Ограниченная цивилизация

“Настанет день, кто-нибудь придет с душой ради прекрасных вещей.  Может быть даст нам свого рода ОГРАНИЧЕННУЮ цивилизацию, такой ее тип, который позволит жить в мире.” 
                - Рэй Брэдбери, “Улыбка”

"Бывает время, что даже вовсе не следует говорить о высоком и прекрасном, не показавши тут  же  ясно,  как день, путей и дорог к нему для всякого."
                - Николай Гоголь   



Недавно на аукционе Сотби был продан шедевр Леонардо за невероятную сумму в 450  млн долларов.  [1]  Для меня эта сумма равноценна бесконечности,  и доказывает только то, что картина бесценна.  Не знаю, какой был мотив у анонимного покупателя,  но хотелось бы верить, что он, или она, купили картину, чтобы спасти ее для будущего.

То, что нам придется пройти, по выражению Робинсона Джефферса,  через "новое темное средневековье, пятьсот лет зимы и склепы для жизни", нет никакого сомнения. При этом возникает вопрос: "Что с собой взять?"

В этой связи, я подумал еще об одном шедевре Леонардо, «Моне Лизе», шедевре,  который гипнотизирует человечество на протяжении многих веков и который  опять  пробудил мое воображение после чтения  рассказа Рэя Брэдбери «Улыбка». [2]   Эта история любопытным образом пересекается с моим утопическим видением будущего, построенном на понятии Элегантной Простоты [3].   Я в особенности был обрадован понятием «ограниченной цивилизации», которое нашел в рассказе Брэдбери и которое так  точно вписывается в мое видение будущего.

Фабула рассказа следующая.   Сцена разворачивается в далеком пост-апокалиптическом будущем, когда “ города в мусоре, дороги в воронках от бомб, а половина полей светится от радиоактивности по ночам ”.  (Похоже на современную Украину ?)  Но поражает больше всего в рассказе причина, по которой люди попали в такую ситуацию: “Во всем виновата ненависть. Ненависть по отношению ко всему Прошлому… ты ненавидишь все, что тебя довело до такого состояния”.  В результате, у голодных людей ‘с подведенными кишками”  не осталось ничего, кроме фестивалей.  И фестивали посвящены разрушению Прошлого:  книги сжигаются,  машины разбиваются,  картины рвутся,  и т.д.   Приходит время для коллективного оплевывания “Моны Лизы”.  Но мальчик, стоящий в очереди желающих плюнуть на картину, неожиданно влюбляется в ее улыбку и старается спасти ее от разрушения.  Он уносит с собой кусочек картины с нарисованной улыбкой и она продолжает жить дальше, уже независимо от него.   

В этом смысл истории.   Как замечает один из персонажей рассказа,  “Настанет день, кто-нибудь придет  с душой  ради прекрасных вещей.  Может быть даст нам свого рода ОГРАНИЧЕННУЮ цивилизацию, такой ее тип, который позволит жить в мире”.  И это очень перекликается с Элегантной Простотой [3].

Поэтому, наряду с усилиями по сохранению дикой природы, и видов, которым угрожает вымирание, следует начать строить ограниченную цивилизацию.  Не разрушать прекрасные вещи, как это происходит в рассказе Брэдбери, но, напротив,  спасать их от распада или разрушения под давленим нынешней, уже распадающейся, цивилизации.  Это ставит перед нами дилемму выбора  “правильных’ вещей.   Со своей стороны, я вижу, что надо спасать прежде всего работы великих (и не очень) мастеров, музыку, поэзию, произведения искусства, книги - все, что вдохновляет и возвышает душу. (И не говорите мне, что не понимаете, что я имею в виду).  Далее, мы должны остановить всю ненужную работу,  и чем раньше, тем лучше.   По мнению Толстого, 99 % того, что делается людьми, бесполезно, если не вредно.  Переходить к ручному художественному труду.  Избегать и бойкотировать машины.  И улыбаться, отправляя их под пресс.
 
Это может быть началом Великой ограниченной цивилизации.



[1] [2] http://www.proza.ru/2017/11/19/146
[3]http://www.proza.ru/2016/10/13/1465


Рецензии