Ч. 3Любовь прекрасного пола обходилась в полтинник

Предыдущая страница     http://www.proza.ru/2017/11/19/894

Сейчас многие историки вновь возвращаются к тем далёким событиям. Историческая наука в России всегда обслуживала власти предержащие. Подули новые ветры – снова стали искать врагов вблизи и за океаном, чтобы списать на них собственную бездарность за внутренние неудачи.

Безуспешные поиски отыскать какую-нибудь новую идеологию теми, кто сами ни во что не верят, привели к давно забытому старому. Исторические исследования  девятнадцатого века принялись переиздавать с предисловиями, воспевающими царизм и  оправдывающими его захватнические войны.

Как грибы после дождя, стали появляться памятники царям, которых презирали даже их современники. В «Бессмертном полку», где люди несли портреты ветеранов, ставших на защиту страны в её роковой час, некая государственная дама маршировала с портретом Николая II. При этом у неё было такое же выражение лица, как у Андрея Миронова в кинофильме «Бриллиантовая рука», когда он увидел мальчика, идущего по воде.

Создаётся впечатление, что историческая наука развивается у нас не по спирали, а по кругу. Вновь вокруг одни враги. Прочитал в книге одного отставного российского адмирала: «В настоящее время и в обозримом будущем планировать морскую операцию по овладению Проливной зоной нет никакого смысла и никакой необходимости».

Слава Богу, утешил! Будем надеяться, что новой войны с Турцией не случится. То, о чём я пишу, не очередная попытка изложить историю Крымской войны. О ней за минувшие полтора столетия исписаны тонны бумаги. Это лишь попытка изложить  свою точку зрения на отдельные события давно минувшего времени, связанные с прекрасным городом моего детства и юности.

Если почитать газеты и журналы середины XIX века, станет очевидным, что идеологическая обработка населения европейских стран проводилась весьма успешно. Солдаты и офицеры, отправлявшиеся на войну с Россией, испытывали патриотический подъём. Николая I изображали в виде отвратительного медведя, окружённого виселицами.

Не дремала и русская пресса, убеждая читателей, что речь идёт о защите самого святого – православной веры и христиан, подданных турецкого султана. Вот только в России, по сравнению с западными странами, прессу читало ничтожное число людей.
Лишь часть российского населения, неравномерно распределённого по огромной территории, имела, в лучшем случае, смутное представление о происходящем, а основная масса вообще не имела никакого.

Вспомним «Грозу» Александра Николаевича Островского, где «эрудиты» знали, что в Персии правит «Махнут персидский», а в Турции – «Махнут турецкий». Впрочем, среди простого люда и таких эрудитов насчитывались единицы.

От населения в России ничего не зависело. Оно состояло в наиболее густонаселённой европейской части в основном из крепостных крестьян, у которых голова была занята проблемой, как прокормить семью и самим не умереть с голода. А за тонкий слой образованных людей в России всегда решала небольшая группа высших чиновников во главе с очередным царём.

Николай I после венгерского похода, когда на подавление слабых сил восставшего венгерского населения он направил в Карпаты 4-й пехотный корпус со всей артиллерией и конницей, проникся уверенностью, что самая многочисленная в Европе армия решит все международные проблемы.

Он отмахнулся от осторожного замечания генерала Александра Егоровича Тимашева, что русская армия имеет очень плохое вооружение. «Задавим количеством», - считал царь.

Боевые действия начались вторжением русских войск в Дунайские княжества. «Война «малой кровью и на чужой территории», как выразился когда-то красный маршал Клим Ворошилов.

Великих побед там не одержали. Боевые потери составили свыше трёх тысяч человек, но ещё больше солдат умерли от тифа, лихорадок и цинги.

После ультиматума, предъявленного Австрией, пришлось срочно вернуться в родные края. Правда, вернулись не с пустыми руками, а с «трофеем»: девять тысяч человек, целая дивизия, оказались заражёнными сифилисом после общения с приветливыми местными жительницами, очень обрадовавшимися  нежданным кавалерам.

Соблазнила дешевизна. Напиться в стельку стоило несколько копеек, а любовь прекрасного пола обходилась в полтинник, в результате которой сифилис получали гарантированно.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/11/21/725


Рецензии
Совсем не боевые подробности войны. Но они важнее тех докладов о победах, которые писались царю.

Муса Галимов   13.11.2021 08:09     Заявить о нарушении
Спасибо!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   13.11.2021 13:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.