная именно к нему, и получившая позже название   «Марш студентов-физиков»:


Тропы ещё в антимир не протоптаны,
Но, как на фронте, держись ты!
Бомбардируем мы ядра протонами,
Значит, мы антиллеристы.
Нам тайны нераскрытые раскрыть пора –
Лежат без пользы тайны, как в копилке,
Мы тайны эти с корнем вырвем у ядра –
 На волю пустим джина из бутылки!
… Пусть не поймаешь нейтрино за бороду
И не посадишь в пробирку,
Было бы здорово, чтоб Понтекорво
Взял его крепче за шкирку…


В этой песне Высоцкий упоминает имя дубненского  академика Бруно Максимовича  Понтекорво (итальянца по происхождению), который открыл частицу нейтрино. Это упоминание красноречиво говорит о том, что Высоцкий был уже в материале, и песня посвящена именно Дубне.

Очутился он в нашем городе лишь в конце июля 1964 года, в числе поэтов и певцов, приглашённых нашим Институтом украсить День советской молодёжи. Тогда к нам приехали Юрий Визбор, Юлий Ким,  Андрей Битов, Игорь Кохановский – словом, все, кроме заболевшей Юнны Мориц. Подробно об этом  рассказал в своём романе «Опрокинутый Олимп» Пётр Вегин, однако, он указал неверный год - 1963.

Во время работы над книгой «Высоцкий в Дубне» я встречалась с Алёной Борисовной Делоне-Ели, которая в настоящее время проживает в США, в штате Калифорния, и которая приезжала в гости к своим дубненским знакомым – главным образом для того, чтобы внести ясность в уточнение даты того знаменитого Дня молодёжи (а, следовательно, первого приезда В. Высоцкого в Дубну).

Дело в том, что кроме концерта тогда предполагалось провести выставку полотен современных опальных художников,  известных позже по знаменитой бульдозерной выставке в Москве (среди которых были картины Фалька  и Кандинского). Организацией той выставки занимался её муж, известный московский  журналист Владимир Шацков со своим братом Владиславом Щёголевым, сотрудником нашего Института. Так вот выставку тогда запретили, а концерт поэтов и бардов состоялся!

Доподлинно установлен приезд Владимира Высоцкого в наш город в ноябре 1965 года, когда Андрей Вознесенский представлял его и Беллу Ахмадулину нашей публике в Доме учёных (Вознесенский и Высоцкий познакомились весной 1965 года в момент постановки «Антимиров» на «Таганке»).

Далее по свидетельствам очевидцев стало известно, что Дубна видела и слышала Высоцкого в ноябре 1967 году. Удалось разыскать  Льва Михайловича Андреева (работника Дома культуры  «Мир» в те годы),  который сделал серию фотографий актёров «Таганки» на вечере Лаборатории ядерных реакций. Директору ЛЯР,  академику Г.Н. Флёрову, накануне  присвоили Ленинскую премию. Видимо, актёры «Таганки», среди которых был и Высоцкий, приезжали поздравлять его с  наградой.

После выхода книги в свет у меня появилось много знакомых среди исследователей творчества В.С. Высоцкого, которые утверждают, что существует ещё один фотоснимок с концерта Высоцкого на сцене ДК «Мир» в Дубне, датированный 1967 годом (работы Мрачковского). Это фото мне не было известно, поэтому оно, к сожалению, не вошло в книгу. Однако, уважая мнение библиографов Высоцкого (в том числе  такого авторитетного, как Марк Цыбульский из Америки), я не буду опровергать то, что тот снимок принадлежит 1967 году. Наоборот, убеждена, что  Высоцкий мог дать несколько концертов в Дубне в 1967 году.

Теперь, после  выхода в свет книги, которой предшествовало глубочайшее авторское исследование,  мы знаем и о его январском сольном концерте на сцене ДК «Мир» в  1968 году, и о  ноябрьском, того же года, домашнем концерте на квартире  сотрудницы ОИЯИ И.Н. Кухтиной, куда вместе с ним прехали И. Кохановский, а также З. Богуславская с А. Вознесенским. Тогда он исполнил в первый раз свою знаменитую «Охоту на волков» (Высоцкий пел адресно для Вознесенского, интересуясь его мнением).

Следующее появление Высоцкого в Дубне зафиксировал в своей книге «Всё в жертву памяти твоей» Валерий Золотухин, в которой есть такие строки: «22 января, 1969 год, Дубна. После обеда у Васильева (Анатолий Васильев до сих пор является актёром «Таганки» - Прим. автора) в номере сочиняем шуточное поздравление. Венька (Смехов – Прим. автора) написал приветствие от словоблудия «ляр» (Лаборатрия ядерных реакций – Прим. автора) и «лям», Высоцкий – песенку, Васильев подобрал музыку:

…И в Дубне, и на Таганке что-то ставят, что-то строят:
Сходство явно, но различие кошмарно.
Элементы открывают, и никто их не закроет,
А спектакль закрыть – весьма элементерно!..


 Нас не сразу приняли бурно, как мы ожидали, и мы зажались. Тем более сделали глупость, что не отделили капустник от концерта, и зрители, казалось, были в недоумении. Я пел «Пьеро», кажется, хорошо; Вениамин читал Маяковского; Володя пел песни и всё спас». И – далее: «У Флёрова дома пели с Володей «Баньку», и я очень сильно кричал: какая-то неудобная тональность была. Целиковская: «Володя, ты один лучше пел, а это получается пьяный ор, подголосок должен быть еле слышен».

В марте 1970 года в дубненском Доме культуры «Октябрь», что располагается в  левобережной части Дубны, Высоцкий выступал по приглашению своей хорошей знакомой Лидии Ивановны Доценко, которая тогда возглавляла культурно-массовую комиссию завода, и выступил с аншлагом. Попали тогда на его концерт далеко не все желающие, и он приехал с концертом ещё раз,  спустя три дня. А после выступления поехал на Правый берег, в нашу институтскую часть Дубны, чтобы поздравить с  днём рождения Г.Н. Флёрова (у академика день рождения был 3 марта).
 
Следующие его приезды помнят в подробностях многие жители нашего города: 22 января и 10 февраля 1976 года Высоцкий дал четыре концерта по линии общества «Знание» в наших двух домах культуры. Они подробно описаны в книге.

Именно Высоцкий придумал для дубненских учёных  фразу «Здрасьте, мы из Дубны!», которая была своего рода паролем для прохода в Театр на Таганке. Слыша её,  администраторы  свободно  пропускали приезжих на  спектакль.

Последний раз Дубна видела Высоцкого за год до его ухода: 10 и 11 февраля 1979 года он выступал по линии книголюбов  по той же схеме, что и в 1976 году: сначала в ДК «Мир», следом – в ДК «Октябрь». На  последних концертах он пел:


Товарищи учёные, доценты с кандидатами!
Замучились вы с иксами, запутались в нулях.
Сидите, разлагаете молекулы на атомы,
Забыв, что разлагается картофель на полях.

Товарищи учёные, эйнщтейны драгоценные,
Ньютоны ненаглядные, любимые до слёз.
Ведь лягут в землю общую останки наши бренные.
Земля – ей всё едино: апатиты иль навоз.

Товарищи учёные, не сумлевайтесь, милые!
Коль что у вас не ладится – ну, там не тот аффект.
Мы мигом к вам завалимся с лопатами и вилами,
Денёчек покумекаем – и выправим дефект!



…После смерти Владимира Семёновича Высоцкого именно в нашем городе прошёл первый в стране официальный вечер его памяти, подготовленный сотрудником ОИЯИ В.И. Фурманом. На нём в качестве гостей присутствовала мама Высоцкого, Нина Максимовна, актриса Театра на Таганке Алла Демидова и писатель Юрий Карякин. Вечер планировали провести  в Доме учёных ОИЯИ, но в последний момент партийный комитет ОИЯИ запретил. И тогда люди толпой пошли в Дом культуры «Мир», сцена и стены  которого помнили Высоцкого. Всю ответственность  за проведение вечера взял тогда на себя сотрудник Института Ю.Г. Войтенко, который позже, как и директор ДК «Мир» Б.Т. Бикбова, получил  за это строгий партийный выговор.

В течение ещё нескольких лет после  смерти Высоцкого к нам в Дубну приезжали артисты «Таганки» с различными спектаклями и концертами. Неоднократно здесь бывали В. Смехов, Б. Хмельницкий, В. Золотухин,  театровед Н. Крымова.

В 2003 году по инициативе депутата городского Совета депутатов И.А. Вяземского на площади перед ДК «Мир» состоялось торжественное открытие Аллеи имени выдающегося русского поэта и актёра Владимира Семёновича Высоцкого. Событие это вошло в план мероприятий празднования Дня города. После митинга состоялось открытие мемориальной доски поэта на стене Дома культуры. На чёрном мраморе выгравирован портрет поэта и его обращение к нам:


Эй, вы, задние, делай, как я!
Это значит – не надо за мной!
Колея это -  только моя!
Выбирайтесь своей колеёй!


На официльных мероприятиях, прошедших по этому случаю, выступили артисты и гости:  Светлана Светличная, Татьяна Конюхова, Лариса Лужина, Давид Карапетян, а также на сцене ДК «Мир» своего кумира вспоминали дубненские барды. Сын поэта, Н.В. Высоцкий, сказал: «Вы знаете, что в Москве есть закон о том, что нельзя переименовывать улицы. Было уже подписано распоряжение, чтобы переименовать улицу, на которой он жил, лет, наверное, 16-18, улицу Шверника – в улицу Высоцкого, но вот этот закон вступил в силу – и в Москве улицы Высоцкого нет. Я благодарен вам, жителям Дубны, за то, что вы живёте по другому закону – по закону любви и памяти!»

С тех пор Высоцкий регулярно возвращается к нам в Дубну ровно через полгода: 25 января и 25 июля - в  день   рождения и в день своего ухода. Первая дата – это начало земной жизни, вторая – жизни вечной.

Книга «Высоцкий в Дубне» вышла в свет накануне 75-летия со дня рождения В.С. Высоцкого. Работая над ней, мне удалось разыскать всех организаторов выступлений Высоцкого в Дубне. И появилась мысль собрать их вместе на сцене ДК «Мир», чтобы поблагодарить спустя годы – ведь некоторые из них рисковали карьерой и репутацией, организуя приезды опального Высоцкого. Потом возникла идея привезти актёров Театра на Таганке. Я поехала в Москву, встретилась с директором театра В.С. Золотухиным.

Валерию Сергеевичу понравилось такое предложение, он сразу загорелся этой идеей, и мы решили сделать вечер дружбы ОИЯИ и «Таганки». Он сказал, что актёры «в память о Володе» приедут бесплатно и  сыграют для дубненцев спектакль.

Директор ОИЯИ академик РАН Виктор Анатольевич Матвеев тоже мгновенно поддержал наше предложение, и 28 января на той сцене, с которой пел и говорил поэт, состоялся вечер «Возвращение ТАГАНКИ в Дубну». В зале собралось полтысячи народу. Дубненцы воочию увидели организаторов легендарных приездов Высоцкого в Дубну – тех, кому они были обязаны встречами с запрещённым поэтом. Героям вечера вручили грамоты Администрации города, а потом артисты дали спектакль «Владимир Высоцкий», по завершении которого подарили в качестве экспонатов для будущего музея Высоцкого афиши  спектаклей с его участием. К всеобщему огорчению, Валерий Сергеевич Золотухин уже находился в больнице, из которой не вернулся, но письмо академику В.А. Матвееву с благодарностью он подписать успел.

…Люди уходят, но жизнь продолжается. Молодёжь Дубны сегодня поёт те песни Высоцкого, которые когда-то пели их отцы. Так от одного поколения  к другому прокладывается тропинка памяти, и Высоцкий как наша Совесть и наша Память живёт вместе с нами в нашем прекрасном городе!

                Дубна, июль 2015

P.S. Прошло 2 года и в нашем ДК "Мир" появилось симпатичное место, в котором можно посидеть в приятной обстановке и послушать песни "шестидесятников",это кафе "Высоцкий".


Рецензии
Неизвеcтные мне факты, прочла c большим интереcом.
Cама познакомилаcь c пеcнями Выcоцкого лишь в cередине cемидеcятых, в cтарших клаccах. Хрипящие запиcи на бобинах, первые каccетные магнитофоны, плаcтинки. И, конечно, беcконечные пеcни под гитару. Что любопытно, моя мама, человек от бардовcких пеcен веcьма далёкий, ещё в те времена прозорливо заметила, что о Выcоцком будут пиcать книги и диccертации.

c уважением,
Елена

Елена Василь-Лисенкова   29.07.2018 14:13     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.