Орловский Бахтина кадетский корпус

Державной волей Николая
основан мрачный монастырь.
Вершины в небо простирая,
стоит он, словно богатырь
Но в нем не иноки святые
и ни монахини живут,
тот монастырь по всей России
кадетским корпусом Зовут.
Из кадетского стихотворения

Основоположником кадетского течения в Российской империи стал Петр I. В 1698 году под его руководством заработала «Школа цифири и землемерия», в 1701-м, была создана школа математических и навигацких наук, а вскоре на их основе стали появляться кадетские корпуса. Их роль в истории России, переоценить сложно. Конечно же, не все выпускники кадетских корпусов выбрали для себя военное дело, многие из них внесли свой вклад в отечественное искусство, науку и культуру.

Исторический факт - Фельдмаршал Михаил Кутузов, адмиралы Федор Ушаков и Иван Крузенштерн, конструктор первого самолета контр-адмирал Александр Можайский, летчик Петр Нестеров (первый в мире выполнивший «мертвую петлю»), знаменитый путешественник Николай Прежевальский, великие композиторы Николай Римский-Корсаков, Александр Скрябин, Сергей Рахманинов – все они в разное время были кадетами Российской Империи. Список имен впечатляет, не правда ли?!

Любопытен и тот факт, что и в нашем городе действовал кадетский корпус, Орловский Бахтина кадетский корпус. Первоначально, его строительство было намечено в Туле, там уже велись подготовительные работы на основе существующего Дворянского военного училища. Но, как это часто бывает, вмешался случай. Точнее даже сказать не случай, а Михаил Петрович Бахтин орловский помещик, полковник в отставке. Именно он обратился к Николаю I предложив учредить кадетский корпус в Орле. Для этой цели Бахтин пожертвовал полтора миллиона рублей, добавив к этому вкладу ещё и имение в 2700 душ крепостных крестьян «мужеского полу». Приняв предложение и дар М.П. Бахтина, Николай I в личном письме поблагодарил дарителя, а также известил его о награждении орденом Св. Владимира 2-й степени, присвоении звания генерал-майора с оставлением вне службы и повелел впредь вновь создаваемый корпус именовать «Бахтинским». К сожалению открытие корпуса его основатель не увидел, он скончался в 1838 г. Здание строили семь лет и 19 декабря 1843 г. корпус был освящен и открыт, и это стало большим событием для города. Зато еще при жизни М.П. Бахтина, в 1836 году, Санкт-Петербургским монетным двором была выпущена золотая медаль. На одной стороне надпись: "За благотворение юношеству", а на лицевой стороне рельефный портрет М. П. Бахтина и выгравировано его имя. Такой чести были удостоены немногие.

Но, давайте вернемся ко времени, когда корпус только создавался. Для его строительства был приобретён обширный участок городской земли у графа С.М. Каменского, сына фельдмаршала М.Ф. Каменского на углу Верхне-Дворянской улицы и Свербеевского переулка, сегодня это Октябрьская и Пионерская улицы. В 1837 г. состоялась торжественная церемония закладки основного здания. На церемонии присутствовал цесаревич - будущий император Александр II, в то время путешествовавший по России. Четырехэтажное здание корпуса в плане представляло букву «Н» и являлось самым крупным в городе. Архитекторы Родомский и Тибо – Бриньоль приложили немало усилий для улучшения и внешнего вида корпуса и его интерьеров. В 1842 г. во время посещения Орла Николай I, осмотрев развернутое строительство, распорядился высадить вокруг корпуса липы, оставив место для корпусного плаца.

Учебное заведение было рассчитано на 500 человек, учебный курс - на шесть лет. В корпусе было сформировано пять рот, при этом четыре роты располагались на территории Орловского Бахтина кадетского корпуса, а 5я рота, неранжированная, в Тульском корпусе. В каждой роте положено было содержать 75 казенных и 25 своекоштных воспитанников с платою по 600 рублей ассигнаций за каждого в год. Кроме этого, в кадетском корпусе действовал, так называемый приготовительный класс, в котором новобранцев готовили к поступлению в кадеты. Мальчики должны были показать свое умение читать и писать, а также знать четыре правила арифметики.

Кто мог учиться в кадетском корпусе? Дети из потомственных дворянских семей, в их числе и дети офицеров, принятых на службу в корпус. В кадетском корпусе учились не только православные, был в корпусе и законоучитель римско-католического вероисповедания.
Многим позже, в начале XX века, в корпусе учились дети из семей военных, средних дворянских и помещичьих кругов. Встречались и дети более высокостоящих родителей, носившие известные фамилии и имевшие иногда звание «пажей», но это были единичные случаи. Возникает вопрос, как же учились вместе дети столь разные в социальном статусе? Вы не поверите, но в Орловском Бахтина кадетском корпусе сословные различия не играли никакой роли ни в глазах корпусного начальства, ни в глазах самих кадет. Условия были равными для всех: и для бедных, и для богатых, для известных и простых обывателей.

Стоит отметить, что в орловском Бахтина кадетском корпусе были созданы все необходимые условия для учебы кадет: имелись учебные кабинеты, гимнастический зал, столовая, собственная пекарня, производственные мастерские для занятия кадет, лазарет. Библиотека располагала антикварными изданиями, поступившими в корпус в качестве дара от благодарных жителей Орловской и близлежащих губерний.

Все классы были распределены по трем «возрастам»: 1-й и 2-ой классы, плюс 2-ое отделение 3-го, составляли 1-й младший возраст. 1-ое отделение 3-го класса, 4-й и 5-й классы - 2-ой средний возраст, 6-й и 7-й класс входили в 3-й старший возраст.

Большое внимание уделялось физической подготовке. Кадеты занимались легкой атлетикой, гимнастикой, фехтованием. Им преподавались танцы, при этом обращалось особое внимание на осанку, умение вести себя в женском обществе на балах и приемах. На уроках ручного труда осваивались столярное, слесарное и другие ремесла.
Нравственное воспитание предполагало привитие кадетам чувства долга, любви к Родине, почтительности к родителям, преданности Императору, уважение к старшим. Кадеты находились под постоянным контролем со стороны ротных командиров, которые вели на каждого из воспитанников специальную аттестационную тетрадь, куда заносились все поощрения и проступки кадет.

Справедливо сказать, что правила, установленные в кадетском корпусе, соблюдались неукоснительно. Все, что кадеты привозили из дома и получали от родителей по почте, они обязаны были сдавать на хранение воспитателю, который в особой тетради вел личный счет поступлений и расходов каждого воспитанника. Лишь в воскресенье и праздничные дни можно было покупать сладости. Выдача денег для покупок производилась из расчета 30 копеек на человека за один раз. Курить в корпусе было запрещено, правда в старших классах на это смотрели снисходительно, а потому и курильщики были не редкость.

Строгие требования предъявлялись и к внешнему виду кадет. Стригли в корпусе под машинку, прическа «бобрик» разрешалась лишь в 6—7х классах. Металлические золотистого цвета с гербом пуговицы должны были всегда блестеть, для этого использовали тертый кирпич и специальные дощечки с прорезью, так называемые «гербовки». Брюки носились навыпуск. «Смазные» сапоги — походная форма (брюки в сапогах). Кадеты первой роты при увольнении в город носили в чехле на поясе слева сзади граненый штык русской винтовки.

Не менее строг был и распорядок дня кадетов. Подъем производился в 6.00 по сигналу трубой, или барабаном. Затем в каждой спальне дежурный звонил в звонок. Встававшие воспитанники должны были вначале почистить сапоги и платье, а затем по плану шел утренний туалет. В 6.45 подавался новый сигнал, воспитанники выстраивались в своих коридорах на молитву, после которой дежурный по «возрасту», военный воспитатель, отводил всех в общую столовую. На завтрак обычно был чай, его разливал по кружкам старший по столу. К чаю каждый получал так называемую французскую булку, размером в 3-х-копеечную монету. Эти булки выпекались в корпусе. После чая, воспитанники отводились строем в классные коридоры. С 7.15 начиналась подготовка к урокам. Сами уроки начинались в 8.00 часов. Длился урок один час, после - 10-минутная перемена. До второго завтрака было три урока, Большая перемена, второй завтрак 11.30 - 12.30 Второй завтрак состоял из котлеты, положенной на кусок хлеба, и разносился на блюдах по классам. Иногда давали пироги с мясом или капустой. Далее с 12.30 до 15.00 снова уроки. Строевые занятия, гимнастика, танцы проводились с 15.00 до 16.00. В 16.00 кадет отводили строем в столовую на обед. Перед обедом и после него кадеты пели молитву. На обед было всегда два блюда, по воскресеньям и праздникам - три (на третье был обыкновенно слоеный пирог с вареньем, посыпанный мелким сахаром. В царские дни давали еще по пакету карамели. Свободное время 16.30 - 18.00. В это время кадеты могли гулять на своих плацах, некоторые кадеты брали уроки музыки. Приготовление уроков начиналось в 18.00 и продолжалось до вечернего чая в 20.00 Далее, немного свободного времени, вечерний туалет и отбой в 22.00. Как видите, день расписан буквально по минутам.

Наследник цесаревич Александр Николаевич, посетивший корпус в сентябре 1845 г., сравнил порядок и чистоту в корпусе с теми, которые могут быть «только во дворце». В сентябре 1847 г. корпус посетил Николай I, который выразил благодарность директору за образцовый порядок, созданный в корпусе с первых дней его существования.

Вы скажете, что при таком строгом распорядке кадетам и отдохнуть то некогда было! Это вовсе не так. На Рождественские праздники кадет распускали 20—22 декабря, в зависимости от того, на какое число приходилось воскресенье. Возвращались кадеты в корпус 7—8 января. На Пасху увольняли обыкновенно в Страстную среду до Фомина воскресенья включительно. Во время Рождественских праздников в корпусе устраивались вечера и концерты, кадет водили в театр. Начальство всячески заботилось о досуге кадет. По царским дням тоже устраивались выходы в театр, балы и концерты. В летнее время кадеты, не уехавшие на каникулы домой, могли с пользой для здоровья проводить летнее время в летнем лагере "Ботаника", располагавшемся на южной окраине города, недалеко от современного парка "Ботаника". Под руководством воспитателей они совершали пешеходные экскурсии, походы по окрестностям города, поездки по городам России с посещением музеев, мест боевой славы Российской армии и других достопримечательностей. Такие поездки расширяли кругозор воспитанников. Поощрялось фотографирование, с лучших снимков делались диапозитивы, которые потом демонстрировались кадетам. Так же кадетами делались зарисовки и акварели. В Орловском областном краеведческом музее сохранились кадетские некоторые рисунки и описания выставок, устраивавшихся в корпусе.

Первый выпуск корпуса состоялся в 1849 г., 35 выпускников были направлены в Дворянский полк, который они успешно окончили. В сентябре 1850 г. корпус вновь посетил Император. Учебное заведение было признано лучшим из российских кадетских корпусов.
Здание ОБКК простояло ровно 100 лет. В 1943 г., во время Великой Отечественной войны, немцы, уходя из города, взорвали здание, и оно было разобрано. Однако, в мае 1843 г. последовало Высочайшее повеление об открытии корпуса 6 декабря того же года. Здание было восстановлено, но это уже был далеко не первоначальный вариант.

До настоящего времени дошли лишь два здания: дом директоров корпуса, расположенный на углу улиц Октябрьской и Гуртьева и дом по ул. Гуртьева, 19, в котором сегодня располагается народный музей Орловского бронетанкового училища. Немного печально, но неизбежно. Однажды и мы канем лета истории. Вот и Бахтина кадетский корпус существует теперь в музейных архивах, в сохранившихся фотографиях кадетов и преподавателей их воспоминаниях о годах, проведенных в легендарной Бахтинке.

по материалам статьи: В.А. ГУРКОВСКИЙ, г. Москва «Кадетские корпуса Российской Империи», 170 ЛЕТ ОБКК.


Рецензии