Ёлка в сельской школе

(отрывок из повести "Школяры")

Юрка готовился к встрече своего первого Нового года в школьных стенах. Это его немного и напрягало, и радовало одновременно.
В класс вошла Екатерина Васильевна, села за учительский стол, открыла свои записи, но тут же их закрыла и обратилась к классу:
- Ребята, скоро Новый год. Вы любите этот праздник?
- Да! Да! – понеслось со всех сторон.
- Вот и хорошо. Всем нам поручили очень ответственное задание – мы будем делать ёлочные игрушки.
- А как? Мы ведь не умеем, - раздались нерешительные возгласы из класса.
- Ничего. Научимся вместе. Вчера я вас просила принести картон или цветную бумагу – у кого что есть – и цветные карандаши. Все принесли?
- Да, да, - опять волной пронеслось по классу.
- А я забыл, - уныло протянул с места Колька Гурьев.
- И я з-забыл, - вторил ему, слегка заикаясь, Мотька Щибрик.
Екатерина Васильевна встала, нахмурила брови.
- Очень плохо. Что же это у вас с детства память такая плохая? А дальше что будет? Ну, давайте посмотрим, у кого картона много, может быть поделятся с вами?
- Екатерина Васильевна, у меня много! – крикнул Коля Отливан. – У моего папы на работе этого картона хоть завались. Он в магазине работает, и они этот картон в печке сжигают. Я сам видел.
Учительница подошла к Колиной парте.
-_Ну-ка, ну-ка, покажи. И правда - много картона. Вот и хорошо. Давай, Коля, поделись с этими забывахами.
Когда вопрос с картоном был решён, учительница обратилась ко всему классу:
- Теперь слушайте внимательно, я объясню, что вы должны делать. Нужно нарисовать своего любимого зверя, или игрушку, или любой предмет. Только нарисовать крупно и ярко. А потом мы выберем ваши лучшие рисунки, аккуратно вырежем их ножницами, привяжем к ним ниточки. Это будут ёлочные игрушки. Всем понятно?
- Понятно! – дружно ответил класс.
- А я не умею рисовать! – громко выпалил Колька Парамонов.
- И я, и я, - послышалось несколько голосов.
- Ничего страшного, успокоила Екатерина Васильевна, - мы с вами будем делать бусы. Для начала возьмите листочки бумаги и покрасьте их в какой-нибудь один цвет.
В классе воцарилась тишина. Только слышно было, как по картону и бумаге скрипят, скребут, шебаршат карандаши. Учительница ходила между рядами парт и изредка подсказывала, поправляла.
- Алла, а это что у тебя – арбуз?
- Нет, это крыжовник, - скромно ответила Алла Девкина. – У нас его много бывает в огороде, и я его очень люблю. Только он почему-то не всегда сладкий, а больше кислый.
- Ну, хорошо. Красивая у тебя ягода получилась и большая.
- А вы же сами сказали, что нужно крупно нарисовать.
- Да, да, правильно, - Екатерина Васильевна едва сдержала улыбку. – Продолжай, не отвлекайся.
Подойдя к парте, за которой сидел Вовка Евстратов, учительница громко похвалила его:
- Ой, какой красивый чайник! А почему он у тебя красный?
- Так он медный. У нас был такой. Деду Кузе нравился.
Сидевший с Вовкой Сашка Морозов прыснул в кулачок:
-Кузя – медный чайник…
Все громко рассмеялись. И Вовка тоже. Даже учительница не удержалась. Так к Вовке и прилипло это непонятное прозвище: Кузя – медный чайник.
Работа над новогодними игрушками продолжалась до конца урока. Как и обещала Екатерина Васильевна, лучшие игрушки, а их оказалось подавляющее большинство, были собраны в отдельную коробку. Потом, немного подумав, положили в коробку и все остальные игрушки, решив, что и они пригодятся. Хотя бы для украшения ёлки на главной площади посёлка, которая находилась рядом со школой.
Наступили зимние, или как их радостно называют сами школьники – новогодние каникулы. Это были самые весёлые и долгожданные каникулы. Даже для первоклашек, для которых всё в этой школе, в этой жизни было в первый раз.
В период новогодних каникул школу было трудно узнать. Её классы и коридоры стали нарядными и красивыми, украшенными всевозможными бусами, гирляндами, игрушками, картинками, большинство из которых было сделано руками самих школьников. Где-то среди всей этой праздничной пестроты были и работы первоклашек.
Зайдя в школьный коридор, ты словно бы попадал в сказку. Сверху опускался пушистый снег, в котором, только приглядевшись можно было узнать белоснежную вату. Повсюду вперемежку со снежинка-ми красовались пышные гирлянды и разноцветные бусы. В простенках были развешаны «портреты» сказочных героев. А в уголке стояла «настоящая» избушка на куриных ножках, над окошком которой крупно было написано: «ПОДАРКИ».
Резвясь и играя, ребятишки нет-нет да и хвастались друг перед другом: «А вон мой мячик висит, а это моя машинка, а эту матрёшку я нарисовал…»
Отгремел новогодний бал у старшеклассников, да и средние классы уже робко и несмело провели свой самостоятельный бал. Настала очередь новогодних утренников для младших классов. Для первоклашек – впервые в школьных стенах. Все они находились в ожидании чего-то радостного и загадочного. Конечно же, большинство ребят в своей пока ещё короткой жизни уже неоднократно были на утренниках, проводимых для них в детском саду или на работе родителей. И, конечно же, большинство из них уже знали, что Дед Мороз – это вовсе не Дед Мороз, а преподаватель физкультуры Сергей Павлович. Но, как хотелось верить в чудо! Как хотелось радоваться, веселиться и получать подарки, так сильно пахнущие мандаринами, яблоками и шоколадными конфетами.
Первый новогодний утренник! Пока под строгим наблюдением родителей, в глазах которых светилось нисколько не меньше радости, чем в глазах их дорогих чад. Красавица ёлка украшенная, увешанная игрушками, серебристым дождём и электрическими гирляндами… Песни, пляски, хороводы вокруг ёлки под музыку баяна, не замолкающего в руках настоящего виртуоза, учителя Николая Александровича Успенского. Большинство первоклашек одето в новогодние костюмы и маски, а у кого костюмов нет, просто нарядно, празднично одеты.
Веселье продолжалось не один час. Разгорячённые от игр и беготни ребятишки и не собирались расходиться по домам. Но иного мнения были взрослые, уставшие от шума и гама. У всех у них были какие-то свои взрослые проблемы, решение которых, разумеется, не терпело отлагательств.
- Юрка, давай заканчивай, идём домой, - схватил пробегавшего сына за руку отец.
- Ну, пап, ну ещё немножечко… Никто ведь пока не уходит…
- Как это не уходит? Ты посмотри: и Саша Петров собирается, и Серёжа. Хватит уже, набесились. Да и Дед Мороз отдыхают со Снегурочкой.
- Ну, пап. Ведь ёлки теперь целый год не будет!
- А вот тут ты сынок ошибаешься. Завтра мы с тобой на Метелёв Лог поедем, на лошадке. Нас туда в школу тётя Зоя Калинина, Алина мама пригласила, на новогодний праздник. Тебя и Алю. У Али папа завтра работает, вот я вас и повезу.
- Ур-ра! – радостно завопил Юрка. – Можно я Але это расскажу?
Так они с папой уже ушли. Отдыхать перед поездкой надо. Тебе, кстати, тоже.
На следующий день с раннего утра Юрка был уже на ногах и донимал мать одним вопросом:
- Мама, когда папа приедет?
- Когда надо, тогда и приедет! – следовало в ответ. – Иди ещё поспи немного.
Но какой уж там сон, когда все мысли были о предстоящей поездке. Юрка крутился возле окна и пытался ногтем процарапать дырочку во льду, сплошь покрывающему оконное стекло. Наконец, в десять часов утра скрипнула дверь, и вошли Юркин отец и Аля Калинина.
- Проходи, Аля, проходи. Обогрейся немного.
- Здравствуйте! А я не замёрзла.
- Ну, всё равно проходи. Молочка хочешь?
- Нет, я дома покушала.
- Ну, хорошо, тогда иди вон с Юркой нашу ёлочку посмотри.
А посмотреть было на что. Юркин отец каждый год привозил из леса для своих ребятишек большую ёлку. Наряжали её обычно всей семьёй и не только игрушками. Юркина мама выпекала печенье в виде разных фигурок, которое развешивалось на ёлке. Туда же из буфета перекочёвывали и конфеты, и орехи, завёрнутые в золотинку. Получалось очень красиво и… вкусно.
Аля долго восхищённо ходила вокруг ёлки, трогала пальчиками игрушки
- А у тебя дома есть ёлка? – поинтересовался Юрка.
- Есть. Только у нас ёлочка маленькая.
- А у нас во какая! Огромная…
Вошёл Юркин отец.
- Ты девочку-то угостил?
- Ой, а я и забыл, - спохватился Юрка.
Он достал из-под ёлки кулёк, положенный туда по подсказке отца, и вручил его Але.
- Спасибо, - тихо поблагодарила девочка.
- Так, а не пора ли нам в путь? – весело поинтересовался отец. – Дорога неблизкая, да ещё снег разошёлся. Давайте, ребятки, поторопимся.
Вышли из дома. У ворот стояла лошадка, запряжённая в сани с плетёным коробом. В коробе на сене был расстелен большой тулуп.
- Ну-ка, прыгайте в короб!
Повторять не пришлось. Юрка и Аля быстро вскарабкались и уселись подобнее. Юркин отец закутал их в тулуп,  оставив только щелки для глаз.
- Как вам там, тепло?
- Даже жарко.
- Ничего, это пока. Поедем, так ветерок со снегом задувать будут. Ну, всё, поехали!
Дорога до Метелёва Лога пролегала через лес, а кое-где по льду замёрзшей реки. Юрка и Аля с любопытством разглядывали зимний лес. Деревья здесь все были в снегу, не так как в посёлке. Да ещё с неба падал и падал пушистый снег. Настоящая сказка.
- Папа, а волки здесь есть?
- Наверно есть.
- А они на нас не нападут? – не унимался Юрка.
- Не нападут, - успокоил сына отец. – Мы их хлыстом… А что это Алю не слышно стало?
- Так спит она, пригрелась.
- Вот и ты бы поспал.
- Не, я лучше на лес посмотрю…
Какое-то время ехали молча. Вдруг отец громко крикнул:
- Вон он! Смотри! Эк как петляет!
- Кто? Где? – не понял Юрка.
- Да заяц! Вон смотри, к лесу скачет.
- Ага, вижу…
Действительно, выбрасывая далеко вперёд свои длинные задние лапы, и оставляя след на только что выпавшем снегу, к лесу петляя мчался заяц. Он бежал так быстро, что сзади за ним образовалось небольшое снежное облачко. Юрка с интересом наблюдал за зайцем и даже попытался немного присвистнуть ему вслед, но свист получился каким-то тихим, смешным. Юрка глянул на спящую Алю – не слышала ли она его богатырский «посвист». Но Аля безмятежно спала.
Больше в дороге ничего интересного не произошло. Да и в метелёвской школе ему не понравилось: маленькая какая-то, украшена слабо, учеников немного и все малолетки.
«Нет, у нас в школе гораздо веселее и интереснее, - подумал Юрка про себя. - Ну, хоть подарок дали и то ладно».


Рецензии